12
13
АВТОБУС ЗИЛ-159же несколько лет конструкторы и экспериментаторы Московского автозавода имени Лихачева работают над созданием городского автобуса повышенной вместимости. Его проектирование было завершено в 1958 году. И вот в канун XXI съезда КПСС опытный образец нового автобуса ЗИЛ-159 появился на улицах Москвы. Внешне он выгодно отличается от своего «младшего брата» — ЗИЛ-158. Прежде всего увеличился шаг шпангоутов: теперь ширина каждого окна и каждой двери стала более метра. Это вУсочетании с широким проходом между рядами сидений (в кузове по правой стороне установлены двухместные, а по левой — одноместные сиденья, что и дало возможность увеличить ширину прохода) и наличием против дверей так называемых накопительных площадок улучшает удобства пользования автобусом на напряженных маршрутах. Благодаря заднему расположению восьмицилиндрового двигателя (7 литров)* сокращается до минимума длина карданной передачи и тем самым исключается тряска кузова.Замена пятиступенчатой коробки передач гидродинамической также улучшает комфортабельность езды. Благодаря этому не будет рывков автобуса в момент трогания с места и при разгоне. Естественно, что значительно облегчится труд шофера. Ему не придется выключать или включать сцепление и переключать передачи. При трогании автобуса с места и движении он должен будет только нажимать педаль управления дросселем. Оригинальна конструкция рулевого механизма, впервые примененная в практике отечественногоНОВЫЕ ЗАДА ЧИПередача руководства спортивным движением общественным организациям представляет широкий простор для роста творческой инициативы и самодеятельности, способствует еще большему размаху массовой спортивной работы в стране. Большие перспективы открываются и для развития мотоциклетного спорта. В новых условиях резко возрастает роль секции мотоциклетного спорта при городских, областных (краевых) и республиканских автомотоклубах. Эти секции, опираясь на спортивную общественность, должны возглавить всю работу по мотоспорту. Редакция попросила председателя созданной недавно Всесоюзной мотоциклетной секции ЦАМК СССР М. И. Кедрова ответить на ряд вопросов, рассказать о деятельности секции ио ближайших ее задачах.значение для повышения спортивных достижений наших мотоциклистов, — обобщение и распространение передового опыта по подготовке машин к соревнованиям. Принятая на основе широкого обсуждения организационная структура Всесоюзной секции позволяет решать разнообразные задачи.— Какое участие принимает секция в подготовке и проведении мотосоревнований!— Какова организационная структура Всесоюзной секции мотоциклетного спорта!— Всесоюзная секция—это общественный орган руководства мотоциклетным спортом. Он призван обеспечивать массовое вовлечение молодежи в занятия мотоспортом, добиваться повышения уровня мастерства наших гонщиков и достижения ими высоких стабильных результатов. В состав секции, возглавляемой президиумом, входят: совет тренеров (председатель П. П. Разживин), организационно-спортивная комиссия (председатель Г. С. Черкасский), техническая комиссия (председатель А. Н. Силкин). О задачах каждой из этих комиссий следует сказать особо. С оветтренеров определяет состав сборных команд страны и организует их тренировки. Важным разделом его работы является изучение, обобщение и распространение опыта тренировок ведущих спортсменов и тренеров, оказа— Опираясь на актив, секция делает первые шаги в своей работе. Насколько они плодотворны, прежде всего покажет II Всесоюзная спартакиада народов СССР. Включение мотоспорта в спартакиаду активизировало работу мотоциклетных ние помощи республиканским и городским автомотоклубам по вопросам метосекций автомотоклубов и ДСО, культивирующих мотоспорт: улучшилась их дики и организации тренировок. В этих целях разрабатываются различные посотехническая оснащенность и спортивная бия и указания. На совет тренеров возподготовка спортсменов. Об этом свиделожена подготовка предложений по тельствуют, в частности, результаты закончившихся районных, городских и обспортивной одежде мотогонщиков и их ластных