Библиография КНИГА О ПОДВЕСНЫХ ЛОДОЧНЫХ МОТОРАХ** каждым годом все более популярным *• становится в нашей стране водно-моторный спорт. Отечественная промышленность выпускает большое количество подвесных лодочных моторов, которые широко используются как спортсменами, т аки туристами. Естественно, что они проявляют живой интерес к их конструкции иэксплуатации . В свете этого понятно, почему издательство «Физкультура и спорт» вторым изданием выпустило книгу И. Н. Тихомир ова «Подвесные лодочные моторы»'. Р ецензируемая книга не является исч ерпывающим руководством по эксплуатации подвесных лодочных моторов на спортивных и туристских мотосудах. Скорее ее можно назватькратким описательным курсом. И в этом смысле она принесет несомненную пользу всем тем, кто желает ознакомиться с конструкцией моторов. Книга состоит из пяти основных разделов, охватывающих вопросы общего устройства подвесных моторов, работы двигателя, к лассификацию моторов, их конструкции. Больше всего места занимает описание конструкции. Сюда отнесено и излож ение основ карбюрациии устройства приборов зажигания . Материал изложен достаточно квалифицированно. Положительным является1 И. Н. Тихомиров, Подвесные лодочные моторы. 2-е изд., «Физкультура и спорт», М. 1958, 183 стр.. цена 2 р. 60 к. и то, что он основан на конкретных примерах отечественных конструкций. Принятая автором терминология является наиболее употребительной. Ж аль только, что он не выдержал единообраз иявназваниях узлов и деталей моторов. Например, остается неясным, считает ли автор синонимами «подводную часть» и «коробку шестерен» (кстати, н азываемую им также редуктором). Оба эти термина употребляются икак идентичные и во взаимосвязи. Так, в описаниях отдельных моторов указывается, что подводная часть состоит из корпуса и коробки шестерен. Неоправданно, на наш взгляд, применение термина «дейдвуд» по отношению к элементу конструкции, соединяющему двигатель подвесного мотора с его подводной частью. Досадно, что в книге имеются редакционные погрешности. Так, например, перепутаны подписи к рисункам. В книге уделяется очень мало места эксплуатации моторов, управлению ими; на освещение этих важных вопросов отведено менее Vs ее объема. Автор, очевидно, даже не ставил перед собой подобной задачи. Между тем у нас нет ник акой другой литературы, специально посвященной указанным вопросам. И поэтому хочется пожелать, чтобы в ближ айшее время была издана книга об управлении подвесными лодочными моторами и уходе за ними. Инж. Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ.По страницам зарубежных журналов «АВТОСТОП 58»Так называлось проведенное впрош лом году в Польше мероприятие , об итогах которого сообщает журнал «.Мотор». Главная цель «Автостопа» — помочь туристам , г лавным образом молодежи, в изучении родного края , его природных богатств, п амятниковстариныи т. д. Как же путешествовали участники «Автостопа 58»? Каждый турист, отправлявшийся в путешествие, получал специальнуюкниж к у , в которой наряду сописаниемту р истских трасс были вклееныкупоны на бесплатный проезд 900 километров . Стоило выйти на шоссеиподнятьв руне нрасно-голубую книжечку , к ак шофер проезжавшеймашины останавливался и брал с собою туриста , если им было по пути . 2а проезд турист «расплачивался» к упонамииз « н итки . О размахе проведенной кампании свидетельствуют следующиецифры , приводимые журналом . В «Автостопе 58» п ри няли участие 4тысячи водителей исвы ше 30 тысячтуристов . Их маршрутыв общей сложности составили 28 миллионов километров , что в 700 раз превы шает длину окружностиземногошара . В течение прошедшего сезона турист ские организации получили интересный материал об интенсивностидвижения на важнейшихтуристских трассах, об орган изацииотдыха , ночлега, п итанияикультурногообслуживания путешественников. Среди участников «Автостопа» были проведены интересные конкурсы под названиями : «Польша в объективе фот оаппарата » , «Польша в легендах и обычаях» и др . Заключительный этап «Автостопа» п ринес много приятных сюрпризов и шоферам ипутешественникам . Среди водителей, с обравших наибольшее количество купонов «Автостопа», были разы г раны ценные премии . Т ан , водители Стефан Хмелевский из г. З акоплнеи Владислав Шиц из Кракова выиграли автомобили «П-70», н есколько человек выигралимотоциклы . Всего же было раз ыграно сто ценныхпремийи сто пам ятных подарнов для водителей. У же подготовлено проведение «Автос топа 59», к оторый , судя по всему, будет иметь еще большийуспех .