А впереди открывались новые перспективы. Начиналась подготовка к Все- > союзной спартакиаде. > ТРЕНЕР-ОБЩЕСТВЕННИЦА В начале зимы 1958 года еще одна группа девушек завода, на котором работает Люся, получила права на вождение мотоцикла. Увидев Климову, знакомые девчата окружили ее. Их интересовали спортивные успехи подруги, организация занятий в клубе и многое другое, связанное с мотоспортом. Людмила подробно рассказывала о работе секции, о ее спортсменах. —- Каждая из вас при желании может стать мотоспортсменкой. Приходите, начнем заниматься, — сказала им на прощание Людмила. Вскоре Марина Щедринова и Зина Ветеркова пришли в клуб. У Людмилы появились новые заботы. Ей поручили проводить занятия с новичками. Спортсменка делала это с присущей ей добросовестностью. Она подробно знакомила девушек со спортивными требованиями, повторяла с ними устройство мотоцикла, учила готовить машины к состязаниям, на местности показывала способы преодоления различных препятствий. Вопросов у девчат было много, и Климова снова и снова разъясняла их, стремясь к тому, чтобы все было ясно и понятно. Так продолжалось месяцами. Но Люся занималась не только с девушками. Когда в клубе приступили к подготовке к спартакиаде, члены бюро мотосекции наметили более широкий план привлечения новых спортсменов. Климовой предложили провести эту работу в первичных организациях ДОСААФ Красногорского района. Людмила побывала в горкоме комсомола и комитетах ДОСААФ, у директоров предприятий. Она беседовала с заводской молодежью, рассказывая имо задачах спартакиады, о мотоспорте. После этого в клуб начали приходить и юноши. Людмила, не считаясь со временем, помогала им овладевать новым для них видом спорта. Не все из них стали спортсменами. Некоторым для этого не хватало терпения и упорства. Но большинство продолжало занятия в секции. Началась спартакиада, и молодые спортсмены, которых обучала Людмила, также были включены в число участников. Трудно сказать, кто из них больше волновался накануне первого кросса — учитель или ученики. Но постоянные тренировки сделали свое дело. Как девушкам, так и многим юношам на первых же состязаниях удалось показать неплохие результаты. Дальнейшее теперь зависело от них самих. Сама Люся не пропускала ни одного соревнования. И именно в этот период товарищи поздравили ее с получением первого спортивного разряда. У Людмилы Климовой есть свои планы на будущее. Комсомолка готовится поступить в институт, намерена и дальше серьезно заниматься мотоциклетным спортом. Но ее друзья уверены ив том, что она по-прежнему будет активной общественницей, горячим пропагандистом спорта смелых и отважных среди молодежи. П. КОТОВ.Счастливого тебестан колхоза «Ленинский П олевой Калачевского района Сталинпуть» градской области напоминал маленький островок, затерявшийся в бескрайнем море хлебов. Ветерок, набегая со стороны Волго-Донского канала, раскачивал стебли пшеницы. Солнце взбиралось все выше и выше. Его лучи съедали росу, скользили по крыше маленького разборного домика, служившего местом отдыха ме ханизаторов. На току, недалеко от домика, работали автопогрузчики, наполняя кузова машин зерном. Вот первый автомобиль, тяжело приседая на ухабах, выехал на дорогу, за ним другой, третий... Председатель колхоза Николай Гаврилович Павленко, Занятый подсчетом ночной выработки механизаторов, казалось, не обращал внимания на то, что делается на току. Но когда под ленту транспортера встал ГАЗ-51, на борту которого белел номер СФ 71-70, Павленко подошел к автомобилю. — Ну, молодая гвардия, держись! — и крепко пожал руку юноше в глубоко надвинутой на лоб кепке. Молодой шофер Федор Низкопоклонный сегодня первый раз вел груженный зерном нового урожая автомобиль в дальний рейс. Поэтому и волновался за него председатель. ...