20
21
ках нельзя полностью полагаться на тормоза — с пускаться надо только на пониженных передачах. Левые повороты обычно выполнить легче, чем правые, т аккак радиус их больше. Поэтому следует разобрать наиболее типичныеошибкиприправых поворотах. Некоторые водители перед совершением крутого правого поворота выезжают на левую сторону , чтобы увеличить радиус. Если в этот момент из-за поворота по своей стороне выедет автомобиль — авария неизбежна. Д ругие , наоборот, в этихже условиях « п рижимаются » к акможно ближе ккраю дороги — п равым колесом по обочине. Но они забывают отом , что задние нолеса при правом повороте совершают движение по меньшему радиусу, чем передние. В результате — наезд заднего правого колеса на выступыскалы , парапетные стены и столбы. А иногда бывает ихуже : задняя часть автомобиля срывается в овраг. Для правильного прохождения крутого правого поворота необходимо, чтобы за 15—20 метров до него правые колеса маш ины находились не менее, чем за полметра от края асфальтного покрытия ближе к осевой линии . На крымских дорогах все пересечения совершаются в одной плоскости , поэтом у очень важнохорошо провести автомобиль через перекрестки . Некоторые водители, у влекшисьскоростью движен ия , забывают об этом и часто создают на пересечениях дорог аварийную обстановку. Они не только не обращают внимания на транспорт , д вижущийсяв поперечном направлении, но и совершают обгон в зоне перекрестка , что приводит к авариям. Многие, особенно молодые водители, увлекаясь процессом движенияи теряя чувство скорости , д опускаютслишком малую дистанциюмежду своей и впереди идущей машиной . Стоит втаком случае переднему автомобилю резно затормозить, к акнеопытный водитель или ударяет в него сзади или , вывернув руль влево, сталкивается со встречной машиной. Большое значение Для безопасного движенияв ночное время имеет правильная установка фар. Всем отправляющим ­ ся впуть необходимо усвоить , что регу . л ировку фар на легковой машине нуж ­ но производить не на порожнем , а на полностью нагруженном автомобиле. В противном случае ослепление водителя встречными автомобилями и мотоциклами со всеми вытекающими отсюда последствиями избежать нельзя. К рымские вина славятся не тольков Советском Союзе, но и далеко за рубеж ом . К аждыйприезжающийвКрым мож ет попробовать их. Но нельзя совмещать дегустациюэтихнапитковс управлением автомобилем или мотоциклом . А некоторые из приезжающихк нам такое совмещение допускали . Почти всегда это кончалось печально. Владельцы автомобилей и мотоциклов иногда не уделяют должного внимания внешнему виду своих транспортных средств иприезжаютвКрым на машинах, и меющихвмятиныиразрывыкры ­ льев, о блицовки радиатора, к апота , дверей, плохо покрашенных . Трудящиеся Крыма ккурортному сезону унрашают дома, дороги, подъезды к памятным местам. Мы хотим , чтобы инаши гости выглядели опрятно и красиво. В текущем году вКрыму обслуживание трудящихся , п риехавших отдыхать на собственном автомототранспорте, по сравнению с прошлыми годами, улучш ится : у страиваются новые пансионаты , бензозаправочные станции , мастерские и т. д. Мы желаем всем, к то приедет к нам, х орошего отдыха. Но помните, тов арищи , езда по Крыму требует особого внимания , повышенного чувства ответственности и полностью исправного автомобиля. Д. ВОДОЛАЗОВ. начальник ГАИ УВД Крымской области.КОНВЕРТИРОВАНИЕЗа последние годыу нас в стране по ­ лучило значительное развитие люби ­ тельское судостроение. Э тому во многом способствовало рождениено ­ вых водохранилищ, выпуск необходимых материалов, подвесных лодочных мото ­ ров и т. п.