а воротами гаража открывался мир, полный соблазнов и опасностей. Главным соблазном была скорость, главной опасностью — милиционер, стоявший почти сразу за поворотом Камской улицы. Он уже не раз подозрительно поглядывал на паренька, который в последнее время все чаще проносился по Камской на самых различных мотоциклах, явно не имея водительских прав: завидев милицейскую фуражку, он круто поворачивал обратно ис еще большей прытью возвращался поскорей к себе в гараж. Хотя Камская улица (та, что близ Смоленского кладбища) является, вероятно, одной из самых глухих и тихих улочек Ленинграда, сердце у Саши Васина замирало от страха и волнения каждый раз, когда он выводил на «прогулку» очередной мотоцикл. Дело даже не в том, что не было прав, —• еще больше, чем встречи с милиционером боялся он встречи с владельцем машины, который, разумеется, не подозревал, что первое ее «испытание» после ремонта проводит 13-летний курчавый мальчик, работающий в мастерских учеником слесаря. Вот почему Саша так стремительно, с такой поистине рискованной скоростью мчался обратно а гараж, едва завидев какую-либо «опасность» на горизонте.ЗОчерк Ю. КЛЕМАНОВА Будущий «биограф» нынешнего чемпиона СССР, мастера спорта Александра Васина не преминет, вероятно, воспользоваться этой подробностью, чтобы отметить с улыбкой сложившееся еще в детстве стремление Васина к скоростной езде и даже накопленный в тот период «опыт» мотоциклетных линейных (правда, вынужденных) гонок. Что ж, в таком предположении был бы некоторый резон. Более того, можно сказать, что у Васина жизнь, действительно, сложилась с самого детства так, будто кем-то «свыше» было задумано сделать его хорошим мотоспортсменом. Отец, шофер ленинградского такси, охотно «баловался» по выходным на мотоцикле и пробудил в сыне с юных лет интерес и вкус к автомототехнике. Когда 13-летний Саша поступил учеником на работу в мотороремонтные мастерские, судьба подарила ему в качестве прямого начальника и наставника никого иного, как... бывшего рекордсмена СССР по скоростной езде на автомобиле, известного гонщика Г. М. Клещева. И наконец работа в той же мастерской свела его со многими зрелыми мотогонщиками, мастерами спорта, в том числе с Сергеем Сергеевым, которому в дальнейшем суждено было стать его многолетним тренером. Даже и дружил Саша Васин главным образом с мальчиками, которые тяготели к мотоциклу ик мотоспорту, а кумиром его (и самым лучшим другом!) был некий Сережа Петкевич, сумевший в шестнадцатилетнем возрасте получить третий спортивный разряд. Следует ли удивляться, что едва достигнув восемнадцати летнего возраста, Васин быстро, в течение чуть ли не одного спортивного сезона (1953 года), получил последовательно третий, второй и первый спортивные разряды, приблизившись к выполнению нормы мастера спорта? И все же отнюдь не все эти «особо благоприятствующие» обстоятельства сделали Александра Васина отличным спортсменом, чемпионом страны. Есть одна сторона в его жизни, которая больше, чем что-либо другое, определяет его подлинное спортивное «кредо», те его личные качества, которые позволили добиться столь выдающихся спортивных успехов. Однажды на мотокроссе, это было з Ереване на первенстве СССР 1958 года, я слышал разговор двух болельщиков, следивших за ожесточенной борьбой группы спортсменов на очень трудном заболоченном участке:— Тут только этот выиграет, — уверенно сказал один и указал на гонщика, шедшего под номером 70. — Почему ты думаешь? — ревниво спросил другой. — А у него звезда на шлеме, — ответил первый и добавил многозначительно: — Советская Армия. Под номером 70 в ереванском кроссе шел Александр Васин.*Когда Васина призвали в армию (это было в 1954 году), он, несмотря на молодость, был уже довольно известным в Ленинграде спортсменом. В розыгрыше личного первенства СССР по кроссу Васин занял высокое пятое место, а среди спортсменов своего клуба «Спартак» считался одним из первых. В розыгрыше всесоюзного первенстза ДСО «Спартак» Александр Васин вышел на второе место. Естественно, что, получив направление в мотоциклетную роту, новобранец лишь ухмыльнулся не без самодовольства: уж что-что, а мотоциклы он знает с детства, ездить умеет получше других. Действительно, спортивная подготовка играла немалую роль в овладении военной специальностью мотоциклиста-разведчика. Хороший «кроссист», Васин быстро освоил основные приемы, выполнял упражнения быстро и