ОИИшШвнимательно следит за Для тех, кто мотоспорта, кого глубоко развитием волнуют, радуют или огорчают его успехи или неудачи, несомненно сюрпризом прошлого года было появление в числе наших ведущих гонщикоз двух новых имен — Юрия Дудорина и Бориса Самородова. Впрочем, удивительным был скорее не сам факт их появления, а глазным образом то, что на спортивный Олимп, решительно потеснив мастеров, эти новички вошли, как говорится, без стука в дверь и притом настолько стремительно, что многие даже очень наблюдательные болельщики не успели их как следует рассмотреть, понять, в чем их сила. А задуматься, действительно, было над чем. Центральный автомотоклуб впервые в СССР проводит мотоциклетный кросс на короткой трассе. Приглашены — сильнейшие. Победу з острой борьбе вырвал мало кому иззестный скромный, застенчивый Дудорин. На Центральной спортивной арене стадиона имени Ленина идут гонки по льду, затем по гари. Опять стартуют опытнейшие. Но симпатии зрителей завоевывает дебютант на московской арене, стремительный, напористый Самородов. Выигрывая заезд за заездом, он в итоге оказывается вторым на ледяной и лучшим з схватках на гаревой дорожках. Дудорин, подключенный к группе уже зарекомендовавших себя, надежных спортсменов, в основном «с целью приобретения опыта международных встреч» едет на четырехдневные соревнования в ГДР. Надежные оконфузились. А новичок заодно с опытом привез еще и.... золотую медаль победителя. Специалисты пожимали плечами: «Короткая трасса, гарезая дорожка, да и многодневка — все это слишком ново для нас. Тут, собственно, все равны между собой. Посмотрим, что они покажут на нашей традиционной многокилометровой кроссозой трассе». И здесь они опять не замедлили показать себя. Стартовав в Куйбышеве вместе с 18 мастерами спорта, в числе которых были такие известные гонщики, как Андрей Дежинов, Райнис Решетнике, Сергей Кадушкин, Дудорин и Самородоз к концу 60-километрозой дистанции отерзались от всех своих грозных соперников ни больше, ни меньше, как на 10 км. Да, на десять или, другими словами, на два с лишним круга из двенадцати. И тогда, чтобы как-то обеспечить зачет остальным участникам, судьи вынуждены были пойти на совершенно невероятный шаг. Спортсмена, закончившего дистанцию третьим, они условно нарекли лидером ив зависимости от его результата определили момент закрытия финиша. (В скобках следует пояснить, что по существующим празилам, чтобы соревнования не затягивались, финиш их объязляется закрытым через столько минут после прихода лидера, сколько он в среднем затрачизал на каждые полтора, максимум два круга). Разумеется, что и по характеру дорожных препятствий этот кросс полностью отвечал условиям нашей пресловутой традиционности: воды и грязи на трассе было столько, что «чистый вес» комбинезона, снятого на финише с Дудорина, оказался равным 32 кг. Между прочим, эти соревнования позволили выявить одну весьма интересно. Дудорин и Б. Самородов. ную особенность: именно на сложных по рельефу и трудных по дорожным условиям кроссовых трассах молодые спортсмены чувствуют себя, как в родной стихии, и добиваются более ощутимого преимущества над другими гонщиками. Недоверие уступило место признанию. И вот Самородов и Дудорин, один э составе сборной команды СССР, второй — РСФСР, з Тбилиси на международном мотокроссе. Нет, здесь они не стяжали лавров. Дудорину, несмотря на отчаянно смелую попытку —> он лидировал две трети дистанции,—пришлось уступить заслуженным мастерам спорта Яромиру Чижеку из Чехослозакии и Николаю Севостьянову. Самородоз упорно боролся с другим чехословацким спортсменом — Сашей Климтом. И победил. В итоговой таблице друзья внозь были рядом: один — третьим, д ругой — ч ет вертым. Большего они добиться не смогли. И не исключено, что «подвела» их сухая, как наждачный камень, и такая же жесткая тбилисская трасса. Кто же они, эти пусть еще не созеем зрелые, но отважные бойцы, где выросли, кто помог им сформироваться как спортсменам и во всеоружии выйти на широкую спортивную арену? Пород Уфа, столица Башкирской • АССР, заметен снегом. Мороз явно за сорок. Тем поразительнее в такую лютую стужу видеть относительно легко одетого