31
32
По страницам зарубежных журналовми — они оборудованы установками для охлаждения воздуха. Следует отметить, что «Москвич-402», на котором мы ездили, очень хорошо переносил самую жаркую погоду. Его мотор ни разу не перегревался, хотяСЛЕДУЕТ ЛИ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ «ФОЛЬКСВАГЕН»!Автомобиль «Фольксваген» выпускается в Западной Германии без существенных конструктивныхи технологических изменений уже более 20 лет. При этом он продолжает пользоваться спросом у покупателей; достаточно сказать, что только в прошлом году было выпущено около полумиллиона таких автомобилей; много автомобилей «Фольксваген» идет на экспорт, в том числе в США. Это «феноменальное» в автомобильной технике явление неоднократно уже привлекало к себе внимание, а За последнее время вызвало оживленную дис куссиюв западногерманской прессе. Следует ли модернизировать конструкцию автомобиля «Фольксваген», если он и без того пользуется успехом у публики — вот основная тема обсуждения. Начало спорам положила статья в массовом еженедельнике «Дер Штерн» под характерным заголовком «Не одряхлел ли «Фольксваген»?». Эту идею подхватил журнал «Хобби», озаглавивший свою статью еще более выразительно: «Может ли это продолжаться?». И. наконец, ж урнал «Магацин дер Техник» опубликовал ряд соображений своего обозревателя, которые вызвали жесткий отпор со стороны директора автомобильного завода «Фольксваген» Нордхофа, охарактеризовавшего названные выше публикации «истерическими нападками стиляг на технику » . Комментируя всю эту перепалку. ж урнал «Ауто, Мотор унд Спорт» не без оснований заявляет, что она имеет значение, далеко выходящее за рамки одной конструкции . По существу, речь идет о довольно широко распространенном конфликте между состоянием и тенденциями развития автомобильной техн ики , с одной стороны, и потребностями {а также вкусами) потррбителя, с другой стороны. Опыт с «Фольксвагеном» у чит тому, что хорошая, перспективно спроектированная конструкция может сохраняться в типаже выпускаемых автомобилей более двух десятков лет. Журнал приводит известную поговорну: «Если номанда выигрывает, нельзя менять ее состав*. Тем не менее и этот журнал рекомендует профилактически произвести частичную модернизацию автомобиля «Фольксваген», считая необходимым ввести в передней подвеске поперечный стабилизатор, у лучшить рулевое управление, устанавливать, по желанию покупателей, автоматическое сцепление и т, д.Стоянка такси в Карачи. Желающих воспользоваться такси немного, и шоферы отдыхают тут же, на тротуаре.через одну заднюю дверь. В соответствии с законами корана для женщин имеется отдельный вход и только одна скамья позади шофера. Она отделена от остальной части автобуса сеткой. Трамваи в Карачи приводятся в движение дизельными двигателями. От них на улице остается синий шлейф дыма. Скамьи в вагонах расположены поперек салона во всю его ширину, поэтому центрального прохода нет. Кондуктор, собирая плату, ходит снаружи по специальной подножке вдоль всего вагона. Помимо таксомоторов, большой популярностью в Карачи пользуются мототакси. Они представляют собой мотоциклы немецкой, чехословацкой или итальянской марок (есть даже ИЖ-49) с двухместными кабинками-колясками открытого типа. Такие трехколесные машины удивительно маневренны: они могут разворачиваться почти на месте. Плата за проезд в них сравнительно невысока. Однако езда на мототакси довольно опасна. Статистика показывает, что на долю этих машин приходится наибольшее количество аварий с человеческими жертвами. Объясняется это тем, что мототакси вынуждены с раннего утра до поздней ночи носиться по улицам в поисках пассажиров. А ездить медленно им нельзя: не хватит заработка, чтобы расплатиться с хозяином за аренду мотоцикла и прокормить семью. Но все же наименее дисциплинированны