Спидометр отсчитывает километры. Сотни автомобилей, петляя по полевым дорогам, в облаках пыли двигаются к Ляпичевскому зернопункту. Федор внимательно следит за дорогой. Незначительная выемка или бугорок, и он сбавляет скорость, чтобы автомобиль не тряхнуло и зерно не высыпалось. Грузчики в кузове затянули старинную песню про степь широкую. И * Федор невольно вспомнил, как год тому назад он так же, как и они, приезжал в Ляпичево грузчиком. Прошел всего год, а сколько изменений произошло! За это время Федор стал шофером, теперь он отвечает не только за себя, но и за людей, находящихся в кузове, и за машину, и за зерно. А урожай ныне невиданный! Старожилы говорят, что восемьдесят лет не родила так сталинградская земля. Миллионы пудов хлеба предстояло перевезти Федору и его товарищам с полей на приемные пункты. Вот и Ляпичево. Зернопункт, как огромный улей. Шумят моторы транспортеров и автопогрузчиков, снуют люди. Одни автомобили въезжают на весы, другие разгружаются, третьи, набирая скорость, выезжают уже за ворота. Буквально на глазах растут горы янтарного зерна. Маленький паровоз, маневрируя по путям, связывает вагоны с хлебом в длинные составы. Откуда-то издалека донеслось мощное дыхание товарного локомотива. О» все ближе, ближе. Звонкий перестук пробежал по вздрогнувшим вагонам. Протяжный гудок, и состав медленно сдвинулся с места. Хлеб пошел! Пока разгружали зерно, на подножку автомобиля прыгнула девушка в белом халате — односельчанка Федора. Окончив школу, она стала работать лаборанткой в Ляпичевском зернопункте, — Говорят, ты шофером стал? Поздравляю! Гляди — нос не задирай. —- Не бойся, не знаешь что ли нашу семью! Семью Федора действительно хорошо знали в селе Новопетровка. Колхозники, особенно молодые, любили поговорить с его отцом. А Ивану Кирилловичу было о чем рассказать. В годы гражданской войны он оборонял Царицын. Хорошо помнил Иван Кириллович и первые дни коллективизации, когда вместе с другими бедняками вступил в колхоз. Мальчонкой услышал Федор слово «война» и никак не мог понять, почему плакала мать, провожая отца и старшего брата на фронт. Спустя немного времени почта принесла страшную весть: в одном из боев погиб брат. После войны в семью Низкопоклонных снова пришла беда. Играя с мальчишками в партизан, Федор нашел капсюль. Взрыв... С окровавленной рукой Федю принесли в дом. Когда после болезни он вышел на улицу, приятели осторожно притрагивались к тому месту на руке, где когда-то были два пальца. В школе не все предметы давались Федору легко. Бывало, сидит над книжками час, другой. — Федька, хватит зубрить, иди в воротах постой, а то Митька третий гол пропускает! — облокотившись на подоконник, зовет кто-нибудь из приятелей. — Погоди. Задача не выходит. Федору, конечно, очень хотелось побегать с приятелями по зеленому травяному ковру. Но он продолжал сидеть, исписывая решениями задачи ли-6 пути, Федя!Г. РУФАНОВ Фото автора. стки тетради. Так вырабатывались у него воля, упорство, стремление довести до конца начатое дело. Все это пригодилось ему, когда юноша начал работать в колхозе. Был он вначале прицепщиком, потом грузчиком, вместе с другими колхозниками обрабатывал кукурузу, пропалывал бахчи. Федор не делил работу на главную и второстепенную, везде трудился старательно, не зная устали. Колхозники не раз говорили о нем отцу: — Хорошего сына, Иван Кириллович, вырастил. Подмога у тебя надежная. Но Федора тянуло к машинам. Он подолгу смотрел, как работают комбайны, тракторы. Однажды от приехавшего из города шофера стало известно, что в Калаче районный комитет ДОСААФ организовал курсы водителей 3-го класса. С той поры мечта стать шофером не покидала его. А сбылась она гораздо раньше, чем Федор мог предполагать. На одном из собраний колхозники обсуждали постановление ЦК КПСС и Советского правительства о реорганизации МТС. — Настало время готовить своих механизаторов, — сказал в заключение председатель колхоза. — Предлагаю послать для начала одного человека в Калач на досаафовские курсы шоферов. Какие будут мнения? — Федора Низкопоклонного нужно послать. Он парень серьезный. —- Правильно! Других кандидатур не было. Добираясь на попутных машинах до города, Федор беспокоился: «А вдруг медкомиссия забракует?» Но врач, внимательно осмотрев руку, написал: «Годен». После успешной сдачи экзаменов Федору вручили удостоверение шофера 3-го класса. Возвращаясь в колхоз, он несколько раз доставал его из кармана, рассматривал фотографию. — Ну, как, Федор Иванович, дела?