28
29
ffatfort***Ъ*4^ПОЛУПРОВОДНИКОВАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯАмериканская фирма «Ауто-Лайт» разработала полупроводниковую систему зажигания в автомобильных двигателях, которая отличается от известных до сих пор систем зажигания лучшим искрообразованием, большей надежностью и длительным сроком службы. В своей основе она состоит из электрической схемы, в которой для коммутации тока индукционной катушки используется полупроводниковый триод. Благодаря этому включенный в цепь основания триода замыкающий контакт прерывает ток в первичной катушке и делает, таким образом, ненужным прерыватель. Отпадает при новой системе и надобность в конденсаторе. Возникновение новой системы вызвано в первую очередь потребностями спортивных и гоночных автомобилей, а также имевшей место в течение ряда лет погоней «за лошадиными силами» для серийных автомобилей американского производства. Конструкторам электрооборудования автомобильных двигателей, имеющих степень сжатия 10: 1 и выше, уже сейчас приходится считаться с возможностью повышения степени сжатия до 12 : 1 и даже до 16 : 1 . Чтобы обеспечить в таких двигателях удовлетворительное зажигание (и управление процессом воспламенения), требуются новые, более мощные и быстродействующие средства, чем применяющиеся сейчас системы. Известно, что на современных мощных двигателях контакты прерывателя подвергаются очень сильным нагрузкам; поверхности контактов перегреваются и приобретают склонность к опасному выщербливанию. Разработанная «Ауто-Лайт» система зажигания имеет в виду применение вместо механических контактов прерывателя лишь одного полупроводникового триода, который практически не подвержен вообще никакому износу и может управляться весьма малыми электрическими импульсами. Кроме того, устраняется один из наиболее неприятных и распространенных недостатков батарейного зажигания, а именно — ослабление силы искры при очень высоких оборотах двигателя; как известно, этот недостаток привел многих конструкторов гоночных и спортивных машин к отказу от батарейного зажигания и переходу на зажигание от магнето. Поскольку же полупроводниковое зажигание по своему устройству наиболее соответствует батарейному зажиганию, здесь достаточны уже и малые обороты для того, чтобы производить достаточно мощную искру (чего не бывает при зажигании от магнето). Новая система зажигания объединяет, следовательно, преимущества батарейной системы и системы зажигания от магнето и имеет много шансов прийти на смену существующей уже десятки лет несовершенной системе механического прерывания электротока. В печати указывается, что двигатели с новой системой зажигания будут установлены уже на некоторых моделях американских автомобилей 1960 года, а также на ряде спортивных и гоночных машин.1,5-ТОННЫЙ МОТОКАРИдея использования мотоциклов для перевозки мелкопартионных грузов получает все большее признание в Италии. Мотокары, т. е. конструктивное сочетание мотоцикла с грузовым автомобилем, выпускаются итальянскими мотоциклетными заводами все в большем многообразии как по литражу двигателей, так и по грузоподъемности. Наиболее эффективное воплощение эта идея нашла в конструкции нового мотокара, модель • «Меркурио», созданного конструкторами фирмы «Жилера». : Показанная на фотографии машиналегко перевозит груз до 1,5 тонны со скоростью 55 км/час, расходуя меньше 10 литров топлива на ISO км пробега. На мотокаре установлен четырехтактный мотоциклетный двигатель с рабочим объемом цилиндров 500 смЗ (диаметр цилиндра 84 мм, ход поршня 90 мм) и степенью сжатия 5,5 : 1 . Двигатель развивает мощность 18 л. с. Передача крутящего момента от двигателя на два задних ведущих колеса мстокара осуществляется через четырехступенчатую коробку передач с ножным переключением, карданную передачу и дифференциал. Основу шасси составляет центральная трубчатая рама с мостом. Силовой блок размещается на небольшой вспомогательной раме. Подвеска задних колес