Щт&укщт®ы% мотокросс? 1йт&*/ fC&A ясева обстоятельства, видимо, больше всего повлияли иа то, что этот мотокросс привлек такой сильный состав участников. Проведенный в самом конце осеннелетнего спортивного сезона, когда давно уже отрокотали мотоциклетные моторы на трассах национальных первенств и международных чемпионатов, он, естественно, позволял послать в Советский Союз наиболее подготовленных и проверенных мастеров. И они были присланы. В Тбилиси собралось 19 чемпионов 1958 года из десяти стран — участниц этой товарищеской встречи. Среди них Герберт Хубер, Эрвйн Лешнер и Курт Штацингер (Австрия), Роман Журавецкий, Здислав. Калужа и Мариан Хмель (Польша), Раймо Рейн (Финляндия), Тодор Гигов и Димитр Василев (Болгария), Карл Нир (ГДР), шестикратный чемпион Голландии Генри Ритман, 18кратный победитель различных международных соревнований этого года Жерар Ледермер (Франция) и многие другие. Практически каждый третий стартовавший в этом состязании был лучшим национальным гонщиком той или иной страны. Второе обстоятельство связано с вечной и неизменной проблемой спортивного престижа. В прошлом году на аналогичных соревнованиях в Риге команда Чехословакии, состоявшая в основном из молодых гонщиков, заняла лишь третье место (18 очков), основательно про- . играв команде СССР (34 очка) и РСФСР (28 очков). Еще менее удачно выступали тогда мотоциклисты Австрии и Польши. В командном зачете австрийские спортсмены оказались на последнем месте, польские — на десятом. В этом сезоне чехословацкие мотоциклисты добились исключительного успеха во всех международных встречах. В частности, триумфальной победой закончились их выступления на шестидневных соревнованиях в ФРГ и на чемпионате Европы. Разумеется, направляясь в столицу Грузии, чехословаки рассчитывали взять реванш за прошлогоднее поражение. Это в известной мере относится ик командам Австрии и Польши. Не случайно в состав австрийской и польской спортивных делегаций оказались включенными шесть чемпионов этих стран. Учтя опыт прошлого года, руководители чехословацкого мотоспорта в.основу комплектования своей команды на этот раз положили другой"принцип. Ее костяк составили опытнейшие гонщики, заслуженные мастера спорта: чемпион Европы и 12-кратный чемпион страны по мотокроссу Яромир Чижек, Саша Климт и Богуслаа Роучка. Вместе с ними к нам приехали представители второго поколения спортсменов Чехословакии — чемпион страны 1958 года Зденек Полянка, обладатель трех золотых медалей ФИМ Ольдрих Клаудингер и, наконец, молодой спортсмен Иозеф Градек. Честь Советского Союза также, наряду с заслуженными мастерами спорта, многократными чемпионами страны Вик-1Трасса международного мотокросса включала участок гаревой дорожки стадиона. На снимке : заслуженный мастер спорта Богуслав Роучка (Чехословакия) проходит перед трибунами.З аслуживаетвнимания тот факт , что какмотоциклы «Ява-250», т акидругиемашины этого завода, представленные на соревновании , были оборудованы автоматом переключения передач, позволяю щимвключать передачи бызвыключе н ия сцепления. В классе до 350 смЗ хорошопоказали себя всоревнованияхмотоциклы ИЖ-57. На них советские гонщики Севостьянов иДудоринзаняли второе и третье места. Однако уэтихмашинявно недостаточна скорость и приемистость, которые, на наш взгляд, могли бы быть увеличены за счет форсировки двигателя исни ж ения общего веса мотоцикла . Необходимо отметить, что степень сжа т ияу двигателей ИЖ-57 была 8,5 — 9 и работали они на бензине Б-70, тогда как двигатель «Ява-250» имел степень сжа т ия 10,5, работал на бензине А-74. К тому же представитель команды Чехослов акиивысказывал пожелание иметь для двигателей этихмотоциклов , ввиду их высокой форсировки, бензин с большим октановым числом. В числе 24 машин нласса до 500 смЗ были представлены мотоциклы шести различныхмарок , из которых9 мотоциклов были марки БСА (Англия) и 9 —ЭСО (Чехословакия). Если судить по результат ам , д остигнутым на жесткой трассе в Тбилиси, то можно прийти к заключению, что мотоцикл БСА имеет сравнительно небольшие преимущества перед ЭСО. Однак оизвестно , что на песчаныхи болотис тых трассах мотоцикл БСА, в силу нек оторыхконструктивных особенностей, и вчастностилучшей приспособляемости двигателя , п оказывает более высокие результаты. В этих соревнованиях чехословацкиегонщики на мотоциклах ЭСО заняли 2-е и 3-е места. По заявлению представителя, их машиныимеютмощность 35 — 37 л. с. п ри степени сжатия 10. Работали они на бензине А-74, тогда как по степени их форсировкиони были рассчитаны на топливосоктановым числом не ниже 80о. М отоциклы ЭСО, на которых