жением относились к своим соперникам. Металлурги успешно выступали на городских и областных соревнованиях. Альберту Светланову был присвоен первый спортивный разряд, Николаю Любезнову и Марии Орешкиной — второй. Многие гонщики выполнили нормы третьего спортивного разряда. После IV съезда добровольного Общества и XIII съезда комсомола еще дружнее, целеустремленнее стали работать комитеты ДОСААФи ВЛКСМ. На заводе были созданы десятки новых курсов, кружков, секций, где рабочие овладевают техническими знаниями, повышают спортивное мастерство по военно-прикладным видам спорта. Члены комитетов постоянно контролируют состояние оборонно-массовой работы в цеховых организациях, оказывают им помощь. На совместных заседаниях комитетов ДОСААФи ВЛКСМ секретари цеховых комсомольских бю ро В. Никитин, В. Табаков, В. Яловой рассказали о том, как молодежь при активном участии цеховых организаций ДОСААФ научилась стрелять из малокалиберных винтовок, оказывать первую медицинскую помощь, освоила программу ПВО, учится управлять автомобилем и мотоциклом. Деятельно готовились на «Красном Октябре» к спартакиаде по военно-прикладным видам спорта, посвященной 40-летию (ВЛКСМ. Совместные действия комсомольских вожаков и активистов ДОСААФ , избранных в заводской и цеховые оргкомитеты, еще больше укрепили связи двух организаций, способствовали новому подъему оборонно-массовой работы. И вот над стадионом металлургов взвился флаг спартакиады. Мотоциклисты «Красного Октября» приняли участие во всех мотосоревнованиях, посвященных 40-летию комсомола. К славному юбилею сотни юношей и девушек завода овладели различными техническими специальностями. Из них 1300 человек окончили курсы и получили удостоверение водителей 3-го класса и шоферов-любителей, 300 молодых металлургов научились управлять мотоциклом, у многих на груди поблескивают разрядные значки. Эти успехи — результат совместной работы двух комитетов: Д ОСААФи ВЛКСМ. Д. ДЕМИН, секретарь заводского комитета Сталинград. ВЛКСМ.ОНИ СТРОЯТ СУМГАИТГородом химии называют в Азербайджане Сумгаит. Центр азербайджанской химической промышленности сооружает весь Советский Союз. Из Белоруссии и Украины, Армении и Грузии, из холодной Сибири и солнечного Узбекистана приехали сюда молодые строители. Это они построили замечательные дома, проложили магистрали к улицы, посадили деревья. Их руками создан один из крупнейших в стране трубопрокатных заводов, вступили в строй первая очередь гигантского комбината синтетического каучука и много других предприятий. Ко дню 40-летия Ленинского комсомола молодые сумгаитцы внесли в комсомольскую копилку 1,4 миллиона рублей. Немало труда в строительство вложили и молодые шоферы. О некоторых из них мы и хотим рассказать.ПАРЕНЬ ИЗ СЕЛЕНИЯ ХУРДАЛАКак обычно, рано утром, когда машины выезжали на линию, начальник гаража Хабиб Атасиев придирчиво оглядывал каждый грузовик. Шоферы знали об этом и старались побыстрее «проскочить» в ворота — не раз опытный глаз начальника замечал самые скрытые неисправности. И только один грузовик никак не мог развернуться в тесном дворе. Он неуклюже тыкался радиатором в длинную шеренгу автомобилей, сдавал назад и снова места оказывалось мало. — Как бы этот новичок нам машину не разбил. Может быть, не выпускать его? — забеспокоился начальник гаража. в этот день в свой первый рейс выезжал выпускник курсов ДОСААФ комсомолец Адыгезал Парваз оглы. Что и говорить: одно дело было ездить с инструктором, а другое — самостоятельно работать. От волнения Адыгезал вспотел, руки с трудом справлялись с рулевым колесом. И кто знает, что было бы дальше, если бы не заступились за Адыгезала сразу двое —механик Дмитрий Шевченко и комсорг гаража Геннадий Гордеев: — Будет, будет из него шофер. в тот памятный первый день Адыгезал больше всего боялся как бы не сбылись опасения начальника гаража. Он еще не привык к машине, не изучил ее повадок и «характера». К вечеру он приехал домой совершенно разбитым, болела спина, ноги даже во сне продолжали двигаться, словно нажимали на педали. Но так было лишь первые дни. Вскоре Адыгезал освоился. Его ГАЗ-51 можно было видеть около корпусов строящегося алюминиевого завода, и на «СК» — так в Сумгаите называют комбинат синтетического каучука, — и около поднимающихся к небу жилых домов. — Не забудь, Адыгезал. сорг Геннадий Гордеев. сегодняЭто было замечательно: видеть, как груз, который ты привозишь, тут же идет в дело. Оконные рамы, прямо с платформы поднятые краном, уже через час стояли в проемах; трубы укладывались в землю; тяжелые бетонные плиты оказывались потолком нового цеха. Было радостно ехать мимо готовых цехов и вспоминать: вот сюда я привозил кирпич, и теперь он лежит в стенах; сюда — электрический кабель, и в окнах уже горит свет; сюда—толстые листы металла, которыми сейчас обшиты стены цехов алюминиевого завода. Однажды Адыгезал встретил нескольких своих сверстников-земляков. Когдато они вместе учились в школе, вступали в комсомол. Теперь многие из них так же, как Адыгезал, работают в Сумгаите. Друзья вспомнили то время, когда пришла пора выбирать профессию, определять свой путь в жизни. Много разных путей было открыто ребятам из селения Хурдала. Рядом шло строительство нового города, там нужны были рабочие всех специальностей. Адыгезала с детства тянуло к автомобилям, ему нравились эти сильные, полезные машины, властно вошедшие в жизнь людей. Как раз в эти дни, вернувшись с работы, старший брат Дарья рассказал, что в соседнем селении Бинагады ДОСААФ организует курсы водителей. Это и решило судьбу Адыгезала. К тому времени, когда он впервые выжал педаль сцепления и слегка дрожащей рукой включил передачу, автомобиль уже не казался ему непостижимо сложным, он энал о нем многое. Но когда машина сдвинулась с места и пошла, набирая скорость, по неширокой улице селения, это показалось чудом. Да, автомобиль слушался юношу. Но уже через несколько дней после поступления в гараж Адыгезал понял, что этособрание, — напоминает ком-. »,„.,»Фото В. РАЗИНА.ЧИТАТЕЛИ о .ЭТО ПОМОЖЕТ В РАБОТЕВ процессе эксплуатации азтомобиля шоферу бывает нелегко поддерживать наивыгоднейший температурный режим двигателя. Мне кажется, что автомобили всех типов должны выпускаться с автоматически регулируемыми жалюзи. Конечно, для этого придется частично пересмотреть их конструкцию. Жалюзи должны открываться очень легко, чтобы это могли делать специальные приборы. Такое устройство намного увеличит срок службы автомобилей. Н. НИКУЛИН. Курганская обл.комсомользкое го мало. Надо было так изучить машину, чтобы стали понятны все внутренние «болезни» автомобиля, научиться «лечить» их. Не раз в первые дни работы Адыгезал часами топтался около закапризничавшего грузовика, пока ктонибудь из опытных шоферов не помогал пустить, наконец, машину в ход. Но как говорится, «терпение и труд — все перетрут». Вскоре Адыгезал уже не терялся от всякой неисправности: он знал, что делать. Постепенно стал приобретаться опыт, тот самый опыт, который помогает шоферу не только водить автомобиль, но и всегда содержать его в хорошем состоянии. А ведь в конечном итоге это и определяет успех всей работы шофера. Когда в День молодежи в гараже узнали, что Адыгезал отмечен как один из лучших шоферов, никто не удивился. Теперь уже не только комсорг и механик, но и все в гараже знал и — Адыгезал станет настоящим шофером. АВТОМОБИЛЬ № 11—69 К вечеру со всех концов юного Сумгаита съезжаются к гаражам запыленные автомобили. 