ИСТОРИЯ ОДНОЙ РАСПИСКИ «Я, водитель сержант Бобрусоз Николай, даю настоящую расписку в том, что пошел добровольно разминирозать трофейный склад мин, снарядоз и других взрывоопасных предметоз. Я знаю,- что это опасно для моей жизни. Я рискую своей жизнью, чтобы с честью выполнить свой долг перед Родиной, долг воина Советской Армии. В чем и расписызаюсь...» Такие точно или похожие расписки дали все доброзольцы, которых из многих желающих отобрал майор Александр Еремин — известный в Калининграде мастер разминирования. ...Все началось так, как уже дазно было заведено в Калининграде. Тот, кто находит мину, снаряд, гранату, сообщает об этом з домоупразление, з милицию, в штаб МПВО. И большинстзо этих донесений попадает к майору Еремину. Так случилось и теперь. С утра пришло сообщение: на улице Маяковского вместе с обломками кирпича нож бульдозера зызернул мину. Прошло совсем немного времени, когда к месту происшествия приехал майор Еремин со своими саперами. Они начали работать в полдень, а к вечеру уже было обнаружено и раскопано около трехсот немецких минометных мин. Опытный сапер знает устройство боеприпасов, изучает артиллерийские снаряды и взрыватели, празила обращения с ними. Но теперь эти знания могли оказаться бесполезными: между разбросанными по местам боез взрывоопасными предметами и саперами стояло еще время. Резкие температурные колебания и осадки прошедших лет вызвали химические и физические изменения, сделали эти мины, снаряды, бомбы снова неизвестными, козарными. Ведь инойраз достаточно просто слегка дотронуться до измятой и поржззленной мины, чтобы она взорзалась. Вначале саперы еще думали, что напали на обычные, брошенные гитлерозцами боеприпасы. Но утром, когда, раскапывая и разбирая сгнизшие ящики с минами, саперы все глубже и глубже уходили вниз, в развалины стоявшего тут когда-то завода, стало ясно, что в одном из подзалоз фашисты оставили подземный склад. Положение еще больше усложнилось, когда ефрейтор Адыл Мамбетоз зззолнозанно доложил: — Тозарищ майор! Тут прозода... Останозиз работы, офицер сам. стал исследовать сеть. Один конец проводки привел к стандартному тротилозому заряду с электродетокатором. Склад был заминирован. Но почему же не последовал взрыв? Метр за метром раскапывает майор прозод. Вот и часозой механизм. К счастью, он придавлен обвалившимся кирпичом и деформирован. На следующий день, кроме мин, саперы обнаружили снаряды, авиабомбы, фауст-патро«ы, противотанковые гранаты. Все боеприпасы были полностью снаряжены, на мины даже были надеты дополнительные заряды, что делается перед самой стрельбой, а з ручные гранаты вставлены капсюли-детонаторы. Еще накануне, найдя часозой замыкатель, майор Еремин насторожился. Теперь его догадки подтвердились: склад был не обычный. Боеприпасы никогда не хранятся в ящиках полностью снаряженными. Разнородность боеприпасов гозорила о том, что фашисты езезли сюда все, что у них было под руками для увеличения взрызной мощности. И тогда стало ясно: саперы обнаружили подземный арсенал, который отступавшие фашисты подготовили для взрыза в тот момент, когда советские войска уже войдут в город и расположатся в нем. Что делать? Разобрать такой гигантский склад силами нескольких саперов было, конечно, немыслимо. Да и чтоеще ждет там, внизу, какие сюрпризы оставили убегазшие гитлеровцы? В Калининград прилетели специалисты из Москвы. В областном комитете партии состоялось совещание руководителей и специалистов. Инженеры и пиротехники пришли к выводу, что боеприпасы в подземном складе находятся, как говорят саперы, в неприкасаемом состоянии, перевозить их нельзя. Обследуя склад, специалисты обнаружили в одном из отсеков следы небольшого взрыва. Он не распространился по ка-КОНЕЦкой-то причине на весь склад, но разбросал большое количество минометных мин. От удара они встали на боевой взвод, и теперь малейший толчок мог вызвать взрыв и детонацию всех боеприпасов. Собравшиеся в кабинете секретаря обкома с тревогой смотрели на карту города. Вблизи улицы Маякозского, где был обнаружен склад, находится вокзал, товарная станция, мореходное училище, школа, жилые дома. Взрызная волна принесла бы разрушения в радиусе до двух километров, пострадало бы около ста сорока зданий. Взрыв разрушит водопровод, канализацию, связь. Вначале было решено: подготовить взрыв склада по частям, отгородив место взрыва земляным валом. Мешками с песком разделили боеприпасы в