20
21
КОЛЫМСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯШофер Павел Михайлович Бодров.олыма, Колыма — чудная планета: девять месяцев зима, остальные — лето... Шофер Павел Михайлович Бодров на миг оторвал взгляд от бегущей навстречу дороги: — Записываете? Хорошо! Пусть знает молодежь о нашей Колыме. Был я недавно у матери в колхозе, под Владимиром. Народу в избу набилось, будто я из Магадана не на самолете за сутки прилетел, а с Луны свалился. Старушка одна спрашивает меня: «Да как же ты из снежищев-то тех живой вышел?». Смешно... Не понимает, раз шоферам трудности большие перепадают, значит и заботятся о нас как следует. Видите, вон бок о бок стоят вдоль обочин на шестах вешки. И это от самого Магадана до Усть-Нера на всей тысяче верст. Иначе нельзя. Был тут у нас как-то снегопад: завалило эти вешки по самый верх. На протяжении ста пятидесяти километров дороги все автомобили засыпало. Порожние ис грузами. Роторы и бульдозеры туда же — замело. Воевали они с пургой до последнего и не спразились. В горах начались снежные обзалы. Стала дорога жизни. Да, именно жизни. Ведь главный транспорт у нас на Колыме —' автомобиль. Олень двадцать тонн не потянет, как МАЗ, самолет — штука деликатная. Кругом горы, тайга и туманищи такие, что даже на автомобилях иногда «шагом» приходится ездить, не то что летать. А а магаданских и якутских глубинках золотые прииски, поселки, фабрики, шахты, рудники — богатейший край! Тысячи рабочих и служащих живут, большое строительство ведется, и вся доставка грузез лежит на плечах шоферов. Вот мы проехали около ста километров и только один поселок миновали. А сколько машин повстречали? И все многотонные дизели с прицепами — МАЗы, ЯАЗы, «Татры». Возим все, начиная с детских книжек и кончая тяжелым оборудованием для промышленности. Автомобильных дорог у нас много: Тенькинская, Хандыгская, Среднеканская, Гербинская. Но самая ожизленная — Колымская. Да, не досказал я, — спохватился Павел Михайлович, — завьюжило, значит, машины. О стихийном бедствии передали по селектору в Магадан, предупредили диспетчерские пункты, чтобы не выпускали на этот участок автомобили. Была немедленно создана чрезвычайная комиссия. Спасать водителей и грузы сначала вышли сотни добровольцев-лыжников. А как только пурга мало-мальски унялась, на выручку вылетели и самоле-КНелегко менять скат ночью в сорокаградусный мороз. Выручают жаркий факел и многолетняя закалка. Водитель Н. Подоспеев уже шестой год водит автомобили по Колымской трассе. ты. Сбрасывали шоферамеду , л ыжи , теплые вещи. Так что помощь своевременно пришла! . П о машине забил порывами ветер. Прогалина на ветровом стекле, обдуваемая теплом , становилась все меньше . Ее стягивал мороз . Павел Михайлович нас торожилсяиниже пригнулся крулю . — « Д онышко » п роезжаем , — пояснил он . — М еждугор здесь всегда ветер, как втрубе . О ндоходит иногда до так ой силы, что даже капоты срывает. Везде тихо, а тут ураган. Начался подъем на Яблоновый пере ­ вал. За ним , где-то в белесом, л едяном тумане, лежали еще Гербинский, Б ур халинский! Последний, п о словам шо ­ фера, о собенно опасен: «Вниз глянешь — ж арко становится!». На вершине перевала темнеет обе ­ лиск. Бодров притормозил . Читаем лак оничную надпись: «Макеев И. Ф . У мер на посту. 1932. 16 октября » . Д а , нелегко покорялсяотважным советским людям Крайний Северо-Восток. М ногое изменилось с тех пор , к ак по Колымской трассе прошел первый автомобиль. На ней появились диспетчерские, автобазы, гостиницы для шоферов, теплые гаражи , р емонтные пункты, буфеты и столовые. Н еизменными остались лишь морозы . — С орок — это еще тепло, пятьдесят — м орозец , — г оворит Павел Ми ­ хайлович. — Приходилось мнеив семьдесят два градуса машину водить. Работал я тогда на ЗИС-5. Было это вОймяконском районе, близ Усть-Нера. М орозжмет , а тут, к ак нарочно, скат спустил. В кузовеу меня новая камера лежала. Достал я ее, сбросил на доро ­ г уи глазам не верю : разбилась она на мелкие кусочки. Бывало, постоит машина полчаса, скаты прихватит, к аккаменные сделаются. Б ензином их обольешь, подпалишь ипо ­ шел на горящих. О гонь , к онечно , сразу собьет, а резина размякнет. Не сделаешь так — п окрошится : п окрышкив те годы были неприспособлены кморо ­ зам... Впереди показались светленькие до ­ м икиАтки . Свое название этот поселок получил от АТК — автотранспортной конторы , к оторая обосновалась здесь несколькимидомамиещев тридцатых годах. С егодняшняя Атка —' с воеобраз ­ ный городок автомобилистов. Проехав сотни километровподиким местам — г орами тайге, — диву даешься, к огда открывается вот такой оазис. Огромные ремонтные цехи, г аражи , электростанция, клуб, и только густое облако пара у мастерских дарешетка ворот вшубе инея напоминают оСе ­ вере дальнем. О дни за другими заходят сюда с трассы побелевшие от мороза автомо-Зима доставляет дорожной службе много хлопот: чуть ли не ежедневно на трассе работают снегоуборочные автомобили.Дровяная печь в кабине, с трубой наружу, двойные ветровые стекла и плотное «одеяло», прикрывающее во время остановки переднюю часть машины. — все это особенности автомобильной жизни на Колыме.били. Заправляются, по потокудвигают ­ ся на профилактических ямах. К огда машина впорядке , и отдыхается хорошо . Д ляшоферов открыта гостиница. В ней уютные комнаты, чистота. В линейную диспетчерскую зашли шо ­ ф ерыМ . Устинович и Г. Л азун . О ба раскрасневшиеся, тепло одетые. У Лазуна — г орючевозМАЗсприцепом . О н везет за восемьсот километровоколо двадцати тонн соляркиив месяц несколько раз проходит трассу. У Устиновича — б ортовойМАЗс восьмитонной «добавкой» на крюке . У же девятнадцатый год водит Устинович автомобили поКолыме после окончаниякурсовАвтодоравКрасноярске . За долгиегоды работы он стал мастером дальнерейсовых перево ­ зок. — Д ушгорячий будете принимать? — спрашивает пришедших диспетчерикри ­ чит вкоридор : — К атюша ! Тапочки, халаты иномер на двоих! — И ужеобра -щаясь кшоферам : — Сейчас дежурный примет у вас машины . ...Как полнокровная артерия пульсирует жизнью трасса. Д неминочью идут по ней автомобили. Везут грузы , людей, способствуя предусмотренному семилетним планом развитию этого богатого исуровогокрая . Н. БОБРОВ. Фото автора. В поселке автомобилистов Атке.21