14
15
«ТУЛЬСКИЙЯЩИК»Вавгусте прошлого года под Киевом собрались сильнейшие водномоторники страны. Здесь, на Матвеевском заливе Днепра, состоялся заключительный этап Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодежи. Нарядно выглядели спортивные суда, привлекавшие взгляд красивой формой и яркой разнообразной окраской. Лишь мотолодка тульской команды вызывала усмешку. Бледно-голубая, словно облинявшая, сверху она была похожа на утюг. И любители пошутить называли ее «тульским ящиком». Спортсменам из портовых городов вообще казалось невероятным, что в Туле, известной главным "образом мотороллерами и самоварами, существует морской клуб. Они не упускали случая поиронизировать на этот счет. — Где же вы ходите, ребята? — спрашивали туляков. И веселый Борис Марьин в тон насмешникам отвечал: — У нас речка такая — У па , приток Оки. Кругом камыши да камни. Вот мы между ними и ходим. Но на состязаниях туляки показали себя. В первый день соревнований каждое судно должно было пройти четыре круга по 2,5 км. Все четыре скутера туляков пришли к финишу без единого штрафного очка. А незаметная голубая мотолодка, этот смешной «тульский ящик», финишировала первой, намного опередив всех. Чего угодно, но только не этого ожидали многочисленные зрители, да и спортсмены других клубов. Экипаж мотолодки — плечистого водителя Бориса Марьина и худенького механика Мишу Рогачева — по «морской традиции», раскачав, друзья бросили в прохладные воды Днепра. Чуть позже пожилой вице-адмирал, вручая им подарки за победу на дистанции, многозначительно сказал: «Молодцы! Готовьте мешочек для часов». Адмирал был опытным моряком, и его слова оказались пророческими. На следующий день туляки опять были первыми. Команда Тульской области стала победителем Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодежи. Тульскую мотолодку теперь уже не называли ящиком. Моторы на всех мотолодках одинаковы, значит секрет успеха в конструкции корпуса судна. И возле вытащенной на берег легкой мотолодки постоянно толпились спортсмены. Они измеряли, фотографировали и зарисовывали ее. Через десять дней здесь же состоялись всесоюзные междуведомственные соревнования по водно-моторному спорту с участием команды ДОСААФ СССР. В ее состав вошла мотолодка Тульского клуба. Б. Марьин и М. Рогачев снова победили в гонке на 10 километров. На этот раз друзей не только искупали в Днепре; спортсменов сбнимали и качали, а потом под звуки Государственного гимна СССР вручили им алые майки чемпионов Советского Союза. Они стали также мастерами спорта СССР. После второй победы туляки сделались особенно популярными. Теперь их уже со всей серьезностью часто спрашивали: — Почему вы так быстро ходите? Помня прежние насмешки, Борис Марьин отвечал: — Мы самовар тульский в корму ставим. Миша сапогом огонь в трубе раздувает — вот и идем. Но то была шутка. Все туляки с большой любовью относились к своим занятиям в водно-моторной секции. Правда, многие из них никогда не видели моря и не носили тельняшек, однако они всем сердцем были преданы водной стихии. И любовь их была действенной: она выражалась в повседневном труде — в кропотливой регулировке моторов, строительстве судов, систематических тренировках. СУХОПУТНЫЕ МОРЯКИак поначалу называли в Киеве тульских спортсменов. И трудно не согласиться с этим. Нельзя, однако, забывать, что герой «Варяга» капитан первого ранга В. Ф. Руднев был их земляком. При въезде в город, перед комсомольским парком, стоит величественная бронзовая фигура капитана, не сдавшего русский крейсер врагам. Туляки — народ крепкий, рабочий. Может быть, поэтому многие из них служат на флоте. А морская служба, как известно, оставляет неизгладимый след в душе человека. И сравнительно легко подобрался коллектив работников морского клуба. Искать их не приходилось; тяга к воде неизменна снимках: скутеристы П. Кузнецов (слева) и А. Куприянов. В столярной мастерской заканчивается последняя отделка новой мотолодки. "Слева направо: механик-инструктор А. Комаров, спортсмены А. Корнеева, Б. Марьин, М. Рогачев; И. Бордашова и Е. Кузовлев.Т но приводила будущих сотрудников к дверям клуба. Его начальник М. А. Епихин раньше служил на Балтике, инструкторы — В. И. Бурлаков, Н. В. Жмыхов, А. И. Комаров, И. П. Чекулаев и Н. Н. Шаламов ходили, на судах по водам дальневосточных морей. Теперь они работают здесь по 10—12 лет. Было время, когда весь клуб помещался в одной комнате. Но организаторы поставили дело так, что занятия привлекали все больше людей. Ребята в клуб приходили разные. У одного была мечта о море, у другого — желание что-то строить, мастерить своими руками. В 1949 году клубу предоставили старое здание на Менделеевской улице. Его отремонтировали, привели в порядок. Вскоре на правом берегу реки Упы построили небольшую водную станцию. С тех пор число членов клуба все прибывало ив нынешнем году достигло 370 человек. Теперь здесь имеется 20 скутеров и мотолодок (большинство судов построено самими членами клуба), 15 подвесных моторов, 5 буеров и даже катер. Занятия в клубе помогли многим юношам определить свое призвание. Недавно закончил кораблестроительный институт в Ленинграде воспитанник спортивной секции Николай Грибанов, ходит