Наряду ссерийнымиподвеснымимо ­ торами нередкоиспользуютсяв качестве судовых и автомобильные двигатели. О днако не каждый такой двигатель можно сразу установить на катереиза ­ пустить подобноподвесному , п оскольку эксплуатационные режимы катера и авт омобилядалеконеодинаковы . На авт омобилемотор работает спеременны ­ ми нагрузками , е го максимальная мощ ­ ность используется кратковременно . М о ­ т ор катера практически работает спо ­ стоянной, хотя иограниченнойнагруз ­ к ой ; использование полной мощности мотора и его форсирование допускаются только на гоночных судах. П рипродолжительной работе двига ­ теля, н апримерв туристических поезд ­ ках, р екомендуется использовать не бо ­ лее 60—70 проц . е гомощности . При этом число оборотовколенчатого вала не должно превышать для двигателей ГАЗ - М М — 1 800 , «Москвич» — 2300, «Победа» и ГАЗ-69 — 2400 в минуту. Число оборотовмотора ограничивается соответствующим открытием дроссельной заслонки. К рометого , устанавливаемый на катер автомобильный мо ­ тор должен быть соответствующимоб ­ р азом переделан — к онвертирован . Такой переделке подвергаются системы питания, смазки, охлаждения ивыпуск ­ ная. Система питания. В связи стем , что мотор на катере устанавливается обыч ­ но поднекоторымугломкгоризоату , м ежду фланцами карбюратораи всасывающего патрубка прокладывается скошенная клиновая шайба. Д иаметр шайбы выбирается поразмерампатруб ­ ка, а угол скоса должен обеспечивать поплавковой камере горизонтальное по ­ л ожение . Отсутствие шайбы инаклон ­ ное положениекарбюраторанарушаютнормальную работу камеры . Д лятого чтобы устранить выбрасывание пламени, на карбюраторе устанавливается стандартный воздушный фильтр (заливать его маслом не обяза ­ тельно) или пламегаситель, сделанный из двух-трех слоев тонкоймедной сетки. Система смазки . В двигателях с систем ойсмазкиразбрызгиваниемпри наклоне двигателя уровень масла пони ­ жается и масло не разбрызгивается. Чтобы избежать этого, на масляномпод ­ д оне двигателя, возле каждой ванночки, наваривается или приклепывается спо ­ с ледующимпропаиванием П-образный козырек из одномиллиметровой стали. Высота козырька зависит от угла наклона двигателя, подбирается с учетом дифферента катера на ходу и равна при ­ м ерно 5—7 мм . Н еобходимотакже заглушать пробкой или сплющиваниемконца маслоотводной трубки канал в третьем коренномподшипнике , для того чтобы масло, с о ­ бравшееся возле этого подшипника , не выливалось из картера при наклоне дви ­ гателя.В помощь автолюбителямНА КРЫМСКИХ ТРАССАХаждое лето тысячи автолюбителей отправляются на юг . Многие из них приезжаютвКрым . Только впрош ­ лом году тут побывало более 50 тысяч автомашин из различных городов страны. Большая интенсивность движения автомобилей, м отоциклов , автобусов и троллейбусов требует от водителей пов ышенноговниманияпри следовании по дорогам Крыма , особенно вкурортных местах ив населенных пуннтах , где на проезжей части дорог нередко бывает много пешеходов. К ак известно, на ровных дорогах вне населенных пунктов максимальная скорость движения для легковых автомобилей не ограничивается . Однако это не исключает обязанности водителя при любых условиях обеспечить полную безопасность движения для окружающих . Многие автолюбители считают , что ездить по южным районам нашей стран ы , где много асфальтированных шоссе, очень легко . Это глубокое заблуждение. Для ЮжногоКрыма , н апример , характерен горный профиль дорог и, отправляясь туда, к аждый автолюбитель должен помнить и строго соблюдать правила движениявгорах . Это поможет им избежать неприятных происшествий. Многие спуски на трассах являются затяжными (Перевал — А лушта — 16 км ; Кастель — Алушта — 10 км ; Ай-Петри — Ялта — 24 км ; Ай-Петри — Соколиное — 25 км ) . Поэтому скоростьдвижения по ним , особенно на крутых поворотах, не должна превышать 15—20 км/час. Недавно у нас произошел такой случай. Шофер-любитель Петров на длинном спускескрутыми поворотами включилпрямую передачу. Автомобиль стал наращивать скорость . В таком случае даж е тормозами пользоваться опасно. А Петров к тому же растерялся и вместо того , чтобы нажать на педаль тормоза, нажал на акселератор. Скорость еще больше возросла. И спугавшись , водитель начал резко поворачивать руль то влево, то вправо ив результате опрокинул машину. К сожалению , т аких примеров можно привести немало. Помните: на всех спусКСтатья была в наборе, к огдаредакция получила решениеКрымского облисполкома, в котором указывается, что в целях повышения