28
29
30
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В НАРОДНОМ КИТАЕ|а протяжении почти "-50 лет Китай являлся рынком сбыта для автомобильной промышленности США, Японии и ряда стран Европы. Борьба за него велась автомобильными концернами и фирмами с неослабевающей силой. Недаром один американский автомобильный журнал того времени называл Китай «огромной автомобильной выставкой». Здесь, действительно, можно было увидеть автомобили самых разнообразных марок, типов и конструкций. Национальной автомобильной промышленности в стране не существовало. Лишь после победы народной власти появились возможности создания отечественной автомобильной промышленности Китая. С помощью советских автомобилистов и станкостроителей в г. Чанчуне был создан первый автомобильный завод, который в 1956 году начал выпускать грузовики, а в мае 1958 года такжеи легковые автомобили.Легковой автомобиль «Дунфын» («Ветер с Востока»). Дальнейшие планы развития Чанчуньсного автомобильного завода предусматривают превращение его в огромный комбинат, где, кроме цехов для производства автомобилей, будут организованы производственные группы для изготовления станков, электромоторов, железа, стали, цемента, строительных материалов и т. д. Каждая из таних производственных групп будет иметь свое конструкторское бюро, экспериментальные и исследовательские службы. Все это позволит ускорить прогресс автостроения и еще более тесно привлечь рабочих к решению технических задач производства. Наряду с увеличением производства китайсние инженеры и рабочие добились больших успехов такжеив модернизации автомобилей, создании новых моделей и типов. Не так давно в программе Чанчуньсного завода был лишь один тип автомобиля — трехтонный грузовик «Иефанг», а ужен осени прошлого года было создано более шести новых моделей, в том числе прекрасный легковой автомобиль «Дунфын» («Ветер с Востока») с двигателем мощностью 70 л. с , о котором уже сообщалось в журнале «За рулем». Кроме основной модели грузовика, начат выпуск самосвала СА-40, осваивается производство грузового автомобиля повышенной проходимости, 10тонного грузовика СА-50 Для строительных работ, газогенераторного автомобиля, работающего на каменном угле, универсального грузовика СА-80, особенно удобного в сельсном хозяйстве. С начала 1959 года начат выпуск нового 4-тонного грузовика тип СА-11 В (рис. 1), который является дальнейшим развитием конструкции первенца китайского автостроения — грузовика «Иефанг». О степени произведенной в нем за три года модернизации свидетельствует пот факт, что вес машины уменьшился на 500 кг , а грузоподъемность его повысилась на 1 тонну. На базе этого нового грузовика сейчас выпускаются различные модификации, в том числе самосвалы, газогенераторные автомобили, автоцистерны, автомобили для поливки улиц (рис. 2) и т. д. Своеобразие развития автомобилестроения в народном Китае состоит в том, что автомобили выпускаются не только на таком прекрасно оснащенном современном автомобильном предприятии, к ак Чанчуньскии завод, но такжеи многочисленными мелкими предприятиями и мастерскими, стремящимися в меру своих сил удовлетворить растущие потребности народного хозяйства.навтомобилей в год, то к концу текущего года планируется довести выпуск автомобилей до 150 000 в год. Раньше такая цифра планировалась лишь на 1967 год. Этот огромный сначок в производстве автомобилей будет достигнут не только благодаря новым капиталовложениям и материальным затратам, но, главным образом, за счет повышения производительности труда и развития массовой технической инициативы среди рабочих и инженеров предприятия. Китайсние автомобилестроители, охваченные трудовым энтузиазмом, работают энергично и изобретательно. На Чанчуньском заводе проводится кампания за то, чтобы каждый рабочий принял личное участие в техническом развитии предприятия. О