отсеках, склад был покрыт дерезянным срубом. Все это значительно уменьшило бы силу взрывоз, сделав их относительно безопасными для близлежащих домоз. Но удастся ли подорзать склад по частям? Ведь от первого же взрыва могут сдетонировать все боеприпасы. А сколько снарядоз, мин, гранат будет разбросано во все стороны? Нет, так рисковать нельзя. Надо склад разбирать. Но как это сделать — ведь никто не мог приказать кому-либо вывозить боеприпасы, объявленные неприкасаемыми. И тогда поднялся майор Еремин: — Я берусь вывезти боеприпасы, — сказал он просто. — Уверен — помощники найдутся... В подразделении он рассказал солдатам о трагическом положении, сложившемся в городе, о страшной опасности предстоящей работы. — Кто пойдет со мной? — спросил он. Руки подняли все. Но из самых хороших Еремин отобрал лучших. Вот тогда все саперы и водители, в том числе Николай Бобрусов, написали свои расписки. СИРЕНА НА УЛИЦАХ Сколько было прочитано книг о подвигах, сколько прослушано бесед, просмотрено фильмов! Но все это было где-то далеко. Этих людей не довелось увидеть в жизни, нельзя было расспросить, что испытывали они, идя на подвиг. Да и что такое подвиг? Вот сегодня надо спускаться в склад, где каждое неосторожное движение грозит смертью. Говорят: подвиг — это исполненный долг, святая обязанность солдата, человека, гражданина. Город должен быть спасен. И саперы один за>~ШКОЛЬНАЯМОЛОДЕЖЬ ИЗУЧАЕТ АВТОМОБИЛЬ~^~«акон «Об укреплении связи школы с жизнью ио дальнейшем развитии системы народного образования в стране» встречен всеобщим одобрением трудящимися Кабардино-Балкарской автономной республики. В органах народного образования, среди учителей, в первичных организациях ДОСААФ школ — повсюду отмечается горячее стремление улучшить дело подготовки, школьной молодежи к общественно-полезному труду.ЗНедавно Совет Министров республики принял решение, обязывающее Министерство просвещения организовать политехническое обучение таким образом, чтобы выпускники средних школ умели водить автомобиль или мотоникл. В связи с этим решением в Нальчик; проведен республиканский семинар преподавателей физики и машиноведения, на котором работниками автомотоклуба ДОСААФ был прочитан полный курс теории автомобиля. Участники семинара изучали также правила уличного движения. Городской отдел народного образования совместно с клубом открыл для преподавателей средних школ курсы усовершенствования. Овладевают авто.те-лом и методисты отделов народного образования. Директора школ — частые гости республиканского автомотоклуба.. Здесь! они изучают опыт организации учебного ] процесса, получают консультации. В Нальчикской средней школе № 21 (директор т. Макоев) уже состоялся : первый выпуск учащихся, овладевших I автоделом. Все они с отличной оценкой сдали экзамены в ГАИ и получили удостоверения шофера третьего класса. Большая заслуга в этом принадлежит преподавателю физики т. Баскаеву и мастеру производственного обучения т. Подобрееву. Все шире развертывается эта работа ив сельских районах республики. Многие десятиклассники Тернаускрй школы № 1 изучают автомобиль. Большая группа выпускников Баксанской десятилетки одновременно с аттестатом зрелости получит и удостверения шофера. Юношей с аттестатами зрелости можно сейчас встретить за рулем 'автомобиля на многих промышленных стройках. в колхозах. Все они трудятся на благо Родины. Профессия шофера становится одной из самых любимых у молодежи. П. ПЕТРОВ. Майор А.Еремин.Сержант Н. Бобрусов. водитель бронетранспор-СержантИ. Барбакс.Сержант Н. Барабанов. водитель бронетранспортера.Ефрейтор И. Благ водитель бронетра тера.ПОДЗЕМНОГО АРСЕНАЛАд ругим спускаются в котлован. Перешагивая через земляной бруствер, к аждый оглядывается на город , на улицы, на то варищей — увидятся ли еще? Это не страх, хотя каждомуиз ребят едва ми нуло двадцать лет и впереди так многочудесноговжизни . Это решимость отдать, если понадобится, свою жизнь за счастье людей, за счастье своей страны. Спустившиеся вниз саперы будутдо ставать боеприпасы, а водитель сержант Николай Бобрусов, водители сержант Ни колай Бзрабаноз и ефрейтор Иван Благун должны перевезти их до места взрыва. Л учшим из лучших, самым гра м отным , о пытными дисциплинированн ымшоферам доверили зезти по улицам огромного города смертоносный груз . Бронетранспортеры подготовлены, как на парад: тщательно проверенкаж дый агрегат, баки запразлены через шелк лучшимбензином . Бронетранспортер не должен останозиться з пути, п и тание не должно засориться — к аждый лишний толчок, остановка недопустимы. Но главное — подготовить кузов . На дноего насыпают слой опилок толщиной 15—20 см , на опилки — сырой пе сок. М есто водителя отгораживается от кузова двумя рядами мешковспеском . Такие жемешки укладываются убор тов. Празда, если боеприпасы взорвутся, особенно рассчитывать на такую защиту нечего. ...