ЛИТЕРАТУРА, КИНОФИЛЬМЫ И ПОСОБИЯ ПО ПВОВ 1959 году Издательством ДОСААФ СССР будет выпущена следующая литер атура по ПВО: «Защита населения от средств пораж енияс воздуха», «МПВО в сельской местности», «Учебно-методическое пособие по подготовке личного состава групп самозащиты», «Учебно-методическое пособие для общественного инстр уктора ПВО по нормам «Готов к ПВО» II ступени», «Памятка населению по защите от атомного, химического и бактериологического оружия», «Учебно-методическое пособие по проведению тренировок иприему норм «Готов к ПВО» I ступени», «Будь готов к ПВО» (брошю^ р а для школьных организаций ДОСААФ). Альбомы — «Противохимическая защ ита населения». «Бактериологическое оружие и меры защиты от него», «Действия групп самозащиты МПВО». Плакаты — «Готов к ПВО» I ступени», «Будь готов к ПВО», «Готов к ПВО» II ступени». Первичные организации ДОСААФ смогут приобрести указанную литературу, альбомы, п лакатыв книготорговой сети. Для этого магазины должны своевременно сдать заявкив республиканские, краевые и областные отделы книжной торговли. Целесообразно первичным орган изациям оборонного Общества направить вкнижныемагазины гарантированные заявкина литературу по ПВО. На брошюры: «Что надо знать населению о противовоздушной обороне», «Как провести соревнования по ПВО ворганизациях ДОСААФ». «Семье о ПВО». «Массовс-разъяснительная работа по ПВО», «Первичная организация ДОСААФ и подготовка населения по ПВО» (из опыта работы организаций ДОСААФ УССР). «Характеристика очагов поражения». «Использование естественных укрытий для защиты населения ст средств пораж ения » , «Защита посевов и садов от поражающего действия бактериологического оружия», «Современные средства пораженияс воздуха», «Действия населения при внезапном нападении с воздуха», «МПВО, ее назначение и задачи» з аявки следует адресовать в Управление МТО ЦК ДОСААФ СССР.В ближайшее времяв кинопрокат поступит новый учебный кинофильм «Противобактериологическая защита населения». В производстве находятся коротком етражные учебные кинофильмы : «Действие группы самозащиты», «Индивидуальные и коллективные средства защитыи правила пользования ими», «Защита продовольствия, ф уражаи воды от воздействия средств массового поражения». Для получения этих фильмов областным отделением кинофикации нужно нап равитьзаявкив Управление кинопрок ата Министерства культуры СССР. Кроме того, по тематике ПВО заказа ны учебные диафильмы : «Тренировочное учение звенаохраныпорядкаи наблюдения», «Тренировочное учение звена противопожарной защиты», «Тренировочное учение медицинского звена», «Тренировочное учение противохимического звена», «Тренировочное учение аварийно-спасательного звена», «Тренировочное учение ветеринарного звена», «Тренировочное учение группы самозащиты МПВО жилого дома», «Школьник! Будь готов к ПВО!», «Тренировочное учение звена убежищ». Все диафильмы можно приобрести вмагазинах Культторга. Учебные диафильмы будут рассылаться на места только по заявкам Культторгов. Для приобретения диафильмов за счет собственных средств и целевых ассигнований областные комитеты ДОСААФ должны направить заявкив местные Культторги.ПЕРЕДНИЙ ИЛИ ЗАДНИЙ ПРИВОД!К ак мы уже сообщали, с таким вопросом обратился к своим читателям в конце прошлого года издающийсяв ГДР жур нал « К рафтфарцойгтехнин » (см. «За рулем» № 2. с тр . 31). Теперь опубликованы результаты этого интересного опроса читателей. Х арактернопрежде всего то, что мнения автомобилистов ГДР разделились почтипоровну : за то , чтобы делать ведущими передние колеса автомобиля, о ысказались 50 процентов читателей, среди них добрая половина — н аучныеработникии автомобильные инженеры . Владельцы автомобилей и автолюбители придерживаютсяв своей массе обратного мнения — о нисчитают полезным сохранить привод на задний мост. «Голоса» ш оферов - п рактиков разделились Примерно поровну — из общего числа приставших свои ответы читателей шо феры составили 39,5 процента, п ричем 19 процентов высказались за передний привод, 17 процентов — за задний * 3,5 процента — неопределенно. Т аким образом, основное «противоречие» наметилось между инженерамис пециалистами (т. е. т еми , к тозанятпроектирсваниеми изготовлением автомобилей) и автолюбителями, т. е. т еми , кто эти автомобили покупает и, в конеч ном счете, определяет на них спрос. Среди инженеров-специалистов только лишь8процентов стоят за задний привод , а 92 процента — за передний . Л юбителиже , в основном (80 проц.), в ысказывают ся за автомобили с задним приводом . Нелегкая проблема!