Большинство автомобилистов хорошо знает малолитражные автомобили «Москвич». Поэтому уместно для сравнения сопоставить некоторые показатели по нагрузке двигателей микролитраж ­ ки и автомобилей «Москвич» м оделей 400 и 402 ( с м . таблицу 1).Мотодромы, доротни, гаражи..В комиссии по спортивным сооружениям и финансам ЦЛМК СССР ерестройка руководства спортивным движением , проведенная в нашей стране, открыла широкиевозможно ­ сти для развития автомобильного имо ­ т оциклетного спорта. Все насущные во ­ п росы спортивной работы в автомотоклубах должны решаться теперь при активном участии общественности. Успехи в развитии автомотоспорта во многом зависят от наличия и состояния гоночных трасс, гаревых иипподромныхдорожек , инвентаря иоборудования для соревнований, п омещений для подго ­ товки и хранения спортивной техники. Ныне и этот важный раздел работы по автомотоспорту берется под контроль спортивной общественности — в Цен ­ тральном автомотоклубе СССР создана комиссия спортивных сооруженийифи ­ нансов. Какие же задачи ставит передсобой комиссия? П режде всего она займется обобще ­ н иемимеющихся технических требований кспортивнымсооружениями их оборудованию . Наряду с этим будут со ­ браны и систематизированы созданные в разное время проекты мотодромов, кольцевых трасс, г аражейи т. д . Этот материал мы направим в автомотоклубы, что упростит выбор мест для соревнований и облегчит подготовкук строительству спортивных сооружений . К омиссия составит также табель обя ­ зательного инвентаря иоборудованияповсем видам соревнований длягород ­ ских, областных и республиканских автом отоклубов . Это позволит покончить ссовершенно ненормальной практикой , к огда на крупные соревнования, г де бы они ни проводились, работники ЦАМК или республиканских клубов везут ссо ­ б ой значительную часть оборудования , к оторое всегда должно быть на местах. В планах комиссии — собрать по респ убликамигородам материал и составить картотеку на трассы идругиеспор ­ тивные сооружения , п ригодные для автомобильных и мотоциклетных соревнований. В картотеке будет указана возмож ­ ность использования этих сооружений для тех или иных видов гоноки условия размещения техники испортсменов . Комиссия поставила передсобой задачу — установить контакт с союзами спортивных обществ и организаций идо ­ говорится с ними об использовании ряда стадионов для проведения соревнований по гаревой дорожке . М ы отдаем себе отчет, что это встретит серьезные затруднения. Существует мнение, что гонки на стадионе приводят в негодность легкоатлетическую дорож ­ ку. С этим нельзя согласиться. В тех случаях, когда применяют защитный слой, д орожка сохраняется и требует незначительного ремонта. Сейчас ведется уточнение различных составов защитного слоя. Большую помощьдолжнывэтом оказать инженеры стадионов. В крупныхгородах , г де имеется нес колько стадионов, наиболее целесообi разно приспособить дорожкуодногоиз ,них только для соревнований мотогон ­ щ иков . В зимнеевремя здесь можно будет проводить гонки на льду.Таблица 1Двигатель Показатели Полный вес автомобиля в кг Вес, приходящийся на 1 л. с. мощности двигателя в кг Вес, приходящийся на 1л рабочего объема двигателя в кг Средняя скорость поршня при максимальных оборотах в м/сек. Путь поршня за время прохождения автомобилем 1 км пути на высшей передаче вмоа6 й" ftОsПкSOО уАStag 1280900128045,049,236,9119011969537,210,010,5324385385Как видно из таблицы 1, двигатель микроавтомобиля будет нагружен не больше двигателей автомобилей «Москвич». Меньшая скорость поршня будет способствовать повышеннойизносостой ­ кости деталей цилиндрово-поршневой группы. Интересно также сравнить параметры двигателей отечественного изарубеж ­ ных микроавтомобилей . Эти данные при ­ ведены в таблице 2.