выступали советскиегонщики , имели степень сжатиятолько 7,5, работали на бензине соктановым числом около 70 и развивали мощность 30 л. с. Поэтому нашимгон щ икамтрудно было вести спортивную борьбу. Кроме упомянутыхмашин , в этом классе следует отметитьмотоцикл «Ява-500», на котором гонщикЯромирЧижекв личном зачете завоевал первое место. Двигатель его мотоцикла имеет верхнее расп оложение распределительного вала ипри степени сжатия 10 влучшем своем состоянии развивает мощность 40—42 л. с. Однако во время этихсоревнований , по заявлениюмотогонщика , она не превышала 36 л. с. Шины на этом мотоцикле , в прочем , к аки на всех иностранныхмотоциклах классов 350 и 500 смЗ, заднее 4" —19", переднее 3 " — 2 1 " . П ротекторыпокрышек применялись только кроссового типа. Анализ технических неисправностей мотоциклов , в озникшихв ходе гонки , гов орито том, что трассасоревнований была чрезмерножесткой . Это явилось причиной многих неисправностей, в частности деформации ободов колес, обр ываспиц , деформации перьев передних вилок, поломок элементов подвесок. Большая часть спортсменов не вошла взачетвпервыйи второй день соревнов аний ввиду неисправностей ходовой части мотоциклов . Не менее 25% участников снизили спортивные результаты по той жепричине . В этой связихочетсянесколько слов сказатьопроявлении со стороны работн иковнаших мотозаводов вниманияк качеству выпускаемойпродукции . Несмотря на приглашения , разосланные ЦАМК, только Ижевский и Ленинградс кийшинный заводы прислали своих представителей на эти соревнования . Ирб итский , К иевский , М инский заводы не откликнулись на приглашение . Между тем директоризвестного своей высоко качественной продукцией мотозавода «Ява» нашел нужнымивозможнымпри ехать в Тбилиси из Чехословакии . Если бы представители наших мотозаводов присутствовали на этих соревнован иях , то они еще раз убедились бы , что кроссовые мотоциклы должны иметь мощныедвигатели , быть легкими , п роч ными и надежными, а следовательно, для изготовления их рам, в илокидругих узлов следует применятьтолькоспеци альные стали. Г идравлические амортизат оры передних вилок изадних подвесок для этихмотоцикловдолжныбыть прец изионногоизготовления (с индивидуаль ной подгонной ) . Только при серьезном отношении заводов кизготовлениюмотоциклов , больш ой заботе тренеров итехнических руководителей оподготовкемашин , а самих участников о повышении спортивного мастерства можно завоевать победу втакойтрудной борьбе, к акаяразыгры вается амеждународныхсоревнованиях .10 u^тором Пылаевым и Николаем Севостьяновым, защищала группа способных спортсменов, хорошо зарекомендовавших себя на последних соревнованиях — Александр Васин, Игорь Григорьев, Борис Самородов и Сергей Кадушкин. Как же развертывались события??Б. КУЗНЕЦОВ Фото автора-пользу, не вызывал, однако,'пессимизма. Борьба была примерно равной. Вопрос о победе и победителях, таким образом, оставался открытым. Но вот старт приняли спортсмены на мотоциклах класса до 500 см-?. В нем чехословацкая команда была представлена менее известными гонщиками — перворазрядником Градеком и мастером спорта Клаудингером. От команды же СССР выступали чемпион СССР 1958 Отвечая на вопрос, сможет ли комангода по мотокроссу В. Пылаев и чемпида СССР рассчитывать на успех в столь он Ленинграда С. Кадушкин. сильном по составу участников состязаКак будто оснований для беспокойстнии, тренер команды, заслуженный мава за исход этого заезда не было. Но стер спорта В. И. Карнеев неизменно именно в нем наша команда понесла утверждал: потери, которые в дальнейшем оказа— Победа будет, если не произойдет лись невосполнимыми. ничего непредвиденного — выдержат Как и предполагали многие, чехосломашины и гонщики закончат дистанвацким гонщикам не удалось вырватьцию. ся вперед. Они заняли лишь третье и — А разве машины плохо подготовлечетвертое места, уступив два первых ны? Ледермеру и Ритману. Пылаев же при— Нет, сделано все необходимое. Но, шел только седьмым, а Кадушкин вознаете, в мотоспорте никогда не исклюобще не смог закончить дистанцию. чены сюрпризы. Впрочем, — еще раз В итоге — не добрано по сравнению с подчеркивает тренер, — спортсмены бурезультатом чехословацкой команды дут .