24
25
/#fc^>*^t/>£^A^>ПОРИСТЫЙ ПЛАСТИКСреди различных видов пластических масс, применяемых в автомобилестроении, все большее распространение получает тан называемый уретановый пороМОНОМАГНИТНЫЙ РЕГУЛЯТОР ДЛЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРОВ пласт. представляющий собой материал пористой структуры различной плотноВ связи с тем, что генераторы перести. Его важнейшими качествами являпостепенно спадает ив результате под менного тока на автомобилях и мотоциются высокая прочность на разрыв, сповоздействием магнита 1, притягивающеклах получают все большее признание, собность сжиматься, стойкость против го рычаг 4, контакты 5и6 вновь соев технике появляются различные новые различных растворителей, сохранение диняются, замыкая цепь. Количество выприборы, облегчающие использование эксплуатационных качеств при низкой текающих из аккумулятора газов регутаких генераторов: нередко эти приболируется калиброванным очком 9. Сотемпературе, хорошие теплоизоляционры имеют самостоятельное значение. ные свойства и низкая звукопроницаответствующим выбором сечения этого емость. В зависимости от исходных маочка и силы магнита можно обеспечить Так, применение на автомобилях гетериалов и способов изготовления поронератора переменного тока вызывает непласту могут придаваться различные обходимость дополнительно регулиросвойства и качества, и прежде всего он вать величину зарядного тока в аккумуможет быть изготовлен как твердым, так ляторе. Это вызвало к жизни конструки упругим; твердый поропласт очень цию регулятора нового типа, который прочен и имеет низкую теплопроводоказался значительно совершеннее, чем ность, упругий поропласт имеет низкий применявшиеся при зарядке аккумуляудельный вес, высокую прочность и звуторов до сих пор. конепроницаемость. Возможно также изВ новом регуляторе, получившем наготовление твердого поропласта, котозвание «мономагнитный», для регулирорый наносится на поверхность автомования величины зарядного тока испольбильных деталей путем распыливания. зуется интенсивность выделения газов при зарядке. Величина зарядного тока Уже сейчас из поропласта (либо с изменяется непосредственно в зависипорспластовым покрытием) изготовляютмости от интенсивности электрохимичеся следующие автомобильные детали: ских процессов, происходящих в аккуамортизаторы рулевого колеса, подломуляторе. Регулятор устанавливается некотники. противосолнечные козырьки, посредственно на аккумуляторе таким уплотнения дверей, амортизаторы колес, образом, чтобы его внутренняя полость сиденья и обивка стенок кузова, просоединялась с вентиляционным отверкладки капота и багажника, упругие элестием аккумулятора: одновременно чементы подвески и т. д. Практикуется порез специально выполненное калиброкрывать поропластом внутренние пованное отверстие регулятор соединяется верхности крышки капота, а также с атмосферой. Фактически для регулироМагнитный регулятор для зарядки аккувнутренние неровности кузова, произвования зарядного тока используется дамуляторов: 1 — постоянный магнит: 2 — дить покрытие кузова поропластом в цевление газа над электролитом, причем железный якорь: 3 — каучуковая упрулях изоляции, изготовлять из пороплавеличина давления является функцией гая диафрагма; 4 — изолированный рыста подушки сидений, внутреннюю обивстепени зарядки. чаг; 5 — контакт: 6 — неподвижный конку кузова, упругие подстилки под ковтакт; 7 — упор неподвижного контакта; риками и др. Устройство и принцип действия моно8 — пружина неподвижного контакта; магнитного регулятора легко понять из Применение поропласта в автомобиле9—калиброванное отверстие. рисунка. В регуляторе имеется упругая строении имеет большие перспективы. диафрагма 3, выполненная из специальОсобенно важно то обстоятельство, что постоянную заданную регулировку, т. е. ного синтетического каучука, на котоон может быть легко использован для желательное соотношение времени зарядрую опирается изолированный рычаг 4 получения комбинированных материалов ки (и перерывов) и интенсивности зарядс укрепленными на нем контактом 5и сложной структуры, которые будут соного тока. В процессе эксплуатации нижелезным якорьком 2. Контакт 5 прижат стоять из хорошо прилепленных друг к какой другой регулировки прибора не к контакту 6 постоянным магнитом 1. другу