|
6
|
7
|
|
ДВИГАТЕЛЬсоветского тикроавтотобиляКакими должны быть основные параметры двигателя советского микроавтомобиля? Определяя эти параметры, исходили не только из опыта изготовления и опробования первых образцов отечественных машин, но и из результатов испытаний наиболее известных зарубежных моделей. Было выявлено, что у большей части конструкций микролитражек рабочие объемы двигателей установлены из рас3 чета 1 см на 1 кг веса автомобиля. Однако такие показатели достигаются, как правило, путем известной форсировки двигателей, что неизбежно связано с повышенной напряженностью деталей, увеличенной скоростью поршня и, следовательно, уменьшением срока службы двигателя. Особенно неудобна эксплуатация автомобиля с форсированным двигателем на грунтовых дорогах. В таких условиях практически почти невозможно двигаться, если двигатель работает на средних и малых оборотах, и приходится переходить на высокие обороты и на более низкие передачи в трансмиссии. Все это объясняет, почему отечественная микролитражка снабжена двигателем с рабочим объемом 750 см 3 , а не Рис. 1. ©. А. РЕППИХ, зам. главного конструктора Мелитопольского моторного завода 600 см , как следовало бы сделать, ис3 ходя из расчета 1 см на 1 кг веса автомобиля. Причем предусмотрена возможность дальнейшего увеличения рабочего объема до 900 смЗ (если будет, например, выпускаться автомобиль с обоими ведущими мостами для сельской местности). В связи с тем, что оптимальный рабочий объем двухцилиндровых двигателей 3 не должен превышать 650—700 см (поскольку дальнейший рост объема приводит к невыгодному тепловому процессу), был принят четырехцилиндровый вариант. Таким образом, двигатель микролитражного автомобиля является четырехцилиндровым, четырехтактным, карбюраторным, с принудительным воздушным охлаждением. Краткая техническая характеристика его следующая: Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Максимальная мощность — 66 мм — 55 мм — 6,6 — 20 л. с. при 4000 об/мин3Максимальный крутящий момент в кгм Минимальный расход топлива— 4,5 кгм при 2000—2500 об/мин — 250 г/л. о. ч.Расположение цилиндров — горизонтальное, оппозитное 2X2. При такой схеме каждая пара цилиндров имеет одну общую головку с двумя камерами сгорания. Головки взаимозаменяемые с сильно развитым оребрением. Выполнены они из алюминиевого сплава. Клапаны газораспределения размещены в головке цилиндров. Два средних — впускные — имеют общий канал для подвода рабочей смеси, два крайних — выпускные. Клапаны приводятся в движение четырьмя коромыслами, расположенными на одной оси. Тепловые зазоры регулируются болтом, положение которого фиксируется контргайкой. Коромысла и их оси взаимозаменяемые. Они сделаны из стали и работают без подшипников (сталь по стали) при большой твердости и высокой чистоте поверхности. Усилие на коромысла передают дюралевые трубчатые штанги, на верхнем конце которых насажен наконечник, а на нижнем — стальной толкатель. Толкатели, штанги и наконечники полые. По ним поступает под давлением масло для смазки коромысел и их осей. Вытекая, масло разбрызгивается пружинами и смазывает клапаны. Затем оно стекает по кожухам штанг обратно в картер. Все штанги также взаимозаменямые. Распределительный вал имеет четыре симметричных кулачка, каждый из которых приводит в движение соответствующие коромысла. Он расположен под коленчатым валом и вращается в трех подшипниках, расточенных в теле картера коленчатого вала. Этот картер состоит из двух половин, соединенных между собой анкерными шпильками и стяжными болтами в вертикальной плоскости, проходящей через оси коленчатого и распределительного валов. Стальной коленчатый вал имеет четыре опорные шейки, вращающиеся в подшипниках из алюминиевого сплава. Средний подшипник разъемный. Осевое перемещение вала Воспринимается заплечиками коренного подшипника, расположенного около маховика. На переднем конце коленчатого вала расположена шестерня привода газораспределения и шкив вентилятора — генератора. Маховик —чугунный, литой, со стальным зубчатым венцом. Он укреплен на коленчатом валу посредством четырех центрирующих шпилек и затянут болтом. Нижняя часть картера маховика служит масляным резервуаром (емкость 2,5 л). Поршни выполнены из специального алюминиевого сплава. Каждый из них имеет два компрессионных кольца и од- но маслосъемное. Поверхность поршней луженая, что обеспечивает хорошую приработку. Верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршневые пальцы диаметром 20 мм — плавающего типа, удерживаются от осевого перемещения двумя стопорными кольцами. Цилиндры — взаимозаменяемые, литые, чугунные. Они снабжены ребрами, через которые проходят анкерные шпильки. Цилиндры прижимаются к картеру по торцам головками. Шатуны — штампованные, с разъемной нижней головкой, снабженной трехслойными вкладышами. Смазка осуществляется под давлением от шестеренчатого масляного насоса, находящегося в передней стенке картера. Насос приводится от распределительного вала. В систему смазки входят также масляный радиатор и редукционный клапан. Рис. 2.Фильтр тонкой очистки масла устанавливается вне двигателя. Охлаждение осуществляется потоком воздуха, направляемым системой кожухов от рабочего колеса вентилятора, расположенного на одной оси с генератором. Количество воздуха, подаваемого к цилиндрам и их головкам, регулируется автоматически. Терморегулятор находится под цилиндрами. При неработающем (холодном) двигателе кольцеобразная заслонка, ограничивающая доступ воздуха к вентилятору, прикрыта. По мере прогрева двигателя температура воздуха, обдувающего цилиндры, а затем попадающего на термостат, повышается. Последний расширяется и толкает тягу, которая приоткрывает кольцеобразную заслонку. Тем самым увеличивается доступ воздуха к вентилятору и возрастает его производительность. Система питания включает в себя топливный насос диафрагменного типа, карбюратор с падающим потоком, воздушный фильтр и трубопровод с подогревающим устройством (подогрев достигается за счет отработавших газов). Электрооборудование — 12-вольтовое. Зажигание осуществляется от катушки высокого напряжения. Распределитель снабжен центробежным автоматом опережения зажигания и вакуумкорректором. Основная задача, которую ставили перед собой конструкторы двигателя/ микролитражки, — сделать его простым по устройству, долговечным и надежным. Мы приложили много усилий, чтобы справиться с этой задачей, и надеемся, что двигатель будет одобрен автолюбителями. Одновременно разработаны и построены образцы двигателя той же размерности, но с V-образным расположением цилиндров. Эти образцы проходят в настоящее время испытания.