масштабах этой кампании можно судить по тому, что только за первые две недели после ее начала было собрано 110 000 рационализаторских предложений, из которых 3420 были посвящены решению технических проблем крупного масштаба. Во всех цехах и участках разработаны технические планы, предусматривающие конкретную экономию и повышение производительности труда в определенные сроки. Тан, например, на участке изготовления рулевого нолеса рабочие, после тщательного изучения своих возможностей, обязались обеспечить достаточное количество рулевых колес для значительно повышенной программы текущего года не только на тех же производственных площадях, но и даже сократив их на 50 квадратных метров; кроме того, на участке сокращено число рабочих мест (три станна и трое рабочих). Подобное отношение китайских авто-лобилестроителей к своему труду позволило им ужек весне прошлого года добиться более чем двойного превышения проектной мощности; завод достиг уже в 1958 году уровня производства 70 000 автомобилей в год. С новой силой развертывается техническая инициатива сейчас, когда поставлена задача пятикратного превышения заданной проектной мощности. Достаточно сказать, что для реализации этого плана здесь предусматривается смонтировать дополнительно всего лишь 800 новых станков и увеличить производственные площади меньше чем на 100 000 кв. метров. Значительная часть оборудования может быть изготовлена своими силами в цехах завода, а общая сумма капиталовложений (40 миллионов юаней) будет покрыта за счет прибылей завода.В народном Китае, кан известно, наряду с крупными металлургическими заводами металл повсеместно выплавляют в простейших напольных печах, удовлетворяя, таним образом, потребности местной промышленности. Наподобие этой «малой металлургии», которая приобрела огромный масштаб и выплавила в 1958 году более 11 миллионов тонн стали, действует и малая автомобильная индустрия. По неполным данным, в 1959 году, кроме названных выше моделей, выпускаемых заводом в Чанчуне, серийно производятся на различных автомобильных предприятиях ив авторемонтных мастерских более 50 типов различных грузовых и легковых автомобилей, а также электрокаров, «моторизованных рикш» и т. д.Рис. 3. Легковой автомобиль «Прогресс» о двигателем 95 л. с. Производство «Машиностроительной фабрики Хинчин» в Чунцине. Большинство этих предприятий мало чем отличается от ремесленных мастерских. Но рабочие проявляют стольно инициативы, изобретательности и упорства, что добиваются поразительных результатов. Принадлежащая государству «Машиностроительная фабрика Хинчин» в Чунцине выпускает шестиместный легковой автомобиль «Прогресс» (рис. 3), имеющий двигатель мощностью 95 л. с. и развивающий максимальную скорость 120 км/час.Рис. 1. Грузовой автомобиль типа СА-11В грузоподъемностью 4 тонны, производства 1-го автомобильного завода в Чанчуне. Но, несмотря на то, что китайская автомобильная промышленность еще очень молода, она добилась за неполных три года своего существования весьма заметных успехов. Растущие требования, которые предъявляют к ней самые разнообразные отрасли народного хозяйства, обусловили таное увеличение производства автомобилей, которое еще несколько лет назад казалось немыслимым. Если первоначально проектная мощность 1-го Чанчуньского завода составляла 30 000Рис. 4. Легковой автомобиль «Чинканчан» с двигателем 36 л. с. Производство автомобильного завода в Пекине. На одном из автомобильных предприятий в столице народного Китая Пекине начат недавно выпуск легковых автомобилей «Чинканчан» (рис. 4) с четырехцилиндровым двигателем мощностью 36 л. с. Автомобиль этот имеет пятиместный кузов несущей конструкции типа «седан» и весит 750 кг. Максимальная ско-. рость — 110 км/час. Не вдаваясь в более подробную оценку технических достоинств этого автомобиля, нельзя все же не отметить очень