-йШйвш^ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ГАЗ-51Нагнотаюший вентилятор осевого типа .' инерционным пылеотделителем. осуществляет принудительнуюеговен тиляцию. За вентилятором установлен пылеотделитель инерционного типа. Новым в отечественном автомобилестроении является иприменениесамо затермаживающегося стояночного торм оза . Лента барабанноготормоза , р аз м ещенного на валу ведущей шестерни главной передачи , затягивается пред варительно «взведенным» стальным торсионом . Растормаживается онтор мозной камерой при минимальном рабочем давлении впневматическойси стеме. Д остаточношоферу -повернуть ручкуобычногопневматического крана, к акпроизойдетзатормаживание или растормаживание. 3 дальнейшем управление будет осуществляться кноп кой./Этот электрифицированный стенд предназначается для использования преподавателями во время классных занятий икурсантамив часы самоподготовки при изуч ении темы «Электрооборудование ГАЗ-51». Стенд устроен так , ч топривключении тона центральным переключателем загораютсялампочкив фарах или подфарник ах , п риразмыканииконтактов прерывателя вспыхивает лампочка в свече и т. д. УСТРОЙСТВО СТЕНДА Остальные лампочни (дополнительного сопротивления катушкизажигания , сопротивлений регулятора напряженияиограничителятока , свечи зажиганияи другие) оставлены белыми. Л ампочки , расположенные рядом, имеют между собой перегородки для того , чтобы каждая лампочна освещала тольно одно отверстие вэкране . Пути токапоказываютсяуказкой , которая имеет на конце металлический стержень . К нему подведен провод, внлюченный в схему. У казкаудержи вается на экране щита двумя захватами . ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ При работе со стендом надо иметь в виду, что некоторые провода (цепь звукового сигнала , дальнего иближнего света) являются общими . Поэтому на них установлены рядом две контактныекноп к и . Контрольная лампочна будет гореть прикасаниик одной из кнопокв зависимости от рассматриваемой цепи тока . Включение дополнительного сопротивления в цепь первичной обмотки катушкизгжиганиядемонстрируется одновременным загоранием двух лампочек — к он трольной (4) и лампочни , р асположенной около сопротивления, — в момент касания указкой выходной кнопни сопротивления. При запуске от стартера дополнительное сопротивление шунтируетсяилампочки не горят. В нижней части щита расположены шесть выключателей. Они внлючаются при демонстрации различных цепей то к ав следующем порядке : Включены Цепь тока низкого переклюнапряжения чатели 1, 4 а) При запуске от рукоятки 4 б) При запуске от стартера 1 в) От генератора Цепь тока высокого 2. 4 напряжения 4 На стартер 4 На зарядку аккумулятора 6 На подфарники На фары: 3. 4 а) ближний свет 5, 4 б) дальний свет чтобы поназать цепь Так, например тока низкого напряжения при запуске двигателя от рукоятки , необходимо: 1. В ключить 1-й и 4-й включатели ; 2. Внлючить замокзажигания , з амк нуть контакты прерывателя, а все остальные контакты : включатель стартера, з вуковой сигнал, центральный переключатель — в ыключить ; 3. В принятой последовательности показывать цепь тока . При касаниикноп к иуказной загорается контрольная лампочка. с игнализирующаяотом , что цепь тока показывается правильно. Е. АЛЕКСАНДРОВ, инженер-подполковник.Самозатормажиьающийся стояночный тормоз, управляемый с места водителя с помощью пневматики. Во всех случаях, к огда давление впневматической системе окажетсяни же, ч ем требуется по техническим условиям, автобус не сможет двигаться. Стояночный тормозудержитегодол г оевремя на любомуклоне . На автобусе ЗИУ-6 будут широкие четырехстзорчатые двери, позволяющие одновременно входить или выходить двумпассажирам . Против входной двери делается большая накопи тельная площадка , не занятая сиденья м и . Это даст возможность сократить время на вход и выход пассажиров на остановках. Намечено