ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ, ДРУЗЬЯ!Зимой этого года был проведен ряд интересных соревнований мотоциклистов на ледяной дорожке Большой спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Состоялись «Матчи городов», соревнования на «Призы сильнейших», было разыграно первенство РСФСР и первенство СССР в гонках по льду. Заключительным состязанием сезона была международная товарищеская встреча сильнейших советских и чехословацких гонщиков. О ней мы попросили рассказать Станислава Шпинку и Ярослава Видрму, награжденных специальными призами журналов «За рулем» и «Техника молодежи».' с портсменами нашей команде . А нтонинЯролим выступал на машине , п одготов л енной для себя мастером спорта Всеволодом Нерытовым. После двух днейсоревнований мы пришлитакжек выводу, что ишипыв шинах ( г лавнымобразом задних колес ) на мотоциклах советских гонщиков расп оложеныизакрепленылучше , ч ему наших. Этот недостаток мы всеми силами стремились устранить приподготовке машин к дальнейшим состязаниям. Большое впечатление произвела на нас поездкав Уфу. Л едянаядорожкав столице Башкирии была такжехорошоподготовлена , как ивМоскве , и удо влетворяла всем требованиямбезопас ности. Тем не менеепреимущество ' с о ветских спортсменовзаметнопрояви лось ив Уфе. Во времяпервой встречи победили Борис Агапитов , С ергей Старых иЮрийДудорин , занявшие соответственно пер вые три места. Т олькочетвертым был Станислав Шпинка . На второй день наш ему Ярославу Махачу удалось выйти на третье место после НиколаяЧерноваи Бориса Самородова . Хочется высказать несколькопоже ланий советскимгонщикам , к оторые нам очень понравились . Д уху них боевой , но нам кажется , что имнужноулуч шать . т ехнику езды, учиться лучше ориентироваться в сложных ситуациях, чтобы избегать напрасных падений, опасных для гонщикаимашины . В течение короткогосрокасоветскиеспортсменыдобились таких результатов, к которымгонщикидругих стран стре мились в течение многих лет. За это вре мя было подготовлено значительное ко личество квалифицированных , отважных гонщиков, которые по своим спортивн ымдостиженияммогут быть приравне ны клучшиммастерамледянойдорож к и . М ытвердоверим , что благодарясвоему мастерству, в ыдержкеи высок ой требовательности советскиеспортс м ены , после участия внескольких международных соревнованиях, смогут до стичь самоговысокогоуровня , к оторый достигнут пока только шведами. Наши чехословацкиегонщики облад аютбогатымтехническими тактичес кимопытомезды на гаревыхдорож ках. Этот вид спорта очень популяренвЧехословакиии имеет у нас свои трад иции . Н оэтого нельзя пока сказать огонках на льду. Нам предстоитещемно г ое сделать для того , ч тобы развить и этот интересный вид мотоспорта . Соревнования, в которых нам довелось участвовать вСоветскомСоюзе , были организованыхорошо . Наши гон щики ощущали постоянную сердечную заботу со стороны представителей ДОСААФ. В заключение нам хочется горячопо благодарить вас всех, друзья из ДОСААФ , за тот теплый прием , к ото р ый вы намоказали . Д умаем , что эти состязания спортсменов СССР и Чехос ловакииположат начало систематиче с кимтоварищескимсоревнованиям на ледяныхи гаревых дорожкахмеждугон щ иками наших стран. Д оскорой встречи, д рузья ! Станислав ШПИНКА , Ярослав ВИДРМА .ЦЯштйф* /СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯп омощью „этого электрифицированного стенда преподаватель может показать схем>' с истемызажигания , о бъяснитьназначениеи действие основн ых ее приборов . Схема системызажиганияизображена на фанерном экран? размером 500x830 мм (рис. 1). На этом же рисунке укреплены подвижным кулачок распределителя, молоточен инаковальня , в ырезанные из белой жестииокрашен ные. Молоточек прижимается к наковальне пружиной . В верхней части щита помещается выд вижнаякрышка , на ноторой наклеивается табличка , п оясняющаясхему : 1 — корпус катушки , 2 — первичная обмотка, 3 — вторичная обмотка, 4 — с ердечник , 5 — распределитель, 6 — прер ыватель , 7 — свеча запальная , 8 — акк умулятор , 9 — провод низкогонапря ж ения , 10 — провод высокого напряжен ия , 11 — с опротивление добавочное, 12 — з амокзажигания , 13 — к онденсатор . На эту жетабличкунаносится