ДОСААФ третьего строительного треста. В коллективе строителей спортивная жизнь бьет ключом. Здесь растут свои' штангисты, гимнасты, боксеры. Большим I вниманием пользуются военно^прикладные виды спорта, особенно мотоциклетный. Мотоциклетная секция, общественным' тренером которой является Дудорин,' насчитывает 20 человек. 13 из них имеют | спортивные мотоциклы, остальные тренируются на своих обычных дорожных машинах. Гараж-мастерская мотосекции располагается на территории автохозяйства треста, и здесь часто можно видеть, | как тот или иной спортсмен вместе с ( управляющим Л. Балабаном, начальником АТК А. Ладыгиным, окруженные' добровольными техническими консультантами, горячо обсуждают различные ( мотоциклетные проблемы. И не только! обсуждают. У спортсменов много надежных помощников, без которых вряд ли ] было бы возможно осуществить все найденные общими силами решения. У Дудорина, например, есть даже сзой до- i брсволец-механик — водитель самосва-| ла В. Таланин, который не только всегда готоз помочь ему в подготовке машины, но и выехать с этой целью на любые соревнования. К мотоциклетной славе своего коллек-, тиза здесь относятся ревностно, успехи и неудачи своих мотоциклистов рассматривают как общие. П Уфе любят мотоспорт, любят не •* меньше, чем, например, в таких «мотоциклетных» городах, как Таллин, Ижевск, Рига, Харьков. Здесь даже небольшие местные соревнования, которые, кстати сказать, проводятся довольно часто, привлекают массу зрителей А матчевая встреча городов в прошлом году прошла как большое спортивное событие. Руководители мотоциклетного спорта проявляют много заботы о его развитии. В этой связи особо следует сказать об одном из активистов оборонного Общества Л. Балабане. Его деятельность как председателя совета автомотоклуба, судьи республиканской категории по ав томотоспорту, умелого воспитателя чрезвычайно благоприятно отражается на состоянии спортивной работы с мо тоциклистами. Характерной чертей уфимского мотоспорта является его устремленность вперед, в будущее. Создается крепкая спортивно-техническая база, ведется углубленная работа по ссвершенствоза нию мотоциклетной техники, выявляется способная молодежь и привлекается в мотссекции для овладения основами спортивного мастерства. Лучшие гонщики имеют учеников, жадно впиты вающих спортивный и технический опыт своих старших товарищей. Любопытная деталь. У Юрия Дудори на и Бориса Самородова растут два сына, два Александра. И хотя они еще очень далеки от спортивного возраста, влюбленные в мотоспорт папы уже видят их за рулем мотоцикла, в очках и гоночных шлемах, продолжающими се мейные традиции. Нет, не случайными были прошлогодние успехи гонщиков из Уфы. Это скорее была лишь своего рода заявка. Б. КУЗНЕЦОВ г Уфа.НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ1000-КИЛОМЕТРОВЫИ МАРШЗаыетни о методине подготовки водителейвтомотоклубы, автошколы и курсы ДОСААФ выполняют большую работу по подготовке водителей. Но качество ее во многих случаях еще низкое. Это объясняется, видимо, и отсутствием единого взгляда на методику обучения шоферов. С этой точки зрения нам представляется полезным ознакомиться с опытом работы передовых учебных организаций. В этих организациях лекционные занятия с будущими водителями не проводятся. Основными формами обучения являются групповые и практические занятия, самостоятельная работа курсантов и консультации. Это дополняется техническими конференциями, спортивно-техническими соревнованиями, показом технических кинофильмов и. умелой постановкой военно-технической пропаганды. Наибольшее количество учебных часов отводится изучению устройства, эксплуатации и вождению машин. Главными предметами считаются эксплуатация и вождение. Вед|ь водитель прежде всего должен хорошо управлять автомобилем и правильно за ним ухажизать. Только это может обеспечить высокую техническую готовность машин. Поэтому проявляется особая забота о создании образцовых автопарков, учебных пунктов технического обслуживания, классов горячей регулировки — всего, что необходимо для выполнения практических работ. К обучению эксплуатации и вождению автомобилей привлекаются наиболее квалифицированные преподаватели, лучшие организаторы и методисты. Изучение остальных предметов подчиняется интересам этих главных дисциплин. В последнее время в лучших учебных организациях все чаще отказызаются от создания комплексных классов, где одна учебная группа занимается всеми дисциплинами. Здесь все чаще прибегают