13
14
Возражавшему не дали договорить. Шофёры уперлись в кабину, крылья, вертлюг прицепа: «А ну, дружнее!». Вращались колеса, отбрасывая комья грязи и мелкие камни, лязгнула, порвавшись, цепь, скаты окутались паром и дымом, запахло жженой резиной. Люди скользили, падали и снова толкали автомобиль. Метр, еще один, еще! Наехав передними колесами на бугор, машина задрожала и, не осилив препятствие, остановилась. — Вытащим эту... — перевел дух Гусев, — а остальные? — Надо за трактором сходить на участок, — решили шоферы. В ожидании тягача мы уселись с Мухаметшаяховым в кабине и молча закурили, думая каждый о своем. Мне вспомнился многоэтажный дом Главгаза в Москве, просторный кабинет инженера Н. М. Зубова. —• Вам нужны примеры трудовой доблести шофероз? — спросил меня Зуб ов . — Тогда поезжайте на Урал, на строительство газопровода Шкапоао — Магнитогорск. Более сложной трассы нам пока еще не приходилось прокладывать. Из трехсот с лишним километров газопровод на протяжении ста сорока трех пролегает по горам, ста одного километра — по сплошному лесу; он двадцать девять раз пересекает реки, ложится в каменистые расселины, спускается в овраги, уходит в болота. Работать там приходится не в белых перчатках, а результаты — вот, — и мой собеседник указал на пачку телеграмм. — Это рапорты с участков о досрочной вывозке труб. На огромной карте, занимавшей половину стены кабинета, были изображены действующие, строящиеся и проектируемые газопроводы. Они связывали многие города европейской части СССР, в нескольких местах пересекали Урал, шли в Сибирь и на Север. Газопровод Шкапоео—Магнитогорск был лишь небольшой частью грандиозного плана газификации страны, выдвинутого партией и правительством. Этот обширный план, рассчитанный на 15 лет, предусматривает довести добычу и производство газа до 270—320 млрд. куб. метров, что в 13—»15 раз превысит объем добычи 1957 года. Много усилий потребуется, чтобы осуществить этот вдохновенный замысел! Я взглянул на сидевшего рядом Мугалима. Склонившись к штурвалу, он дремал. Снег таял на ветровом стекле кабины, собираясь в капли. Извилистыми струйками они стекали вниз, отчего весь пейзаж впереди машины — черная ПерекурВоспитанник Челябинского автомотоклуба ДОСААФ шофер трубовоза Мугалим Мухаметшаяхов готовит автомобиль в дальний рейс. дорога, взбегавшая в гору, выступы скал, деревья — принимал изломанные, необычные формы. Расплывчатым пятном показался на гребне трактор. — Идет, — очнулся Мугалим и зябко поежился. — Сейчас нагреемся. — Чаль, ребятки, всех вытяну, — ободрил шоферов тракторист. Он поочередно вывел трубовозы на перевал. Тут оказалось, что на машинах, буксовавших на склонах, от толчков сползли трубы. Это грозило аварией. Пришлось остановиться. Полуторатонные трубы подправляли не хитрым, но единственно возможным в этих условиях способом. Задняя машина подходила почти вплотную к передней. В ее буфер упирали один конец тесины, вырубленной здесь же, а другой конец направляли в торцы свесившихся труб и автомобилем подталкивали тяжелые стальные цилиндры. Шофер командовал, несколько человек поддерживали бревно. Постепенно трубы водворили на места, и колонна двинулась дальше. Начался крутой спуск, уже тронутый льдом. Мухаметшаяхов уверенно вел машину вниз. Только раз, когда ее резко занесло и она боком заскользила по крутизне к обрыву, он побледнел, но тут же овладел собой, с усилием вывернул колеса и вывел автомобиль из опасного положения. Несколько позже я поинтересовался, опасно ли ездить здесь. —| Случается всякое, — как-то нехотя ответил Мухаметшаяхов, — горы... Уже стемнело, когда колонна добралась к селу Большой Бретяк. Кое-где светились окна, лаяли собаки. Слив воду, шоферы стали расходиться на ночлег. Мугалим и его товарищи Федор Платонов, Гаиз Тулибаев, Сергей Гусев позвали меня с собой. Платонов постучал в ближайшую избу. —i Шоферы. Трубы везем, — ответил он на какой-то вопрос из-за двери. Казалось бы, что усталые и продрогшие, второй день без горячего, водители тотчас улягутся, однако пошли разговоры. Будто и не трудились самозабОдна за другой шли-тяжело груженные машины по извилистым дорогам Уральских гор. Там, где не могли пройти автомобили, трубы перевозились тракторами. венно, будто завтра не предстояло им снова вести по тяжелой трассе тяжелые машины. За чаем незаметно бежало время. Шутки ради вспомнили, как Тулибаев, отошедший от колонны на короткой остановке в лес, наткнулся на медведя. Зверь был, видно, настроен миролюбиво и заковылял в чащу. — Испугался, что заставишь его вместо себя трубы возить, — съязвил Гусев. Заметив у меня блокнот, он придвинулся поближе. — Вы и про беды наши запишите... — сказал он. В колонну прислали, кроме ЗИЛ-151, ЗИЛы-164 без ведущего передка. А их приходится полдороги буксиром тянуть. С запасными частями плохо. Видно, те, кто ответствен за автотранспорт, работающий в столь сложных условиях, недостаточно заботятся о своевременном обеспечении автомобилей всем необходимым. — А мы, —. добавил Гусев, — готовы еще крепче работать, трудности нас не страшат, была бы техника безотказной. — Ну, лора 1на боковую, ребята, вставать рано, — предложил он товарищам. „.