ПРОЧТИ эти мигив. в. Ш ВАЙКОВСКИИ «СОВРЕМЕННЫЕ МОТОЦИКЛЫ» Издательство ДОСААФ, Москва, 1958 В книге подробно рассказывается об устройстве современных мотоциклов в зависимости от их назначения . В отдельн ых разделах автор подробно разбирает конструкции и принцип действия узлов. агрегатов и приборов советских мотоциклов. Специальные главы посвящены обкатке, у странению главнейших неисправностей. регулировке и эксплуатации машин. В. И. М ЕДВЕДКОВ «РЕГУЛИРОВКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ» Автотрансиздат, Москва, 1958 Брошюра представляет собой своего рода справочное пособие. Она рассчитана на шоферов и механиков автохоз яйств . В ней собраны и систематизиров аны практические сведения по регулировочным работам, осуществляемым в процессе эксплуатации. Автор приводит также перечень работ, выполняемых при ежедневном, первом, втором и сезонном технических обслуживаниях. НОВОЕ В ПРАВИЛАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙСЧАСТЛИВОГО В УТИ!конце этого месяца, 22 апреля, отправляется в свое, давно задуманное кругосветное путешествие на автомобилях экспедиция инженеров Мирослава Зикмунда и Иржи Ганзелки. Знаменитые чехословацкие путешественники поедут -на этот раз не одни, к ним присоединились автомоч бильный механик Олджих Халупа и врач Роберт Витт. Старт путешествия, намеченный : вначале из осень прошлого года, был перенесен. Изменение в сроках путешествия, однако, нисколько не меняет общего его плана. Оно рассчитано на пять лет; чехословацкие автомобилисты намерены за это время посетить страны Ближнего , Востока, Индию и Пакистан, Индо! Китай, Австралию и Филиппины, народный Китай, Японию, СССР и другие страны. Они поедут на двух серийных автомобилях «Татра-805», конструкция которых описана в журнале «За рулем» N» 8 за 1958 год. От имени читателей к многочисленных автолюбителей и спортсменов нашей страны редакция журнала «За рулем» желает чехословацким. друзьям счастливого пути и больших свершений в их интересном путешествии. Спортивная комиссия Международной автомобильной федерации (ФИА) ввела ряд изменений в правила соревнований на гоночных и спортивных автомобилях в 1959 году. В соревнованиях на личное первенство мира, проводимых на гоночных автомобилях I формулы (с рабочим 3объемом цилиндров двигателя до 2500 см ), отныне будут входить в общий зачет не шесть, а пять первых мест с соответствующим начислением 8 очков за первое место. 6 — з а второе, 4 — за третье, 3 — за четвертое и2 — за пятое. За лучший круг, к аки раньше, начисляется 1 очко. Зачет производится только тем водителям, которые провели всю гонку за рулем одной и той же машины. Для гонок, входящих в зачет соревнований на первенство мира, устанавливаются два минимальных критерия: дистанция не менее 300 км и продолжительность не менее 2 часов. Для розыгрыша первенства мира на спортивных автомобилях (Кубок конструкторов) в 1959 году сохраняется минимальная дистанция 1000 кми минимальная продолжительность непрерывной гонки 6 часов. При гонках продолжительностью от 4 до 6 часов либо на дистанцию от 650 до 1000 кмв общий за' чет первенства начисляется лишь 50 процентов очков по приведенной выше шкале 8—6—4—3—2 за первые 5 мест. Конечный итог в зачете на первенство мир а высчитывается при пяти состоявшихся соревнованиях по четырем лучшим результатам; при 6—9 состоявшихся соревнованиях — по пяти лучшим и при 10 соревнованиях — по шести лучшим результатам. Внесены также существенные изменения в правила ряда соревнований на первенство Европы. Так. к чемпионату Европы по горным гонкам будут допущены лишь гоночные автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя до 3 1500 см . Минимальная дистанция горных гонок установлена 6 км. минимальный перепад высоты — 350 метров. На трассах длиной от 7 до 10 километров перепад высоты должен составлять не менее 5 процентов от общей длины дистанции. Зачет в горных гонках на первенство Европы будет с 1959 года производиться тоже за5 первых мест, причем система выведения конечного итога чемпионата принята такая же, к ак для первенства мира по спортивным автомобилям (т. е. п ри5 соревнованиях — по лучшим 4и т. д.).Из МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОРДЫпрошлогоНа автодроме Монца (Италия) были недавно проведены заезды на побитие международных рекордов в нескольких классах трехколесныхмотоциклов . На трехколесном мотоцикле БМВ с рабочим 3 объемом цилиндров двигателя 500 смшвейцарскийгонщикФлориан Каматиас прошел дистанцию 100 кмсо временем лучшим , чем официально зарегистриро ванные междун а3р одные3достижения для классов 500 см , 750 сми 1200 смЗ. Новый рекорд Каматиаса — 194,30 км . Д ержавшийсяс ноября 1957 года рекорд снорости на мотоциклахэтого класса (189,0 км/час) п ринадлежал итальянцу АльбинуМилани , в ыступавшему на мот оцикле «Жилера».