венно этому и зачет может быть по результатам одного или нескольких дней. В финальном заезде берут старт 4—5 гонщиков, имеющих наибольшее количество очков. Можно устраивать «утешительные» заезды, в результате которых один из 3—4 гонщиков попадет в финал. Соревнованиям по гаревой дорожке должна предшествовать индивидуальная тренировка спортсменов по отработке старта, входа в вираж и выхода из него. Затем рекомендуется проводить групповые тренировки, вначале двух, а затем трех—четырех спортсменов, с решением тех же задач. Лишь после этого следует приступать к темповой тренировке, обращая внимание на тактику и технику обгона, в особенности на поворотах. После 3—4 таких тренировок можно назначить соревнования, но обязательно дать перед ними день отдыха. Чтобы мотогонки прошли на высоком техническом уровне, необходимо иметь на двух спортсменов одного механика.При подготовке мотоциклов особое внимание обращают на качество цепей. После тренировок и соревнований цепи промывают в керосине и тщательно проваривают в графитной смазке, а свечи заменяют. Применяемое горючее — высокооктановое: для мотоциклов ЭСО-500 — метанол, масло касторовое, для отечественных машин — Б-70, бензольные и спиртовые смеси. Окончательный состав горючего подбирают на тренировках, в зависимости от типа двигателя и его степени сжатия. Из масел чаще всего используют СУ или МС. Из всего сказанного следует, что гонки по гаревой дорожке можно проводить на многих стадионах и ипподромах страны, причем организация их не требует особой подготовки и вполне осуществима в короткие сроки. П. КИЛИМИЧЕНКО, начальник ЦАМК СССР.Рис. 2. Головка цилиндра двигателя ЭСО с коромыслами и толкателями. разом подготовленных. С этой целью степень сжатия двигателя, например ИЖ-50 или ИЖ-54, доводят до 12. При работе на метаноле это позволяет получать мощность до 22—23 л. с , а на бензине с октановым числом 80 (при степени сжатия 10) — 20 л. с. Такой двигатель может быть установлен на раму мотоцикла ИЖ-350 или К-125, которую также подвергают некоторой переделке. Чтобы укрепить картер двигателя в раму К-125, к трубе ее приваривают втулки. Верхние и передние трубы рамы изгибаются с таким расчетом, чтобы уменьшить угол наклона рулевой колонки и довести его до 67—68°. Наилучшие результаты дает применение легкой параллелограммной передней вилки. Для удобства управления руль делают несколько шире обычного (до 800 мм) и устанавливают на 100120 мм выше, чем у серийных машин. При гонках по гаревым дорожкам наиболее удобным является подушечное седло из губчатой резины, обтянутое кожей или кожзаменителем. С правой стороны на высоте 65 мм от земли устанавливается подножка. Желательно, чтобы шины (размер их 3.00—19") имели глубокий протектор. Облегчение машины достигается путем использования алюминиевых щитков и небольшого топливного бака (емкость его до 3,5 л.). Последний в целях уменьшения вибрации устанавливают на резиновых прокладках. Передаточное число на мотоциклах с двигателем ИЖ подбирается путем смены звездочки на вторичном валу коробки передач. Ориентировочно можно указать, что при двигателе мощностью 20—23 л. с. и длине круга 400 м потребуется звездочка на 17 зубцов. Окончательный подбор ее лучше всего делать с помощью секундомера, по времени прохождения круга. Следует отметить, что как бы хорошо ни были подготовлены мотоциклы с двигателем ИЖ, результаты, показанные на них, конечно, будут более низкими, чем на специальных машинах. Гонки по гаревой дорожке требуют особой техники вождения. Старт и движение на прямых участках имеют коечто общее с вождением мотоциклов на ипподромах. При езде же на поворотах по гаревой дорожке гонщик ведет машину с большим заносом и большим наклоном, опираясь левой ногой на грунт. Техника езды по гаревой дорожке за последние 20—30 лет подвергалась значительным изменениям. Из различных стилей в настоящее время сохранилось только три — уравновешенный, применяемый главным образом англичанами, австралийский и так называемый «классический», наиболее распространенный в странах народной демократии.МОТОЦИКЛЫ И ТЕХНИКА ЕЗДЫонки по гаревой дорожке проводят на специальных мотоциклах или же на обычных спортивных машинах, подвергнутых некоторой переделке. По решению ЦК ДОСААФ на эти соревнования допускаются мотоциклы стран народной демократии. К числу наиболее распространенных машин для гонок по гаревой дорожке относятся чехословацкие ЭСО (рис. 1). Они имеют двигатель с рабочим объемом до 500 смЗ, обладающий при 7500 об/мин и степени сжатия 14 мощностью в 48,6 л. с ; сухой вес машины 82 кг (у обычного спортивного мотоцикла ЭСО этого класса мощность двигателя 30 л. с. и вес 150—160 кг). Двигатель ЭСО — четырехтактный, одноцилиндровый, верхнеклапанный, с диаметром цилиндра 88 мм и ходом поршня 82 мм. В качестве смазки при топливе метанол применяется касторовое масло. Подача масла в двигателе регулируется игольчатыми клапанами. Привод к верхним клапанам осуществляется штангами и коромыслами; для установки зазоров между клапанами и коромыслами имеются регулировочные винты (рис. 2). Мотоцикл ЭСО имеет двухступенчат тую коробку передач с соотношением на первой передаче 1,65: 1 и на второй 1:1. Моторная передача и передача на заднее колесо — цепные. ПередаточноеГчисло на прямой передаче (9,5 и 9,7) достигается путем установки сменных звездочек на заднее колесо с числом зубьев 58 или 60. Выбор той или иной звездочки зависит от веса гонщика, длины и состояния гаревой дорожки. Чтобы предотвратить возможность срыва винтеля камеры заднего колеса при старте (в случае проворачивания шины), его выводят наружу с правой стороны через боковую часть покрышки. Мотоцикл не имеет тормозов. Топливный бак его рассчитан на 2,5 ли снабжен двумя кранами для обеспечения топливом поплавковой камеры карбюратора. В 1958 году мотоцикл ЭСО был модернизирован, мощность его доведена до 50 л. с. при 8000 об/мин. Вместо коробки передач на нем установлен вал, на одном конце которого — дисковое сцепление, а на другом — звездочка задней передачи. Сравнительно недавно появились польские мотоциклы ФИС, построенные для гонок по гаревым дорожкам. На них установлен двигатель типа «Джап» с рабочим объемом 500 см 3 . Работая на метаноле, он развивает мощность 46 л. с. при 6000—6500 об/мин. При отсутствии специальных мотоциклов гонки по гаревой дорожке можно с успехом проводить и на обычных спортивных машинах, соответствующим об-Рис. 1. Чехословацкий мотоцикл ЭСО для гонок по гаревой дорожке.