на улицах велорикши, что, должно быть, объясняется условиями их изнурительного труда. Весь свой рабочий день они проводят под палящими лучами тропического солнца. Средняя продолжительность жизни велорикш составляет всего 23 года. Это одна из наиболее тяжелых профессий в Пакистане. Когда температура воздуха приближается к 45—50°, движение на улицах несколько затихает. Уменьшается и число велорикш: не каждый может работать на такой жаре. В машинах на это время открывается все, что только можно открыть. И не удивительно. Когда садишься в автомобиль, простоявший на солнцепеке, то кажется словно залезаешь в раскаленную железную бочку. Штурвал разогревается так, что за него можно взяться только через носовой платок. Впрочем, после 5—10 минут езды машина немного охлаждается. Но отдельные машины, несмотря на жару, идут с плотно закрытыми окна-Уличная «пробка». Упрямое животное не уступает дороги.автомобили в Карачи движутся по городу не очень быстро. Максимальная скорость в Карачи установлена в 48 км/час для легковых машин и 24 км/часдля грузовиков. Фактически эти скорости значительно превышаются. Проезд нерегулируемых перекрестков в городе значительно облегчен тем, что на одной из пересекающихся улиц обязательно имеется знак: «Стоп! Впереди главная улица». Если такого знака нет, смело, не снижая скорости, пересекай перекресток. Сигнальных знаков на дорогах Пакистана немного. Они, как правило, хорошо заметны, так как установлены на специальных столбиках на высоте 2,5—3 метров. Осевая линия шоссе выложена ярко светящимися в лучах фар катафотами. Импорт автомобилей в Пакистан ограничен, поэтому они здесь очень дороги. Но приезжему бросается в глаза обилие машин американского производства. Объясняется это тем, что вследствие проамериканской политики, проводимой правящей верхушкой страны, Карачи и другие города Пакистана наводнены американскими офицерами, советниками, экспертами и прочими «специалистами». Каждый американец везет из США автомобиль. Это хороший бизнес: при отъезде машины продаются втридорога. На улицах американцы обычно не соблюдают правила движения. Несмотря на запрещение, пользуются звуковыми сигналами, благодаря большой мощности своих автомобилей обгоняют другие машины на больших скоростях. Словом, ведут себя в Пакистане, как хозяева. И полиция, сурово наказывающая моторикш и водителей таксомоторов, старается не замечать нарушений, допускаемых американцами. Что ж, улицаэто лицо города... В. БАРАНОВ, кандидат технических наук.УДАСТСЯли снизитьТЕМПЫ»!«БЕШЕНЫЕЖурнал «Иллюстриртео Моторспоот» ппиводит интересные данные по итогам прешлегеднего сезона в автомобильном спорте, свидетельствующие о том, что намечаемое с 1961 года снижение допускаемого рабочего объема цилиндров автомобильных двигателей по I формуле с 2,5 до 1,5 литра еще не означает само по тебе уменьшения тех бешеных скоростей, с которыми проводятся сейчас автомобильные гонки . .-Самыми «скоростными» были в 1958 году гонки в Монце (Италия) на дистанцию 500 миль с участием гонщиков из США на специальных автомобилях. Американский гонщик Джим Расман поошел дистанцию ее средней скоростью " в . З нм.'час, не это было типично» амеканское «достижение*, не хапактерное для гонок чемпионата мира. В Европе же наиболее скопостными гонками на автомобилях 1ФОРМУЛЫ были гонки на Большой приз Бельгии (франкорские поля), где английсний гонщик Тони Боукс прошел дистанцию на автомобиле «Ванволл» со скоростью 209,9 км/час. Большинство других гонок проводилось «на урояне средней скорости — ао 900 км час». Между тем на автомобилях II ГЛОРМУЛЫ' (с рабочим объемом до 1500 сглЦ гонщики развивали ничуть не меньшие, а иногда и большие скорости. Так, чемпион Франции гонщик Жан Беоа, выступая на автомобильном треке близ Берлина на 1.5-литровом автомобиле «Порше», прошел