спартакиад. снаряжению. Как известно, программа спартакиад Большой круг вопросов должна включает трех- и решать организационноспо р- в республиках тивная комиссия. Она составляет шестидневные соревнования. Учитывая, планы и календари всесоюзных спортивчто опыт проведения их на местах неных мероприятий по мотоспорту, органидостаточен, Всесоюзная секция еще весзует их проведение и разрабатывает соной направила своих активистов в Закавказье, Среднюю Азию, Прибалтику. ответствующие положения. Члены комиссии призваны также окаОни помогли спланировать подготовку зывать всемерное содействие периферийкоманд, провели учебные сборы трененым секциям и автомотоклубам в подров и семинары судей. В автомотоклубы были высланы комплекты материалов о готовке соревнований. Они будут выезжать на места, разрабатывать типовые проведении многодневных соревнований, положения и другие пособия. положения и др. Сообщения о ходе многодневных соТ ехническаякомиссия готовит предложения и требования по создаревнований, поступающие со всех концов нию новых спортивных мотоциклов. Друстраны, говорят о том, что спартакиада гой раздел ее работы, имеющий важное повсеместно содействует развитию мас-12/ автомобилестроения. Она представляет собой как бы винт с гайкой, в котором роль резьбы выполняют циркулирующие стальные шарики. Такой руль сам по себе обладает высоким кпд и большой долговечностью. Но, кроме того, у него имеется гидравлический усилитель, резко снижающий усилие на рулевом колесе. Позаботились конструкторы ио долговечности тормозов. Можно ожидать, что срок службы барабанов и накладок теперь увеличится не менее чем в два раза, а визга тормозов мы уже не услышим. Тормозные барабаны, накладки и тормозной привод ЗИЛ-159 унифицированы с соответствующими узлами и деталями междугородного автобуса ЗИЛ-127. Автобус ЗИЛ-159 оборудован оконными и потолочными форточками для естественной вентиляции, надежной системой отопления, особенно если учесть, что предусматривается применение термоизоляции кузова. В настоящее время автозавод имени Лихачева проводит испытания автобуса. Инж. Б. ЗУБЧУК.ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОБУСА Вместимость мест для сидения Габариты: длина ширина высота База Свесы кузова: передний задний Радиус поворота Вес 70 i<ел. 27 9820 2500 3000 4650 1970 3200 10,5 7500 мм мм мм мм мм мм м кг Макс, мощность двигателя Крутящий момент Макс, скорость Тормозной путь со скорости 30 км/час Емкость топливного бака Шины 180 л. с. 47,5 кгм 70 км/час 11,5 м 250 л 11,00—20* Временно предусмотрена установка двигателя с рабочим объемом 6 л; мощность его 150 л. с , крутящий момент 40 кгм.чемпионат по шоссейным кольцевым гонкам намечен на четырех трассах (в Ленинграде, Риге, Тарту и Таллине) с зачетом по трем лучшим результатам; по ледяной дорожке — на восьми трассах с зачетом по пяти; на гаревой дорожке — на шести с зачетом по четырем. Несколько иная система положена в основу розыгрыша чемпионата по ипподромным гонкам, который проводится с полуфиналами в 33 зонах, охватывающих всю территорию СССР, и с финальными соревнованиями в Одессе. Кроме того, в план включено проведение шестидневных мотоциклетных соревнований на первенство СССР в Ужгороде, первых Всесоюзных юношеских соревнований по мотокроссу в Ленинграде и первого Всесоюзного мотоциклетного мотокросса сельской молодежи в Одессе. Трудно переоценить преимущества нового плана. Чемпионаты страны и всесоюзные первенства будут проводиться на протяжении 11 месяцев и охватят 40 городов. Таким образом, мотоциклетный спорт значительно расширит свою географию и превратится из сезонного в круглогодичный. Чемпионатам должно предшествовать большое количество соревнований по всей стране, а это, несомненно, обеспечит рост массовости и выдвижение талантливой молодежи. Осуществление нового плана, по нашим предположениям, позволит в 4—5 раз увеличить число мастеров спорта и спортсменов-разрядников. Победители чемпионатов будут награждаться большими золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Введение системы зачета по очкам за лучшие личные результаты