стоп-сигналами. Этого требуют условия безопасности движения при высоких скоростях и мощных тормозах автомобилей. П робег продолжается. Близок Крым . Д орогив равнинной местности близ Мелитополя июжнее позволяют развивать высокие скорости. Временами стрелки спидометров приближаются к цифре 140. Н адежно ведут себя шины, рулевое управление, подвеска. Н о испытатели, возглавляемые одним из старейших работников Горьковского автозавода В. П . Будановым и ведущим конструктором «Чайки» Н . А . Юшмановым, не совсем довольны. На высоких скоростях обнаружена небольшая вибрация «оперения» — передних крыльев и капота. А где вибрация, т ам могут по явиться и трещины. Тут же намечаются меры : повышение жесткости рамы, усиление крепления крыльев. Это лишь часть мероприятий по доводке конструкции автомобиля. И чем «придирчивее» сейчас испытатели, т ем меньше придется вбудущем хлопот на долю эксплуатационников. Высокие скорости требуют строгой дисциплины движения. Это не всегда учитывают возчики гужевого транспорта и водители автомобилей, неожиданно начинающие поворот влево, пешеходы, беспечно переходящие дорогу. О ни не привыкли ещек скоростям быстроходных автомобилей и нередко создают на дороге опасную обстановку. Вывод из этого наши водители, которые были обязаны поддерживать форсированные режимы при пробеговых испытаниях, сделали такой: высокая скорость требует максимальной собранности и осторожности со стороны шофе ра. Д ругой вывод для испытателей на прашивается сам. Если и раньше нам нуж ен был испытательный полигон со специальными скоростными дорогами, то теперь это не просто нужда, а абсолютная необходимость. Без него немыслима работа над повышением динамических и других эксплуатационных качеств отечественных автомобилей. Испытания в горных условиях дают возможность наилучшим образом проверить трансмиссию автомобиля, тормозную систему, рулевое управление, систему охлаждения двигателя и обследовать режимы других агрегатов. Базой для проведения таких испытаний мы выбрали Симферополь. Отсюда колонна автомобилей выезжала на Алуш тинский перевал и на Ай-Петри. К аж дый день приносил много нового. Испытания на весьма напряженных режимах подтвердили расчеты конструкторов. Большая часть агрегатов оказалась над ежной . Были получены также необходимые данные, позволившие наметить мероприятия по снижению тепловой напряженности некоторых узлов и агрегатов. О собое внимание мы уделили тормозам. У автомобиля ГАЗ-12 они чувствительны к перегреву. При создании «Чаек» надо было устранить этот недостаток. Испытатели в содружестве с ведущим конструктором по тормозам Г. М . Вассерманом, вооружившись сложной термоизмерительной аппаратурой, тщательно обследовали работу тормозной системы как в горах, так и на равнинных дорогах. Был установлен режим движения с периодическими остановками, способствующий нагреву тормозов.Проверялись различные конструктивные варианты тормозных барабанов, вентиляционные устройства в колесных колпаках, служащие для улучшения охлаждения тормозов, работа вакуумного усилителя и других узлов. Не всем участникам подобные испытания давались легко. Форсированная езда с резкими торможениями и поворотами, когда пассажиров-испытателей бросает то вправо, то влево, вызывает довольно сильные ощущения. Н о участники пробега были готовы к этому. Высокое мастерство проявили в этих условиях наши водители, Немало хлопот причинили испытатели автомобильным инспекторам Крымской области. П ри виде мчащейся с большой скоростью колонны автомобилей рука автоинспектора невольно поднимается и свисток прижимается к губам. Н оне большие недоразумения, иногда возникавшие в связи с этим, обычно удавалось быстро урегулировать. Хотя развиваемые при испытаниях скорости и были высокими, все же требования безопасности учитывались в полной мере. Этому способствовало хор ошее состояние дорог в Крыму, которые скаждым годом улучшаются и благоустраиваются. Успешно закончив первый этап испытаний, мы тронулись в обратный путь. «Чайки» благополучно возвратились на автозавод. Затем последовали два дру гих дальних пробега на юг и на север от Москвы. А в это время коллектив завода уже деятельно готовился к серийному выпуску автомобилей «Чайка». Когда поздней