17
18
СВОИМИ РУКАМИСтатья втораяНЕ ВСЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ САМИМногие читатели спрашивают: какой и какие колеса применить на самодельном автомобиле? Как установить силовой агрегат? Сделать автомобиль от начала до конца своими руками — задача почти невыполнимая. Яостроить двигатель, коробку передач или изготовить шины без специальных материалов и оборудования невозможно. Да это и не требуется. Основные агрегаты нужно брать готовые, серийные и лишь в крайних случаях вносить в них некоторые изменения в соответствии с принятой компоновкой. Главное внимание должно быть обращено на компоновку машины из готовых элементов, на создание отдельных деталей и узлов подвески, органов управления vt, само собой разумеется, кузова. При этом в конструкции последне-ш| двигательКОЖУХШарикоподшипник ФгО'52'15ч£но доводке оригинального механизма может надолго отодвинуть срок первого выезда вашего автомобиля. Для самодельных автомобилей пригоден ряд выпускаемых отечественной промышленностью двигателей. Для двухместных автомобилей подходят двигатели ижевских мотоциклов (ИЖ-49 к ИЖ56), тульских мотороллеров (Т-200) и серпуховской мотоколяски (СЗА — модифицированный ИЖ-56), для четырехместных — двигатели ирбитских мотоциклов (М-72). На вкладке в таблице приведены краткие технические характеристики этих двигателей, а на схемах — их очертания и точки крепления на раме или кузове. Двигатели Т-200 и СЗА снабжены воздуходувкой. Это позволяет устанавливать их в задней части кузова, не ухудшая охлаждения. Двигатели ИЖ-49 и ИЖ-56 требуют дооборудования воздуходувкой аналогично СЗА (рис. 1). Чтобы обеспечить принудительное охлаждение двигателей М-72, необходимо также снабдить их воздуходувкой — либо насаживаемой на конец коленчатого вала, либо приводимой ремнем от шкива на этом валу. Рабочее колесо воздуходувки должно иметь наружный диаметр 200—220 мм, а производительность его должна быть не менее 1000 м3 воздуха в час. Для насадки воздуходувки или шкива приходится удлинять коленчатый вал двигателя. В шейке вала просверливают канал и делают паз для шпонки; удлинитель вала запрессовывают в получившееся гнездо и притягивают винтом (рис. 2). Приведенные выше рекомендации являются приблизительными. При постройке автомобиля придется поэкспериментировать, чтобы добиться надежной и не слишком шумной работы воздуходувки. Кожух обдува (рис. 3) должен быть достаточно жестким, с плавными очертаниями и съемным. Лучше всего выполнить его из листового алюминия толщиной 0,5—1 мм, откидным на петлях с замками карабинного типа (как у портативных граммофонов) или закрепляемым винтами. Специальный трубопровод для поступления воздуха к воздуходувке делать не обязательно. Но нужно предусмотреть в боковинах кузова или на верхней части крышки мотоотсекэ отверстия, общая площадь сечения которых должна быть несколько больше площади круга воздуходувки. При компоновке автомобиля с передним расположением двигателя охлаждение последнего можно обеспечить потоком встречного воздуха. Желательно, чтобы отверстие в облицовке передней части кузова было достаточно большим, а края его — округленными, не создающими завихрений. Если отверстие перекрыто решеткой или сеткой, то ячейки между прутками не должны бытьочень мелкими. Большое значение имеет свободный отвод воздуха; лучше всего отводить его под кузов (как и при заднем расположении двигателя) или через отверстие в боковинах последнего.МаяКРШикаРис. 2. Насадка шкива привода воздуходувки на коленчатый вал двигателя М-72. Если используется двигатель М-72, то желательно не перекрывать его картер и нижние ребра цилиндров поддоном, Для лучшего охлаждения масла целесообразно сделать нижнюю часть картера оребренной. Двигатели мотоциклов обычно продаются вместе со сцеплением и коробкой передач. В таком виде их нужносъемный пожухЗастежка шкиб Оо^дитдибш ретт шкиб но коленчатое балукожух цилиндраРис. 1. Привод воздуходувки и кожух обдува для двигателя ИЖ-56. го также желательно использовать готовые детали. Только таким методом удастся а сравнительно короткий срок построить работоспособный, удобный, безопасный в движении и удовлетворительный по внешнему виду автомобиль. Это, конечно, не значит, что при особо благоприятных условиях нельзя делать, например, автоматическую коробку передач. Однако большая работа по конструированию, изготовлению и особенРис. 