ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМВ связи с тем, что начало официального розыгрыша личного первенства мира было перенесено в этом году на май (первые этапы — в Монако и Голландии), большое внимание привлекли соревнования на гоночных автомобилях I формулы, проведенные в апреле на автодроме Энтри близ Ливерпуля (Англия). 8 этих гонках (на дистанцию 201 миля), явившихся генеральной репетицией, участвовали почти все основные претенденты на звание чемпиона мира нынешнего года — Стирлинг Мосс, Жан Вера. Тони Брукс, Маетен Грегори, Шелл, Брэбхем, Мак-Ларен и др. Победу одержал чемпион Франции Жан Вера, прошедший на автомобиле «Феррари» 67 кругов (201 милю) за 2 : 15.52, т. е. со средней скоростью 142,84 км/час. Вторым был англичанин Тони Брукс, проигравший победителю 10,4 секунды. Выступавший на автомобиле «Ванволл» второй призер первенства мира последних лет Стирлинг Мосс установил новый рекорд трассы, пройдя лучший круг за 1.58,8 (на 0,4 секунды лучше прежнего рекорда), т. е. со скоростью 146,30 км/час. «Феррари» и Стирлинг Мосс на «КуперКлимаксе» шли в напряженной борьбе. не желая уступать друг другу лидерства. Тут же. вплотную за ними, подвигался на другом «Купер-Климаксе» английский гонщик Джек Брэбхем, преследуемый Морисом Тринтиньяном. Этот своеобразный «матч Англия — Франция», казалось, не выиграет ни одна сторона, так как сначала сошел с дистанции, из-за поломки в двигателе, Жан Вера, а вскоре за ним последовал и Стирлинг Мосс, в машине которого отказал дифференциал. Однако поправку в эти расчеты внес другой английский гонщик — Тони Брукс, который на 82-м круге обошел Тринтиньяна и приблизился к лидирующему Брэбхему. На финише первым был Джек Брэбхем, прошедший дистанцию за 2:55.51,8, то есть со средней скоростью 107,361 км/час. Тони Брукс был вторым (2:56.11,7), Тринтиньян — третьим, а вышедший на четвертое место американец Филипп Хилл отстал от победителя на 4 круга, Западногерманские гонщики, выступавшие на трех новых, специально подготовленных к сезону 1959 года автомобилях II гоночной формулы — 1,5-литровых «Порше», потерпели крупное поражение: все три машины сошли с дистанции, не пройдя и двух кругов. Неудачными оказались и новые английские гоночные автомобили II формулы — «БРМ»; ни один из них не закончил дистанцию.ДВЕ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ 11 — 14 июня в районе Эрфурта (ГДР) проходили международные четырехдневные соревнования мотоциклистов на регулярность движения. В них участвовали команды восьми стран . В составе команды СССР выступали мастера спорта Юрий Дудорин (Уфа), Сергей Старых (Московская область), Николай Новохатский (Харьков), Анатолий Егоров (Москва) и Виктор Адоян (Рязань). В командном зачете убедительную победу одержали мотоциклисты Германс кой Демократической Республики. Чехословацкие спортсмены оказались на втором, советские — на четвертом местах. Отличных успехов добились Ю. Дудорин и С. Старых. Они без штрафных ' о ч ков закончили всю дистанцию и завоевали золотые медали. Ю. Дудорин, выступавший на мотоцикле ИЖ-57, кроме того, награжден специальным призом — чеканным кубком — за лучший результат, достигнутый в соревновании по скоростному подъему на холм. Таким образом, ему удалось повторить прошлогодний результат своего выступления в ГДР, когда он танже был удостоен золот ой медали за дорожные соревнования и победил в подъеме на холм. У краинский спортсмен Н. Новохатский в итоге четырехдневной борьбы награжден серебряной медалью. Остальные наш игонщики по техническим причинам не сумели закончить дистанцию. У мотоцикла А. Егорова (ИЖ-250) незадолго до финиша последнего дня соревнований отказало в работе электрооборудование, у мотоцикла В. Адояна (К-175) вышла из строя коробка передач.*Первый этап розыгрыша — гонки на Большой приз Монако — проходил на уличном кольце в г. Монте-Карло (так называемая «карусель» длиной 3145 м). Из шестнадцати стартовавших машин лишь 6 смогли пройти всю дистанцию (100 кругов — 314,5 километра). Вырвавшиеся со старта вперед Жан Вера наЧЕМПИОНАТ МИРА ПО МОТОКРОССУНа первом этапе розыгрыша чемпионата мира по мотоциклетному кроссу (он разыгрывается на мотоциклах с рабочим объемом цилиндров двигателей до 500 смЗ) победителем — и одновременно обладателем Большого приза Австрии — стал шведский спортсмен Лундин. Соревнования проходили близ Вены и ознаменовались ожесточенной борьбой между обладателем титула чемпиона мира бельгийцем Бэтеном и шведами Нильсеном и Лундиным. Бельгиец не выдержал напряжения борьбы, отстал и затем упал, в результате чего не смог участвовать во втором заезде. Первым на финише был Стен Лундин, прошедший дистанцию за 31.59.2 (любопытно, что ^этот результат оказался хуже времени Яромира Чижека, который