выпускать исовсемма ленькие, так называемые микроавтобу сы: 8—10-местные типа УАЗ-450 Ульян овского автозавода в двух модифика циях — н ормальной ( 4 X2 ) и повышен ной (4 X 4) п роходимости (для сельских местностей), а также «Фестиваль» и «Спридитис» Р ижского завода автобусных кузовов . Автобус типа УАЗ-450 будет выпускаться на базе автомобиля УАЗ-469 (модернизированный ГАЗ-69), автобус «Фестиваль» — на агрегатах «Волги», а «Спридитис» — на агрегатах « М оскви ча-407». В пределах одной статьи нет возмож ности подробно осветить конструкции всех автобусов. К томужерядмоделейв настоящее времятолько создается, и поэтому , естественно, е щеокончатель но не определилисьмногиеконструк тивные решения . В таблице приводятсяосновные техн ические данные советских автобусов, в ыпускаемыхв настоящее времяина меченных кпроизводствув семилетке. Нет сомнения , что вближайшиегодыв нашей стране будут созданыперво классные автобусы, к оторые позволят вполноймере удовлетворить потреб ности впассажирскомсообщении .На фанерном щите размером 1123x768, о кантованном по периметру деревянной рамкой , нарисованы все приборы электрооборудования ГАЗ-51. Соединяющие их электропровода окрашеныв два цвета: черный (системы зажигания ) и красный (системы электрооборудования), общие участии проводки окрашены в черно. н расный цвет. В экранещита , п ротив соответствующ их лампочек, просверлены отверстия. Причем отверстия для лампочек дальнего света имеют больший диаметр, чем отверстия лампочен ближнего света и подфарников. По нарисованным на щите проводам сквозь экран щита пропущеныкнопки , к которымс обратной стороныэкрана присоединяются - м онтажные провода. Все перенлючатели, пластины релерегулятора, к нопкасигнала , включатель стоп-сигнала и т. д. выполнены подвижными в виде перемычек, в ырезанных из белой жести . Центральный перенлючатель света 1 выполнен на самостоятельной колодке. Поперечный разрез его дан на рис . 1. Положения тяги центрального переключателя стенда соответстзуют автомобильному. Замон зажигания2 — д ействующий . В деревянной бобышке1 (рис. 2), которая пропущена сквозь экранщита , вставлен металлический стержень2с пазом под ключ . С другой стороны кстержнюпри клепана контактная пластина 3, которая при поворачивании ключа , т . е. п ривключениизажигания , замннет контак т ы . В стержне проточена кольцевая ка навка. Через нее и сверление вбобышкепропущенштифт 4. К лючзамказажига ния имеет специальнуювыточку под штифт. Устройство прерывателя 3 видно из рис. 3. К улачон прерывателя может вращаться, з амыкаяпри этом контакты . С обратной стороныщита на небольш их фанерных панелях смонтированыв самодельных патронах автомобильные лампочни . В панели заднего фонаря верхняя лампочна сигнала «стоп» о кра шивается вкрасный цвет. Л ампочки дальнего света на панелях фар окраши ваются всиний или зеленый цвета.ЛроколотЬ шилоп отв. вэкранеРис. 3,Сделай самСИГНАЛЬНАЯ ЛАМПОЧКАВпервые садясь за руль автомобиля, курсанты автомотоклубов зачастую забывают отпускать ручной тормоз, что ведет к быстрому износу накладок центрального тормоза, а также силовой передачи и двигателя. Чтобы избежать этого, на учебном автомобиле ГАЗ-63 я установил указатель ручного тормоза, который состоит из зеленой лампочки, укрепленной на панели в кабине водителя. Система включения состоит из следующих деталей: корпуса, штока, пружины, диска и контактов. При затормаживании ручным тормозом лампочка загорается. Во время длительной стоянки и остановки двигателя (при выключенном зажигании) лампочка гаснет. При включенном зажигании и запуске двигателя лампочка горит и напоминает шоферу, что автомобиль заторможен. Н. ПАВЛОВ Рудяково, Киевская обл. Схема устройства сигнальной лампочки: 1 — замок зажигания, 2 — указатель ручного тормоза, 3 — включатель ручного тормоза, 4 — провод амперметра, 5 — провод катушки зажигания, 6 - привод указателя. , в16Л