Таблица 2Параметры Модель автомобиля Советская микролитражка Снтроен-2С Фиат-500 Фиат-600 НСУ Принц БМВ-600 Ллойд Штейер Пух о са чоО11 s1§ч'к |8ч son 20 12.5 13,0 19,0 20,0 19,5 19,0 16,0а а о. у оа4224222 •1 750 425 479 633 585 585 596 493S =,°«§•£"45,0 64,4 60,5 47,0 39,7 43,0 47,0 48.0 7,2 8,7 9,3 8,6 10,6 10,2 9,6 9,8И з таблицы 2 видно, что только автомобили БВМ-600 и НСУ Принцимеют вес, приходящийся на 1 л. с. м ощности двигателя, меньший, ч ему нашей микро ­ л итражки . Это достигается форсировкой их двигателей, а также благодаря кузо ­ вам с «вагонной» к омпоновкой . Что касается скоростипоршня , то вэтом отношении Каш двигатель имеет явные преимущества перед двигателями заруб ежных автомобилей. В настоящее времянесколькообраз ­ цов двигателей советскогомикроавто ­ мобиля проходятпервые испытания. Результаты их — весьма обнадеживающие. Двигатели выдерживают заданные параметры ив некоторых случаях име ­ ю тдаже более высокие показатели. Так, н апример , очень хорошими оказались их тяговые качества. Коллектив Мелитопольскогомоторно ­ го завода сделает все возможное для того, чтобы советская микролитражка имела хороший двигатель.О днойиз главных задач комиссии является оказание помощив строительстве спортивных сооружений . Строительство мотодромови кольцевых трасс идет недопустимо медленно. В течение шести лет сооружаетсямотодромв Ленинграде, в таком же положении строительство в Вильнюсе и Риге. В Ялте, н апример , г деимеются отличные условия для круглогодичных тренировок и соревнований, не отпускают средств на строительство гаревой дорожки , хотя участок под нее давно уже отведен. О б ­ щественный контроль должен , на наш взгляд, ускорить ввод в эксплуатацию новых сооружений . О собое место в работе комиссии займут вопросы проведения соревнований на основе самоокупаемости . К ак известно, от правильного их решения во мно ­ г ом зависит развитие нашего мотоспор ­ та. О пытпроведения шоссейно-кольцевых соревнований в Таллине, г онок на ледяной и гаревой дорожкахвУфеидругихгородах показывает, что при правильной организации и рачительном отношении к делу мотоспортможет не только самоокупаться, но и приносить доход . О днако это возможно , к огда проводят соревнования не эпизодически , от случая к случаю, а регулярно , с при ­ влечением всех средств информации (афиши, печать, радио), к ак это делают, например, республиканский комитет ДОСААФиСоюз спортивных обществ Башкирской АССР. З акороткийсрок здесь добились того , что мотоциклет ­ ный спорт в Уфе стал не менеепопу ­ лярен, ч ем футбол. Комиссия будет всячески распространять передовой опыт проведениясорев ­ нований на основе самоокупаемости . Постановление ЦККПССи Совета Ми ­ нистров Союза ССР «О мерах по улучш ениюбытового обслуживания населения» предусматривает расширение сети ремонтных мастерских. В выполнение этого постановления могут внести свой вклад и автомотоклубы. Поэтому в план нашей комиссии включена подготовкапредложенийо хозрасчетных пунктах технического обслуживания итекущего ремонта автомобилей имотоцикловпригородских клубах, в первую очередь Москвы , Харькова, М инска , Ростова, Ленинграда. О дновременно члены комиссии намерены подготовить предложенияпоорга ­ низации хозрасчетных полевых лагерей при автомотоклубах вкурортныхгоро ­ дах (Ялте, Сухуми, Сочи, А луштеидру ­ гих). Таковы вобщих чертах планы комис ­ сии спортивных сооруженийи финансов ЦАМК. Подобные комиссии должны быть созданы во всех республиканских и областных автомотоклубах. Хотелось бы , чтобы спортивная общественность высказала свои соображенияповопро ­ с ам организации работы этих комиссий .коость рш. в |сек.А. СЛАВИН, председатель комиссии спортивных сооружений и финансов ЦАМК СССР.8