ФИНАЛАботал транспорт, перевозящий спортсменов от общежития к парку и на трассу. Дирекция не позаботилась и об охране трассы — пропадали стрелки, флажки и другое оборудование. Очень плохо обстояло дело с формированием судейской коллегии. Судей в Куйбышеве почти нет, и к судейству 3-го этапа пришлось привлечь лиц, не имеющих достаточной квалификации. Казалось бы, что те немногие опытные местные судьи, которые были привлечены к участию в соревнованиях, должны были чувствовать особую ответственность. К сожалению, судьи тт. Деллос, Беркович работали спустя рукава. При подготовке к финалу спартакиады все эти недостатки, конечно, можно было устранить. Несколько слов о представителях-тренерах. Большинство из них были действительно советчиками, старшими товарищами спортсменов. Но наряду с этим отдельные представители, очевидно, считали поездку в Куйбышев только приятной прогулкой. Например, представитель Армянской ССР даже не был на ознакомлении с трассой. Не помогли своим командам подготовить мотоциклы к предстоящему кроссу, нет дали дельных советов, как лучше преодолевать препятствия трассы, представители-тренеры Туркменской, Грузинской союзных республик. Не случайно, что гонщики этих команд заняли в финале последние места. Мне думается, что на такие соревнования целесообразно приглашать и представителей заводов, выпускающих мотоциклы, так как во время кросса наиболее полно выявляются конструктивные достоинства и недостатки машин. В проект нового комплекса ГТО сейчас включен норматив по мотоциклетному спорту. Это значит, что количество спортсменов, которые смогут принять участие в интересных мотоциклетных соревнованиях, значительно возрастет. Хотелось бы, чтобы организационные неурядицы, которые были в Куйбышеве, не повторялись при организации как больших, так и маленьких соревнований. Б. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, судья всесоюзной категории. Куйбышев.комсомолаличном зачете среди женщин победила спортсменка 3-го разряда Т. Денисова (Уралвагонэавод), среди юношей — В. Анчугин (Н.-Тагильский АМК). В классе мотоциклов до 350 смЗ первым финишировал перворазрядник Н. Левашов (Н.-Тагильский АМК). Мы с радостью отмечаем, что мотоциклетный спорт .в Нижнем Тагиле — городе чугуна и стали—•< каждым месяцем принимает все более широкий размах. Т. ЛЕОНТЬЕВА, тренер Нижне-Тагильского автомотоклуба ДОСААФ. •I*Цам довелось участвовать во вторых " Всесоюзных соревнованиях по автомодельному спорту. Они проводились в Ростове-на-Дону и были финальными в- спартакиаде комсомольцев и молодежи. На ростовском треке встретились спортсмены многих союзных республик, Москвы и Ленинграда. К сожалению, ленинградцы ограничились посылкой на состязания лишь двух моделистов, из которых попытался выступить только один, да и то неудачно. Плачевно выглядела и команда Армянской ССР. Их спортсмены не ходили на тренировки, модели носили за пазухой, сохраняя «тайну». Но когда начались соревнования, из восьми участников сумел выступить только один. Так и осталось для всех загадкой: зачем приехала эта ко манда из Еревана в Ростов? Но это лишь отдельные досадные недочеты, которые, конечно, не могут заслонить большого значения прошедших соревнований. Надо прежде всего отметить, что по сравнению с прошлым годом количество участников возросло почти вдвое. Многие из представленных моделей отличались оригинальностью конструкции. На первых Всесоюзных соревнованиях скорость моделей не превышала 70 км/час. На этот раз скорость, показанная моделями, перевалила за 100 км/час. Несколько слов о ходе самих соревнований. Вначале лидировала команда РСФСР. Следом за ней шла команда Москвы, а успешно выступавшие в прошлом году спортсмены Украины находились на седьмом месте. Победа А. Суханова (Москва) и неудача К. Левковича (РСФСР) — оба выступали в классе полумакетов до 1,5 смЗ — привели к перераспределению мест. Команде Российской Федерации пришлось уступить первенство москвичам. В дальнейшем Украине удалось оттеснить команду РСФСР на третье место, а самой занять второе. Нам бы хотелось рассказать в этой статье о некоторых конструктивных особенностях моделей, представляющих, на наш взгляд, интерес. Модели Украины и Москвы выгодно отличались обтекаемыми формами кузовов и быстроходностью. При этом надо заметить, что украинские модели классов 2,5 и5 см 3 имели форму скорее не гоночных, а спортивных машин. Интересны модели В. Булыгина и В. Енина. Конструкции подвесок ведущих колес их моделей привлекли всеобщее внимание: обладая отличной амортизацией, они намного снизили пробуксовку колес на буграх ростовского трека, но, по нашему мнению, конструкция эта не имеет будущего. Опыт моделистов зарубежных стран и выступление наших спортсменов на стадионе имени В. И. Ленина в Москве (оно состоялось после соревнований в Ростове) подсказывают, что надобность в сложных конструкциях подвески отпадет, как только советские автомоделисты получат хороший трек. Простая V-образная подвеска из стальной пластинчатой пружины, имеющая меньшее лобовое сопротивление, чем любая другая конструкция, дает отличные результаты. Моделистам остается только поработать над правильным распределением тяжести между осями и эластичностью шин. Невыгодным оказалось и литое шасси в модели В. Енина. Оно лопнуло отВСТРЕЧИ НА TPEREЗаметки участниковвибрации, и Енин не смог в дальнейшем выступать. Модели нашей, московской команды отличались от других высокими стартовыми качествами. Сказались и преимущества жесткой передачи по сравнению с центробежной муфтой, которая в прошлом году привлекла большое внимание к моделям украинских спортсменов. Конструкция муфты обычно сложна и ненадежна. Спортсмены прибалтийских республик и ленинградец Е. Гусев, моделях которых были установлены сна такие муфты, не показали хороших результатов. Моторы их моделей глохли при старте от резкой перемены нагрузок, так как не имели достаточной мощ-7