Окончены тренировки , инструктажи. М айор Еремин перзымосторожно , не меняя ее положения, берет мину ипе редает сержанту Ивану Наумову. Наумов такжеосторожно выносит мину к бронетранспортеру. Анатолий Третьяков укладывает ее попереккузоза на песок, п отомрядомс ней аккуратноук ладывает другую , третью, снаряды, г ра наты. Этому грузу предстоит проехать двенадцать километров по городуи за город . Там его так жеосторожносгру зят с машины, отнесут в глубину од н огоиз отсеков огромногожелезобе тонного немецкогобункера вблизи залива, г де будут подрывать доставленные боеприпасы. Такой путь предстоит каж д ой мине, к аждому снаряду, гранате, авиабомбе, фауст-патрону — всем этим взрывоопасным неприкасаемымпредме там. И навсемдлинном пути, р я д омс ними, касаются их несколько простых советских людей , саперов иво дителей. С колько раз каждому из них нужно прикоснуться к затаившейся вржавомкорпусесмерти ! С колькораз почувствовать всем существом ее присутствие! ...Вместе смайоромЕреминым начинают работать Станислав Каш, Адыл Мамбетов , Иван Юнак , А лександрАр дашев и Василий Смецкой . О ни работаю т только руками , только на ощупь, вытаскивая снаряды и мины из обломков кирпича, выкапывая их из земли, и только в крайних случаях пользуются деревянными вилками. Наконец все три бронетранспортера заполнены боепри пасами. И тогда над притихшими улицами раз дался вой сирены — на трассу выехал автоинспектор старший лейтенант мили ции Б. Петровский. Его появление — сигнал для постов, расставленных вдоль всего пути: трасса закрыта. М едленно , о сторожно выползает на улицы колонна машин. Впереди — о поя санная краснымкушаком «Победа» с громкоговорителем , п отом ГАЗ-63 сра диостанцией. Его ведет сержант Имант Барбакс. Следом, с интервалами 100—150 метров один за другим идут бронетранспортеры . Впереди длинный путь. И так же , к ак саперы в котловане настороженно приглядывались к кажд ой новой мине или снаряду, так и водители Бобрусов, Барабанов, Благун при глядывались ккаждой выбоине, я мке , к любому препятствию, к отороеможет нарушить спокойный , ровный ход ма шины. К аждое вздрагивание бронетранспор тера, к аждый наклон кузова водители чувствовали всем своим телом ; о ни слозно слились со своим грузом . Еще спер вых тренировочных поездок запомнили шоферыдорогу , и ноги уже сами каж д ый раз мягко притормаживали тяжелую махину бронетранспортера, п отоммед ленно увеличивали скорость. Пожалуй, самыми напряженными были первые километры . Ноги слегка дрожа ли на педалях, потные рукикрепкосжи »мали руль. П отомоб опасности уже не думалось. Боеприпасы надо было до везти — это глазное. И только тогда, к огда попадались прижазшиесяк тротуарам пустые автобусы, в которых нет ни души , а край глаза ловил отошедших далеко-далеко вукрытие пассажиров, ш офероз автобусов икондуктороз , снова вспоминался лежащий вкузовегруз . Шестьдесят три дня разминировали, перевозили и уничтожали солдаты под з емный арсенал, подготовленный фашистами к взрыву. В нембыло 3032 мино метные мины , 376 снарядов, 3948 кап сюлей-детонаторов, 252 килограммапо роха, 218 фауст-патронов, 7 зажигательных и 17 фугасных авиабомб, 5638 руч ных гранат, 1519 килограммов тротила, 4317 терочных воспламенителей, более 20 стандартных тротиловых зарядов, 4 термитных шара. В процессе работы саперы обнаружилирядомс этим склад ом еще два хранилища, входящих вобщуюподрывную систему. И они были разминированы. Жители Калининграда ещедолго будут с благодарностью "вспоминать огерои ч еском подвиге сапероз " и водителей, подвиге во славу жизни . Н орожден этот подзиг солдатским долгом , д олгом , ради которого не побоялись рискнуть жизньюшоферысержанты Николай Бо брусов, Имант Барбакс, Николай бараба нов, е фрейтор Иван Благун и их товарищи-саперы. Гвардии капитан Б. РУБЕН (наш спец. корр.]. Калининград.Началась погрузка. Опустела оживленная улица Маяковского — везут смертоносный груз. Фото В. КРЮНДАЛЯ.jJ^BBSsKs^fc; *Layu й2:^1 1 ваш -jy/icEsf'i ИИi^S