настойчиво бороться за победу в еще 31 очко и команда СССР сразу откомандном зачете... катывается на третье место. Теперь ей Соревнования начались заездом на предстоит упорно бороться не только с легких мотоциклах класса до 125 смЗ. чехословацкими спортсменами, а ис Отличная погода, сопутствовавшая прокомандой Российской Федерации. ведению всей встречи, удобство подъезОднако еще более серьезные последда и подхода к трассе (вся она была ствия, чем потеря очков, имело моральвписана в территорию стадиона «Буреное поражение спортсменов команды вестник» и хорошо просматривалась на СССР. всем своем протяжении) способствовали тому, что захватывающая борьба разТрудно сказать, какой «тактический вертывалась на глазах массы зрителей. вариант» был принят тренером команды СССР на заключительный этап соревноСразу со старта гонку возглавил ваний, но из того, что наблюдали зри24-летний Эрвин Лешнер. За ним устретели, складывалось впечатление, что нимились Константин Цалкаламанидзе какой тактической линии намечено не (команда Грузинской ССР), Зденек Побыло (или гонщики не считались с ней) лянка (Чехословакия), Анатолий Саи каждый член нашей команды вел севельев (РСФСР). Далее шли И. Грибя так, как ему казалось лучше. горьев и А. Васин (оба — команда СССР). В этом порядке спортсмены заВ повторном заезде на мотоциклах до канчивают первый круг. Но у лидера 125 смЗ сразу со старта, резко оторвавчто-то явно не ладится с машиной, и он шись от других спортсменов, вперед вскоре прекращает борьбу. Не выдерушел И. Григорьев. Бурный старт моложивает темпа и Цалкаламанидзе. дого гонщика трибуны встретили гулом одобрения, в котором, однако, чуткое К половине дистанции «все становится ухо могло легко уловить и нотки скрына свое место,». Впереди — Полянка, за той тревоги. Еще бы: все помнили, как ним Григорьев, потом Роучка и Васин. вчера столь же стремительно стартовал Так они и финишируют. австрийский спортсмен и чем это конКоманда Чехословакии выигрывает чилось — через два круга он уже стоял первые два очка у представителей на обочине, безуспешно пытаясь завести команды СССР. двигатель. Во втором заезде (класс до 350 смЗ) Григорьев в общем довольно точно поборьбу за первенство вновь ведут межвторил печальный опыт австрийца. Разду собой в основном команда Чехослоница заключалась только в том, что навакии и Советского Союза. Первым дишему спортсмену довелось возглавлять станцию закончил Я. Чижек, за ним быгонку еще меньше. Уже первый круг он ли Н. Севостьянов (СССР), Ю. Дудорин (РСФСР) и С. Климт (ЧСР). Вто-_ закончил последним. И хотя в дальнейрой спортсмен команды СССР Б. Само- * шем гонщик проявил большое спортивное упорство, пытаясь на одной прямой родов плохо взял старт, на дистанцию передаче (1-я и 2-я отказали) пройти ушел одним из последних, но все-таки всю дистанцию, чтобы принести команде сумел финишировать пятым. Таким обзачетные очки, это ему не удалось — он разом, дело опять свелось к потере нане уложился в контрольное время и не шей командой еще двух очков. попал в зачет. Это не так уж много, если учесть, что Неудачно кончилась попытка лидиропо условиям соревнований даже последвать иу другого представителя команды нее зачетное место дает спортсмену и СССР в этом заезде — Александра Ваего команде 18—20 очков. Словом, итог сина. На четвертом круге он вдруг рездвух заездов, хотя он и не был в нашуко увеличил скорость, обошел сначала Лешнера, затем победителя предыдуще0ЛЯНК го дня ПУи возглавил гонку. В головной группе в связи со сменой лидера развернулась напряженная борьба, которая оказалась губительной для... всех троих. Вскоре их одного за другим обошел Богуслав Роучка, который и финишировал первым. Васин же ввиду поломки маятника задней подвески мотоцикла вынужден был на девятом круге прекратить гонку. Команда СССР не прибавила к своему активу ни одного очка, в то время как команда Чехословакии получила наивысший бал — 59 из 59 возможных. В заезде на мотоциклах класса до 350 смЗ не было особых неожиданностей. Со старта гонку повел Дудорин (РСФСР). Его неотступно преследовал Севостьянов. Чижек сначала шел шестым, затем третьим. И лишь, когда до финиша оставалось четыре круга, он, заметно увеличив скорость, вырвался вперед. На последнем круге Дудорина обошел и Севостьянов. Так они «во вчерашнем порядке» и финишировали. Четвертым был на этот раз Самородов (СССР), выигравший у Климта. Последний старт официальной части программы соревнований принес команде СССР новые неприятности, а зрителям новое разочарование. Началось с того, что такой опытный гонщик, как В._Пылаев, попал на старте в «завал» и поэтому покинул стадион в числе последних. Постепенно улучшая свое положение, к шестому кругу он оказался уже десятым. Но вынужденная остановка для ремонта (сказались результаты падения!) вновь резко отбросила его назад, и он не успел закончить дистанцию. Высокое мастерство и большую волю к победе показал во второй день соревнований Аркадий Белкин (команда РСФСР). На снимке : А. Белкинна дистанции.(1