осуществлена «по-автомобильному», т. е. на листовых рессорах, а подвеска передних колес — «по-мотоциклетному», на передней вилке с телескопическими амортизаторами.. В стандартном исполнении мотокар «Меркурио» имеет бортовую платформу с откидывающимися бортами. В последнее время начат выпуск также и мотокара-самосвала с гидравлическим приводом. Общий вес стандартной машины — 602 кг, самосвала — 717 кг. По такой же конструктивной схеме, как и показанный здесь 1,5-тонный мотокар, выпускается мотокар грузоподъемностью 350 кг. На нем установлен четырехтактный двигатель с рабочим объемом цилиндров 200 смз, четырехступенчатая коробка передач и карданная передача.РЕЛЕ ПОВТОРНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СТАРТЕРАФирма «Роберт Бош» выпускает для тяжелых грузовых автомобилей с мощными стартерами специальное реле повторного включения, которое автоматически срабатывает даже ив том случае, если шестерня стартера при его включении набегает на зубчатый венец маховика ив силу этого не полностью входит с ним в зацепление (что случается нередко). Сущность работы прибора состоит в том, что- он прерывает работу стартера, как только происходит набегание шестерни на маховик, а затем вновь включает стартер. Реле повторного включения срабатывает только тогда, когда вторая ступень магнитного включателя стартера остается открытой, т. е. когда шестеренка стартера не полностью входит в зацепление с лубчатым венцом маховика.УПРАВЛЯЕМЫЙ «ОВЕРДРАЙВ»На новом английском автомобиле «Стандард-Энсайн» с двигателем 1,7 л установлена ускоряющая передача «овердрайв», которую водитель может включать по своему желанию с помощью показанного на фотографии небольшого рычага, управляющего работой гидроэлектрического приводного механизма. «Овердрайв» располагается за коробкой передач и может быть подключен к третьей ик четвертой передачам.ДВУХПРОВОДНЫЕ НАКАЛЬНЫЕ СВЕЧИОднопроводные накальные свечи, применяющиеся в последние годы в многоцилиндровых дизелях, включаются параллельно. При этом контроль за их работой затруднен, так как контрольная лампочка может показывать не выход из строя одной или нескольких свечей, а лишь общее прекращение подачи тока. Устройство же контроля за работой каждой отдельной свечи потребовало бы значительных технических затрат. Западногерманская фирма «Беру» выпустила двухпроводные накальные свечи, допускающие последовательное нключенне и, следовательно. наблюдение за процессом подготовки к воспламенению рабочего заряда в двигателе. Применяемый для этой цели прибор получает максимальную температуру каления только тогда, когда накальные свечи достигают температуры, необходимой для запуска двигателя; этим устраняется также опасность перегрузки аккумулятора преждевременными попытками пустить двигатель, что является большим преимуществом при эксплуатации автомобилей в зимнее время ив местностях с холодным климатом. Благодаря выявившейся устойчивости двухпроводных накальных свечей при частой смене горючего они признаны особенно подходящими для создаваемых сейчас в ряде стран «всеядных» или «многоядных» двигателей. В этом случае свечи получают, для обеспечения запуска холодного двигателя при низкой температуре, какое-либо конструктивное дополнение, обеспечивающее предварительное каление. Подобное конструктивное дополнение, однако, не мешает применять их и на обычных двигателях; определяющим здесь является увеличение теплоизлучающей поверхности свечи. Сопоставление новых свечей с обычными складывается не в пользу последних. Так, двухпроводная накальная свеча «Беру» имеет при напряжении 1,7 вольта теплоизлучающую массу 344 ммЗ, а нормальная свеча при том же напряжении — только 145 мм'. Двухпроводная свеча имеет температуру каления 950—1000°С. В связи с тем, что существует опасность коксования между головкой цилиндра и телом свечи, корпус свечи во избежание короткого замыкания выполнен полностью изолированным, ток к нему не подводится.ISlf4d&^'f • Лу^':-;'V;^% ^щр' л/Шт- arilf28 ПРИБОР ДЛЯ ЗАМЕРА ВЫПУСКНЫХ ГАЗОВВ Англии разработан надежный транспортабельный прибор для определения загрязнения воздуха как в непосредственной близости от выходного отверстия выхлопной трубы, так ив окружающем пространстве. Прибор может быть использован в гаражах, лабораториях, ремонтных мастерских, на заправочных станциях, в салонах автобусов и легковых автомобилей, а также кузовах специальных машин. Принцип работы прибора основан на сравнении столба отработанного газа и столба чистого воздуха, не засоренного продуктами выхлопа. Устройство прибора ясно из рисунка. На одном конце открытых трубок установлена 12-вольтовая электрическая лампочка (мощностью 36 ватт) с зеркалом, а на другом конце — фотоэлектрический элемент. Лампочка и элемент монтируются на качающемся рычаге так, что могут при помощи поворотного рычага поворачиваться от трубки с загрязненным воздухом к трубке с чистым воздухом и обратно. Фотоэлектрический элемент связан, через регулятор, с указателем степени загрязненности воздуха; на шкале этого указателя фактически отражается степень пропускания света через взятый для замера столб воздуха; чем меньше света он пропускает, тем больше плотность загрязнения, указываемая на шкале с точностью до 1 процента. 12-вольтовый вентилятор подает в другую трубу чистый воздух; это делается не только для сравнения и постоянной проверки правильности работы индикатора, но и для частой очистки фотоэлектрического элемента, загрязнение которого продуктами выхлопа могло бы привести к ошибкам замера. Прибор выполняется как с батарейным источником энергии, так и со шнуром для включения в сеть электрического тока. Схема прибора, иМОТОЦИКЛ «НОРТОН-250»Английская фирма «Нортон» ознаменовала 60-летие своего существования сенсацией: впервые за эти годы она выпустила мотоцикл с рабочим3 объемом цилиндров меньше чем 350 см . Юбилейная модель характеризует собой не только современную тенденцию к снижению рабочих объемов цилиндров двигателей. но содержит целый ряд привлекающих внимание конструктивных новинок.Рис. 1. На рис. 1 представлен общий вид мотоцикла. Под баком и седлом проходят две трубы, сходящие иод углом к главной балке рамы, с которой соединены болтами. Фасонная несущая ферма, состоящая из двух сваренных профилированных листов жести, охватывает силовой блок. Качающийся рычаг подвески заднего колеса размещается в поперечной трубе вертикальной балки, имеющей форму ящика и соединяющей упомянутые выше трубы рамы с нижней фасонной балкой. Облицовка задней части мотоцикла состоит из трех частей и легко демонтируется. Под седлом размещается инструмент и воздушный насос. Седло опирается не на облицовку, а на верхние трубы рамы. На мотоцикле устанавливается двухцилиндровый четырехтактный двигатель1 с' рабочим объемом цилиндров 250 см(диаметр цилиндра 60 мм, ход поршня 44 мм). По соотношению этих основных размеров двигатель является одним из самых короткоходных мотоциклетных двигателей серийного производства. Степень сжатия. — 8,75 : 1. Другой характерной особенностью конструкции является большое маховое колесо, расположенное между двумя полыми шатунными шейками литого коленчатого вала. Это маховое колесо, способствующее достижению мягкой. безвибрационной работы двигателя, выходит за обычные габариты и частично размещается между цилиндрами. Несмотря на это, расстояние между осями обоих цилиндров составляет всего 90 мм. На рис. 2 видны имеющиеся на коленчатом вале противовесы и полые шатунные шейки. Весь кривошипно-шатунный механизм выполнен очень прочным и жестким. Диаметр коренных шеек вала равен 30 мм. Сами опорные подшипники имеют ширину 19 мм и наружный диаметр 72 мм. Шатуны —. алюминиевые, с разделенной нижней головкой. Шатунные шейки коленчатого, вала вращаются в баббито-вых подшипниках, имеющих армировку из стального листа. Размеры шатунных подшипников превосходят размеры применявшихся до сих пор подшипников3 на двигателях «Нортон» класса 