место. Ее значительно опередили команды ряда областей. Между тем в Ленинграде имеются все условия для занятий водно-моторным спортом и совершенствования конструкций мотосудов и моторов. При водно-моторной секции каждого морского клуба ДОСААФ должны быть созданы технические советы и привлечены к работе в них технически грамотные активисты. Развитие водно-моторного спорта тормозится и недостаточным ростом инструкторов-общественников. Вот почему комитеты и клубы ДОСААФ должны тщательно подбирать и готовить инструкторов, способных правильно организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия. К сожалению, в ряде организаций .этому вопросу не уделяется необходимого внимания. Наряду с привлечением все большего количества досаафовцев к занятиям водно-моторным спортом нужно всемерно улучшать качество учебно-тренировочной работы, настойчиво и терпеливо растить разрядников и мастеров спорта. В прошлом году принят ряд мер, направленных на укрепление учебной материально-технической базы морских клубов и первичных организаций. Но, к сожалению, спортивных мотосудов у нас все еще мало, строятся они в недостаточном количестве, причем качество их невысокое. Серийное производство скутеров и- .мотолодок передано сейчас Ленинградскому шлюпочному заводу ДОСААФ, от которого спортивная общественность ждет моторные суда отличного качества. На всех этапах Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодежи участвовало всего 1100 спортсменов-водномоторников. Это, конечно, свидетельствует о недостаточном развитии водно-моторного спорта. Тем не менее хорошие спортивные показатели в прошлом сезоне имели московские досаафовцы Георгий Пенько, Александр Левин в классе скутеров СА 3 (250 см ). Порадовали своими достижениями также Лидия Дудкина, Евгения Хрущева, Иван Крючков и Борис Бурмицкий. В августе 1959 года 230 сильнейших водномоторников съедутся в г. Николаев, где намечено провести Всесоюзные соревнования досаафовцев. К участию в них допускаются команды союзных республик, Москвы, Ленинграда и сильнейшие команды краевых и областных комитетов ДОСААФ РСФСР. Каждая команда обязана выставить три скутера класса СИ (175 см 3 ), два скутера класса СА (250 см3) и одну мотолодку класса МА (250 см 3 ). В этих классах разыгрывается лично-командное первенство ДОСААФ СССР на дистанциях 10 км ив серии из' 3 гонок по 5 км. Одновременно будет проведено личное первенство ДОСААФ в классе глиссеров ГА (до 250 кг) на дистанциях 1и 50 км. Всесоюзные соревнования подведут итоги работы комитетов Общества по развитию водно-моторного спорта. Они позволят выявить сильнейших гонщиков, которые будут защищать честь ДОСААФ на первенстве Советского Союза в г. Киеве. Задача комитетог ДОСААФ, морских клубов состоит в том, чтобы, опираясь на общественный актив, как можно шире привлечь молодежь к занятиям этим замечательным видом спорта.ЕСТЬ СОВЕТСКАЯ МИКРОЛИТРАЖКА!так, вопрос решен . Позади многолет ние споры сторонников ипротивни ков «малых литражей», утомительные дискуссии на темуотом , к акойма л олитражный автомобиль надо строить, нетерпеливые письма читателей... М ик р олитражный автомобиль нужен нашей стране, его главные конструктивные черты полностью выявлены, он будет выпускаться вмассовом масштабе для нужд населения инародного хозяйства — таков смысл принятых недавно решений , и меющихв виду организацию производства советских микролитраж ных автомобилей в семилетке 19591965 годов . Ш ирокаяподготовкапроиз водства таких автомобилей на специально выделенном для этой цели заводе «Коммунар» в городе Запорожье развертывается ужевнынешнем году. Разработка конструкции автомобиля в осн овном завершена ипримернов те же дни, к огдавруки читателя попадет этот номер журнала, Запорожскому заводу будут переданы окончательно отработанные рабочие чертежи . Советская микролитражка вступает вжизнь !ИКОНЕЦ ПЛОДОТВОРНОЙ ДИСКУССИИН опрежде , чем перейти к приличеств ующему случаю описанию этой констр укциии планов организации производ ства, полезно оглянуться назад инапом нить, из-за чего, собственно, шли дискуссии. Ведь прямыхпротивниковмикролит р ажных автомобилей не было; указывалось лишь на их несоответствие дорож н ымиклиматическим усповиям СССР, на неудавшиеся попытки использовать те редкиемикролитражки иностранного производства, к оторые по разнымпри чинам попадали внашу страну. И дей ствительно, м ногиезарубежныемикро литражные автомобили оказались • несостоятельными при эксплуатации на наших дорогах, особенно з осенне-зимний период : ходовая часть их не имела до статочных запасов прочности, д орожные просветы были малы, а двигатели иэлектрооборудозание — н есколько слабоваты. Сомнения «противников» м икро литражных автомобилей были, так сказать, к е лишены оснований.