к оборудованию специализированных классов по отдельным дисциплинам и основным разделам программы. При изучении устройства автомобиля материал, как правило, излагается з следующей последовательности: назначение, характеристика, общее устройство и принцип действия, устройство, разборка и сборка, работа, регулировка, основные неисправности и их устранение. Занятия в классе проводятся в форме беседы с показом на материальной части. Наибольшее время отводится на изучение регулируемых узлов и механизмов, правил равборочно-сборочных работ и устранения неисправностей; причем основной упор делается на практические вопросы. Некоторые преподаватели стараются добиться от обучаемых точных знаний всех конструктивных мелочей, презра-Ащая в самоцель изучение устройства автомобиля. На наш взгляд, это незерно. Изучение устройства автомобиля необходимо рассматривать как основу для осознанных действий курсантов при вождении, регулировке и ремонтах. Например, вряд ли так уж необходимо водителю знать материал, из которого сделана та или иная деталь, тонкости устройства картеров, кронштейноз, рамы и всего того, с чем он не встречается в практической работе. Часто курсантам задают бесполезные вопросы примерно такого рода: «Сколькими шпильками крепится головка блока двигателя?», «Покажите пути тока в реле-регуляторе». Чрезмерно узлекаясь, преподаватели не замечают, з какие дебри они заводят своих учеников. Бывает, что обучаемый, зная точное количество шпилек з блоке, не умеет снять и поставить головку. А ведь это ему намного нужнее. В основу обучения по эксплуатации автомобилей должна быть положена практическая выучка. Большинство занятий лучше всего проводить непосредственно а мастерских, учебных пунктах технического обслуживания, классах горячей регулировки, на азтодромах из парках. Чтобы улучшить практическую подготовку будущих водителей, основное время надо отводить не на изучение вопросов организации эксплуатации, а на изучение ухода за механизмами и агрегатами автомобиля. Большое внимание надо уделять организации практических работ. Во избежание повторений следует строго определить, что следует считать практическими работами по устройству автомобиля и что — эксплуатационными. На практических занятиях по устройству автомобиля выполняются демонтажно-монтажные работы, так как они способствуют изучению конструкции. Регулировки, устранение неисправностей, уход за автомобилем относятся к эксплуатационным работам. Интересен новый метод организации укрупненных практических занятий. Он заключается з том, что практические работы проводятся не после каждой темы, а после изучения целых раздэлоз программы. Обычно каждую группу делят по числу рабочих мест на 2—3 смены, и на каждом рабочем месте одновременно практикуются 10—15 человек. Многим из них не удается лично зыполнить положенные упражнения. Увеличение количества рабочих мест для изучения данной темы потребует много добавочного оборудования. Укрупненные практические занятия проводятся сразу по четырем темам. В этом случае можно будет организовать s четыре раза больше рабочих мест и на каждом из10 ПРИМЕРНАЯСХЕМААВТОДРОМА1 — класс правил уличлого движения; 2 -т- тренажерная площадка (навес); 3. 4 — ш.ощадки для автомобилей; 5 — площадка стоянки прицепов; 6 — дорога, перекрытая переносными ограничителями; 7 — холм (подъем 10°, спуск 15°); 8 — холм — выбоина — холм; 9 — зигзагообразный проезд; 10 — канава: 11 — площадка для разворота без подачи задним ходом; 12 — площадка для разворота с подачей задним ходом; 13 — зигзаг для проезда задним ходом; 14 — погрузочная платформа; 15 — нанава; 16 — ров с колейным мостиком; 17 — косогор; 18 — колейная дорога с поворотом; 19 — колейная дорога на спуске; 20 — железнодорожный переезд; 21 — яма; 22 — дорога, перекрытая переносными ограничителями движения; 23 — место разворота; 24 — габаритный тоннель; 25 — габаритная восьмерка; 26 — дворики; 27 — осмотровый мостик; 28 — железнодорожные платформы; 29 — укрытие для машин; 30 — длинная канава; 31 — ямы; 32 — участок химического заражения; 33 — ласточкин хвост; 34 — паром; 35 — осмотровая канава; 36 — земляной вал; 37 — вышка для управления обучением; 38 — камни в наброс.