характеристика индукционной катушки: Первичная обмотка : число витков 246—330, н апряжение 12 в, диаметр провода С,69 —0,72 мм . В торичнаяобмотка : число витков 11 С00 —19 000, напряж ение 15 000 — 18 000 в, диаметр провода 0,10 мм . Вдоль рисунков проводов имагнитных силовых линий просверливаются сквозные отверстия . Отверстия по магнитным силовым линиямипервичнойцепи делаются диаметром 3мм , в цепивысоко го напряжения — 5 мм , для свечи — 14 мм . С обратной стороны стенда впатронах укрепляются лампочки напряжением в6 в, соединенные, к акуказано на схеме (рис. 2). Между лампочкамиинаружнойпанелью вращается делительный диск. С его помощью создается иллюзия движ ениятока по проводам , обозначаются магнитные силовые линии. Причем направление тока высокого напряжения обозначается обратно направлению движ ениятоканизкогонапряжения . Это достигается колебательным движением делительного диска , т аккакручкапри вода соединяется сним через шатун (рис. 3). Э лектрическиелампочки , подсвечивающие магнитные силовые линии , о краши в аютсявсиний цвет, в торичная цепь — в красный цвет, л ампочки первичной цепиможно не красить . Распределение электрическоготока по определенным цепям производится спец иальныммеханизмом - к онтактором . Его устройство видно из рис. 4. На металлич ескомнронштейнеустановлен деревянный барабан, на который набита пластина контактора (рис. 5). По этой пластине скользятконцытокопроводящих проволочек, з акрепленных на деревянной колодке. Для облегчения улавливания начала процессов имеется фиксатор . На оси контактораприкреплендискс чет ырьмяуглублениями , а на кронштейнезакрепленфиксатор (штифт спружиной ) . Стенд дает возможность демонстрировать следующиепроцессы : контакты прерывателя замкнуты — т оквпервичнойцепи , м агнитные силовые линиивокруг обмоток катушки ; к онтанты прерывателя разомкнуты — и счезаютмагнитные силовые линии , сначала наружные , затем внутренние ; в озникновениетока во вторичной обмотке ипроскакиваниеискрыв запальной свече. Стенд поддерживается в рабочем положении откидной подставкой, удерживаемой крючками .Ср ежде всего разрешитенам , то есть самому старшему и самому молод ому из гонщиков чехословацкой команды , передать вам, д орогие читатели журнала «За рулем » , с ердечныйпри вет. Д ля участия вгонках на льду, по при глашению ЦК ДОСААФи Центрального автомотоклуба СССР, м ы прилетели на ТУ-104 сначала вМоскву . Наша спортив ная делегация , к оторую возглавлял Бог умил Богуша, состояла из девяти чел овек (шесть гонщиков , два механикаи руководитель). Все мы готовились к предстоящим состязаниям добросовестно и тщательно. Правда, у нас вЧехо с ловакии такие соревнования не прово дились предыдущиетригода , так какисключительнотеплыезимы не позво ляли наладить регулярныетренировки . Л ишьвэтомгодунам удалось после небольшой подготовки организовать одно соревнование . Н оионопроходило на мягком льду. Это обстоятельство нужноподчеркнуть , так каконоимеловажные последствия. На первойжетренировкевМосквемы увидели, что советскиегонщикипод г отовленылучше , ч еммы . Это подтвер дилось ивсоревнованиях на стадионе имени В. И. Л енинавЛужниках . М ыубе дились, что стиль ваших гонщиков больше подходит для ездыпо жесткому льду, ^ ч ем тот, к оторыйхарактерен для наших спортсменов . С обственно , наш стиль гонок по льду — это стиль езды на гаревых дорожках (с опорой на стопу левой ноги , выставленной вперед , и спробуксовкойзаднего колеса мотоцикла на поворотах ) . Такой способ прохождения дистанции, как мы убедились, м енееэффективен . И главн ымобразомпоэтомувпервый день соревнований только одному из нас удалось выйти в финал. В тот день по бедил советскийгонщикСергей Старых, в торым был тожесоветскийгонщикНи колай Чернови лишь на третьемместеоказалсяодин из авторов этих строк — Станислав Шпинка . Такое положение создалось и на дру гой день состязаний, когда гонщикуАн тонину Яролиму удалось занять вслед за вашими спортсменами Анатолием Егоровым иСергеем Старых вновь только третье место . Н ужно сказать, что и этот скромный успех был достигнут нашим гонщиком благодаря товарищеской помощи, оказанной советскимиПЕ. А ЛЕКСАНДРОВ , инженер-подполковник.L.16