500 см и3 600 см . Плавающие поршневые пальцы вращаются в верхних головках шатунов без втулок. Поршни имеют по два компрессионных кольца и по одному масляному кольцу. Установленные под углом подвесные клапаны управляются двумя расположенными в верхней части двигателя кулачковыми валами при помощи коротких толкателей, выполненных из алюминия. Коромысла без втулок опираются на эксцентриковые пальцы, с помощью которых производится регулировка клапанов. Кулачковые валы вращаются в бронзовых втулках; привод их осуществляется системой шестерен. Рядом с малой ведущей шестерней коленчатого вала располагается- червячный привод масляного шестеренчатого насоса, который подает масло к коренным н шатунным подшипникам и механизмам распределения из отдельного масляного бака.Рис. 2 Кулачок прерывателя и центробежный регулятор приводятся от кулачкового вала, управляющего впускными клапанами. Для каждого цилиндра предусмотрен отдельный прерыватель. Прерыватели и конденсаторы помещаются в специальном алюминиевом картере с правой стороны двигателя. Двигатель и коробка передач объединены в один силовой блок; передача усилия от коленчатого вала на сцепление и коробку передач осуществляется нерегулируемой двойной цепью, натяжение нижнего отрезка которой осуществляется регулируемой пружиной. Передаточные числа коробки передач: I — 19,7; II — 12,5; III — 8,8 и IV — 6,76. Колеса снабжены полноступичными тормозами. Сухой вес всего мотоцикла равен 150 кг.&L\,1 — впуск газа либо засоренного воздуха; 2 — индикатор; 3 — регулятор; 4 — фотоэлектрический элемент; 5 — поворотный рычаг; 6 — выпуск; 7 — вентилятор для свежего воздуха: 8 — аккумулятор (12-вольтовый); 9 — трубка для свежего воздуха; 10 — источник света; 11 — трубка для засоренного воздуха; 12 — водяной «мешок».НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ РАМКА НА ВЕТРОВОМ СТЕКЛЕДля предохранения стенол кузова автомобиля от замерзания одной из австрийских фирм выпускаются специальные пластины, изготовленные из прозрачного и гибкого материала типа пластмассы. Пластины заключаются в резиновую рамку овальной формы размером 565x240 мм или эллиптической формы 450x200 мм. Резиновая рамка смазывается глицерином и прижимается к стеклу, удерживаясь затем под действием вакуума. Пластины хорошо удерживаются также на сильно выгнутых стеклах панорамного типа. При ненадобности рамка с пластиной легко отделяется от стекла.ПРОСТОЙ НАСОС ДЛЯ ОТБОРА ЖИДКОСТЕЙУдобный и простой прибор, который найдет широкое- применение в гаражах, автохозяйствах и машинно-тракторных станциях, начало выпускать народное предприятие «Машиностроительное производство» в Карл-Марксштадте (ГДР). Речь идет о так называемом «сервозаправщике», т. е. насосе, облегчающем отбор жидкостей из больших бочек и другой тары. Как известно, подобные насосы выпускаются уже давно, но все они характеризуются наличием пневматического движителя и довольно сложны по конструкции. В данном же случае речь идет о простейшем приборе, ввинчиваемом на резьбе в горловину бочки и создающем, путем нагнетания в нее воздуха, избыточное давление. Десяти — пятнадцати качаний достаточно для того. чтобы привести в движение жидкость 200-литропон бочки, после чего можно производить отбор жидкости уже без качания. Как показал опыт, сервозаправщик пригоден для отбора из бочек любых жидкостей, вплоть до масел средней консистенции. Он коррозиеустойчив против слабых щелочей, растительных. животных и минеральных масел, бензина, эфира, спиртов (например, этил-гликоля. метанола, глицерина), тетрахлорэтилсвинца (и других средств этилирования бензина), мыльных растворов, кислот средней крепости, солей с кислой реакцией и т. д. Но главными преимуществами нового прибора являются простота конструкции, постоянная готовность к использованию, надежность и простота обслуживания. Полное опустошение 200-литровой бочки бензина происходит за 12 минут. Сервозаправщик может применяться и на 400-литровых бочках.29