них будет заниматься только 3—4 человека. Таким образом , к аждыйобучаемыйсможет самостоятельно выполнить практ ическое задание, Большое внимание в передовых автошколах и клубах уделяется подготовке по вождению автомобиля. Определен обязательный перечень упражнений. После отработкикаждого из них обучаемые подвергаются строгой проверке по установленным нормативам. Всего задается 20 упражнений , объединенных в6тем : начальное обучение, в ождение по ограниченным проездам, вождение в сложных условиях, в ождениевгороде , б уксировка прицепов, в ождениевко лонне. К аждоеупражнение состоит изне скольких конкретных задач сточнымуказаниемприемов , к оторые требуется освоить. Э тим исключается бесцельная езда в легких условиях. К сожалению , во многих учебных организациях целеустремленная, интенсивная тренирозка по вождению подменяется длительным отсиживанием за рулемиездой только по хорошейдороге . Д ля повышения интенсивности работы на занятиях по вождениюи объективной оценки навыков, полученных курсантами, на каждоеупражнение устанавлизается контрольное задание с оценочными нормативами. В течение 2—3 часов обучаемый отрабатывает 3—6 задач упраж нения, В контрольное задание включены не все, а лишь 2—3 задачи, составляющие основное содержаниеупражнения . О ниподобраны так, чтобы проверка занимала от 5до 20 минут. После отработкикаждогоупражненияинструкторпроверяетего выполнение и выставляет оценкув специальную книжку или карточку учета. Оценка определяется в соответствии с установленными нормативами, учитывающими не только времяпрохожденияконтроль ного маршрута , но и качество вождения . 3»Когда пройдена вся тема, назначается зачетное задание. Его проводит препо даватель, отвечающий за обучение, а не инструкторвождения . Эта проверка производится по контрольному заданию одного из упражнений данной темы . По тому, к аконо выполнено, преподаватель выставляет в классном журналеоценку за всю тему. Из оценок за темысклады вается общая оценка за весь курс обучения. Такой метод приводит кхорошимре зультатам. О н придает целезую направленность обучению , исключает возмож ность пропускатого или иного упражне ния, повышает контроль за каждым обуч аемымиинструктором , помогает раз вивать социалистическое соревнование. На заключительном этапе обучения практикуется проведение длительных маршей на 1000—1500 километров . П риэтомкодной машине прикрепляется 4—6 обучаемых. М арш продолжается 3—4 суток. В это время курсанты жи вут по - п оходному , д вижение на марше производится главным образом по труд ным грунтовымдорогам , обслуживание, устранение неисправностей иремонт автомобилей производятся на привалах. Все работыпоподготовкекмаршуи во время движения курсанты выполняют самостоятельно, без помощиинструкто ров. Такой марш , язляясь своеобразнымэкзаменом для молодых водителей, дает хорошуютренировкув длительной работе за рулем ( и вызывает у курсантов чувство уверенности в своих знаниях и навыках вождения. Отработка упражнений по вождению производится на специально подготов ленном азтодроме . Это площадка раз м ером 600 > 400 метров , о борудован < ная маршрутами , з аграждениямиипре пятствиями. На рисунке показана при мерная схема автодрома.Кольцевой маршрут № 1 (внутренний) представляет собой грунтовую автомобильную дорогу , п редназначенную для отработкиприемов начального вожде ния. К ольцевоймаршрут № 2 ( в неш ний) — это улучшенная грунтовая доро га шириной 8—10 м, д опускающаядви ж ениев двух направлениях. На марш руте № 2 проводится обучение правилам разъезда, обгона, в ождениюночьюидвижению на повышенных скоростях. На участке I располагаются класс вождения, тренажерные площадки име сто сборамашин . Участок II используется для начального обучениявожде н ию , участок III оборудован ограниченными проездами, на участке IV расположены различные инженерные сооружения . Взаимное расположение участков автодрома иногда отличается от указанногоз схеме, что объясняется стремлением лучше использозать характер и рельеф местности. Взаимное расположение элементов внутри участков обусловлено характеромупражне ний. А втодромоборудуется светофорами, дорожными знаками и указателями. Управление обучением на автодроме производится со специального пульта, р асположенного на вышке , п осредствомизменения сигналов светофоров (сигнальных лампочек), установленных перед препятствиями, а также по радиоселек тору. К онечно , т акойавтодром оборудовать в короткий срок довольно трудно. Он создается постепенно, элемент за элем ентом , начиная с наиболее необходи мого и доступного. На наш взгляд, распространение мето д икиобучения лучших учебных органи заций на все автомотоклубыиавтошко лы ДОСААФ существенно поможет поднять качество обучения водителей. Н. К ОМИССАРОВ .11