— встретил его председатель колхоза. — Знаю, знаю, отец сказывал. Вовремя приехал. Был, понимаешь, тут у нас один гастролер, добил газик да уехал. Заведующий гаражом говорит, что автомобиль можно восстановить. Так вот — приступай к работе. Две недели Федор и заведующий гаражом Петр Сухов, перепачканные в масле, возились с автомобилем. Они перебрали мотор, заменили коленчатый2*вал, вкладыши, выправили вмятины. Не раз недобрым словом вспоминали они «гастролера» — заезжего водителя. — Смотри, — напутствовал Федора заведующий гаражом, когда тот выезжал в первый рейс, — ты у нас свой, колхозный шофер, береги машину. Хорошо было Петру Сухову с его знаниями и опытом говорить «береги машину». А Федору, у которого за спиной всего пятьдесят часов практической езды, выполнить это было нелегко. На курсах его научили управлять автомобилем —• и только. К тому же занятия проводились на хорошей дороге, в присутствии инструктора, который всегда мог помочь, посоветовать. Медленно, по крупицам накапливал Федор те бесценные знания, которые дает только практика. Как-то во время посевной поручили ему возить зерно к сеялкам. А дороги весной коварные, земля сырая, на колеса липнет. Два рейса удачно съездил. Поехал в третий. Д о сеялок примерно с километр осталось, как вдруг мотор заглох. Минут тридцать провозился Федор, пока нашел неполадки, устранил их. Грузовик дернулся раздругой — и ни с места. Тяжелый автомобиль прочно завяз на распаханном поле. С досады Федор чуть не заплакал. Лопату он с собой взял, а под колеса подложить нечего. Вот и пришлось ему несколько километров по грязи бежать в село, чтобы трактор на подмогу прислали. С той поры какая бы погода ни была — хорошая или плохая — берет Низкопоклонный в путь пару досок. Хорошо помнит Федори другой случай. Хотел побыстрее в соседний совхоз попасть, что за рекой, а брода не промерил: помнил, что летом здесь воды курице по колено. С разгона съехал в воду, а глубина там оказалась выше осей. Не успел до середины речки доехать, заглох мотор. Сколько ни бился — не заводится. Вымок весь Федор, устал, перед односельчанами стыдно. Но делать нечего — пришлось просить, чтобы на буксире вытащили. Зато после этого стал осторожнее, всегда помнил мудрую пословицу: не зная броду, не суйся в воду. День за днем постигал Федор шоферские мудрости, все больше и больше чувствовал автомобиль, узнавал его «капризы», учился предупреждать их. У него стало законом не идти отдыхать,пока автомобиль не будет подготовлен к следующему дню. Глядя на Федора, и младший брат Юрий мечтает стать шофером. А пока он помогает старшему брату ухаживать за машиной. Долго и тщательно готовил Федор автомобиль к перевозке пшеницы. В эти дни транспорт решал многое. Надо было не только обеспечить бесперебойную работу автомобиля, но и не допустить потерь зерна. Федор выпросил у матери и соседей тряпки и так заделал щели кузова, что зерно даже на самой плохой дороге не могло просыпаться. Председатель колхоза, осматривая автомобили, присланные из города на уборку урожая, заметил несколько плохо законопаченных кузовов. — Что же это вы, друзья? Так дело не пойдет! — обратился он к шоферам. —- Лучше нельзя, председатель! — Нет можно, — возразил Павленко и подвел их к автомобилю Низкопоклонного. — Вот это по-хозяйски! В горячие дни уборки Федор почти не бывал дома. Забежит на несколько минут, торопливо поест, расскажет родным новости, услышанные на полевых дорогах, — и снова в рейс. На полевом стане написал он и заявление с просьбой принять его в Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Когда дня через два Низкопоклоиного на комсомольском собрании попросили рассказать о себе, он смутился. Это чувство возросло еще больше, когда товарищи стали говорить о нем. — А как дальше жить думаешь? —спросил кто-то из присутствующих. — Учиться хочу... — немного подумав, ответил Федор. ...Идут по полевым дорогам вереницы автомобилей, груженные зерном. Один из них ведет парень из колхоза «Ленинский путь», воспитанник курсов ДОСААФ комсомолец Федор Низкопоклонный. Счастливого тебе пути, Федя! Новопетровка, Сталинградская обл. В дни уборки на полях колхоза «Ленинский путь».