КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬногда можно слышать утверждения, что условия работы военного водителя мало чем отличаются от условий работы в народном хозяйстве и что любой шофер, призванный в армию, — готовый военный водитель. Но это не совсем так. За последние годы оснащение Советской Армии, ее вооружение и структура значительно изменились, а с появлением новых видов оружия (атомного, реактивного, ракетного) были пересмотрены многие вопросы ведения современного боя. В результате проведения сплошной моторизации войск автомобиль проник буквально во все звенья армии. Из транспортного средства для доставки различных грузов, каким был автомобиль в период Великой Отечественной войны, он превратился еще ив основное средство передвижения войск и механической тяги. Это обстоятельство существенно изменило характер работы военного водителя, внесло в его деятельность много специфического. Военный водитель — это высокосознательный и преданный Родине военнослужащий, мастер своего дела, находчивый и дисциплинированный солдат. Ему доверяется дорогостоящая техника. Со своим автомобилем он органически входит в боевой расчет или в боевое подразделение. От водителя целиком зависит успех всех передвижений. Чем же отличаются условия работы военного водителя от работы шофера в народном хозяйстве? Характерной особенностью работы шоферов в народном хозяйстве является ее ритмичность. Ежедневно в определенное время водитель выезжает из парка и по окончании работы возвращается в парк. Все обслуживание и ремонт производится в парке, часто с использованием стационарного оборудования. Маршруты работы, как правило, повторяются и хорошо изучены водителями. Движение осуществляется одиночными машинами в основном по дорогам с твердым покрытием, чаще днем, а если ночью, то со включенными фарами. В народном хозяйстве автомобили перевозят различные грузы и очень редко людей. Автомобили лишены устройств повышенной проходимости, имеют одну ведущую ось. Водитель в армии имеет дело с более сложной автомобильной техникой, чем в народном хозяйстве. Это преимущественно многоосные машины повышенной проходимости, с приводом на все колеса, оборудованные лебедками, имеющие механизмы для изменения давления воздуха в шинах во время движения и целый ряд других устройств. Помимо этого, в армии есть целый отряд специальных автомобилей, оборудование которых позволяет выполнять самые разнообразные работы. Особенно много таких автомобилей в военно-воздушных силах. Заправка самолета топливом, маслом, кислородом, сжатым воздухом, проверка электросети, уборка взлетно-посадочных полос и очистка их от снега — вот далеко не полный перечень работ, выполняемых в авиации сИпомощью специальных автомобилей. Много таких автомобилей в инженерных, дорожных войсках ив войсках связи. Все они отличаются сложностью своего устройства и эксплуатации. Работа водителей на таких автомобилях требует специальных знаний и определенных навыков. Постоянная боевая готовность этой сложной автомобильной техники — основное требование, предъявляемое ко всем армейским автомобилистам. Автомобиль должен быть готов к выходу из парка всегда, в любую минуту. Все в воинских частях подчинено этому основному требованию, В поддержании автомобиля в состоянии постоянной готовности к выходу из парка основная роль принадлежит, конечно, водителю. Ничего подобного нет во многих гражданских хозяйствах, где шофер часто решает сам, когда ему готовить автомобиль к выходу в рейс. Сделает он это накануне или непосредственно перед самым выездом, не имеет значения. Главное — вовремя выехать из парка. Поэтому многие водители оставляют автомобили в гараже с техническими неисправностями, незаправленными. Таким шоферам в армии приходится расставаться с этими привычками, учиться всегда содержать автомобиль в готовности к немедленному выезду. Запас хода армейского автомобиля должен обеспечивать ему пробег в несколько сот километров без заправки. В армии нет гражданской ритмичности, при которой автомобиль изо дня в день проходит примерно одинаковое количество километров. Автомобиль может продолжительное время совершенно не выходить из парка, но зато в период учений (в мирное время) или проведения операции или перегруппировки войск (в военное время) он делает большие пробеги, достигающие 500 и более километров в сутки. В это время водителю остается очень мало времени для отдыха и тем более для обслуживания автомобиля. Поэтому военный шофер не только должен готовить к напряженной работе автомобиль, но и приучить себя в течение десяти — пятнадцати часов непрерывно управлять машиной. При этом движение совершается в большинстве случаев по совершенно незнакомым дорогам, что требует от водителя особого внимания. Чтобы успешно справиться с боевой задачей, водитель должен быть хорошо физически развитым воином и постоянно тренироваться в совершении форсированных маршей. в о время проведения операции автомобили продолжительное время обслуживаются только водителем. Здесь, как никогда, сказывается его умение устранять возникшие в пути неисправности или производить текущий ремонт с помощью простейшего шоферского комплекта инструментов прямо в поле, в непогоду, в мороз, ночью. Обученный этому водитель умело и сноровисто производит такие работы, и, наоборот, шофер, не имеющий в этом опыта, часто теряется при самой элементарной неисправности автомобиля.