Разбудил меня плач ребенка в соседней комнате. Еле светила лампа, стрекотал сверчок. Я посмотрел на шоферов, лежавших на полу, застеленном радушными хозяевами, и встретился На трассе строительства газопровода. глазами с Мухаметшаяховым. — Не спится? — Ходил машины смотреть, — шепотом ответил он и продолжал: — Жалко автомобиль, когда заставляешь его работать через меру, как вчера, например. Вытянет он, вывезет — так бы и похвалил, погладил... — А учились вы где? — В Челябинске, в автомотоклубе... И встали в памяти скромные классы, что приходилось видеть мне в Шостке, Баку, Ленинграде, Каунасе, Орджоникидзе, Ростове, Самарканде, таджикском селе, на ивановском резиновом комбинате и во многих других местах. Не откуда-нибудь, а именно из этих классов выходили такие же, как Мухаметшаяхов скромные, трудолюбивые люди. Встречал я их на автострадах, на стройках, за рулем боевых машин. И чаще всего они с благодарностью вспоминали своих учителей и гордились тем, что кончали курсы в ДОСААФ. Чуть свет колонна тронулась в путь. В конечный пункт нашего маршрута прибыли к вечеру. Подошел автокран, трубы сгрузили, и машины направились в обратный рейс, в Салават, за сто девяносто километров, чтобы взять новую «порцию» труб. Несколько в стороне, отвоевав у леса площадку, раскинулся лагерь строителей. Пели моторы электрических агрегатов, холодно сыпались под руками сварщиков искры металла, дымили походные вагончики. На площадке трубы соединяли в плети и клали их на длинные прицепы тягачей. По грудь в воде потянулись через реку тракторы, таща за собой эти плети, чтобы доставить их туда, где еще не успела сомкнуться стальная нитка.Федоров трудился без перерыва до вечера. Ломило шею, ныли руки, когда он вышел из кабины автокрана. Тут позвонили с участка: нужно было немедленно грузить трубы на автомобили — трасса не могла ждать. И Федоров снова залез в кабину и работал еще несколько часов. Да разве один только Федоров был героем стройки? Десятки, сотни людей, работавших здесь, трудились самозабвенно: водолазы, подрывники, такелажники, связисты, повара, сварщики, прорабы — всех не перечтешь. В первые дни трубы приходилось во- | зить недалеко, за несколько километров. Постепенно трасса отодвигалась в леса и горы, рейсы удлинились. Пришлось ездить сутки, двое, трое в один конец, пробираться по полному бездорожью. Осенняя распутица, дожди и ранний снег застали шоферов в тот момент, когда они совершали самые дальние рейсы. Своевременное окончание строительства зависело теперь только от расторопности водителей. Они возили все — трубы, кислород, электроды, бензин, солярку, хлеб, консервы, крупу и многое другое, без чего не могли жить и работать на участках. Особенно трудно было проходить болотистые места. Здесь проваливались даже тракторы, буксировавшие автомобили. Тогда все, не разбирая профессий, рубили лес, сучья, стелили гати, и машины уже по ним шли через топкие места. Сейчас на многих участках стройки работы уже окончены. Там осталась лишь невысокая насыпь, прикрывшая газопровод, да пережеванная гусеницамиСюда, к мартенам Магнитогорского металлургического комбината, скоро придет башкирский газ. трубоукладчиков земля. Вырубленные просеки, раскорчеванные делянки, взорванные скалы на пути газопровода напоминают о горячих буднях. Люди на трассе трудились для того, чтобы мартены Магнитогорского металлургического комбината могли давать еще больше стали, чтобы жители городов Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Магнитогорска получили дешевое и удобное топливо. В один из дней, когда вся страна готовится достойно встретить XXI внеочередной съезд партии, на окраине Магнитогорска у распределительной станции соберутся строители, чтобы по традиции зажечь газовый факел и проверить результаты своей работы. Прозвучит выстрел ракетницы. И над срезом контрольной трубы вспыхнет пламя, венчающее героический труд, большую победу людей, которые сумели провести голубой огонь через горы, леса и реки. Салават — Ишимбай — Магнитогорск.Стояли морозы, когда на стройку пришла первая партия новых грузовиков. Их поставили рядком прямо в поле. Шоферам вначале приходилось ночевать у костров. Ни гаража, ни контор тогда не было. Водительский состав отбирался крепкий, опытный, с многолетним стажем. Затем стали прибывать вагоны с трубами. Как-то ночью пришел целый состав. Шофер автокрана Алексей Федоров стал его разгружать. Занялась заря, но был опорожнен только пятый вагон, а их оказалось двадцать шесть!14