На русском автомобиле по АфрикеНезадолго до первой империалистической войны известный русский автомобилист А. П. Нагель и журналист В. Н. Никифоров на автомобиле, изготовленном в 1909 году Русско-балтийским заводом, совершили поездку по Европе и Африке. Путешественники выехали из Петербурга по маршруту Рига — К енигсберг — Берлин — Париж — Лион — Ницца — Марсель — Барселона — Валенсия. В Картахене автомобилисты переправились через Средиземное море в крупный город северной Африки Оран. Совершив несколько поездок по его окрестностям, путешественники отправились в Тунис и далее в Алжир — Бужи — Константину. Оттуда они направились в Бискру — оазис в Сахаре, самый южный пункт поездки. Возвратившись в Тунис, путешественники переправились в Италию, побывали в Риме, Флоренции, Пизе, Генуе, Монако, Марселе, Париже. — Самое большое впечатление, — р ассказывал Б. Никифоров, — произвел на насафриканский снег. Мы, конечно. знали, что горы Атласа на известной высоте уже покрыты снегом, но все же слово «Африка» в нашем представлении как-то не вязалось со снежными сугробами. В окрестностях Туниса мы проезжали по хорошим дорогам мимо живописных пальмовых рощ. Однако стоило съехатьс дороги на проселок, к ак наш автомобиль попал в обычную европейскую грязь. Недавно прошли дожди, дорога совершенно испортилась, и нам с трудом пришлось выбираться обратно на дорогу. Впрочем, наши неприятности в Африке этим и ограничились. Остальной путь прошел благополучно. Правда, както ночью мы налетели на стадо дикобразов. причем несколько из них нашли кончину под колесами автомобиля... Всего за время путешествия автомобиль Русско-балтийского завода прошел 16 тысяч верст. К. ЕВТЮХОВ.КАКБУДУТНАГРАЖДАТЬСЯПОБЕДИТЕЛИПриказом бывшего Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от SI декабря 1958 года определены награды для спортсменов. занявших первые три места на первенстве СССР по различным видам спорта. По автомобильному спорту победители награждаются за первое место золотой медалью первой степени, з а второе — большой серебряной иза третье большой бронзовой. Награждению подлежат призеры шоссейно-кольцевых соревнований на гоночных автомобилях, н а спортивных автомобилях (первые водители) и многодневных автомобильных соревнований на дистанции от 2 до 4 тысяч км (оба водителя). По мотоциклетному спорту такие же награды, за первые три места, установлены для призеров шоссейно-кольцевых гонок на мотоциклах-одиночках 5 классов до 125. 175, 250. 350 и 500 см ; многодневных соревнований в классах до 125, 175. 250. 350. 500 и 750 см 3 ; по мотокроссу в этих же кубатурах: в гонкахна ипподромах и гаревых дорожках в классах до 125. 350, 500 и 750 см 3 . В соревнованиях на мотоциклах с коляской также награждаются оба водителя за участие в мотокроссе и шоссейно-кольцевой 3 гонке (классы до 500 и свыше 500 см ). В многодневных соревнованиях на мотоциклах с коляской в классах до 500 и свыше 500 см 3 награждаются только первые водители. Женщины — победительницы соревнований по шоссейно-кольцевой гонке и по кроссу на мотоциклах-одиночках в классе до 125 см 3 получают эти же награды. Вторые водители-механики за победу в шоссейно-кольцевой гонке на спортивных автомобилях и мотоспортсмены — вторые водители («колясочники») в многодневных соревнованиях на мотоциклах классов 500 см 3и свыше 500 см 3 награждаются за первые три места, занятые на первенстве СССР, соответственно медалями второй степени •— серебряной позолоченной, малой серебряной и малой бронзовой.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ {главный редактор), А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (научный редактор), А. М. КОРМИЛИЦЫН, А. В. МЕШКОВСКИЙ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ. Оформление И. Л . М арголина . К орректор Н. И. Хайло. Художественно-технический редактор Л . В. Терентьева.Адрес реданции : М осква , И-92, Сретенка, 2 6 / 1 . Тел. К 4-60-02. Р укописи не возвращаются . Сдано в набор 10.III.59 г. Бум. 60X92/8 2.25 бум. Г-53392 Тир. 125.000 экз . вклейка. Подп Цена 3 руб 3-я типография Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. 4,5 усл. печ. л. 8,5 уч.-изд. л. + 1 4.IV.59 г. Зак. 978.