безопасности водителям 3-го класса запрещено управлять грузозыми автомобилями на дорогахЮжного берегаКрыма.20 Страничка водномоторнинаАВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙУ двигателей «Москвич», «Победа» и других смазка кривошипно-шатунной группыи распределительного вала про ­ изводится под давлением. Цилиндры смазываются выдавливаемым из шатунных подшипников маслом, к оторое разбрызгивается шатунами. Такие двигатели хотя имогут работать без измене ­ ния системы смазки , однако угол их наклона не должен превышать 7—9°. Устанавливаемые на катере двигатели требуют дополнительного устройства для охлаждения масла. На автомобиле двигатель, вместе с масляным поддо ­ н ом , сильно охлаждается вентилятором и встречным потоком воздуха. На катере же двигатель не имеет обдува и масло перегревается. П римерно после часа работы двигателя на полном ходу масло начинает дымить через сапун, несмотря на то, что блок двигателя охлаждается забортной водой. В целях охлаждения на масляный картер пытались наваривать второе дно для холодной воды. Но и такая конструкция не дала хороших результатов. Температуру масла в двигателе можно регулировать только С помощью масляного холодильника или, в крайнем случае, змеевика с проточной водой в картере. В двигателях «Москвич» моделей 401 и 402 проще всего масло охлаждать спомощью змеевика, так как выносные масляные холодильники трудно вклю ­ чаются в масляную магистраль. Д вига ­ тели с фильтрами грубой очистки, нап ример типа «Победа», могут быть снабжены масляными холодильниками, включаемыми последовательно, после того, к ак масло пройдет через фильтр. Д ля этого под последний подкладывается дюралюминиевыйбрусокс Г-образными каналами. К выходам каналов спомощью двух штуцеров подводятся патрубки от холодильника. У двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69 охлаждение масла пре ­ дусматривается дополнительным воздушным радиатором. Этот радиатор можно использовать и на катере, з аклю ­ чив еговкоробкус проточной водой. Система охлаждения. На двигателях катеров применяются две системы вод яного охлаждения: открытая, с непосредственным охлаждением забортной водой, и замкнутая. Первая имеет тот недостаток, что растворенные в речной воде соли, п ри нагреве воды дажедо 50—60°, осаждаются на стенках водяной рубашки блока цилиндров и засоряют ее. Вторая система — более сложна. Применяется она вморских условиях. Для подачи воды к блоку цилиндров могут быть использованы шестеренчатые или плунжерные насосы от токар ­ ных станков. О днако они быстро изнашиваются, и их трудно установить. Здесь приводится схема охлаждения двигателей «Москвич-401» и 402 забортной во ­ дой с обычной центробежнойпомпой , которая работает безотказно и практически не изнашивается. Автомобильная центробежная помпа не может работать, если она не залита водой. Поэтому блок цилиндров, а вместе сними помпа перед первым зап уском двигателя заливаются водой через отверстие герметической пробки 4, в бачке 3. Затем пробка плотно завертывается. При запуске двигателя помпа погонит воду по водяной системе и создаст разрежение в воздушной прослойке бачка 3. После этого забортная вода поднимается по трубке через прием ­ ный фильтр 1и будет заполнять бачок до уровня воздушной прослойки. П реж ­ де, ч ем попасть в блок цилиндров, вода разветвляется на три потока: один — в змеевик масляного картера для охлаждения масла, а два других — в змеевик выхлопных патрубков коллектора. Здесь она получает необходимый подогрев и затем поступает в помпу ив блок ци ­ линдров. Через верхний патрубок блока вода отводится шлангом в выхлопную трубу, охлаждает ее и затем сливается за борт. За блоком цилиндров в систему охлаждения включен тройной патрубок для присоединения контрольной трубки 12. Трубка имеет диаметр 6X8мм , и конец ее закрепляется в борту катера возле водителя, в удобном месте для наблюдения за контрольным сливом воды. Двигатели автомобилей «Москвич-401» и 402 имеют в верхнем патрубк е блока термостат. Но как показала практика^ "его приходится снимать и включать в