благоприятный удель-f'W j ^Рис. 2. Автомобиль для поливки улиц, выпускаемый Чанчуньским заводом на шасси стандартного грузовика СА-11В.28 ныи показатель, характеризующий соотношение веса автомобиля и вместимости кузова, при сохранении вполне удовлетворительных динамических качеств. Не менее интересен в конструктивном отношении пятиместный автомобиль «Мир» (рис. 5), который имеет двигатель мощностью 55 л, с. и развивает максимальную скорость 110 км/час. Этот автомобиль выпускается авторемонтным предприятием в Тенцине. На машиностроительном заводе в Ханани недавно выпущен опытный образец микролитражного легкового автомобиля с двигателем мотоциклетного типа. Этот четырехместный автомобиль (его габаритная длина — 1830 мм, ширина 910 мм) является промежуточным типом между обычными и трехколесными автомобилями. выпускаемыми на многих заводах Китая. Так, завод в Ланхоу выпускает трехколесный автомобиль «Желтая река», в Сиани производятся трехколесные автомобили «Победа над Британией» и «Красное знамя», в Нанчане — «Герой», в Вухане — «Рабочий н крестьянин» и «Ракета», в Шанхае — «Оседлавший ветер», в Дзинтао — «Богатая жатва». Трехколесные автомобили выпускаются также на заводах в провинции Анвей и на автомобильном заводе в Чунцине. Многочисленные разновидности автобусов, туристических автомобилей, сельскохозяйственных моторизованных транспортных средств, электроавтомобилей и «моторикш» выпускаются на заводах в Шанхае, Шенани, Вухане и Ханькоу. На авторемонтном предприятии в Ханькоу, например, создан легкий грузовик с аккумуляторным электроприводом, способный перевозить до 500 кг груза со сноростью 20 — 25 км/час. Зарядка аккумуляторов этого электромобиля производится через каждые 8 часов. А в Шанхае ремонтными мастерскими «Общества по эксплуатации такси» построено уже несколько десятков электромобилей с комфортабельными кузовами типа лимузин и седан. Этот электромобиль, получивший название «Галопирующий», пользуется большим успехом у населения. Он развивает скорость до 40 км/час,' что вполне достаточно в условиях густонаселенного Шанхая. Появились в Шанхае и «электрорикши» — двухместные электромобили, развивающие скорость 20 км/час и требующие зарядки аккумуляторов через каждые 3,5 часа эксплуатации. Предприятия «малой автомобильной индустрии» выпускают также и грузовини. Так, например, трехтонный грузовик «Скачок вперед» производится на автомобилестроительном и ремонтном заводе в Нанкине, грузозик «Дальний марш» — в центральных авторемонтных мастерских Народной армии, «Попутный ветер» — на одном из авторемонтных заводов Шанхая, «Стройка» — на заводе автомобильных деталей в Антуне, «Янзе № 37» — на машиностроительной фабрике в Чунцине, «Лоян» — на авторемонтных предприятиях в Лояне.ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВАВ Демократической Республике Вьетнам начато производство легковых автомобилей отечественной конструкции. Выпуск первого автомобиля за ворота завода вызвал, к ак видно на снимке, горячее одобрение со стороны трудящихся Вьетнама. Еще бы: ведь в годы колониального владычества французов во Вьетнаме и речи не могло быть о собственной, национальной автомобильной промышленности. А теперь на освобожденной земле, лишь несколько лет назад бывшей ареной кровопролитных боев, возникают все новые и новые промышленные предприятия. Первый вьетнамский легковой автомобиль получил название «Триумф». По конструкции он имеет много общего с советским автомобилем «Волга». На «Триумфе» установлен двигатель с рабочим объемом2,4 л. Кузов пятиместный. несущей конструкции. За исключением импортируемых из-за рубежа шин и двухнитёвых лампочек для фар, все остальные детали автомобиля производятся в Демократической Республике Вьетнам.