3. Кожух обдува для двигателей мотоциклов Ирбитского завода. сохранить и при установке на автомобиль. Возможное несоответствие передаточных чисел в коробке передач и желательной динамической характеристики автомобиля возмещается выбором передаточного числа главной передачи, дополнительного редуктора и шин, Замена мотоциклетной коробки передач автомобильной, например с «Москвича», имеет смысл только при установке двигателя М-72 на сравнительно большом, четырехместном автомобиле. В этом случае для соединения картеров коробки17 г-И-i I—/V—i76,2 dm шин №-10 для шш 11.50-9iонным включением (кнопочным или от ключа зажигания) с автомобилей «Москвич» или «Волга». Важный элемент автомобиля, приобретаемый в готовом виде, — шины. Существует несколько размеров шин, пригодных для самодельных автомобилей. На рисунках 4и5 показаны конфигурации колесных ободов, соответствующих основным размерам шин. Форму обода надо выдерживать очень точно, чтобы можно было легко и правильно монтировать шины. При отсутствии готовых колес их нетрудно изготовить, если принять составную конструкцию из двух дисков, края которых образуют половину обода (см. рис. 5). Составное колесо можно выполнить абсолютно концентричным следующим образом. Делают шаблон из листовой стали или алюминия, устанавливают на токарный станок заготовку из стального листа толщиной 2—3 мм и используют станок в качестве пресса. По мере выдавливания диска к нему прикладывают шаблон для проверки. В самых тонких местах толщина диска не должна быть меньше 1,5 мм (проверяется калибром или штангелем). Составные колеса могут оказаться несколько тяжелее сварных или клепанных (у которых кольцо обода приварено или приклепано к однослойному диску). Но их легко изготовить, они удобны для монтажа шин, особенно малых размеров. Внутренний и наружный диски делают одинаковыми, соединяют вместе, ориентируясь на их центры, а затем размечают и просверливают отверстия для шпилек колес. Для маленького автомобиля достаточно 4 шпилек диаметром 8—.10 мм на каждом колесе. Чтобы можно было как следует затягивать гайки, желательно либо подкладывать, либо даже приваривать к наружным дискам шайбы с зенковкой или делать зенковку в наружных дисках (рис. 6). Для облегФ8,5-8ап§ерстий /чения дисков, если это необходимо, в них просверливают отверстия. Изменяя диаметр отверстий, можно хорошо сбалансировать колеса. Готовые элементы рекомендуется использовать и для подвески, рулевого управления, тормозов и их привода. Подробно эти системы будут рассмотрены в последующих статьях. Пока же, забегая вперед, надо отметить, что в конструкциях самодельных автомобилей можно использовать подвески передних и задних колес мотоциклов в сборе сРис. 4. Профиль обода для шин 4,00—10 и 4,5—9. передач и двигателя нужно предусмотреть переходный (сварной или литой) картер или металлический лист. Последний должен служить крышкой одновременно для обоих картеров. На листе (или переходном картере) нужно разметить отверстия, перенеся отпечатки с фланцев картеров на плотную бумагу. Применение автомобильной коробки передач позволит двигаться задним ходом, что, как известно, не предусмотрено у мотоциклов. Требования ГАИ допускают эксплуатацию самодельных автомобилей, не имеющих передачи заднего хода, если полный вес не превышает 600 кг (двухместные автомобили). В случае использования на более тяжелой машине мотоциклетных дзигателей без автомобильной коробки передач приходится включать передачу заднего хода в конструкцию либо дополнительного редуктора, либо главной передачи, аналогично тому, как это сделано на мотоколяске Серпуховского завода. Карбюратор, приборы зажигания, глушитель и другое оборудование обычно берут со стандартного двигателя. Исключение составляет стартер, который желательно выполнить с электроприводом от автомобиля. Для расположенного сзади двигателя нужен стартер с дистанци-•нутреннии диск накаткатормозной SapabanРис. 6. Крепление колеса с зенковкой в диске (вверху) и с шайбой (внизу). амортизаторами, рессоры мотоциклетных прицепов колясок и уж, конечно, детали и узлы подвески мотоколясок СЗЛ и особенно СЗА (четырехколесной) Серпуховского мотозавода. Детали ходовой части и органов управления мотоколяски СЗА — хорошая основа для ходовой части микролитражного автомобиля. От мотоциклов можно позаимствовать тормозные барабаны и другие детали тормозной системы, тросовые приводы, от автомобилей «Москвич» разных выпусков — рулевой механизм/ наконечники тяг и другие детали рулевого привода, систему гидропривода тормозов, амортизаторы. Готовые элементы можно применить ив конструкции кузова. Таковы арматура дверей —• замки, петли, ручки, ' стеклоподъемники, уплотнительные профили, стекла форточек и ветрового окна, коврики, пружины сидений, детали навески и запора капота и крышки багажника, декоративные профили. Разумеется, электрооборудование и приборы самодельного автомобиля комплектуются из готовых элементов. Причем далеко не всегда элементы малых автомобилей оказываются наиболее подходящими. Например, очень компактны и легки контрольные и осветительные приборы автомобиля ГАЗ-12. Где приобрести готовые части и агрегаты для самодельных автомобилей? Мы не беремся дать исчерпывающие сведения на этот счет. Отдельные детали можно приобрести в мастерских системы промкооперации и на складах утильсырья. Введенный в 1959 году новый порядок обеспечения автомобильными запасными частями через торговую сеть должен облегчить работу по созданию самодельных автомобилей.ЛД№Ф3.5 £от§$яг 63Рис. 5. Диск разборного колеса и профиль обода для шин 5,00—10.Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ.18