дистанцию со средней скоростью 207.3 км час. «Не свидетелсьтвует ли это о том, — пишет жупнал , — что намечаемое введение с 1961 года новой 1 формулы (до 1.5 л) не сможет обеспечить результат, ради ноторего оно осуществляется?..»31 ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО СПОРТИВНЫМ АВТОМОБИЛЯМПервый этап разыгрыша первенства мира по спортивным автомобилям (так называемого «Кубка конструкторов») состоялся в этом году в Себринге (США). так как традиционные 1000-километровые гонки по Аргентине были отменены. Как и обычно, в Себринге разыгрывалась 12-часовая гонка. Из 65 стартовавш их гонщиков сошли с дистанции в разное время 45 илишь двадцати удалось продержаться все 12 часов. Первые места завоевали гонщики, выступавшие на спортивных автомобилях «Феррари» и «Порше». Это прежде всего — Хилл и Гандебьен, которые после трехчасовой гонки были вынуждены оставить свою первую машину «Феррари» из-за поломки дифференциала, но, пересев на другую машину «Феррари» (тож е шедшую уже 3 часа), сумели довести гонку до конца, пройдя за 12 часов 1550,2 км, что соответствует средней скорости 129,2 км/час. На втором месте были Жан Бера и Алисон. Вышедшие на третье место Трипе и Боннир (на автомобиле «Порше») оказались, таким образом,' победителями ив классе автомобилей с рабочим объемом цилиндров дви3 гателя до 2000. см . Четвертое общее место заняли америк анские гонщики Зеслер и Гольбарт. выступавшие на спортивном автомобиле «Порше» с рабочим 3 объемом цилиндров двигателей 1500 см . Одновременно они стали победителями в этом классе автомобилей (до 1,5 л). Гонки проходили при большом стечении публики (более 40 000)< В первые шесть часов гонки стояла сухая хорошая погода и скорость «лучшего круга» доходила до 145 км/час. Пошедший затем дождь значительно снизил спортивные результаты. Английский гонщик Стирлинг Мосс, являющийся в этом году главным претендентом на звание чемпиона мира, выступал на спортивном автомобиле «Лис тер Ягуар» и был дисквалифицирован за нарушение правил.••вИвщвиНВННедавно на Минском шоссе, под Моек вой. состоялись автомобильные гонки на дистанцию 500 км. Наибольшую скорость (154,25 км/час) показали Ю. Туляков (водитель) и В. Ненароков (механик). Фото мастера спорта В. Хватова.НОВЫЕ РЕКОРДЫ Недавно на автодроме Монтлери, близ Парижа, немецкий гонщик Рихард Франкенберг (ФРГ) при участии Герберта Линга и П. Штреле побил несколько рекордов для автомобилей класса Е (с рабочим объемом цилиндров двигателя до 2000 смЗ). Заезды проходили при дожде, становившемся порой сильным. Несмотря на это, Франкенбергу удалось побить держ ащийсяс 1956 года международный рекорд часовой скорости (216,6 км/час). пройдя за 1 час 225,37 км. Улучшены также рекорды: на 200 миль — 223,02 км/чао (прежний 210,8 км/час), на 500 км — 216,2 км/час (прежний 204.7 км/час), на 500 миль — 213,44 км/час (прежний 203,2 км/час), на 1000 км — 212,2 км/час (прежний 201,5 км/час). Трехчасовой рекорд скорости стал 215,1 км/час (вместо существовавшего с 1956 года рекорда 206 км/час).НОВЫЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ АВТОМОБИЛЕЙРешения спортивной комиссии ФИА Спортивная комиссия Международной ** автомобильной федерации (ФИА) произвела на своем последнем заседании пересмотр целого ряда существующих правил по автомобильному спорту. Для того чтобы окончательно устранить возможность выставлять на гонках спортивных автомобилей замаскированные гоночные автомобили, а также для того чтобы стимулировать развитие серийных автомобилей «гран-туризма» по прототипам спортивных, принято решение, предписывающее для спортивных автомобилей те же минимальные размеры, что и для серийных автомобилей «гран-туризма», а именно: ш ирина — 1000 до 1100 мм (для автомобилей класса до 1000 см 3 ) и более; р азмер багажника — 650X400X200 мм о