систему охлаждения запор ­ ный вентиль для ручной регулировки. Бачок 3 является необходимой принадлежностью системы охлаждения. О н препятствует сливу воды по забортной трубке после остановки двигателя, так как трубка заполняется воздухом из воздушной прослойки бачка. П ри отсутствии бачка вода сольется из системы, как по сифону, за бортдо уровня гори ­ зонта воды, и при вторичном запуске двигателя помпа не сможет ее подсосать. Замкнутая система охлаждения имеет два контура. В замкнутом контуре цир ­ кулирует пресная вода; она отнимает тепло у двигателя в зарубашечном про ­ странстве и отдает егов теплообменник забортной воде. Д вижение воды взамк ­ нутом контуре осуществляется центроб ежнойпомпой двигателя. Циркуляция забортной воды воткрытом контуре осуществляется второй, дополнительной помпой . В этой системе температура охл аждающей воды замкнутого контура поддерживается автомобильным термо ­ статом. Холодильник представляет собой металлическую коробку , заполненную несколькими рядами трубок . По трубкам пропускается вода замкнутого контура, а поверх их вкоробку прокачивается забортная вода. При определении величины поверхности трубок рекомендуется принимать на каждые 10 л. с. м ощно ­ сти мотора поверхность равную 0,1 — 0,12 м2 . Сейчас рекомендуется пользоваться холодильником более простого типа — Принципиальная схема водяного дения: охлажднищевым. Состоит он из плоской ко ­ р обки высотой 30—50 мм , внутри кото ­ р ой имеется несколько перегородок для направления и увеличения скорости протекания воды. Такой холодильник вклепывается в отверстие днища ( м еж ­ д у шпангоутами) и, являясь частью его, охлаждается протекающей под днищем забортной водой. На тихоходных катерах, с маломощ ­ ными двигателями, в озможно охлаждение воды замкнутого контура спо ­ м ощью длинной трубки , которая про ­ пускается под днищем . Трубка выводится у носовой части катера и вводится у кормы. В заключение следует сказать, что все схемы водяного охлаждения сзамкну ­ т ымконтуром охлаждения нуждаются в установке сообщающегосяс атмосферой расширенного бачка емкостью 1—2 л, который помещается на самомвысоком месте системы, Для охлаждения выпускного коллектора двигателей «Москвич» м ожнопри ­ менять змеевики из медных труб диам етром6X8 / к оторые наматываются на выхлопные патрубки. На коллекторы двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69 рекомен ­ дуется наваривать медью стальные ко ­ ж ухив тех местах, где это доступно по конфигурации коллекторов и соседних узлов. Вода для охлаждения выпускной трубы подается при открытой системе из блока, а при замкнутой — из холодильника. При применении днищевого холодильника вода поступает ввыпускную трубу за счет скоростного напора спо ­ м ощьюзаборного патрубка, установленного на днище. Реверсивно-разобщительные устройства служат для получения заднего хода и разобщения двигателя катера сгреб ­ ным валом. На катерах серийной по ­ стройки применяются специальные ре ­ версивные муфты или реверс-редукторы. Но приобрести их довольно трудно, поэтому спортсмены устанавливают автомобильные коробки передач со стандартным сцеплением. Недостатком ко ­ р обок грузовых машин является то, что они имеют пониженные обороты на заднем ходу. Поэтому рекомендуется применять коробки легковых автомобилей, либо производить переделку ко ­ р обокс грузовых машин. Более подробно ознакомиться с вопросами конвертирования автомобильных двигателей в судовые можно по следующей литературе: Ю, Емельянов и В. Д зякевич , «Катер с автомобильным мотором » , И зд . Д ОСААФ , 1957 г.; «Водно-моторный спорт», изд. «Физкультура и спорт», 1955 г.; «Проектирование и постройка мелких судов», сборник статей, вып. 2, С удпромгиз , 1950 г.э. клосс.и гц1 — приемный фильтр; 2 — соединительный шланг 16X20 мм; 3 — бачок: 4—герметическая пробка: 5 — масляный картер; 6—змеевик масляного картера трубки 16x18 мм; 7 — соединительный шланг 8X12; 8 — змеевик на коллекторе (медная трубка 6X8 мм); 9 — водяная помпа; 10 — выхлопная труба; 11 — регулировочный кран; 12 — контрольная трубка.21