Потребовалось довольно многовре м ени на проведение различных экспери ментов, сравнительных испытаний ипо иски конструктивныхрешений , чтобы дать утвердительный ответ овозможно сти создания удовлетворительной отечественной конструкции . В публикуемойниже статье главного конструкторакон с трукторскогобюро легковых автомобилей НАМИ Б. М . Ф иттермана дается подробныйобзор этих интересных работ, р ешизших , по существу, судьбу нашего микролитражного автомобиля. Но здесь хочется особенно подчеркнуть, что машина, созданная совместными усилиями нескольких конструкторскихколлективов — М осковского завода малолитражных автомобилей, Научного авт омоторного института ( Н АМИ ) , Ирбитс когомотоциклетного завода идругих предприятий,—является плодомподлин но творческих исканий. Главный проектант — коллектив конструкторовМЗМА во главе с А. Ф . А ндроновым — п роде лал большуюиплодотворную работу, создав автомобиль, к оторый , судя по первым испытаниям, х орошо отвечает требозаниям эксплуатации в нашей стране и достаточно надежен , динамичен и экономичен. Этот итог является, в известной мере , и завершением той дискуссии , к оторая велась з течение продолжительного врем ени на страницах нашего журнала*. Приводимое ниже краткое описание конструкции , а также цветная вкладка журнала содержатисчерпывающий , п од сказанный многочисленными испытаниям ииэкспериментами , всесторонне об д уманный ответ на вопрос отом , к акой нам нужен автомобиль.СМОТРИТЕ НА ВКЛАДКЕ!На вкладке показан «рентгенографический» с нимок нового автомобиля. О н представляет собой миниатюрный четырехместный лимузин длиной 3305 мм , ш ириной 1400 мми высотой 1420 мм . К о роткая база автомобиля (расстояние между осями колес), лишь немногопре в ышающая2 метра (2024 мм ) , позволила сделать машину очень маневренной —* См. <3а рулем» №№ 8 и 12 за 1957 год. №№ 1. 3, 4. 6, 8 и 12 за 1958 год.13 радиус ее поворота разен всего лишь 4,8 метра (по следу). Цельнометаллический двухдверный кузов имеет несущую конструкцию и снабжен панорамическим ветровым стеклом, улучшающим обзорность для водителя и пассажиров, легкими и удобными сиденьями для четырех человек и системой отопления, позволяющей эксплуатировать" автомобиль также и при низкой зимней температуре окружающего воздуха. Относительно большая вместимость кузова при весьма скромных его габаритных размерах достигнута благодаря рациональному размещению агрегатов и, в частности, заднему расположению двигателя, который к тому же выполнен в одном компактном блоке с коробкой передач и глазной передачей. 'На автомобиле устанавливается четырехцилиндровый, короткоходный двигатель с оппозитно расположенными (противонаправленными) цилиндрами, снабженными развитым оребрением. Охлаждение двигателя — воздушное, принудительное, с помощью вентилятора, просасывающего воздух через специально предусмотренные для этой цели лючки в задней части кузоза. Имеется возможность автоматического регулирования температуры цилиндров двигателя с помощью диффузора переменного сечения, изменяющего количество поступающего в вентилятор воздуха. О температуре воздуха, подводимого для охлаждения цилиндров, водителю сигнализирует специальная лампочка на щитке приборов. Рабочий объем цилиндров двигателя — 752 см 3 (диаметр цилиндра — 66 мм, ход поршня — 55 мм). Цилиндры двигателя отлиты раздельно, но головки цилиндров попарно объединены з одну отлизку. Система смазки — принудительная, под давлением, с частичной фильтрацией масла в фильтре тонкой очистки типа АСФОи интенсивным охлаждением в специальном масляном радиаторе, который расположен в потоке охлаждающего двигатель воздуха. Вентилятор, обеспечивающий этот поток воздуха, находится на одном валу с генератором, имеющим клиноременный привод. Электрооборудование — 12 вольт. В двигателе предусмотрено применение высококачественных хромированных поршневых колец, трехслойных вкладышей коленчатого вала, электрический стартер и пусковое подогревательное приспособление, эффектизная очистка воздуха и прочие конструктивные особенности, делающие его не только вполне современным; но и — з отличие от очень многих европейских конструкций микролитражек с двигателями мотоциклетного типа — надежным, подлинно автомобильным двигателем. Он развивает мощность 23 л. с. при 3800—4000 об/мин. Максимальный крутящий момент его равен около 4,6 — 4,9 кгм. Крутящий момент передается от двигателя на ведущие колеса через однодисковое сцепление (по желанию покупателей машина будет выпускаться также ис полуавтоматическим сцеплением, значительно облегчающим управление автомобилем в условиях интенсивного городского движения), двухвальную четырехступенчатую коробку передач и глазную передачу, составляющие зместе с двигателем один компактный блок агрегатов; практически это означает отсутствие трансмиссии общепринятого вида. Передаточные отношения в четырехступенчатой коробке передач подобраны так, чтобы максимально облегчить процесс перехода со ступени на ступень и уменьшить продолжительность разгона. Это увеличит процент использования высших передач (третьей и прямой), улучшит динамические качества автомобиля (и, в частности, разгонную динамику), снизит расход топлива в условиях движения по городу. Для обеспечения переключения передач коробка имеет синхронизаторы, начиная со второй передачи и выше. Главная передача выполнена со спиральными