обязательным размещением, по крайней мере, одного чемодана и одного запасного колеса; вместимость бензобака установлена для автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1000 см3 — 60 литров, с рабочим объемом до 1500 см3 — 80 литров, до 2000 см3 — 100 литров, до 3000 см 3 — 120 литров. Передние и задние колеса должны иметь одинаковые размеры. Просвет для спортивных автомобилей установлен не менее 13 см. С 1960 года устанавливается следующ аяклассификация спортивных автомобилей по рабочему объему цилиндров двигателей: до 500. до 600. до 700, до 850, до 1000, до 1150. до 1300, до 1600. до 2С00, до 2500. до 3 3000. До 4000, до 5000 и свыше 5000 см (всего 14 классов). Для рекордных заездов сохраняется существующая ныне классификация .Из прошлого РУССКИЙ УМЕЛЕЦ Когда смотришь на снимок, то ясно видишь — это мотоцикл с коляской выпуска 1910 года. Вглядываясь в правую часть фотографии, различаешь пальцы рук. Что это, фокус фотографа?ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ФОРМУЛЫ „ЮНИОР"D связи с принятием ФИА новой гоночи ной формулы «Юниор» (см. «За рулем» № 1 за 1959 год) в ряде стран начата подготовка такихмашинк соревнованиям 1959 года. Наибольший интерес представляет конструкция итальянского инженера Витторио Стангеллини. который явился одним из инициаторов введения новой формулы. Автомобиль (см. фото) сделан на базе серийного автомобиля «Фиат-1100». Он имеет простую трубчатую раму. Для того чтобы получить возможно более глубокую посадку водителя, двигатель пришлось несколько сдвинуть вправо и установить под углом к продольной оси автомобиля. Это позволило провести карданный вал справа от водителя, а сиденье водителя сдвинуто для уравновеш ивания несколько влево. Кузов выполнен для машины специально. Подвеска передних колес взята от автомобиля «Фиат-1100» с использованием некоторых деталей от автомобиля «Фиат-500». Задняя ось жесткая. По условиям формулы «Юниор» тормоза должны устанавливаться соответственно марке двигателя, поэтому Стангеллини был вынужден применить не слишком совершенные тормоза автомобиля «Фиат-1100*. Зато в двигателе ему удалось добиться значительного повышения показателей. Сохранив оригинальную головку цилиндров двигателя «Фиат», конструктор увеличил степень сжатия до 9 : 1 и установил два сдвоенных карбюратора типа «Вебер» (описание их см. в «За рулем» № 10 за 1958 год). В результате этих и других мероприятий удалось довести мощность двигателя до 70 л. с. при 6500 об/мин. При 7000 об/мин.мощность достигала 77 л. с. Стангеллини считает, что это предельно достижимая мощность, которую можно получить в пределах формулы «Юниор» (т. е. в двигателях с 3рабочим объемом цилиндров до 1100 см ). Коробка передач тоже спроектирована на базе стандартной коробки «Фиат1100», но допускает применение различных вариантов передаточных чисел первой и второй передачи. Максимальная скорость автомобиля — 180—200 км/час.Нет! Это модель мотоцикла, выполненная нашим соотечественником Радушиным в 1915 году в школе мотоциклистов 2-й запасной автомобильной роты в Москве. Основными инструментами умельца были напильник, резец, сверло. Н. Постников.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор], А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН. Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (научный редактор), А. М. КОРМИЛИЦЫН, А. В. МЕШКОВСКИЙ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ. Оформление И. Л. Марголина. Корректор Н. И. Хайло. Художественно-технический редактор Л. В. Терентьева. 30.V.59 г. Зак. 1102.Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. 4,5 усл. печ. я. 8,5 уч.-изд. л. + вклейка. Подп. i Сдано в набор 10.V.59 г. Бум. 60x92/8 2,25 бум. л. Цена 3 руб. Г-53677. Тир. 125.000 экз . 3-я типография Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.