18
19
В помощьтренеруМНОГОДНЕВКАЛ. САНДЛЕР, тренер Ленинградского автомотоклуба ДОСААФ При тренировках на пересеченной местности необходимо учитывать, что скорость преодоления дорожных препятствий может быть несколько ниже скорости, максимально возможной в соревнованиях по кроссу. Но за счет этого должна обеспечиваться полная гаг рантия от падений, при которых повреждаются агрегаты и оснастка мотоцикла, а также травмируется сам спортсмен. Специальное время отводится для обучения спортсмена быстро запускать и прогревать холодный двигатель, правильно «подходить» к пунктам контроля времени (KB). Тренировочные выезды на трассу скоростного этапа возможны только после того, как с гонщиками проведен семинар по изучению правил шоссейно-кольцевой гонки. Начинать тренировки следует на минимальной скорости и только последнюю из них рекомендуется проводить с максимальным напряжением. Езда на мотоциклах в ночных условиях требует специальных навыков. Обязательно должна быть исправной система освещения — фары и задний фонарь. При этих выездах нужно проявлять максимум внимания и не злоупотреблять скоростью. Для развития чувства скорости полезно, не глядя на спидометр, определить ее на глаз, а затем свериться с показаниями спидометра. Вначале обычно бывают значительные расхождения. Но постепенно можно научиться определять скорость по режиму работы двигателя и другим внешним признакам -с точностью до 3—5 км/час. Аналогичным способом развивается и чувство времени. Обучение замене, ремонту и регулировке отдельных узлов и деталей мотоцикла должно систематически проводиться в процессе всех тренировок. Во время выезда по команде тренера выполняется одна из таких операций, как замена камеры, колеса, лампочки, троса), щеток или пружин генератора, регулировка тормозов. Спортсмен должен научиться в течение 5—10 минут отрегулировать карбюратор, заменить жиклер, снять воздушный фильтр, изменить положение регулировочной иглы. Тренер с помощью секундомера замеряет время, затраченное на ту или иную операцию, и добивается выполнения ее в кратчайшие сроки. На дистанции суточных этапов не следует перегружать двигатель. Полезно избегать также резких торможений. Не рекомендуется тормозить двигателем, допускать резкие рывки и ускорения, так как в этих случаях узлы и агрегаты трансмиссии испытывают дополнительные нагрузки. Гонщик должен заботиться о сохранении мотоцикла в исправном состоянии до конца многодневных состязаний.Летом этого года будет проведена Спартакиада народов СССР. Наряду с состязаниями по другим видам спорта в ее программу впервые включены шестидневные мотоциклетные соревнования на лично-командное первенство. ТРЕНИРОВКА СПОРТСМЕНАУ частникам многодневных мотоциклетных состязаний приходится в течение длительного времени, нередко в условиях непогоды, выдерживать значительную физическую нагрузку. Добиться хорошего результата в таких условиях по силам лишь спортсмену, отлично подготовленному, обладающему высокими волевыми данными. Выработать же эти качества можно лишь в процессе круглогодичной общей тренировки. Под общей тренировкой подразумеваются систематические занятия различными видами физической культуры, а также активное участие в мотоциклетных соревнованиях: кроссах, шоссейно-кольцевых состязаниях, гонках по ледяным и земляным дорожкам. За один—два месяца до многодневных соревнований начинается период специальной тренировки. В это время спортсмен должен учиться быстро и умело преодолевать кроссовые препятствия, развивать высокие скорости на шоссейно-кольцевых трассах, приобрести навыки езды ночью. Большое внимание следует уделить выработке твердых навыков, быстрого выполнения путевых ремонтов и регулировки отдельных узлов мотоцикла, а также развитию чувства скорости и времени. Тренироваться надо на специально подготовленном мотоцикле, оборудованном спидометром и выверенными часами. В этот период следует дозировать нагрузку в соответствии с приведенным примерным планом-графиком.ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛОВехническая подготовка мотоцикла должна преследовать цель — пройти все этапы с наименьшей потерей времени на его обслуживание и ремонт. Однако забота о надежной работе всех агрегатов не должна исключать стремления обеспечить ^высокие динамические и скоростные качества мотоцикла на последнем этапе — шоссейно-кольцеаой гонке. Для соединения узлов рамы, передней вилки, щитков, седла, двигателя и т. д. необходимо применять болты с корончатыми гайками и обязательно шлинговать их. Это обеспечит надежность крепления отдельных узлов и агрегатов и избавит спортсмена от необходимости тратить время «а подтяжку болтов и гаек в пути или перед стартом. Монтируя шины, нужно следить за тем, чтобы на камерах не было заплат. Перед монтажом следует тщательно просмотреть корд покрышки: внутренняя поверхность ее должна быть гладкой и не иметь отделившихся нитей. Камеру и внутреннюю поверхность покрышки пересыпают тальком. Протек-ТОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН-ГРАФИКВИД ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙТРЕНИРОВОЧНЫХ ВЫЕЗДОВ В ПЕРИОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИП рохождение дневных суточных этапов по пересеченной местностиодин выезд воскресенье — 200 кмодин выезд в воскресенье — 250 кмтри выезда: в ' воскресенье—250. в среду — | 250, пятницу — 300 кмодин выезд в воскресенье — 350 км -два выезда: воскресенье — 300, пятницу 400 кмдва выезда: в воскресенье — 300, в пятницу • 400 iодин выезд в воскресенье •— AQ0 кмП рохождение ночных этапов свключением участков проселочных дорог Скоростные испытания на шоссейно-кольцеаой или на кроссовой трассаходин выезд в среду — 75 кмОДИНботузыезд в суб100 кмодин выезд в субботу — 100 кОДИН выезд в среду 50—70 кмодин выезд в среду — 75 кмодин выезд в среду — 75 кмГенеральные тренировки трассах, воспроизводящих лозия соревнованийна ус-два выезда: в субботу — ночной, восчресень© — дневнойдва выезда: в субботу — н оч ­ ной, воскресенье — скоростное испытание тор должен быть пригоден для движения как по грунтовым, так и по шоссейным дорогам. Устанавливая брызговые щитки, нужно позаботиться о том, чтобы при движении грязь из-под переднего щитка возможно меньше попадала на мотоцикл. Полезно изготовить глубокие щитки задней цепи. Седло водителя должно иметь хорошую и надежную амортизацию и мягкое покрытие. Маленькие седла с кроссовых мотоциклов не пригодны для многодневной гонки. На концы осей колес желательно приварить воротки длиной 50—60 мм. Это позволит быстро снимать колеса без применения гаечных ключей. Нужно предусмотреть защиту ручки газа от попадания пыли, грязи и влаги. В противном случае возможно заедание ручки, что затруднит управление дросселем. Хорошие результаты дает перевязывание мест скрещения колесных спиц вязальной проволокой. Благодаря этому повышается жесткость и прочность колеса. Особое внимание нужно уделить электрооборудованию. Поскольку приборы зажигания должны работать длительное время без дополнительных регулировок, рекомендуется установить на прерывателе максимально допустимый зазор (0,5—0,6 мм). На прерывателях мотоциклов М-1 А, К-55 и ИЖ-49 ток подводится к подвижному контакту прерывателя (молоточку) по латунной шинке, которая часто ломается. Для повышения надежности необходимо дублировать шинку шелковистым многожильным проводом. Целесообразно прозерить состояние резьбы на винтах крепления прерывателя, а еще лучше заменить их винтами с резьбой М-4. Проводники токосъемных щеток генераторов должны быть надежно впаяны или закреплены в щетках, а щетки — плотно прилегать к коллектору. Проводники щеток полезно дублировать многожильным проводом. Реле-регулятор нужно отрегулировать так, чтобы на протяжении гонки аккумуляторная батарея не требозала перезарядки и вместе с тем не перезаряжалась (во избежание выкипания электролита). Перед установкой на мотоцикл аккумуляторную батарею тщательно отформовывают. Чтобы обеспечить надежную работу электрооборудования, необходимо проверить и подтянуть все вводы проводки под винтовые стопоры и затем смазать каждый стопор нитрокраской. Это предохранит их от отворачизания. Приборы системы питания надо хорошо защищать от грязи и влаги. Для этого ставят дополнительный сетчатый фильтр на топливный кран и воздухоочиститель на карбюратор. Если заключительный этап соревнований представляет собой шоссейно-кольцезую гонку, то перед ним, по-видимому, придется снять фильтр. Чтобы не тратить время на перерегулировку карбюратора перед последним этапом, можно отрегулировать двигатель без воздушного фильтра перед началом соревнований. Нужно запомнить положение регулировочной иглы дросселя'и данные о тарирозке жи ­ клера. Это даст возможность перед стартом быстро снять фильтр, установить требуемый жиклер и поставить иглу в соответствующее положение. Сборку картеров двигателя желательно производить на бакелитовом лаке. В двигателях мотоциклов Ижевского завода рекомендуется поставить новые стопоры поршнезых колец. После удаления старых стопоров в их гнездах нарезают резьбу, по которой в тело поршня ввертывают новые стопоры. Необходимо также углубить кольцевые выточки стопорных колец поршневого пальца. Двигатель должен иметь степень сжатия, соответствующую октановому числу топлиза, которое предусмотрено положением