Как лучше объяснить работу органов управленияСИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧАИзучение этого раздела курса «Автомобиль» связано сразбором устройства и взаимодействия крупных узлов и агрегатов, таких, например, как коробка передач, раздаточная коробка , ведущие мосты. Вот почему все занятия по силовой передаче желательно (а пер ­ вое и заключительное, по моему мнению, обязательно) проводить не вобыч ­ н ом классе для теоретических занятий, а в специальном, где осуществляются практические сборочно - р азборочные работы, предусмотренные программой. Здесь, п омимо отдельных агрегатов, д олжен быть установлен автомобиль в сборе, лучше всего с основными узлам ив разрезе. Это значительно облегчит проведение занятий и даст возмож ­ ность учащимся глубже усвоить тему. П рограммаподготовки водителей 3-го класса (издание 1958 года) отводит на теоретическое изучение этого раздела 22 часа, на сборочно - р азборочные раб оты — 18 часов и на техобслуживание10 часов. Таким образом , на комплекс ­ ное изучение силовой передачи всего отводится 50 часов, что дает возмож ­ ность курсантам достаточно глубоко освоить тему. Крайне важно при изучении силовой передачи умело подобрать и правильно использовать необходимые учебнонаглядные пособия. У курсантов должно сложиться ясное и отчетливое пред ­ ставление о месте расположения агрегатов, их взаимодействии другсдругом , о строгой последовательности передачи тяговых усилий от коленчатого вала дви ­ гателя на ведущие колеса автомобиля, об устройстве самих агрегатов. Следует обязательно объяснить также, как передаются тяговые усилия не только на задний, но и на передний ведущий мост. Сделать это можно на примере автомобиля ГАЗ-63. Показ взаимодействия узлов на «мертвом автомобиле» и типографской схеме, на наш взгляд, не дает желаемых результатов. В него должен быть внесен и элемент «живой» демонстрации, что можно достигнуть проверты ­ ванием коленчатого вала двигателя спомощью пусковой рукоятки . И лишь после того, как у курсантов сложилось полное, к омплексноепред ­ ставление о силовой передаче, м ожно переходить кизучению отдельных агре ­ гатов в такой последовательности: к о ­ робка перемены передач, сцепление, карданная передача, главная передача и дифференциал. Задний мост. Изучению механизма сцепления желательно предпослать небольшую вводную часть. Необходимо указать, что сцепление является не каким-то обо ­ собленным, отдельным агрегатом, а подсобным, вспомогательным механизм омкоробки передач. Включение тех или иных передач без предварительного разъединения двигателя скоробкой передач спомощью механизма сцепления вызовет большие ударные нагрузки в зубьях шестерен и, как следствие, н еизбежную их поломку ввиду разницы скорости вращения зацепляемых шестерен. При этом для иллюстрации можно сослаться на пример из жизни , рассказав, почему очень опасно садиться на ходу в трамвай, автобус. На занятиях по изучению коробки передач, п омимо всего агрегата всборе (с частичным вырезом картера), необход имо иметь отдельные детали коробки : шестерни каретки, ведущий, ведомый ипромежуточный валики, детали синхронизатора. В начале такого занятия преподаватель кратко напоминает, зачем нужна коробка перемены передач, или путем летучего опроса заставляет обучаемых вспомнить целевое назначение механизма. После этого преподаватель показывает действие коробкив различных сочетаниях шестереночных зацеплений. При этом первоначальном показе работы коробки надо обратить внимание своих слушателей на кинематику шестерен-кареток. Затем целесообразно объяснить, что этот механизм реализует из ­ вестное «золотое правило» механики (выигрыш в силе — п роигрышвскоро ­ сти), и привести несколько простых примеров. Показывая, как рычагом можно поднять груз, вес которого превосходит силу, п риложеннуюк его свободному концу, я, например, д емонстрирую две шестерни разного размера, находящиеся в зацеплении. С помощью несложных подсчетов легко объяснить, при каких условиях крутящий момент в шестеренчатой передаче возрастает, а при каких уменьшается. Приступив к показу деталей коробки , надо сразу подчеркнуть особенности формы валиков, показать направление их вращения при движении автомобиля вперед и рассказать об относительной скорости их вращения. В некоторых, случаях целесообразно сделать простейшие схематические чертежи на классной доске .