Рис. 5. Автомобиль «Мир» с двигателем 55 л. с. Производство автомобильноремонтрого завода в Тенцнке. Разумеется, такая разномарочность автомобильного производства связана с целым рядом неудобств и трудностей как производственных, так и эксплуатационных. Но с другой стороны, «малая индустрия» является большим подспорьем в выполнении грандиозных планов строительства в народном Китае. Великий народ Китая совершает сейчас свой «большой скачок», в огромном трудовом порыве создает новую жизнь. В этом «большом сначке» не отстает от других отраслей народного хозяйства и молодая автомобильная промышленность Китая: семимильными шагами проходит она путь, для преодоления которого даже самым высокоразвитым капиталистическим странам потребовалось более чем полвека. Инж. Н. ПАВЛОВ.ПЕРВЕНЦЫ Н0РЕЙСК0Г0 АВ ТОМОБИЛЕС ТРОЕНИЯВ Корейской Народно-Демократической Республике за один только прошлый год появились первый мотоцикл. первый трактор и первый трехколесный автомобиль отечественного производства. А в нынешнем году с конвейера Дыкчун-ского автомобильного завода сошел и первый отечественный грузовой автомобиль. Первый корейский мотоцикл (фото 1) выпускается Пхеньянским заводом металлических изделий. Мотоцикл развивает максимальную скорость до 80 км/час и расходует 2,5 л топлива на 100 км. В 1959 году должна быть выпущена первая серия таких мотоциклов в количестве 100 штук. Первый корейский трактор отечественного производства показан на фото 2. Он выпускается Кийанским машиностроительным заводом. На ряде заводов выпускаются трехколесные грузовые автомобили. На фото 3 показан трехколесный грузовик грузоподъемностью в одну тонну. На автомобиле установлен двигатель мотоциклетного типа мощностью 5 л. с. Максимальная скорость автомобиля — 30 км/час. . Другой трехколесный автомобиль " грузоподъемностью 2 тонны (фото 4) выпускается Пхеньянским автомобильно-ремонтным заводом. Его максимальная скорость — 80 км/час. И наконец последняя новинка корейского автостроения — это современный грузовой автомобиль «Победа-58» (фото 5). Выпуск его начал недавно Дыкчунский автомобильный завод. На автомобиле установлен двигатель мощностью 70 л. с. Максимальная скорость автомобиля — 70 км/час. tisscastoКАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ НА КОНВЕЙЕРЕНа авторемонтных заводах Чехословакии получает все большее применение капитальный ремонт автомобилей, осуществляемый поточно-массовым методом, на конвейерах и ролльгангах. В Праге, например, на большой станции технического обслуживания района Карлин установлен большой конвейер для ремонта грузовиков, который был создан. между прочим, трудящимися станции в нерабочее время, в порядке творческой инициативы. Автомобили устанавливаются поперек ленты конвейера, причем под колеса их подводятся маленькие стальные тележки, движущиеся по рельсам. На этих тележк ах автомобили подаются о одного рабочего поста на другой и могут переворачиваться вокруг своей оси; ремонтные операции на постах производятся в точно определенные отрезки времени, после чего машина*е-\&£*U£C-СПОРТИВНЫЙоткатывается по конвейеру к последующему посту. У каждого рабочего поста предусмотрены отдельные передвижные тележки с потребными для ремонта материалами, запасными частями и т. д. Благодаря этой системе срок капитального ремонта грузовых автомобилей удалось снизить с 30 до 21 суток. Кроме того, это техническое новшество значительно облегчило условия труда рабочих, т ак как способствовало замене смотровых ям и гидравлических подъемников упомянутыми выше тележками о опрокидывающим устройством. К 1965 году все авторемонтные предприятия Чехословакии. осуществляющие капитальный ремонт автомобилей, будут переведены на конвейерную систему. При этом предусматривается строгая специализация заводов по маркам автомобилей.