о сорезнозании. Как показала практика, возить инструмент и запасные части в заплечных мешках или сумках на ремнях нецелесообразно, лучше всего хранить их в мягкой сумке, прикрепленной к топливному баку. Часто размещают сумку с инструментом в задней части длинной губчатой подушки, устанавливаемой взамен седла водителя. Обычно инструментальные сумки мягкого типа закрывают с помощью застежек-молний. Крупные запасные детали имеет смысл крепить прямо к мотоциклу с помощью резинозых колец камеры. Например, ось заднего колеса мотоцикла ИЖ-49, завернутую а тряпку, можно прикрепить к переднему подкосу рамы перед двигателем; запасную катушку зажигания — к раме, в непосредственной близости от работающей катушки; запасные роликовые цепи на мотоциклах К-125 и М-1 А — к пружинам седла, а на мотоциклах ИЖ-49 —• к раме под седлом. Запасные свечи зажигания следует ввертывать в гнездо планки, специально укрепленной для этой цели под топливным баком. Запасные спицы (5—7) можно возить в трубе руля; вязальную проволоку (2—3 метра) и резинозый шланг привязывают к раме; запасные камеры навешивают на руль или укладывают на переднем щитке и закрепляют резинками. Запасные тросы переднего тормоза, сцепления, управления подачей топлива монтируются рядом с тросами, установленными на мотоцикле. При этом часто трос управления подачей топлиза укрепляется вместе с запасным дросселем в сборе. Запасные лампы удобнее всего хранить в специальных зажимах внутри фары и заднего фонаря. Полезно возить с собой, если это не запрещается положением о сорезнозании, следующие детали: прерыватель в сборе, индукционную катушку, конденсатор, щетки генератора, а на мотоциклах К-55 и М-1 А дополнительно —- педаль переключения передач, рычаг сцепления. У каждого гонщика должны быть в запасе: несколько метроз прозода, изоляционная лента, мыло для устранения возможной течи а топливном баке, замки цепи, болты разных размеров. Часто на мотоциклах участникоз многодневных сорезнований можно узидеть баллончики со сжатым воздухом, прикрепленные к раме. Длин» каждого баллона — 300—350 мм, диаметр 55—60 мм. К его выпускному вентилю присоединен шланг, с помощью которого можно накачизать шины, не снимая баллончика или колес. Наконечник шланга оборудуется контрольным манометром. Баллончик рассчитан на давление 150—200 кг/см г , что позволяет быстро и удобно накачать 8—10 шин. (Продолжение в ел. номере)Автомобиль на обочинеСЕРИЯ ПЯТАЯАВТОМОБИЛЬ „ХРОМАЕТ"Уязвимая часть автомобиля. Конечно, речь идет о шинах. Они надежны, и все же не случайно автомобили не снабжены, например, запасными свечами зажигания или вентиляторным ремнем, но обязательно снабжены запасным колесом и манометром для проверки давления в шинах. Уместно напомнить общеизвестные меры для удлинения срока службы шин: своевременная перестановка колес, правильное хранение, соблюдение заданных углов стабилизации передних колес, плавная «манера» управления автомобилем — без резких поворотов, ускорений и торможений, без задевания бортами покрышек за края тротуара, со снижением скорости на крутых поворотах. Особо важно поддержание давления в шинах, предусмотренного инструкцией. После длительной стоянки оно может иногда понизиться, хотя шины и не повреждены. Езда на шинах с пониженным давлением резко ускоряет их износ. Проверять давление нужно ежедневно, но не на глаз, пинком ноги или ударом молотка, а манометром. Колпачок ' вентиля нужно отвертывать и завертывать пальцами, а не пассатижами, чтобы не повредить вентиль и камеру. Первый признак нарушения давления в шинах — «увод» автомобиля в сторону на ровной дороге (не путать с «уводом», вызванным поперечным уклоном мостовой!). Некоторое повышение давления из-за нагрева шин — явление нормальное, понижать давление в нагретых шинах не требуется. Для проверки давления нужно дать шинам остыть. Не забывайте проверять давление в шине запасного колеса. При его установке позаботьтесь о расположении вентиля, обеспечивающем легкий доступ к нему.Цепи противоскольжения портят шины; поэтому надевайте их только в случае крайней необходимости и снимайте, как только необходимость миновала. Как избежать прокола шины. Помните: острых предметов больше всего в досках, строительном мусоре, на накатанных гужевым транспортом обочинах. Гвозди от конских подков попадаются и на дороге. Нередко переднее колесо ставит гвоздь на шляпку, и он, «е успев упасть, прокалывает заднюю шину. В селах, на перекрестках, где возможно движение гужевого транспорта по полотну дороги, снижайте скорость. На остановках и по возвращении из дальней поездки осмотрите шины и удалите застрявшие в протекторе острые предметы.19