спортсменов дает в то же время возможность в конце сезона подвести итоги работы по развитию мотоспорта в клубах, ведомствах, ДСО, а также в городах, областях и республиках. Нас могут спросить, за счет каких средств планируется проведение такого большого количества соревнований? Опыт проведения шоссейных кольцевых гонок в Прибалтике, гонок на льду и на гаревой дорожке в Уфе, Москве, Одессе с продажей билетов доказал полную возможность окупить все затраты, связанные с проведением соревнований, а в ряде случаев и получить доходы, которые можно использовать для развития мотоциклетного спорта. Проект плана, предлагаемый Всесоюзной секцией, содержит много принципиально новых положений. Обсуждение их на страницах журнала, на наш взгляд, принесло бы большую пользу. — Каковы ближайшие планы секции! — Сейчас мы заняты разработкой положения о федерации автомотоспорта. Такая федерация, созданная при ЦК ДОСААФ, должна осуществлять свою деятельность на еще более широких демократических началах, творческой инициативе и самодеятельности спортивной общественности. Создание федерации, отвечающей за развитие мотоспорта, позволит привести формы руководства автомотоспортом в соответствие с теми задачами, которые ставит партия и правительство перед спортивным движением.сового мотоциклетного спорта и повышению уровня мастерства спортсменов-мотоциклистов. Нами систематизирован план мероприятий по мотоспорту и составлен календарь на 1959 год. В отличие от прошлых лет он насыщен гораздо большим количеством соревнований. Это уже само по себе предопределяет вовлечение нового многочисленного отряда мотолюбителей в занятия спортом. Но особенность календаря заключается не только в его объеме. Летом текущего года впервые в истории советского мотоспорта будет разыграно первенство СССР по гаревой дорожке — новому виду соревнований, популярность которого быстро растет. В три этапа намечено провести первенство по шоссейным кольцевым гонкам (на трассах Риги, Тарту, Таллина). Календарь предусматривает значительное расширение дружеских спортивных связей советских спортсменов с мотоциклистами других стран. Прошедшие в мае международные встречи в Чехословакии, кросс на приз Латвийского автомотоклуба с участием спортсменов ряда стран — это только начало большой программы международных встреч. В июле намечено провести международные шоссейно-кольцевые гонки в Таллине. Наши гаревики и кроссмены проведут в сентябре встречи с мотогонщиками Польши. Наиболее ответственные состязания, в которых примет участие сборная команда СССР, предстоят в Готвальдове, куда съедутся сильнейшие гонщики Европы на 34-е традиционные шестидневные соревнования. Мотоциклетная секция разработала положения по всем видам соревнований,включенным в календарь, и разослала их в автомотоклубы. Члены секции обсудили итоги зимнего сезона и завершили составление проекта плана соревнований на будущий год. — Что нового внесено в план спортивных мероприятий по мотоспорту на 1960 год! — Мы убеждены, что реализация плана, предлагаемого секцией, может стать поворотным пунктом в решении задач по дальнейшему развитию массового мотоциклетного спорта, резкому повышению мастерства гонщиков и завоеванию ими европейского и мирового первенств. Основу плана всесоюзных соревнований на 1960 год составляет розыгрыш пяти чемпионатов СССР: по шоссейным кольцевым гонкам, мотоциклетному кроссу, гонкам по ледяной и гаревой дорожкам и ипподрому. Каждый из названных чемпионатов разыгрывается на нескольких трассах, причем зачет производится не по всем, а только по части трасс. Поясним это на примере. Проект плана предусматривает проведение чемпионата страны по мотокроссу (февраль—октябрь) как серию из девяти соревнований: в Ижевске, Коврове, Москве, Алма-Ате, Львове, Киеве и других городах. При этом чемпион страны в каждом классе мотоциклов должен быть определен по сумме очков, набранных в пяти кроссах из девяти. За первое место начисляется 8 очков, за второе6, за третье — 4, за четвертое — — 3, за пятое — 2 и за шестое—I. Аналогичным образом планируется проведение и других чемпионатов. Так,13