четко. Командир роты (скажем по секрету, страстный болельщик мотоциклетного спорта) неизменно похваливал его; молодой солдат принимал это как должное.R П ерзый армейский урокбудущийчем пион Вооруженных Сил получил в зиде... трех нарядов вне очереди . Собственно, дело было даже не зо взыскании, а з том смешанном чузстзе стыда и ответственности, к оторое он испытал, не сумев вывести мотоцикл по сигналу тревоги а установленный нормамисрок . Тревога была учебная, а причина неисправности мотоцикла пустячная — на учениях акарбюратор попала вода, в результате чего ночью примерзли поплавки, — но Васин сужасом подумал отом , что было бы, если бы тревога была настоящей. Еще по сей день он не может забыть то острейшее чузство стыда, когда, зызедя забастовавший мо тоцикл из бокса, на глазах застызхейз молчании, построенной по трезоге роты, он дрожащимголосом попросил разр ешения встать в строй... Нет, больше онуже никогда не будет так, «по-граждански», без осмотра стазить мотоцикл после поездкизбокс ! Техника — это для мотоциклиста порох, а его, как известно, надо держать сухим. Так пришло то перзоеи основное, что свойственно сейчас Васину как од ному из лучших армейских спортсме нов, — повышенное чузство ответственности. Д ругоеважное качество появилось после тяжелого урока. Это было в 1956 году. Ш елрозыгрыш первенства Советской Армии по мотоциклетному кроссу. Васин принял вместе со всеми старт, х орошопрошелпервыйкруг , и вдруг... заглох двигатель. Со всей энер гией нажимал спортсмен на кик-стартер, пытался другими способами завести двигатель — ничего не помогало . В течение нескольких минут Васин бук вально выбился из сил — так ему, по крайней мере , казалось, — с овсембы ло уже опустил руки и, лишь падая визнеможении на руль, еще раз, из по следних сил, нажал на стартер. Машина завелась! Тогда-то выяснилось, что сил ещемного , настолько много , что их хватило обойти всех соперникови завоевать первое место. Наградой было впервые полученное звание чемпиона Советской армии , но еще более цен н ым было открытие, сделанное на трассе: н икогда нельзя сдаваться, отступать перед трудностями, поднимать (в дан н ом случае — опускать) перед ними рук и . В спорте, как вбою , надо сражаться до последнего вздоха! Так впроцессеармейской закалки и занятий спортом постепенно вырабатывались идругие типичные качества армейского спортсмена, к оторые сейчас, характеризуя своего питомца, перечисляет его тренер, старший лейтенант С. М . С ергеев : дисциплинированность, собранность, т рудолюбиевподготовке материальной части, знание техники. Занятия спортомпомогли ему стать отличн икомбоевойи политической подготов к и . А армейское воспитание в свою очередь сыграло важнейшую роль в его становлении как спортсмена.пехов. Первое место втрадиционном матче городоввЛенинграде ; в ыигрыш перзенства Советской Армии как по шоссейно-кольцезой гонке, так и по кольцу; наконец «золотой дубль», принесший однозременно звание чемпио на СССР по кроссуи по кольцу. И все же глазные победы были одер ж аныАлександром Васиным отнюдь не впрошлом году. За эти победы, правда, не присуждались звания и медали, о них ничего не сообщалось в печати. Знали о них лишь несколько челозек — члены армейскойкомандыи ее тренер. Нас тоящуюже цену им знал лишь сам Васин, п отому что восновном это были так называемые « п обеды над собой». ...К соревнованиям на перзенстзо СССР покроссув 1956 году Васин под готовился очень хорошо . Он находился в отличной форме , м отоцикл был надежный, а тренер исполнен уверенности, что его питомец, вышедший в 1955 году на второе место впергенстзе СССР По кроссу, станет теперь-то обязательно чемпионом страны. Этого не случилось. Хотя Васин и «оторзался», действительно, от своих ближайших конкурентов , Григорьева иКудинога , на целых 5ми нут, у него не хватило еще тактического мастерства, и он, «зарезав» двигатель, был вынужден остановиться... на последнем круге , в 3 километрах от финиша. Что ж , бывает... Убедившись, что на машине ехать больше нельзя, Васин уже было хотел сойти с дистанции, когда услышал: — Не везет армейцамсегодня ! — г о ворил один болельщик другому . — Из шести двое у них уже сошли, теперь еще и этот. А ведь зачет-то по четырем... Д о Васина не сразу дошел смысл этих слов, но когда понял — ужаснулся. Неу жели из-за него, из-за его легкомыс лия пострадает вся команда?.. Решение было принято немедленно