щих необходимые Навыки, следует требовать выполнения хотя бы элементарного эскиза для того, чтобы впоследствии моделист смог сделать самостоятельный чертеж с подробной деталировкой ис соблюдением требований, предъявленных к машиностроительным чертежам. Каждого моделиста необходимо научить заранее продумывать общий вид, форму и размеры выбранного типа модели. Кружок, состоящий из новичков, начинает свою работу с изготовления простейших деталей и контурных моделей с тем, чтобы моделисты постепенно совершенствовались и переходили к изготовлению более сложных узлов и моделей. К концу первого года кружковцы изготовляют модель с резиновым двигателем. На наш взгляд, рекомендации программы строить автомодели с двигателями внутреннего сгорания на втором году обучения более правильны, хотя руководители некоторых кружков предпочитают строить модели с двигателями внутреннего сгорания лишь на третьем году. Начальные работы в кружке автомо-БиблиографияДорога И людиТрудно определить жанр этой книги. Ее можно назвать повестью и развернутым путевым очерком. Грань эта неразличима, да и не так уж важно, к какому, строго говоря, жанру эта книга относится. Главное — в ней показан большой интересный мир, в который вводит своего героя автор, мир труда, больших увлекательных дел и свершений. Сюжет_ книги несложен. Главный герой — Саша живет на берегу моря и мечтает о кругосветных путешествиях. Но детские мечты терпят крах — в мореходное училище он не поступает. Тогда юноша покидает отцовский дом и отправляется в ближайший город — Новороссийск. Но жизнь оказывается куда сложнее, чем это предполагалось. Растерявшегося паренька, чуть не попавшего в компанию жуликов, милиция устраивает на работу экспедитором. И вот тяжело груженный яблоками ЗИЛ-1,50 отправляется в Москву. За рулем — старый опытный шофер Василий Васильевич, з рядом с ним в своей новой должности Саша. С этого момента, пожалуй, и начинается основное повествование. «Пусть ведет меня дорога — пусть рассказывает, как самая увлекательная книга, пусть показывает. как самый лучший кинофильм, пусть открывает передо мной новое и прекрасное в обыкновенном, в окружающем», — думает Саша. В этих строчках выражено отношение автора к жизни, которое он хочет передать своему читателю. На первом плане развивающихся событий —• люди, руками которых созданы неисчислимые ценности, воздвигнуты города, заводы, созданы машины. Глаза подростка зорче и внимательнее, чем глаза взрослого. Правда, он еще В. И. Красильщиков, Дороге навстречу, «Молодая гвардия», 1958.делистов следует проводить по гото- j вым чертежам и моделям, копируя их. < После изготовления одной или несколь- < ких моделей по этому методу рекомен- \ дуется переходить к изготовлению ав- S томоделей по конструкциям и черте- X ЕЩЕ О ШИНАХ жам самих моделистов. В этот период ; Подкачка шины. Обнаружено незначируководитель должен обратить особое < 2 внимание на то, чтобы в конструкции \ тельное (не более 0,5 кг/см ) снижение модели we было слишком сложных в. \ давления в шине. Шину нужно подкачать (при повторном или большем сниизготовлении деталей узлов. В конце года целесообразно прово- \ жении давления необходимо сменить кодить спортивные состязания, чтобы } лесо). Исправный насос имеет наконечучастники могли получить очки для при- | ник шланга, нажимающий на золотник, своения спортивных разрядов по авто- \ поэтому можно подкачать шину, не вымодельному спорту. Надо помнить, что, < вертывая золотника. Нужно лишь плотно только участвуя в соревнованиях, моде- • навернуть наконечник на вентиль. Если лист растет как спортсмен. Рекомендует- < наконечник отсутствует, надо вывернуть ся устраивать состязания между школа- < золотник. Здесь нужна некоторая сноми, домами пионеров, районами. Это по- < ровка (не поспешность!), чтобы