мотоциклиста, возвращающегося откуда-то из-за города. Вот он стремительно свернул на Вишерскую и юркнул за сугроб, наметенный околоа одного из свежевыстроенных домов. Последуем за ним. В доме № 34 по Вишерской живут Дудорины. Молодая хозяйка Ольга Ивановна, смущаясь, показывает нам свою новую, еще не совсем обжитую двухкомнатную квартиру с просторной кухней, газом, ванной. В свою очередь Юрий приглашает в домашнюю мотоциклетную мастерскую, расположенную этажом ниже. В ней — три мотоцикла. Один в разобранном виде — это готовят себе машину юные энтузиасты мотоспорта, ученики Дудорина Гена Кадыров и Николай Галямов. Второй, новенький Ява-350," пока ждет своей очереди. Но скоро и он, по словам хозяина, «будет таким же, как у Чижека». В центре мастерской под яркой электролампой стоит весь в белом искрящемся инее ИЖ-57, на котором Юрий только что приехал. Естественно возникли вопросы: Куда он ездил?—В лес на тронировку.—Долго ли она продолжалась?—Часа полтора, точнее, сто километров. — Ну, а как же мороз, глубокий снег? — Если выезжать каждый день, независимо от погоды, то выдержать можно. А в снегу у нас пробиты тропы. >Из дальнейшего разговора выясняется, что стоящий на подставке ИЖ в белом — это тот самый ИЖ, на котором Юрию пришлось выступать во многих соревнованиях прошлого года. Впрочем, он стал уже и далеко не тот. За последнее время спортсмен подверг его существенной, если не сказать коренной, переделке. При этом преследовались вполне определенные цели: снижение общего веса, повышение динамических качеств, улучшение управляемости мотоцикла. Вес машины удалось уменьшить почти на одну треть. — Что это дало? О! Это дало очень много. Судите сами. Во время мотокросса в Тбилиси у чехословацких гонщиков на каждую единицу мощности мотоцикла приходилось 6,3 кг, а у меня — н а целых три килограмма больше. Естественно, что возникали самые настоящие неравные услозия. На сорокакилометроаой дистанции чехословацкий спортсмен всегда мог выиграть те*, несколько метров, которые необходимы для победы. Сейчас эта разница сведена до минимума. Как это достигнуто? Очень просто: в основном путем замены тяжелых деталей другими, изготовленными из легких металлов и сплавов. Для убедительности Юрий приводит такой, казалось бы, простой пример. На мотоцикле стояли две выхлопные трубы заводского изготовления. Вместо них теперь поставлены новые. Эти значительно легче прежних: раньше одна имела три с половиной килограмма, а теперь обе весят на 100 граммов меньше. Особенно заметно «похудел» мотоцикл от замены рамы. Кроме того, Дудорину пришлось немало, и нужно сказать далеко не безуспешно, потрудиться над проблемой прямого повышения мощности двигателя, в частности, путем улучшения наполнения цилиндров рабочей смесью. А решая задачу совершенствования управляемости мотоцикла, он снизил и несколько сдвинул назад центр тяжести машины, изменил положение седла, подножек, руля. Тем самым была завершена, если так можно выразиться, индивидуальная подгонка мотоцикла под спортсмена. В 2. «З'а рулем» № 3.результате машина стала значительно устойчивей в движении и послушней в управлении. Технические идеи, над воплощением • которых вот уже несколько лет упорно трудится Дудорин, не являются его собственными и, прямо скажем, не отличаются особой новизной. Это скорее азбука мотоспортсмена. С нее каждый из них начинает, только становясь на спортивный путь, и над решением этих вопросов работает до последнего старта. И тот, кто больше проявит настойчивости, изобретательности, тот почти всегда будет в выигрыше. Иначе говоря, творческое соревнование спортсменовмотоциклистов незримо и без объявления результатов продолжается непрерывно. Оно идет в мастерских, гаражах, над чертежами, у станков. 