коническими шестернями. Ее особенностью является расположение карданов полуосей в полости полуосевых шестерен и дифференциала. Полуоси имеют, кроме того, и карданы в месте соединения со шпинделем ступицы. Все четыре колеса автомобиля имеют независимую подвеску; подвеска задних колес осуществляется при помощи продольных балансиров и стальных пружин. Задние колеса установлены не вертикально, а наклонно под небольшим углом во внутрь (1°30'), что значительно повышает устойчивость автомобиля. Повышению устойчивости способствует и установка передних колес с соответствующим углом наклона. Подвеска передних колес тоже независимая, с помощью продольных баланоирных рычагов и пластинчатых торсионоз. Принятая конструкция подвески, наличие гидравлических амортизаторов —телескопов двойного действия и соответствующий подбор углов установки колес обеспечивают наряду с устойчивостью мягкость и комфортабельность езды на плохих дорогах. Как показали испытания, задняя колея при качении колес изменяется очень мало, что способствует хорошему держанию дороги. Передние колеса благодаря наличию продольных балансиров почти не изменяют своего положения при перемещении подвески. Колеса снабжены бескамерными шинами размером 5,2—13, несколько увеличенного профиля. На автомобиле применены тормоза с самоустанавливающимися -колодками и гидравлическим приводом на все колеса. Ручной тормоз—'Стояночного типа, действует на задние колеса. Для повышения надежности тормозов—особенно в условиях езды по пыльным и грязным дорогам — размерности (в частности, рабочих поверхностей тормозных колодок) значительно превосходят аналогичные данные в узлах тормозов европейских автомобилей. Это является прямой данью нашим дорожным условиям, так же, впрочем, как и выбор дорожного просвета величиной в 200 мм. Эта цифра процентов на 20 превосходит соответствующий показатель у современных микролитражных автомобилей, но она необходима для того, чтобы обеспечить проходимость автомобиля, особенно зимой на заснеженных дорогах. Рулевое управление автомобиля выполнено по схеме «червяк-ролик» с трехзвенными рулевыми тягами. Новый советский микролитражный автомобиль весит без заправки топливом, запасного колеса и инструмента и без водителя и пассажиров (так называемый сухой вес) ровно 600 кг. Он вполтора раза легче, чем «Москвич-407», и в два с лишним раза легче «Волги». На хороших дорогах автомобиль разаизает максимальную скорость до 85 — 90 км/час. Контрольный расход топлив а — 5,5 литра на 100 км пробега. Емкость бака (24 л) обеспечивает радиус действия автомобиля до 400 км . Таков новый советский микролитражный автомобиль, который еще настолько молод, что даже не получил до сих пор настоящего имени. Но хотя обряд «крещения» еще не совершен, «новорожденный», можно сказать, крепко стоит на своих четырех ногах, имея вполне солидную жизненную базу, его судьба решена, и скоро уже он войдет в семью созетских стандартных автомобилей з качестве полноправного, хоть и самого маленького ее члена.РЕАЛЬНЫЕПЕРСПЕКТИВЫКак указывалось выше, производство советских микролитражных автомобилей поручено запорожскому заводу «Коммунар». Но запланированный массовый характер этого производства продиктовал целый ряд дополнительных услозий и, в частности, организацию его на принципах широкого промышленного кооперирования. К выпуску микролитражных автомобилей привлекается ряд смежны;; предприятий, в том числе Мелитопольский завод, который будет поставлять Запорожскому заводу двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач. Карбюраторы будет поставлять «Ленкарз», электрооборудование и прибор ы — московские и владимирские заводы, детали из резины, стекла и пластмасс — многочисленные предприятия Украины. Уже в будущем году должна быть выпущена первая серия (до 1000 штук), а к концу семилетия налажено подлинно массовое производство в количествах до многих десяткоз тысяч (и даже сотен тысяч) микроавтомобилей в год. Такие масштабы, конечно, потребуют особенно тщательной разработки всего технологического процесса, применения новейших методов изготовления и обработки деталей, максимальной механизации производства. Предстоит проделать огромную работу по оснащению Запорожского и Мелитопольского заводов передовой техникой, заготовке большого количества штампов, инструмента, приспособлений и прочей технологической оснастки. В этом деле, как и во всей подготовке производства, будут активно участвовать и такие гиганты нашей автомобильной индустрии, как Горьковский автозавод, Московский завод имени Лихачева, Московский завод малолитражных автомобилей. Фактически вся наша автомобильная промышленность будет помогать в налаживании выпуска новых автомобилей. Есть все основания выразить уверенность в том, что рабочие, инженеры и техники, руководители предприятий, воодушевленные Историческими решениями XXI съезда КПСС, сделают все, чтобы высококачественно ив срок выполнить это ответственное задание семилетнего плана. Пожелаем же коллективу и руководителям завода больших успехов и счастливых сзершений в этом нужном д-эле!И