12
13
Вполне естественно, что имя Чижека, заслуженного мастера спорта, двенадцатикратного чемпиона Чехословацкой Республики и чемпиона Европы 1958 года, упоминалось чаще других. Техника езды, манера вести гонку, мотоциклы, на которых он выступал, — все это стало предметом внимания, обсуждения, споров. Было ясно, что у участников соревнований появилась острая потребность разобраться во всем том ценном, что несет в себе его зрелое мастерство. «Дискуссионный клуб» в купе работал на полную мощность, когда его порог переступил Яромир Чижек в сопровождении своего соотечественника спортивного комиссара ФИМ Рихарда Конечного. И под стук колес начался тот неторопливый, обстоятельный разговор, после которого обычно не остается невыясненных вопросов. Разумеется, речь пошла исключительно о мотоспорте и проблемах с ним связанных, а в центре внимания был Чижек.*Проводникам скорого поезда Тбилиси—Москва редко приходилось видеть в своих вагонах столь разноязыкую публику. В столице Грузии только закончились большие международные соревнования мотоциклистов. И вот французы, немцы, чехи, финны, болгары, голландцы, румыны, поляки, австрийцы и представители многих республик Советского Союза, распростившись с гостеприимными хозяевами, двинулись по домам.Еще вчера эти люди, захваченные вихрем состязаний, строго подразделялись на спортсменов, судей, тренеров, механиков, переводчиков, корреспондентов, туристов. А сейчас, объединенные единым званием пассажира, они стали просто соседями по полкам, столикам, купе. И, конечно, завязывались новые знакомства. Общими силами вырабатывался понятный всем язык — смесь жестов, мимики и спортивнотехнических терминов. Четвертое купе вагона № 6, где ехал, теперь уже бывший, главный судья соревнований, на время пути превратилось в импровизированный дискуссионный клуб. Сюда — иногда по делу, а чаще просто так, в силу инерции, —один за другим заходили представители команд, работники судейского и административного аппарата, гонщики, журналисты. Разговор, с чего бы он ни начинался, неизменно сводился к одному — к результатам состязаний. Так всегда бывает после острых спортивных схваток. Но на этот раз для оживленных толков были особые причины. Команда чехословацких гонщиков «с разгромным счетом» выиграла встречу. Неизгладимое впечатление произвело выступление лидера чехословацких спортсменов — Яромира Чижека. В течение двух дней он четырежды, не считая двух тренировочных заездов накануне соревнований, стартовал на машинах классов до 250, 350 и 500 см3и каждый раз на финише был первым. Помимо наград за победы в этих классах, главная судейская коллегия присудила ему также специальные призы за лучшую тактику и лучший стиль езды. А если бы она пошла дальше и учредила кубки за абсолютно лучшее время одного круга и за наивысшую скорость прохождения всей дистанции (что, кстати, часто делается на гонках), то и эти спортивные трофеи, как показали секундомеры, по праву увез бы неутомимый чех. Заслуженный мастер спорта, чемпион Европы 1958 г. Яромир Чижек — в прыжке с трамплина.Невдалеке от Праги есть небольшая деревушка Дяблице. Здесь • вскоре после войны будущий спортсмен начал свой путь в большой мотоспорт. Разгромленные Советской Армией немецко-фашистские войска немало бросили различной боевой техники, в том числе мотоциклов, и на чехословацкой земле. Один из них, марки ДКВ-125, попал в руки Чижека — молодого токаря местной механической мастерской, незадолго до того окончившего профессионально-техническую школу. Впрочем, звание «токарь» было весьма условным. В маленькой мастерской преимущественно ремонтировались замки, примуса и лишь иногда автомобили и мотоциклы. Много изобретательности пришлось проявить будущему чемпиону, прежде чем трофейная машина, заново укомплектованная и отрегулированная, выехала на обкатку, точнее, на ходовые испытания, так как у ее хозяина уже тогда была тайная мысль — всерьез заняться спортом и обязательно попробовать свои силы в больших соревнованиях. На первых порах ДКВ по своим скоростным и другим показателям полностью удовлетворял требованиям испытателя. Но чем дальше, тем становилось очевиднее, что для достижения высоких результатов мощность двигателя мала, ее нужно повышать. Как? Ясно, что нужно форсировать двигатель; об этом Чижек немало слышал