мотоцикл„ЮНАК-М07"Мотоциклетный завод в Щецине (Польская Народная Республика) ' выпустил новый спортивно-туристский мотоцикл класса де 350 см 3 , имеющий, судя по отзывам польских специалистов, очень хорошие динамические и эксплуатационные качества. На мотоцикле установлен двигатель с верхнеклапанным газораспределением, который хорошо вписывается в общий контур двухтрубчатой рамы; его мощность 17 л. с. при 5700 об/мин. Зажигание осуществляется от магнето польского производства, карбюратор тоже польский («Иков»). Передача крутящего момента от двигателя осуществляется через первичную цепную передачу н четырехступенчатую коробку передач. Передняя вилка мотоцикла — телескопическая, подвеска заднего колеса осуществляется на качающихся рычагах. Размер шин — 3,50 X 19. Общий вес мотоцикла — 160 кг. Мотоцикл «Юнак-М07» при регулировке для прогулок. загородных поездок и т. д. расходует 3,5 л топлива на 100 км пробега, а при регулировке для спортивных выступлений — до 4,5 л. Его максимальная скорость — 115 км/час.УЧЕБНЫЙ МОТОЦИКЛ „ЯВА-ТРЕНЕР"На чехословацких мотоциклетных заводах «Ява» создана конструкция учебного мотоцикла, предназначенного для многочисленных в стране курсов и школ СВАЗАРМ, а также для тренировки мотоспортсменов под непосредственным руководством тренеров. Мотоцикл выполнен на базе известной модели «Ява-250»; на конструкцию его получен патент. Конструктивной особенностью мотоцикла является наличие между двумя седлами дополнительных рулевых рукояток, связанных при помощи системы тяг оБЫСТРОХОДНЫЙ ГРУЗОВИКНа Люблинском заводе грузовых автомобилей (Польская Народная Республика) начался выпуск новых быстроходных грузовых автомобилей грузоподъемностью 1 тонна. Автомобиль, получивший наименование «ЦУК», спроектирован по схеме «кабина над двигателем». имеет цельнометаллическую кабину и кузов оригинальной формы; общая компоновка кабины с платформой выосновным рулем. Кроме того, сделаны жесткие опоры для ног у заднего сиденья. Мотоцикл выпускается под названием «Ява-Тренер».полнена по типу «пикап». Обращает на себя внимание низкое расположение грузовой платформы.В ПОМОЩЬ СПОРТСМЕНАМ100 ТЫСЯЧ МОТОЦИКЛОВ НА ЭКСПОРТ В 100 СТРАН Мотоциклетная промышленность народной Чехословакии выпустила за прошлый год 280 000 мотоциклов и мотороллеров, из которых около 100 000 машин пошло на экспорт более чем в 100 стран Европы, Азии и Америки. Это небывалый в истории производства мотоциклов «рекорд» в области экспорта; он на десять тысяч мотоциклов перекрывает наивысшее достижение в этой области, принадлежавшее Англии с 1951 года. Чехословацкие мотоциклы по праву признаны наиболее распространенными мотоциклами во всем мире. За последние 10 лет государственные заводы по производству мотоциклов в Страконице и Поважска Быстрица выпустили более 750000 мотоциклов. Это в три раза больше, чем было всего выпущено мотоциклетными заводами на территории Чехословакии за предшествовавшие 50 лет. В Германской Демократической Республике построен специальный автомобиль, предназначенный для оказания технической помощи гонщикам — автомобилистам и мотоциклистам — в период подготовки и проведения соревнований. Автомобиль создан на базе шасси известного в ГДР грузовика «Гарант ЗОК», выпускаемого народным предприятием «Автомобильный завод Робур» в Циттау. В специальном кузове автомобиля удобно размещаются верстаки, приборы, контрольно-испытательный стенд для проверки электрооборудования, станция для зарядки аккумуляторов, «магазин» с набором наиболее дефицитных запасных частей и пр. Универсальный контрольноиспытательный стенд имеет привод от коллекторного электромотора переменного тока мощностью 400 wс максимальным числом оборотов 14 000 об/мин. Благодаря этому при испытании любых гоночных двигателей он не требует включения промежуточных коробок передач.На улицах Москвы появились первые двухэтажные автобусы, выпускаемые народным предприятием «Вагоностроительный завод в Бауцене» (ГДР). На автобусах установлены дизельные двигатели мощностью 120 л. с. Фото Л. ХВАТОВА.