ибеспово р отно : идти к финишу пешком , толкая перед собой машину. Неимоверных усилий стоило это не сильному физически, малорослому спортсмену; п орой 125-кубозый мотоцикл казался тяжелее сверхмощного паровоза, но наградой за все была отм ашка судьи на линии старта-финиша: придя двадцать восьмым, Васин обеспечил не только зачет, но ипризовоеме сто своей команде . — Ну ужвбудущемгоду быть тебе чемпионом обязательно! — п ророчили благодарные товарищи. — По справедливости, во-первых, да и по мастерству... Случилось, однако, так, что всамом начале спортивного сезона 1957 года Васин попал в аварию. Во время тренирозкивЮкках он налетел на выскочившим из-за поворота грузовой автомобиль. Из-за травмы Васин не мог продолжать тренировкииз результате не попал ни на международные соревнования з Ригу, ни на первенство СССР по кольцу в Таллин. К томуже на первенстве Ленингра да по кроссу, не успев полностью поправиться после первой травмы, Васин вновь сломал ^ о гУ буквально за два кру га до финиша! ( С кажем попутно, что к этому времени армейская закалка была уже такова, что спортсмен, п реодоле вая сильную боль, сумел все же пройти оставшиеся два круга и завоезать звание чемпиона города). I)М ожно понять, с какимупорством он готозился кмотоциклетномукроссу на перзенстзо СССР и какие надежды связывал с этим единственным всесоюзнымсорезнозанием , з котором ему дозелссь тогда участвовать. И вот Васин на старте в Вильнюсе. Забегая вперед, с кажем , что зазоевал он там скромное 6-е место, не получиз никаких наград и регалий. Но думается, что и сам Васин, и его тренер никогда не обменяют вкуса этой скромной победы на самый пленительный звон и блеск самых крупных чемпионских ме далей. Потому что именно тогда, п одой дя к финишу мотоциклетного кросса на первенство СССР 1957 года отнюдь не первым , Васин впервые испытал чувство настоящего спортивного свершения, подлинно заслуженнойпобеды . Д ело было гак. Задержавшись на старте, Васин пропустил вперед почти всех 80 участникоз соревнований. Естественно, что уже на первых кругах он шглс очень большой скоростью ( о бо шел одного за другим свыше семидесяти соперникоз ) , у же приближался кгруппе лидеров, как здруг, не рассчитаз одного маневра, с маху попал вглубокоеболо то. Он выбросил из трясины мотоцикл (откуда сила взялась!) и энергично устремился к трассе, но не сумел сделать и шага: перенесенная недавно травма ноги предательски дала себя знать в самый критический момент. Семнадцать минут потребсзалось спортсмену только на то, чтобы, п ревозмогаястрашную боль, выбраться из болота и поднять мотоцикл . Казалось бы, ни окакомпродолжении соревнований не могло быть иречи : и время упущено , и сил больше нет. Но ведь соревнования были лично ^ к оманд ные! Васин знал, что на него руководи тель команды возлагал большие надеж ды. И тогда будущийчемпион СССР устремился вперед. И змученный болью, почти обессилевший, потерявший семнадцать минут, он сумел все-таки (вновь!) обойти несколько десяткоз спортсменов и, перейдя с 56-го места на 6-е, обеспечить победу своей команде . Это шестое место было не только равноценно иномупервому . Д ля Васина оно было чрезвычайно важно еще и тем, что условия борьбы (необычно глуб окое болото, травма ног, п охожая на «ранение», необходимость выполнить «задание», не считаясь с собой) м ногим напоминали ему зданном случае условия военные и особенно импонировали, к акармейскому спортсмену. О н вспомнил, к акв 1952 году, участвуя впервые в классификационном зимнем кроссе ДОСААФ , сошел с дистанции просто потому, что «устал», а на первенстве «Спартака» в том же году умудрился «залиться» в довольно мелкомброде , — и удозлетзоренно улыбнулся. Д а , теперь, п ридяк финишу мотоциклетного кросса на перзенстзо СССР 1957 года шестым , Васин имел полное празо сказать о себе сгордостью : — Хоть ипроиграл , но теперь я, пожалуй, настоящий армейский спортсмен. Правда, он этого не сказал, а лишь молчализо согласился стренером , дазш им такую оценку его « п оражению » . Но именно сквозь призму этого пораженияможно понять истинные причины многих настоящих и будущих побед сержанта Александра Васина.М ногие любители и ценители мотоцик летного спорта считают, что 1958 год был для Васина годомего наиболее крупных и важных побед. Действительно, п рошедший спортивный сезон ознаменозался для сержанта Васина целым каскадом блестящих ус2. «За рулем» № 2.