не пс-т может укрепить работу кружков, при- { вредить и не потерять золотник, выталвлечь к техническому творчеству много j киваемый воздухом. Накачивайте шину молодежи. j с избытком, так как при установке золотника на место произойдет некоторая Е. ДИСКИН, ! утечка воздуха. Десять полных ходов насоса дают примерно начальник лаборатории автомобиль- ; исправного ного моделизма ЦАМК ДОСААФ < 0,1 кг/см2 давления в шине. СССР. Помните — езда на спущенной шине недопустима. Смена колеса. В расчете на смену колеса имейте «под рукой», кроме отвертки, ключ для гаек колес и манометр. Смену колеса удобно выполнять в определенной последовательности и при этом не забывать некоторые «мелочи». Прежде всего, не выходя из автомобиля, надо не привык к множеству встречающихся j включить первую передачу и затянуть людей, разных по характеру, по своему \ ручной тормоз. Достать и подложить отношению к окружающим, но стареет- < клинья под колеса противоположной стося во всем разобраться. \ роны. Не забудьте проверить давление в Автор стремится заинтересовать чита- > запасной шине и, если нужно, подкачайтеля профессией шофера, внушить ему > те ее. Автомобиль поднимается на домлюбовь к этой специальности. Старый, \ крат после того, как гайки ослаблены. Затяжку всех гаек нужно производить опытный шофер Василий Иванович — < человек, которому хочется подражать. ? равномерно, в три очереди: навертывание Он влюблен в свою беспокойную про- >пальцами, затяжка ключом при подняфессию, умеет по-молодому чувствовать > том колесе, довертывание до отказа при красоту и полноту окружающей жизни, л опущенном колесе, переходя от одной Удачно передает автор настроение Са- \ гайки к другой по кругу «через одну». ши во время ночевки под Курском, на > При смене переднего колеса можно ускоместе великой битвы возле памятника > рить навертывание и отвертывание га. славы и доблести —> танка, воздвигнуто- I ек, если держать ключ в одной руке, а го на постаменте. Торжественно и пе- \ другой — вращать колесо, подталкивая чально вспоминают водители войну, сво- Sшину. их погибших товарищей. \ Всякий труд, направленный на благо j общества, в нашей стране почетен и по- < лезен. Презрение у автора вызывают < те, для кого свое личное, маленькое 1 счастье заслоняет большой мир. И как > ни плохо еще разбирается Саша в лю- 5 дях, он ясно видит, что путь таких лю- s дей в жизни уходит с прямой дороги в ( захолустный тупик. I ...Москва — конечный пункт поездки. < Многое увидел Саша, многое передумал, J и вывод, сделанный им, вполне законо- < Без домкрата. Может случиться, что мерен. «Стать моряком —- дело хоро- < домкрат неисправен. В этом случае подшее, а шофером разве хуже? Ничуть!» J, нять автомобиль трудно, но все же возНесколько слое о недостатке книги. . можно. Для этого надо наехать повреСюжет произведения сам по себе доста- > жденным колесом на камень высотой не точно интересен, и поэтому совершенно J менее профиля шины, подложить под ось неоправданно, когда автор искусственно { или площадку подвески чурбан или кирстремится его «обострить». Получается j пичи и вынуть из-под спущенного колеса нагромождение фактов. камень. После смены колеса чурбак или кирпичи надо выбить. Не всегда убедительно выглядят обраМожно поднять автомобиль «вагой» • — зы отрицательных персонажей. Здесь автор стремится показать все в мрачрычагом из бревна, толстой доски, труных тонах. Таков, например, шофер, кобы, но при этом нужно соблюдать остоторого называют кулаком. Нет сомнерожность, чтобы не повредить кузов в ния, такие люди еще есть, но возбудить месте приложения рычага. Когда машина непримиримость к ним можно только поднята, под кузов подкладывается стопреалистическим изображением. , ; ка досок или кирпичей. Эту операцию Р. ЯРОВ. > нужно делать вдвоем.I29