слоев металла и пластмассы. Считребуется. притягивающим якорек 2. Упругость соетают, что в обычном легковом автомобидинения контактов обеспечивается пруЭксплуатационные испытания автомоле возможно применить до 10 кг порожиной 8, которая прижимает неподвижбиля с генератором переменного тока и пласта. ный контакт 6к упору 7. мономагнитными регуляторами зарядного тока показали, что расход воды в акКонтакты регулятора включены в кумуляторе снизился на 30—40 проценЧЕХОСЛОВАЦКИЙ АНТИФРИЗ цепь, управляющую зарядным током. тов. Окисления клемм в аккумуляторе Когда давление газов, образующихся в не было, так как не имело места выбрааккумуляторе, становится достаточно веЧехословацкими народными предприясывание электролита, которое обычно лико, оно воздействует на упругую дитиями имени Вильгельма Пика выпувызывается чрезмерно интенсивным неафрагму 3и вызывает ее перемещение, щен в продажу новый морозоустойчирегулируемым выделением газов. В проа заодно и перемещение рычага и конвый антифриз марки «Муксум-Фридекс». беге автомобиля на 100 000 км подтвертакта регулятора. Контакты в этом слу«Фридекс» — бесцветная или желтодились и высокие эксплуатационные качае размыкаются, и зарядный ток после ватая жидкость, состоящая из высококичества (надежность, долговечность, неразрыва цепи, разумеется, уменьшается. пящих спиртов, т ак называемых гликоприхотливость) генераторов переменного Но тогда снижается и интенсивность вылей, с добавкой в небольших дозах антока, не требовавших специального уходеления газов в аккумуляторе, давление тикоррозионных присадок и материалов, да. их во внутренней полости регулятора стабилизирующих действие антифриза. До температуры —-28°С новый антифриз сохраняется в чистом виде, при температурах —320С и ниже сохраняет полужидНОВЫЙ ВИД ВОДЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ кую пастообразную консистенцию, благодаря чему не может повредить систему охлаждения. требует наличия движущихся деталей На одном из новых чехословацких дви«Фридекс» облегчает пуск двигателя, с механическим приводом от двигателя гателей, предназначенном для установки сокращает период его разогрева, слабо (водяной насос и вентилятор фактически на спортивный автомобиль, применена отсутствуют). Не менее важно и то, что испаряется (в два раза меньше воды), не интересная конструктивная новинка, воспламеняется. Корродирующее дейстона обеспечивает постоянное соответстпатент на которую получен уже нескольвие этого антифриза при температурах вие интенсивности охлаждения потребко лет назад двумя инженерами во 0 + 80°С составляет 0,08 г/м 2в день. На ностям двигателя, имея как бы автомаФранции, но до сих пор не был там реарезину «Фридекс» совершенно не возтическую регулировку по интенсивности лизован. действует. выхлопа. Система труб пульзореактора Речь идет о новой системе водяного работает бесшумно, может быть устаохлаждения двигателя, не требующей ниновлена в любом месте автомобиля и каких затрат энергии на привод водяноДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОДЕЛИ способствует не только лучшему охлажго насоса и вентилятора. В целях эконодению двигателя, но и повышению скомии энергии применяется так называрости выхлопа, что особенно ценно в емый пульзореактор. который обеспечиВо Франции разработан миниатюрный спортивных автомобилях. Глушитель, вает интенсивное прохождение охлаждвухтактный двигатель «Микрон-60», разумеется, применять не следует. При выпускаемый заводом «Орэ» для гоночдающего воздуха через радиатор благоописании упомянутого патента во даря использованию принципа эжекции. ных автомобильных моделей. французском • журнале «Л'отомобиль» Пульзореактор состоит из труб, каждая Мощность двигателя составляет указывалось, что испытания, проведениз которых подключена к двигателю со 1 л. с. при 12 000 об/мин. Рабочий объем стороны выхлопного патрубка. Все эти ные на опытном двигателе мощностью 10 смЗ (ход поршня 22 мм, диаметр ци450 л. с , показали возможность «гконотрубы входят в другие короткие трубки, линдра 24 мм). Высота двигателя 95 мм. мить» с помощью пульзореактора мощимеющие соплообразное поперечное сеВес его 375 г. ность до 55 л.