8 это время наиболее оживленно около мойки. Нелегко смыть с машины прикипевшую за день грязь. Сильная струя воды из шланга проявляет на серых от пыли бортах четкий номер 11—69. Этот ЗИЛ-150 водит Геннадий Гордеев. Он и сам здесь. Раздевшись, Геннадий старается «достать» струей самые укромные уголки автомобиля. Это не всегда удается, и тогда приходится лезть под машину с ведром и тряпкой. — Нажимай, комсомол! — подгоняют приятели. — Домой пора... Приняв путевой лист, диспетчер Сатиб Рызаев бегло просматривает записи маршрутов, прикидывает дневную выработку. — Ничего, Гордеев, подходяще поработал... Комсорг гаража шофер Геннадий Гордеев на четыре года старше Адыгезала. И родился Геннадий далеко от Азербайджана, в заснеженном уральском городе Ирбите, знаменитом до резолюции большой ярмаркой, а в наше время — огромным мотоциклетным заводом. Но обоих роднит любовь к своей профессии, страстное желание вложить сзой труд в общее дело. 1 комитете комсомола лежит приказ В начальника транспортной конторы треста «Закпромстрой» — организации, сооружающей почти все предприятия Сумгаита, да и сам город. В этом приказе начальник конторы называет имена лучших шоферов-комсомольцев. Вместе с <Адыгезалом Парвазом оглы отмечен и Геннадий Гордеев. Иногда бывает трудно понять, почему человек выбрал в жизни именно эту профессию, ставшую любимой, основным делом жизни. Геннадий Гордеев в детстве мечтал стать моряком. Вместе с приятелем он бежал из детского дома в школу юнг. Путь в море окончился в детской комнате Севастопольской милиции, где ребятам объяснили, что на свете, кроме профессии моряк-?, есть еще много увлекательных и интересных дел. Геннадий стал учеником шофера в одном из совхозов Крыма. Мы отсчитываем обычно стаж работы с того времени, когда выдан диплом,присвоен разряд, получены шоферские права. Гордеев получил права только в 1952 году. Но если говорить по правде, то шофером он себя считает с того дня, когда на пустынной дороге из Джанкоя в Симферополь четырнадцатилетнему пареньку впервые разрешили позести грузовик. А к тому времени, когда Геннадий был послан на курсы шоферов, он уже не только хорошо изучил автомобиль, но познал радость труда, то неповторимое ощущение, что твоя работа сливается с общим делом. Быстро летит время. Не успеешь оглянуться, а детство уже далеко позади — Геннадию пришла повестка из военкомата. Служил он в Прибалтике, а когда пришла пора демобилизации, военный шофер, младший сержант Гордеев задумался. Велика наша страна — куда поехать, с каким городом связать свою жизнь? В эти дни на комсомольских собраниях в части слышались названия гигантских строек. Как раз в те дни попалась Геннадию в руки газета, где рассказывалось о будущем городе Сумгаите. И младший сержант Гордеев решил поехать туда. Когда на работу поступает кто-нибудь из молодых шоферов, механик гаража обычно советует: — Бери пример с Геннадия Гордееза. Некоторые удивлялись — ведь Геннадий тоже молод, в гараже есть шоферы, которые работают не один десяток лет. Почему же механик советовал учиться не у них, а у Геннадия? И лишь потом понимали они, что не только стаж работы делает из неопытного ученика настоящего водителя. Главное — это любить свой труд, свою машину и постоянно учиться. Ведь знания, полученные на курсах, — лишь самое необходимое. В каждой профессии есть свои «секреты», которым не обучают ни на одних курсах. И только тот станет настоящим шофером, кто постигнет эти «секреты», кто овладеет своей профессией до конца. Геннадий вкладывал в работу, как говорится, всю душу. Никто не помнит, чтобы он даже после самого тяжелого рабочего дня бросил в гараже машину грязной, чтобы выехал на линию с