от старших товарищей. То, что молодой мотоциклист справился с этой трудной и новой для него задачей, выявилось на первых же официальных соревнованиях, в которых токарь из Дяблице занял 4-е место. Для новичка это был отличный результат. Ведь в состязании участвовало много опытных гонщиков. Готовясь к очередному выступлению, совершенствуя мотоцикл и анализируя ошибки, — а их много было допущено в первых соревнованиях! — Чижек уже мечтал попасть в призовую тройку, а может быть и... Но жизнь не оправдала радужных надежд. Четыре раза стартовал он в течение одного сезона и каждый раз на финиш приходил четвертым. Это вызывало недоумение: от гон- ки к гонке приобретался спортивный опыт, крепло мастерство, улучшался и мотоцикл, а результат оставался неизменным. «Сам гонщик, сам механик, сам тренер, — размышлял Чижек. — Может, тут, особенно в последнем, причина неудач? Или в шоссейно-кольцевых гонках решающее слово всегда оставалось и остается за машиной: есть у нее резвость — будешь впереди, нет — читай номера на спинах спортсменов и ничто тебе не поможет?». Как бы там ни было, но Чижек решил сменить «оружие» и пересесть с ДКВ на 'отечественный «Чезет-125». Опыт других спортсменов и прежде всего тех, кто уже не раз вырывал у него победу, говорил о том, что двигатель отечественного мотоцикла, после умелой форсировки, позволяет получить несколько большую, чем у ДКВ, мощность, а с ней и скорость. Эксперимент удался вполне. Весь следующий сезон спортсмен почти не знал поражений, был признан сильнейшим в своем классе ив заключение увенчан лавровым венком чемпиона. Но вместе с успехом пришло разочарование: Чижек стал охладевать к мотоспорту. Нет, это не было следствием «звездной болезни». Причина лежала гораздо глубже. Гонки на мотоциклах по гаревой дорожке он не любил давно и считал их не спортивным занятием, а цирковым представлением. Теперь для него потеряли былую привлекательность и шоссейно-кольцевые гонки. Спорт долЖен выявлять силы и возможности людей, а не только машин. На деле же получилось, что достаточно было ему, молодому парню, ухитриться снять с двигателя своего мотоцикла чуть больше мощности, чем это удалось другим, и вот он уже призер, победитель, чемпион. Трудно сказать, как сложилась бы в дальнейшем спортивная судьба этого человека, если бы не призыв в армию. Три года Чижек служил водителем в одной из автомобильных рот и никакого участия в мотоспорте не принимал. Только однажды, когда служба уже подходила к концу, командир роты капитан Зангер, знавший о прошлых спортивных успехах своего подчиненного, вдруг предложил ему «попытать счастья» в республиканском мотокроссе. Этот вид мотоциклетных соревнований появился в Чехословакии лишь несколько лет назад. Чижеку никогда не приходилось в нем участвовать, тем не менее он согласился. И вот старт. Рядом с начинающим кроссменом известные фирменные гонщики «Явы» Прайзер, Дюфек, Кинцл. Про себя армейский спортсмен решил бороться именно с этими наиболее опасными соперниками, а вся тактика предстоящей борьбы ему представилась как короткое и ясное слово «вперед!». Начало гонок сложилось так, что армейцу удалось вырвать несколько метров у остальных спортсменов. Это подхлестнуло его, он усилил и без того высокий темп. А дальше случилось то, что и должно было произойти. На одном из крутых поворотов, не рассчитав скорости, гонщик не удержал машину и кубарем вылетел из седла. Эта неудача не только многому научила Чижека. Она сыграла чуть ли нерешающую роль в его спортивной биографии. В нем снова полным голосом заговорил спортсмен-боец, который никогда не может смириться с поражением. Началась деятельная подготовка к реваншу. Но, пожалуй, еще важнее было другое: он понял, что мотокросссвоеобразный, очень интересный вид соревнований, представляющий большой простор для проявления творческих способностей спортсмена. Наглядный пример такого творчества вскоре удалось показать и Чижеку. В то время мало кто применяя при прохождении кроссовых трасс ярыжки на мотоцикле. Не пользовались ими и спортсмены мотозавода. Они предпочитали спокойно «описывать» неровности пути, хотя и теряли при этом немало драгоценных секунд. Прежде чем снова выйти на старт, Чижек долго изучал поведение мотоцикла в свободном полете, осваивал различные способы разгона, отрыва