с. (что составляет около чение. Принцип действия пульзореактоДвигатель работает на смеси метило13' процентов от максимальной), т. е. р а фактически такой же, к аку реактиввого спирта с касторовым маслом. направлять ее на привод других механого двигателя, т. е. выхлопные имВпуск топлива производится с помощью низмов вместо водяного насоса и ; енпульсы используются для засасывания вращающегося распределителя, зажигатилятора. Результаты испытаний чеховоздуха и ускорения его прохождения ние — от запальной свечи. словацкого двигателя, оборудованного через радиатор. По сообщению журнала «Л'отомобиль». пульзорсэктором. в основном подтвержмодель с таким двигателем развивает Главным преимуществом такой систедают эти данные. скорость до 240 км/час. мы является, разумеется, то. что она не^\г~24 /^e^f^t^^^A^^НОВАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯВ Англии проходит испытание новая система зажигания' «Джилберт-Хобс», предотвращающая возможность засорения искрового промежутка между электродами свечи в результате отложения нагара. Система предназначена главным образом для двухтактных двигателей, у которых образование нагара на электродах свечи происходит быстрее. Свеча зажигания имеет только один центральный электрод. Второй электрод, соединенный с массой, расположен на днище поршня. Искровой разряд происходит перед подходом поршня к верхней мертвой точке, когда расстояние между электродами составляет 0,6 мм.ФРАНЦУЗСКИЙ «ВСЕЯДНЫЙ» ДВИГАТЕЛЬНа последней Международной автомобильной выставке в Париже вызвал очень большой интерес представленный фирмой «Берлие» новый «всеядный» двигатель «Магик». По данным фирмы, он может работать как на дизельном топливе, так и на бензине, керосине, нефти, соляровом масле и т. п. Возможно также и применение любых этих топлив в смеси. Проблема создания «всеядных» двигателей, могущих работать на различных сортах топлива (начиная от легких бензинов и кончая отработанным маслом), давно уже волнует конструкторов в ряде стран, так как имеет военное значение. Автомобили с такими двигателями весьма удобны для работы в армейских условиях и, особенно, в боевых операциях, когда не всегда возможна бесперебойная доставка и снабжение автомобилей одним сортом топлива. Большие удобства и экономию сулит эксплуатация «всеядных» двигателей ив обычных мирных условиях. О некоторых работах, проводившихся в этой области, уже сообщалось в журнале «За рулем» (№ 8 за 1958 год). Кроме двигателей «Мерседес-Бенц», имеющих предкамерное смесеобразование, известен также и «всеядный» двигатель МАН, работающий стак называемым «М-процессом» смесеобразования; он имеет центрально расположенную шаровую камеру сгорания в поршне. И тот и другой двигатель спроектирован на основе конвертирования существующих дизелей. По этому же принципу построен и новый «всеядный» двигатель. Это дизель с «М-процессом» смесеобразования и рядом конструктивных изменений, характерных для конвертирования дизелей на многоядность: увеличением степени сжатия; изготовлением клапанов из специальных сталей; применением специального топливопрокачиваЮщего насоса, автоматически включающегося одновременно со стартером при пуске двигателя; установкой специальных калильных свечей для облегчения пуска; специальной регулировкой топливного насоса и пр. Двигатель предназначен как для установки на автомобили, так и для стационарного использования. В рекламном проспекте выставки указывается, что само лишь применение «М-процесса» смесеобразования и устройство центрально-расположенной шаровой камеры сгорания в поршне дает значительное улучшение энергетического баланса двигателя, о чем свидетельствует увеличение максимальной мощности и максимального крутящего момента на 20 процентов при работе на нормальном дизельном топливе: одновременно снижается (примерно в этих же пределах) удельный расход топлива. Посетителям выставки предлагалось также убедиться в бездымной работе двигателя: прозрачные выпускные газы свидетельствуют о достаточно полном сгорании топлива в цилиндрах. Интересной конструктивной особенностью двигателя «Магик» является так называемая «волюта» — приспособление улиткообразной формы, устанавливаемое внутри впускных коллекторов головки цилиндров и придающее всасываемому воздуху вихревое вращательное движение. которое сохраняется вплоть до момента его поступления в цилиндры и камеру сгорания. Этот завихряющийся по . ток воздуха захватывает образующиеся пары топлива и способствует более равномерному смесеобразованию, исключая в то же время возможность образования избытка топлива. Двигатель работает мягко; шум двигателя при работе на различных видах топлива на слух неразличим. Появление опытного образца «всеядного» двигателя свидетельствует о завершении определенного этапа работ в области создания подобных двигателей.