любой, даже самой мелкой неисправностью. И сейчас, когда окрестности Сумгаита покрыты прекрасными дорогами, еще есть места, где немудрено, особенно после дождей, посадить грузовик в грязь. Иной шофер газует, рвет машину, так что из-под шин идет дым, а грузовик — ни с места. Геннадий вылезет, обойдет машину, если надо, вывесит колесо на домкрате, подложит доски или камни и тогда уже спокойно выедет из опасного места. Неудивительно, что машина Гордеева всегда в отличном состоянии. А это и есть один из самых важных «секретов» зрелого мастерства, того самого мастерства шофера, которым в совершенстве овладел комсомолец Геннадий Гордеев.ШИРАЛИ АЛИЕВ—ОТЛИЧНЫЙ ШОФЕР•1Собрание было горячим. Кроме обычного разговора о выполнении плана, или, как говорили шоферы, «об итогах и задачах», на повестке дня стоял еще один вопрос — надо было выбрать несколько лучших водителей, которым присваивалось звание «Отличный шофер». На собрании присутствовал представитель ГАИ. И, как это часто бывает в таких случаях, поначалу выяснялись взаимные обиды. — Некоторые говорят, что без нарушений ездить нельзя, — сказал автоинспектор, — а вот есть у вас, например, шофер Ширали Алиев, он ни разу не нарушил правил движения... Этот аргумент заставил примолкнуть даже самых отчаянных крикунов. Действительно, Алиева хорошо знали в гараже. И никто не мог сказать о нем худого слова. Когда перешли к обсуждению кандидатур на присвоение звания «Отличный шоферя, первой была названа фамилия Алиева. С тех пор комсомолец Алиев возит на лобовом стекле яркую табличку с надписью «Отличный шофер», а в кармане — удостоверение общественного инспектора ГАИ. Разные у нас в стране существуют профессии. Есть среди них романтические — водолазы, летчики, работники милиции, пожарники. Ну а шоферы? Романтическая это профессия или нет? Комсомольца Ширали Алиева знают и уважают многие, уважают не за героический подвиг, а за обычный труд, добросовестный и честный. Ведь иногда бывает легче один раз совершить храбрый поступок, чем ежедневно из года в год перевыполнять план, мыть после работы автомобиль, содержать его в отличном состоянии. В этом и заключается романтика будней. IB автотранспортной конторе, где работает Ширали, есть один шофер. При каждом удобном случае он любит говорить: — Я на войне был... Л план еле-еле выполняет на семьдесят процентов, на машину его жалко смотреть — грязная, вся гремит, тормоза, как говорится, на честном слове держатся. У шоферов своя слава, свой подвиг, своя романтика. Вот Алиев делает каждый день вместо девяти 19—20 ездок. А это десятки лишних тонн бете на на стройки комбината синтетического каучука, алюминиевого завода, новых домов. Это значит, что строительство можно окончить досрочно и этим помочь стране стать богаче и сильнее. Еще совсем молод сам Ширали — один из первых строителей Сумгаита, а вот уже приходит новое поколение. Недавно окончил курсы ДОСААФ и поступил в гараж его младший брат Али Атамали. Что ж, кто знает, может быть, и младший брат скоро станет таким же известным и уважаемым человеком, как Ширали Алиев. Иногда после работы в гости к Алиеву в его новый дом приходят друзьяшоферы Сафта Мовсумов, Нариман Джафаров, Шахали Алиев. Все они — земляки, родились и выросли в маленьком селе Перекешкюль, недалеко от Сумгаита. Все они хорошо помнят совсем недавнее время, когда еще не было ни новых строек, ни больших заводов, ни раскидистых деревьев вдоль улиц. Да и самих улиц не было тогда. Они появились с их помощью, при их участии. И все, что есть теперь тут, создано волей народа, волей Коммунистической партии, не только принесшей в Азербайджан новую жизнь, но и вырастившей этих замечательных молодых людей. Р. ВОЛОДИН. Сумгаит.12