и приземления машины, отрабатывал многие другие детали. техники прыжка и за свой кропотливый труд был вознагражден полностью. Встречу с грозными соперниками он выиграл с большим преимуществом, а за искусство «перелетать» через препятствия с тех пор был прозван крылатым. (Скромный Чижек утверждает, что это пошло не столько от прыжков, сколько от его фамилии: чижек по-чешски означает то же самое, что чижик по-русски). На Тбилисской трассе, изобиловавшей естественными и искусственными трамплинами, Чижек показал себя во всем блеске. Многие участники проходили их смело, уверенно, на высокой скорости. Но прыжки крылатого чеха, достигавшие иногда в длину двадцати метров, отличались особой красотой м завершенностью и потому неизменно вызывали горячий восторг зрителей. Победа молодого гонщика над кроссменами «Явы» не осталась незамеченной. По достоинству оценили ее и на заводе: спортсмен был приглашен в экспериментальный цех этого предприятия на должность испытателя. В жизни Чижека наступила особо благоприятная пора для всестороннего развития и совершенствования мастерства. Труд и спорт теперь как бы слились для него воедино. Испытывая машины, наезжая на них все новые сотни и тысячи километров в разнообразных дорожных, метеорологических и скоростных условиях, он, разумеется, мужал и как спортсмен. В то же время, даже выступая на соревнованиях, он не прекращал исследовательской работы. В Тбилиси нам довелось видеть, как, сняв с мотоцикла один, еще горячий после гонки двигатель, с заводскими пломбами на нем, Чижек тут же поставил такой же другой и через несколько минут снова ринулся вперед. Испытания продолжались] Чижек высоко ценит доверие коллектива завода, гордится званием испытателя «Явы». В Швейцарии имел место такой эпизод. Только закончились соревнования, как к Чижеку подошла дочка владельца известной итальянской мотоциклетной фирмы и развязно предложила ему перейти к ним на службу. — В качестве личного шофера моей мамочки, — многозначительно добавила она и назвала сумму жалованья будущему водителю.—• У меня тоже нет личного шофера, — с трудом сдерживаясь, ответил ей спортсмен-патриот и показал на стоявшую тут же собственную «Волгу». — Я вожу машину сам. Рекомендуйте это полезное занятие и вашей мамочке... Чижек и «Ява». Сильнейший гонщик и первоклассный мотоциклетный завод. Неразрывными узами они связаны между собой. В славе гонщика звенит слава вдохновенного труда всего заводского коллектива. А в славу лучистой марки «Явы» вложена немалая доля труда, упорства, мужества спортсмена. В этом отношении показательны выступления Чижека в соревнованиях на первенство Европы. Программа этого чемпионата, как известно, включает двенадцать схваток на трассах двенадцати стран. Победитель определяется в комплексном зачете по окончании всех встреч. Участвуют в состязании, разумеется, только сильнейшие и на машинах, предоставляемых в распоряжение гонщиков владельцами конкурирующих между собой мотофйрм. Хозяева нетерпеливы, они не любят вкладывать деньги в предприятия, которые не сулят барыша. Им нужна победа во что бы то ни стало, любой ценой. Еще бы! Ведь победа — это лучшая реклама, а отличная реклама — это наивысшая прибыль. В 1957 году среди участников чемпионата появилась первая ласточка из другого мира — социалистического. Чижек на «Яве» тоже приехал не с тем, чтобы проигрывать. Более того, своим выступлением он должен был убедительно заявить, о быстром прогрессе спорта и техники в социалистических странах, показать, что Чехословакия уже сейчас — крупная мотоциклетная держава. Решение этой ответственной задачи было подразделено на два этапа. В первую очередь нужно было приобрести опыт борьбы в подобного рода соревнованиях, выяснить силы, подготовленность, прочность позиций и качество «оружия» спортивных противников. На проведение «разведки боем» ушел сезон. В числе многих выводов и наблюдений, сделанных Чижеком, самым важным был один: несмотря на ожесточенность борьбы на трассах чемпионата, первенство Европы выиграть можно. Однако для этого необходима серьезнейшая подготовка. Да и выступать лучше не в одиночку, а группой в 4—5 человек. Это гарантирует от случайностей, неизбежных в мотоспорте. «Волга» с прицепом для мотоциклов. Так обычно Чижек и его механик Млады выезжают на соревнования.13