'И чаще всего победа в тех или иных гонках достигается задолго до старта. В ходе самих состязаний она лишь подтверждается. Поэтому мы нисколько не удивились, когда, встретившись со вторым уфимцем, Борисом Самородовым, узнали, что он «болен теми же болезнями», работает над теми же проблемами. Только Борис бьется над совершенствованием своей машины не один. Вместе с ним трудится его отец, начальник цеха одного из местных заводов Александр Иванович Самородов. В прошлом сам гонщик, он и теперь является страстным любителем мотоспорта и наставником своего сына. Недаром во время соревнований, проводимых даже далеко от Уфы, среди зрителей часто можно видеть и Александра Ивановича, внимательно наблюдающего из-под очков за тем, что происходит на трассе. Многое замечает, многое улавливает в такие минуты старый спортсмен, что потом реализуется при усовершенствовании мотоцикла, необходимого прежде всего для победы в состязаниях на гаревой, ледяной и ипподромной дорожках. В разрешении именно этой проблемы уфимцы проявляют повышенную заинтересованность. И не случайно. За последнее время Борис Самородоз все более тяготеет к выступлениям на стадионах и ипподромах, где с большей полнотой раскрываются его спортивные качества. Уж такова натура этого гонщика. Своего противника Борис должен иметь рядом, видеть в лицо, чувствовать его дыхание. В коротких схватках, требующих решительности, находчивости, быстроты, он чувствует себя куда уверенней, чем, например, на длинной кроссовой дистанции. Другое дело Дудорин, отличающийся завидным упорством и методичностью в достижении поставленной цели. Спортсмены десятки раз встречались на общей трассе. И, как правило, в кроссах побеждал Юрий, на стадионах и ипподромах — Борис. В конце концов, должно быть, это и определило их нынешнюю спортивную специализацию. В течение 1959 года они в основном выступают в своих излюбленных видах соревнований.же пошли на завод, только один начал с ученика слесаря, другой — токаря. На заводе в крепком рабочем коллективе юноши прошли хорошую школу и стали квалифицированными специалистами. Но, видимо, другая страсть, страсть к движению, к управлению скоростными машинами сильнее других владела ими. И вот они — за рулем автомобиля. Показательно, что «и тот, ни другой не кончали никаких водительских курсов; теория для сдачи экзаменов в ГАИ была изучена самостоятельно, практика в основном получена... на мотоцикле. Прежде чем стать шоферами-профессионалами, будущие спортсмены уже давно были завзятыми мотоциклистами, вовсю гонявшими по горам и оврагам в окрестностях Уфы. Въезд в город до поры до времени им был воспрещен по очень простой причине: ребята не имели прав. И так же, как за годы работы шоферами им довелось водить автомобили чуть ли не всех современных советских марок, так за время увлечения мотоциклом через их руки прошли двухколесные машины самых разнообразных классов и конструкций. В этом одна из самых сильных сторон спортсменов: технику они знают досконально. Своими начальными успехами в мотоспорте Дудорин и Самородов обязаны местному автомотоклубу ДОСААФ. Но дальнейшее их становление как спортсменов связано с пребыванием в рядах Советской Армии. Достаточно сказать, что каждый из них успешно выступал на первенстве Вооруженных Сил Союза ССР в составе сборных команд своих военных округов. Из армии в родной город друзья возвратились уже опытными гонщиками. Ныне они, как и раньше, продолжают самоотверженно трудиться в качестве шоферов одного из автохозяйств. Особенно высокие производственные показатели у Самородова —• члена бригады, соревнующейся за право называться бригадой коммунистического труда. На своем самосвале он ежемесячно более чем в два раза перевыполняет норму выработки. Время возвращения Дудорина и Самородова в автомотоклуб (1956 г.), куда они принесли свой армейский спортивный опыт, явилось началом быстрого роста уфимского мотоспорта. За короткий срок в клубе появилась группа молодых способных мотоциклистов — шесть мастеров спорта и около двадцати перворазрядников. Таким боевым отрядом, пожалуй, не располагают многие ведущие автомотоклубы страны. Нельзя не подчеркнуть, что четверо из этих мастеров—Ю. Дудорин, Б. Самородов, Ф . Шайнуроз и Н. Чернов — выходцы из первичной организации Новый успех спортсменов из Уфы. Н а снимке: победители первенства РСФСР в мотогонках по ледяной дорожке (слева направо) Ф. Шайнуров, Б. Самородов и Н. Чернов.уть Дудорина и Самородова в мотоспорт, как и вообще трудовую жизнь, имеет несколько примечательных общих черт, о которых следует рассказать особо. Оба они, закончив семилетку, сразуП9