БОЛГАРСКИЙ МОТОЦИКЛ «БАЛКАН-250»Мы уже сообщали («За рулем» № 5 за 1958 год) о выпуске в Болгарии первого отечественного мотоцикла «Витоша». Конструкция его была в скором времени модернизирована. В настоящее время освоено производство нового мотоцикла, получившего индекс «Балкан-250». На мотоцикле установлен двухцилиндровый двухтактный короткоходный двигатель с рабочим объемом 250 смЗ (диаметр цилиндра 70 мм, ход поршня 64). Степень сжатия равна 6,5. Номинальная мощность, развиваемая двигателем, составляет 11 —12 л.с. при 4800 об/мин коленчатого вала. Зажигание — батарейное. Генератор имеет мощность 45 ватт. Сцепление — дисковое, работающее на масле. Коробка передач — четырехступенчатая. Передаточные числа: I передачи — 1,26, II—1.76 и III—2,29. Р ама — трубчатая с передней телескопической вилкой, снабженной гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска выполняется в двух вариантах. Один из них — скользящая (кулисная) подвеска, другой — качающаяся, имеющая сложные упругие элементы, с регулируемой жестокостью и гидравлическими амортизаторами. Мотоцикл «Балкан-250» испытывался в разнообразных сложных условиях. В трехдневном пробеге протяженностью 1000 км по пересеченной местности он зарекомендовал себя с лучшей стороны. По своим динамическим качествам, топливной экономичности, прочности, устойчивости, в частности на крутых поворотах, «Балкан-250» ничуть не уступает такому, например, мотоциклу, к ак «Ява-250». В гонке на 50 км один из мотоциклов «Балкан-250» серийного выпуска показал среднюю скорость 100 км/час, а на километровой дистанции при старте с места — 118 км/час. Расход топлива составил 3,3—3,5 л/100 км. В прошлом году болгарская мотоциклетная промышленность выпустила 3500 мотоциклов «Балкан-250». В 1962 году их производство возрастает до 20 000.КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕДАЛЬСреди факторов, влияющих на безопасность движения, немалую роль играет быстрота реакции водителя и время, затрачиваемое им на приведение в действие тормозов автомобиля (при внезапном обнаружении препятствия или при появлении опасности на дороге). В целях сокращения этого времени один английский конструктор предложил применить комбинированную педаль. принципиальное устройство которой ясно из приводимой здесь схемы. Приведение в действие тормозов требует лишь передвижения ноги из положения «б» в положение «а», что дает экономию в 0,5 секунды по сравнению с обычными действиями водителя при торможении, когда он должен переносить ногу с педали акселератора на педаль тормоза. Конструкция комбинированной педали осуществлена на автомобиле «Стандарт Пениан». Издающийся в ГДР журнал «Крафтфарцойгтехник» рекомендует ее вниманию конструкторов отечественных автомобилей как «средство, существенно способствующее повышению безопасности».1 — Шарнир: 2 — ролики из нейлона; 3колея роликов.ВРАЩАЮЩИЕСЯ СИДЕНЬЯНа некоторых моделях автомобилей Крайслер выпуска 1959 года впервые применены для облегчения посадки и высадки пассажиров вращающиеся передние сиденья, приводимые в действие пружиной. Сиденье установлено и поворачивается на нейлоновых роликах. При нажатии на рычаг. расположенный с внешней стороны каждого сиденья, рабочая пружина освобождается и поворачивает сиденье на 40о в сторону двери. При посадке водитель или пассажир собственным весом преодолевает сопротивление пружины и возвращает сиденье в нормальное положение, которое фиксируется защелкой. Средняя секция между сиденьями может быть поднята для образования подлокотника.ДИСК ВМЕСТО ЗАПАСНОГО КОЛЕСАЗапасное колесо, занимающее в багажнике втрое меньше места, чем обычное, выпущено в США. Оно представляет собой тонкий стальной диск с массивной резиновой шиной шириной 51 мм, который устанавливается с внешней стороны поврежденного рабочего колеса и крепится с помощью тех же шпилек и гаек. Вес диска 15 кг.25