за день до того, участвуя в розыгрыше чемпионата Европы, прошел ту же дистанцию на мотоцикле класса до 250 смЗ со временем 31.58,4). Во втором заезде Лундин проиграл Биллу Нильсену, но по общему зачету остался на первом месте. Второе место занял голландец Диркс. третье — бельгиец Скайлет и лишь четвертое — Нильсен. Зато на втором этапе розыгрыша — кроссе на Большой приз Швейцарии — Билл Нильсен сумел взять реванш и вышел на первое место. Соревнования проводились на 2-километровой трассе близ Женевы. Упорное сопротивление обоим шведам оказал англичанин Лес Арчер. но ему все же пришлось довольствоваться третьим местом. Второе место завоевал Стен Лундин, который стал, таким образом, лидером чемпионата мира. Начиная с третьего этапа — розыгрыша Большого приза Дании, — Лес Арчер уже более успешно борется за высокое звание чемпиона мира. Выиграв этот приз, он в блестящем стиле прошел на своем «Нортоне» также и дистанцию мотокросса в Майенне на Большой приз Франции. После четырех этапов лидерство в чемпионате мира перешло к Лесу Арчеру, набравшему 20 очков.ПОПРАВКА На второй странице журнала № 5 с. г. в верхней строке первой таблицы вместо выпавшего слова «мопеды» по вине типографии ошибочно напечатано «Мотоцикл 250». ПЕРВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ ФОРМУЛЫ «ЮНИОР» Накануне первого тура розыгрыша чемпионата мира в Монте-Карло на той же трассе, где было намечено проведение гонок автомобилей Iи II формулы на Большой приз Монако, впервые состоялись соревнования на автомобилях, построенных в соответствии с новой формулой «Юниор». В этих соревнованиях выявилось подавляющее преимущество конструкции, созданной итальянским инженером Стангеллини (см. «За рулем» Ms 6). Гонку выиграл выступавший на одной из таких машин швейцарский студент Михаил Май. известный нашим читателям по сиоему интересному изобретению — простейшей системе непосредственного впрыска бензина по капиллярам (см. «За рулем» Л» 3). Он прошел всю дистанцию (более 300 км) со средней скоростью 96,66 км/час.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИВ первом этапе розыгрыша первенства Европы по ралли — соревнованиях в Монако — приняли участие 3'23 экипажа. «Ралли Монте-Карло», как принято называть это соревнование, дало в этом году сенсационный результат — победителем оказался никому не известный французский спортсмен Кольбелон, выступавший на автомобиле «Ситроен»ИД 19. Хорошие места заняли также впервые участвующие в розыгрыше первенства Европы раллисты Германской Демократической Республики, прошедшие дистанцию на двух автомобилях «Вартбург» без штрафных очков. О напряженности этого соревнования свидетельствует то, что из 323 участвующих машин лишь 119 получили зачет и были допущены к дополнительным соревнованиям. Второй этап первенства Европы по ралли разыгрывался в Сицилии (так называемые «Ралли Сестриер») и привлек значительно меньше участников — 63 экипажа, нз которых только 19 были из других стран Европы. Соревнования прошли под знаком подавляющего преимущества итальянцев, занявших первые 8 мест. Победителями были Кастеллини и Фрискобальди, выступавшие на автомобилях «Фиат-Абарт», второе место заняли Пазе и Тозелли на автомобиле «Альфа-Ромео». В ряде европейских спортивных газет, и в частности в швейцарской «Аутомобиль-Ревю», сообщалось, что при судействе ралли «Сестриер» возникли большие разногласия из-за неспортивного поведения руководителей некоторых итальянских спортивных организаций, расставивших перед секретными пунктами контроля времени предупредительные знаки. Ралли «Великая Британия», намеченные на март в Англии, не состоялись, поэтому третьим этапом розыгрыша первенства явились проведенные в Голландии «Ралли тюльпанов». Эти соревнования ознаменовались довольно неожиданной победой английских спортсменов, занявших на автомобилях «Ягуар», «Триумф» и «Форд-зефир» первые три места. Победители «Ралли тюльпанов» — Д. Марлей, Е. Марлей и В. Геркок выступали в международных соревнованиях впервые. На второе место вышли опытные К. Балисат и А. Мэрвин.Рисунок М. Шульмейстера.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. Д ОЛМАТОВСКИЙ , Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (научный редактор), А. М . КОРМИЛИЦЫН, А. В. МЕШКОВСКИЙ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ. Оформление И. Л . Марголина. Корректор Н. И. Хайло. Художественно-технический редактор Л . В. Терентьева.Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 2 6 / 1 . Тел. К 4-60-02. Р укописи не возвращаются. Сдано в набор 10.VI.59 г. Бум. 60x92/8 2,25 бум. л. Г-53826 Тир. 125 000 экз. вклейка. Подп. Цена 3 руб. 3-я типография Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. 4,5 усл. печ. я. 8,5 уч.-изд. л. + 7.VII.59 г. Зак, 1148.