осенью прошлого года я вновь побывал в Горьком в связи с подведением итогов испытаний, первое, что бросилось в глаза у проходной за -вода, — красочные плакаты с текстами призывов и обязательств коллектива. На одном из плакатов можно было прочитать: «Автозаводцы! Д адим стране к открытию XXI съезда КПСС первую партию автомобилей «Чайка»! Та же тема звучала во всех- цехах, к о торые участвуют в выпуске первой партии машин. Ей были посвящены лозунги, листовки-молнии, статьи в цеховых стенных газетах ивмноготиражке «Автозаводец». ' М ои товарищи по пробегу продемон стрировали разобранные для осмотра и обмера детали автомобилей, показали мне производственные участки, где из готовляются узлы «Чайки». В кузовном цехе первый кузов был уже сварен, отрихтован и подготовлен к окраске. В сборке, на сварочном кондукторе, находился одиннадцатый кузов. В цехе опытных конструкций испытатели продолжали дорожные испытания «Чайки». Н о на этот разперед ними стояли новые задачи: обследовать работу агрегатов в условиях холодной погоды, определить эффективность отопления кузова, проверить устойчивость автомобиля на обледенелых скользких до рогах, продолжить испытание на износ... В одной из наших поездок по строящейся автостраде Горький—Москва ма шину опять вел Михаил Метелев. Я спросил, как он оценивает новый автомобиль в целом. В словах опытнейшего водителя звучала уверенность, что и на этот раз Горьковский автозавод Даст стране хорошую современную машину. Решение сложных задач, связанных с освоением производства нового комфортабельного автомобиля, несомненно, по плечу коллективу автозаводцев. П о ж елаемжеим успеха в этом деле!ww/шшМИКРОАВТОБУС „СПРИДИТИС"«Спридитис» по-латышски означает «мальчик с пальчик», маленький, ловкий, неукротимый сказочный герой. Так рижские автобусостроители назвали свой новый микроавтобус, который показан на снимке. Действительно, «Спридитис» довольно мал: его длина 4,4 м, ширина 1,8 ми высота 2 м; он короче «Победы» и лишь немного шире и выше ее. Автобус очень маневрен, послушен в управлении. Часто водители машин удивленно смотрят вслед «Спридитису», . ногда он легко вырывается вперед на перекрестках улиц, к ак только вспыхнет зеленый свет светофора. Год назад коллектив работников Рижского автобусно-кузовного завода (РАФ) построил 10-местный микроавтобус «Фестиваль», описание ноторого было опубликовано в журнале «За рулем» № 7 за 1957 год. Новый автобус еще легче, подвижнее и экономичнее, чем «Фестиваль». Кузов автобуса «Спридитис» — цельнометаллический, несущей конструкции, вагонного, типа. В нем размещаются, кроме водителя, 8 пассажиров: один—справа от водителя, два — во втором ряду, три — в третьем ряду и два — в четвертом. Имеются две двери для пассажиров (с правой стороны), одна багажная дверь сзади и дверь для водителя (слева впереди). При необходимости можно быстро снять заднее двухместное сиденье, и тогда в автобусе образуется достаточная площадка для размещения багажа и шести пассажиров. В нижней части полуперегородки, отгораживающей водителя от пассажирского помещения, расположен отопитель кузова. В передней части под потолком находится воздуховод, по которому поступает в кузов свежий воздух, забираемый через отверстия в козырьке над ветровым стеклом. На автобусе установлен верхнеклапанный двигатель «Москвич-407» со стандартными сцеплением и коробкой передач. Все остальные узлы и агрегаты тож е стандартные, но в заднем мосту автомобиля «Москвич-407» вместо опорных тормозных диенов установлены колесные редукторы с нормальными цилиндрическими шестернями, имеющими передаточное отношение 1:1,45. Такое конструктивное решение обеспечивает достаточно высокую для городских условий максимальную скорость автобуса — 80 км/час и вполне удовлетворительный расход топлива — 1 2 — 1 3 л/100 км . К колесным редукторам крепятся рессоры автомобиля «Волга». Передняя подвеска также заимствована от «Волги», но с дополнительными спиральными пружи нами внутри стандартных пружин . . Колеса, шины, тормозной привод использованы от автомобиля «Волга». Первые три образца нового автобуса рижане обязались изготовить к открытию XXI съезда КПСС. В 1960 году предполагается выпустить 1000 автобусов «Спридитис». Инж. Б. ЗУБЧУК.14