Армейские условия требуют от военного шофера проявления большого водительского мастерства. Именно от этого часто зависит выполнение боевой задачи воинской частью. Современные боевые операции немыслимы без высокой подвижности войск, без способности их в короткое время, сосредоточиваться в назначенных районах. А это значит, что чем лучше шоферы умеют водить свои машины, тем быстрее войска передвинутся в назначенный район и тем успешнее будет решена боевая задача. Следовательно, водитель даже обычного грузового автомобиля в период передвижения войск становится очень ответственной фигурой. А если учесть, что от того, кто из противников будет быстрее передвигаться, во многом зависит исход операции, то легко понять, насколько велика роль водителя в военное время. Недавно в одном из военных округов проводились учения войск. Они начались совершенно неожиданно. Н-ское соединение жило своей обычной жизнью. И вдруг в конце дня командир получает приказ поднять подразделения по тревоге ик исходу вторых суток скрытно сосредоточиться в районе, находящемся в пятистах километрах от расположения части. С наступлением темноты колонны машин начали марш. Вся тяжесть его лег-На трудном участке дороги. ла на плечи шоферов. В условиях плохой видимости, на большой скорости, с воинами в кузовах и артсистемами на крюках, много часов без сна и отдыха вели они свои автомобили. Командир был спокоен. Он знал, что водители прошли хорошую школу, получили твердые практические навыки и имеют достаточный опыт совершения маршей. И они не подвели. Точно в установленное время войска прибыли в район сосредоточения. Задача была выполнена.10 ВОЕННЫЙЯХолодежвjo Советской ЛрмваЭтот марш совершался в сухую погоду, по относительно хорошим дорогам. А чаще всего водителю приходится вести свой автомобиль по плохим и даже очень плохим дорогам или вообще по бездорожью, преодолевать самые различные препятствия и заграждения. Условия боевой подготовки часто заставляют войска двигаться и по болоту, и по песку, в лесу, через овраги, водные преграды, в мороз и жару, днем и ноПри современном оснащении армии чью. новейшими видами оружия, позволяюВодителю задается маршрут, и нарущими наносить удары по противнику в шить его он уже не может. Конечно, очень короткое время после обнаружеработая в народном хозяйстве, шофер ния целей, передвижения войск будут не полезет в болото, а постарается найсовершаться, как правило, ночью с соти объезд. Военный водитель не может блюдением самой строжайшей маскисебе позволить такую вольность. Он ровки. А это значит, что шоферу придолжен провести свой автомобиль дется вести автомобиль либо при неименно там, где ему приказано, какие значительном освещении, либо в полной бы препятствия не встретились на его темноте. пути. В народном хозяйстве шоферам не Следовательно, он должен уметь воприходится испытывать такие трудности, дить автомобиль по бездорожью, а для военных водителей это обычные преодолевать встречающиеся на пути условия работы, к которым они привыпрепятствия и заграждения, знать, какают лишь после специального обучения кие средства повышения проходимости и длительных тренировок. можно применять в различной обста«Но ведь в темноте быстро не поновке, иметь эти средства на автомоедешь, если хочешь доехать до пункта биле и, главное, уметь ими пользоватьназначения»,— такая мысль невольно пося. Он должен знать приемы вытаскиваявляется у людей, которым когда-либо ния застрявшего автомобиля, уметь приходилось двигаться без света. А использовать при этом подручные матевоенные водители, несмотря на темноту, риалы и приспособления. умеют ездить быстро. Движение одиночных машин в армейских условиях — явление редкое. Все Перед заправкой. Фото Е. САВАЛОВА. передвижения должны совершаться в колоннах. На первый взгляд, это не так уж сложно. Однако на самом деле вождение автомобиля в колонне требует особых знаний, специального обучения и соответствующего опыта. Шофер должен знать и соблюдать целый ряд правил, нарушение которых приводит к тяжелым последствиям. Прежде всего ему необходимо точно знать свое место в колонне, строго выдерживать установленную дистанцию и скорость, знать, как поступить в случае вынужденной остановки, усвоить сигналы, подаваемые командиром, уметь действовать по сигналу «тревога» и т. д. Правила кажутся простыми, однако выполнить их может только подготовленный военный шофер. Выдерживание установленной дистанции ночью, при движении на высокой2*ВОДИТЕЛЬскорости, по плохой дороге, при полной нагрузке автомобиля, да еще зачастую с прицепом на крюке — очень трудная задача. Представьте себе, что один из водителей в колонне держит увеличенную дистанцию. Это может привести к разрыву колонны, особенно ночью, потере маршрута ик невыполнению задачи. И виноват в этом будет водитель, который заблудился сам и увел за собой всех следующих за ним. Сокращение дистанции между автомобилями также приносит немало зла. При резком торможении впереди идущей машины (например, перед препятствием) очень возможен наезд на нее ив результатеавария или, при попытке избежать наезда, занос машины, попадание в кювет или даже столкновение со встречной машиной. В условиях применения противником оружия массового поражения, при действии войск на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами, солдаты, в том числе и водители, будут использовать средства противохимической и противоатомной защиты. А это еще больше затруднит работу шофера, так как управлять автомобилем придется в противогазе, что создаст дополнительные трудности, снизит общую работоспособность организма, ухудшит условия видимости. Здесь приведены далеко не все специфические условия работы военного водителя, а даны наиболее характерные, часто встречающиеся в многогранной, полной всякими неожиданностями армейской жизни. Но мы надеемся, что и это заставит над многим задуматься нашу молодежь, изучающую автомобиль. С. САБОДАХО, инженер-подполковник.11