СЕМИЛЕТКАА. БОГАЕВСКИЙ, директор НИИ шинной промышленности В текущем семилетии им предстоит расширить как типаж, так и сортамент шин. Резко увеличивается число размеров шин. Вот две цифры, позволяющие судить о их диапазоне. Нижним пределом будет размер 5,20—13 (шины для микролитражных автомобилей) и верхним — 30,00—40 (шины для 25-кубового скрепера). Разумеется, творчество конструкторов не исчерпывается созданием шин для автомобилей новых моделей. Конструкторская мысль должна постоянно искать новые, наиболее экономичные решения, расширять сортамент, совершенствовать конструкцию шин, облегчать их вес, повышать грузоподъемность, дифференцировать протекторные рисунки внутри отдельных типоразмеров и т. д. Предусматривается создание усиленных шин массового потребления для автомобилей, используемых в тяжелых дорожных условиях, в частности в каменных карьерах, на открытых горных работах, лесоразработках, на Крайнем Севере. Конструкторы НИИ шинной промышленности и ОКБ шинных заводов уже занимаются этим, в первую очередь применительно к размерам 12,00—20 и 260—20. Предстоит провести широкие эксплуатационные испытания новых усиленных конструкций и при положительных результатах обеспечить быстрое внедрение их в серийное производство. В ближайшее время будут закончены эксплуатационные испытания арочных шин для автомобилей всех основных моделей. Как известно, они резко повышают проходимость автомобилей на мягких и переувлажненных грунтах, по бездорожью, по снегу и песку. НИИШП и шинные заводы готовят выпуск арочных шин 1300X750 (для автомобиля МАЗ), 1140X700 (для автомобилей ЗИЛ150 и ЗИЛ-164), 1000X600 (для автомобиля ГАЗ-51), 1060X600 (для автомобиля УралЗИС-355М), а также некоторых других размеров для экспериментальных автомобилей, тракторов и.комбайнов. Осваивается серийное производство и ведутся испытания шин новых типоразмеров: 21,00—28, 18,00—32, 16,00—24, 18,00—24, 14,00—20 (для грузовых автомобилей), 8,90—15 (для' автомобиля ЗИЛ-111), 8,20—15 (для «Чайки») и др . Создаются бескамерные шины для грузовых автомобилей. К началу 1960 года будут подготовлены рекомендации по их серийному производству. Эти работы охватывают размеры: 260—22,5 (для автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130), 300—22,5 (для автобуса ЗИЛ-127), 8—22,5 и 7,50—22,5 (для автомобиля ГАЗ-52), 8—17,5 (для автомобиля ГАЗ-56). Продолжается конструирование новых бескамерных шин для легковых автомобилей. В текущем году НИИШП подготовит рекомендации по повышению грузоподъемности шин основных размеров на 8—15 проц. в соответствии с требованиями автомобильной промышленности. Последняя в свою очередь должна обеспечить переход на уширенные ободья с коническими полками взамен применяемых в настоящее время плоских ободьев. Нет нужды доказывать, насколько важна широкая дифференциация шин не только по типам и моделям автомобилей, но и по категориям дорог. Выпуск модификаций внутри каждого размера, учитывающих специфику эксплуатационных условий, — весьма важный фактор повышения срока службы шин. В этом отношении большое значение имеет протекторный рисунок. Именно он должен обеспечивать наилучшее сцепление шин с дорогой, исключать их скольжение, способствовать повышению износостойкости протектора. Сейчас проходят эксплуатационные испытания разработанные в НИИШП и ОКБ Ярославского шинного завода новые варианты шин одного из массовых размеров (260—20) с измененной конфигурацией беговой дорожки, увеличенной глубиной и новыми типами рисункаШина (для легкового автомобиля) с рисунком протектора повышенной износостойкости.Предусмотренный семилетним планом значительный рост автомобильного транспорта, дальнейшее увеличение выпуска автомобилей, создание новых их типов и моделей — все это предопределяет развитие производства автомобильных шин в 1959—1965 годах. Шина — одна из наиболее существенных комплектующих деталей автомобиля. Какие же основные требования предъявляются в настоящее время ;jc ней? Прежде всего обеспечение безаварийной быстрой езды, большая грузоподъемность при относительно малом весе, повышенная проходимость, долговечность. Из этих требований и вытекают задачи работников шинной промышленности.Арочные шины 1000X600 на автомобиле ГАЗ-51. ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИпротектора. Такие модификации намечено выпускать для всего основного сортамента шин.. Но это не все. НИИ шинной промышленности и его опорные пункты на шинных заводах занимаются созданием принципиально новых конструкций, в том числе на основе новых материалов. Особый интерес представляют шины из металлокорда, с меридиональным расположением нитей корда в каркасе, бескордные, с двойной кривизной беговой дорожки, с составным протектором и др. Все сказанное характеризует лишь основные направления конструкторских работ в шинной промышленности на ближайшие годы. А как будет обстоять дело с выпуском шин? Он возрастет за семилетие более чем вдвое. Вступит в строй ряд новых шинных заводов. Предполагается расширить и реконструировать существующие предприятия. Значительно повысится общий технический уровень производства. Однако такой рост выпуска шин сам по себе еще не обеспечит полного удовлетворения потребностей народного хозяйства. Для этого необходимо одновременное значительное повышение срока их службы. К 1965 году предусматривается увеличение среднего эксплуатационного пробега шин не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 1958 года, а по некоторым размерам — в два раза. Чтобы оценить народнохозяйственное значение этой задачи, достаточно назвать несколько цифр. Расходы на шины занимают 5—7 проц. в стоимости легкового автомобиля, 15—17 проц. в стоимости автобуса и 25—32 проц. в стоимости грузового автомобиля. Затраты на приобретение и установку новых шин составляют более 6 проц. всех издержек автомобильного транспорта. Увеличение срока службы шин на 10 проц. при нынешнем объеме их выпуска означает для народного хозяйства экономию, порядка 700—800 млн. руб. Примерно такая же сумма сберегается единовременно на капитальных вложениях в развитие шинной промышленности, а также снабжающих ее .отраслей индустрии. Применительно к планируемому на конец семилетия производству шин эти цифры удваиваются, а ко всему выпуску шин в 1959—1965 годах при увеличении срока их службы в полтора раза экономия вырастает до десятков миллиардов рублей. Повышение качества шин будет основываться в первую очередь на улучшении материально-сырьевого снабжения предприятий шинной промышленности. Шинные заводы получат в свое распоряжение более широкий ассортимент синтетических каучуков, обладающих разнообразными свойствами. Это даст возможность подбирать для каждого конструктивного элемента шины наилучший состав резины. Значительно возрастет производство и повысится качество вискозного корда.1*В несколько раз увеличится выпуск полиамидного корда (капрон, анид). Вместе с тем существенно улучшится технология их обработки (вытяжка, пропитка, сушка). Все это позволит упрочнить каркас покрышки и тем самым положительно скажется на долговечности шин. Более широкое применение новых видов углеродной сажи, в частности тонкодисперсной из жидкого сырья, в сочетании с другими рецептурными улучшениями повысит показатели резины, в том числе износостойкость протектора. Шинные заводы будут располагать разнообразным ассортиментом химикатов, которые играют важную роль в технологическом процессе изготовления шин и оказывают большое влияние на их качество. Модернизация оборудования, механизация и автоматизация отдельных процессов и операций должны содействовать улучшению общего технологического уровня производства и, следовательно, качества шин. Все это позволяет рассчитывать, что к концу семилетия срок службы шин некоторых размеров при эксплуатации автомобилей на хороших дорогах будет доведен до 100 тыс. км и более. В заключение хотелось бы подчеркнуть одно весьма важное обстоятельство. Как известно, долговечность шин зависит не только от того, как они изготовлены. Большое значение имеет правильная их эксплуатация. Технически грамотный монтаж, недопущение перегрузок, соблюдение установленного внутреннего давления, своевременная ликвидация повреждений — важные слагаемые общей суммы условий, определяющих срок службы шин. Особую роль играет их ремонт наложением нового протектора. При сохранившемся каркасе своевременное возобновление протектора Может удвоить и даже утроить безремонтный пробег шин. Намечаемое семилетним планом дальнейшее укрупнение автохозяйств, орга-Рост производства шин за семилетиенизация станций технического обслуживания на магистральных автомобильных дорогах, развитие сети шиноремонтных предприятий — все это создает благоприятные условия для рационального и эффективного использования шин. Работники шинной промышленности полны решимости обеспечить народное хозяйство высококачественными шинами во все возрастающих количествах.