радистом на одном из кораблей Балтийского флота радиотехник Лев Адамов, учится на IV курсе Высшего арктического мореходного училища Николай Раскин... Характерны истории мастеров спорта СССР, чемпионов страны Бориса Марьина и Миши Рогачева. Борис Марьин вначале занимался в секции морского моделизма, потом увлекся греблей. Когда пришла пора служить в армии, Борис попал на флот. Возвратившись в родной город, он поступил на завод, где изготовляют мотороллеры «Тула-200». Сборка мотороллеров и занятия в клубе — теперь уже в водно-моторной секции — хорошо сочетаются. Борис смело экспериментирует в спорте и технике. Миша Рогачев юношей уже стал чемпионом СССР и мастером спорта. И это не случайно. С 11 лет он посещает клуб. По молодости его долго официально не принимали ни в одну из секций. Но нельзя же прогнать парнишку, который так тянется к морскому делу! Миша учился во второй смене; по вечерам он выполнял домашние задания, а с утра, еще до 9 часов, аккуратно приходил к дверям клуба; под мышкой у него всегда был неизменный сверток с завтраком. Миша излазил все уголки клуба и водной станции. Особенно ему полюбился катер. Мальчик готов был выполнять на нем любую работу — убирать каюты, драить палубу. И шутливое прозвище «боцман», которое сохранилось за Мишей до сих пор, он получил именно в то время. Когда Миша официально был принят в члены клуба, он стал заниматься в водно-моторной секции. Рогачев хорошо знает моторы, может отремонтировать сложный двигатель, хотя на мебельной фабрике, где спортсмен работает столяром-сборщиком, мало кто об этом подозревает. ПЕРЕД НОВЫМИ СТАРТАМИ районе Тулы речка Упа настолько узка, что катер морскоВ го Он поворачивается, словно автомобиль на тесной уликлуба, разворачиваясь, каждый раз рискует сесть на мель. це: уткнется носом в один берег, лотом пятится к другому. И все же именно здесь, на Упе, тренировались и стали настоящими спортсменами члены водно-моторной секции, которая сумела выставить на Всесоюзную спартакиаду команду, победившую самых «соленых» моряков. Особая заслуга в этом принадлежит механику-инструктору А. И. Комарову. Алексей Иванович когда-то работал автомехаником. Потом много лет служил на флоте. Возвратившись в Тулу, он стал инструктором морского клуба. По его чертежам члены секции построили уже третью мотолодку. Каждая из них существенно отличается от своей предшественницы и показывает на гонках все лучшие и лучшие результаты. Новичка, пришедшего в клуб, тренер долго не пускает за руль моторного судна. По мнению Комарова, будущий спортсмен прежде всего должен научиться безошибочно разбирать, собирать и регулировать двигатель. Отличное знание техники — таково основное требование тренера. Все остальное придет после, во время тренировок. Потом новичку поручают построить корпус спортивного судна. Так в секции водномоторников производится отбор. В ней остаются только труженики, умельцы, которые действительно любят технику, могут все сделать своими руками. Зимой, казалось бы, жизнь водно-моторной секции должна замирать. Но туляки решили иначе. Всю минувшую зиму они напряженно работали — перебирали и форсировали моторы для скутеров, строили новые суда. По чертежам, изготовленным в клубе, член секции Анатолий Куприянов отлилТулановые подводные части моторов, а скутерист токарь Альберт Головин обработал их на своем станке. Борис Марьин и Миша Рогачев всю зиму строили новую мотолодку. Она легка, удивительно изящна и сверху похожа на нос ракеты. До ответственных соревнований было еще далеко, а спортсмены уже начали подбирать двигатель для мотолодки. Делают они это так. В гонках на воде выявляется самый удачный из имеющихся в распоряжении секции моторов «Москва». Форсировать его нельзя, это запрещают правила соревнований. Поэтому, не меняя конфигурации и размеров деталей, спортсмены тщательно шлифуют и подгоняют буквально каждый винтик разобранного мотора. А затем на ежедневных тренировках с большой точностью определяют интенсивность нагрузки, которую он сможет выдержать. В последних числах марта по Упе прошел лед, а 1 апреля жители улицы Розы Люксембург (здесь находится водная станция клуба) вновь услышали знакомый рев моторов. Не прекращались и работы в мастерских. Кроме мотолодки, трех скутеров класса СИ-175 см 3и двух — класса СА-250 см 3 , в нынешнем году секция хочет выставить на соревнования также глиссер. Двигатель к нему давно уже готов, а строительство корпуса идет полным ходом. В целях совершенствования мастерства и привлечения в клуб новых энтузиастов водномоторники Тулы проводят много соревнований. Уже 10 мая на Упе состоялись гонки, посвященные открытию летнего сезона. Вслед за ними в новых встречах были разыграны призы обкома и горкома ДОСААФ. Упа тесна. Но в области много больших водоемов. И погрузив суда на автомашину, спортсмены часто на весь воскресный день отправляются к одному из них. С начала лета они успели побывать на Шатовском, Щекинском и Суворовском водохранилищах, а также в Алексине, на Оке. Так готовятся туляки к большим стартам. Свои прошлогодние успехи, которые, не скроем, многим показались случайными, они полны решимости подкрепить новыми убедительными победами на водных трассах. М. СИНИЦЫН.