баков. Они не проанализировали графика движения участников по трассе и неправильно распределили порядок старта по классам машин. В результате позже стартовавшие гонщики на тяжелых машинах догнали на последних KB спортсменов, которые выступали на мо3 тоциклах в классах до 125 и 175 см и имели меньшие заданные скорости. Таким образом, свалка, запечатленная на фотографии, была предопределена еще до начала соревнования. В создавшейся обстановке судьи из Серпухова тт. Новоторцев и Куропаткин проявили полную растерянность и не смогли навести порядок. Еще хуже обстояло дело на КВ-5, где старший судья Насибулин (Уфа) вместо того, чтобы принять все меры к исправлению положения, просто-напросто спрятался в машине связи. Даже на заключительном этапе соревнований — кольцевой .онке, где, казалось бы, для судейства не было никаких помех, судьи на старте-финише (старший судья Кашкаров) не справлялись со своими обязанностями. Почти в каждом заезде 1—2, а то и3 гонщика шли лишний круг. Свою беспомощность судьи пытались компенсировать угрозами и неоправданными наказаниями. Мы не призываем к судейскому либерализму, однако, если первое объявление судейской коллегии, которое слышит спортсмен, заключается словами: «Участники, не явившиеся на совещание, будут сняты с соревнований!», это производит гнетущее впечатление. Глубоко возмутил всех участников поступок ростовского судьи Нелиды, который снял с дистанции спортсменку Г. Кротенке, не имея на то никаких прав и полномочий. Серьезные недочеты в работе судей Российской Федерации не случайны. За последнее время сборы судей не проводятся, итоги соревнований не анализируются. Происходит это, на наш взгляд, потому, что до сих пор не решен вопрос о создании республиканской коллегии судей по мотоспорту. Нельзя умолчать ио недостатках службы связи (начальник А. Бойко). В первый же день соревнований на всех KB отказали табельные автоматические часы, и это вызвало дополнительные осложнения на пунктах контроля времени. В заключение хрчется сказать о снаряжении участников соревнований. Довольно безотрадное зрелище представлял в этом отношении парад спортсменов. Каких только по качеству и покрою костюмов здесь не было! Очень неудобны для многодневок кожаные брюки и куртка. Тело спортсмена плохо вентилируется, во время дождя кожа намокает и действует, как согревающий компресс. Наиболее целесообразен легкий спортивный костюм из водоотталкивающей ткани. Образцы таких костюмов представлены два года назад, но до сих пор пошив их не организован. Мы рассказали о положительных И отрицательных итогах первой мотоциклетной спартакиады РСФСР. Нужно, чтобы руководители мотоспорта, спортсмены, тренеры, судьи Российской Федерации сделали серьезные выводы из этого состязания. П. РАЗЖИВИН, председатель тренерского совета мотоциклетной секции ЦАМК. Фото Л. БОРОДУЛИНА.НА ТРЕХ ТРАССАХВПЕРВЫЕ В РИГЕПервенство СССР по шоссейной кольцевой гонкеРижанам в этом году повезло. Не успели еще улечься страсти после международного мотокросса, а уже новое спортивное событие — первенство СССР по кольцевым гонкам 1959 года, проведенное в окрестностях города, привлекло внимание жителей латвийской столицы. Первенство СССР этого года «по кольцу» представляет большой интерес. Оно впервые проводится на трех трассахрижской, тартуской и таллинской и только на личное первенство. Победители определяются по наибольшей сумме очков, набранных в трех турах. Особенность нынешних соревнований заключается еще ив том, что участники могут выступать не только на отечественных мотоциклах, но также и на машинах стран народной демократии. Лучшие мотогонщики ДОСААФ, Советской Армии, «Трудовых резервов», «Буревестника», «Труда», «Калева» и «Даугавы» вышли на старт гонок. Среди участник ов — 6 заслуженных мастеров спорта, 100 мастеров спорта, 56 перворазрядников (7 колясочников имели второй разряд). Флаг соревнований подняли чемпионы страны 1958 года по шоссейно-кольцевым гонкам — заслуженный мастер спорта И. Озолина, мастера спорта А. Васин, Б. Иванов, Л. Кубасов, П. Густель, X. Аас, А. Лукоянов, В. Худорожков. Удастся ли им сохранить почетное звание? В первом заезде стартуют гонщики на мотоциклах класса до 125 см 3 . Вперед сразу вырывается Ю. Рандла («Трудовые резервы», Таллин), за ним идут армейцыдвухкратный чемпион СССР А. Васин и А. Савельев. Все они выступают на мотоциклах С-155, что в значительной мере уравнивает шансы. На протяжении семи кругов идет упорная борьба, исход которой решает отличная спортивная подготовка А. Васина: он первым пересекает линию финиша. Чемпион страны прошел дистанцию в 70 км (20 кругов) за 40 минут 12,6 секунды со средней скоростью 104,451 км/час. Не менее напряженно развивались события в заезде на мотоциклах класса до 175 см 3 . Возглавившего гонку мастера спорта В. Лаврентьева («Трудовые резервы») на 7-м круге обходит армеец А. Олейников, выступающий на мотоцикле собственной конструкции. Стартовав одним из последних, он обходит всех гонщиков и на 54 секунды раньше А. Сироткина, пришедшего вторым, пересекает линию финиша. В этом же заезде стартовали женщины. Среди них победила заслуженный мастер спорта И. Озолина (ЦСК МО), второй была москвичка В. Петрова («Трудовые резервы») и третьей рижанка В. Ошиня («Даугава»). Пятнадцать гонщиков выступало в -классе мотоциклов до 250 см 3 : двенадцать — на машинах Серпуховского ЦКЭБ, двое — на «Чезет-250» и один — на «Яве-250». Вначале трудно было определить лидера. Заслуженный мастер спорта армеец Н. Севостьянов, его одноклубник Н. Соколов, заслуженный мастер спорта Ю. Степанов («Труд», Ростов-на-Дону) попеременно вели гонку. На 12-м круге Н. Севостьянову удается вырваться вперед и до конца дистанции сохранить преимущество. Хронометр зафиксировал время — 38 минут 45 секунд. Это значит, что средняя скорость составила 108,387 км/час. Вторым на финише был рижский досаафовец В. Тягуненко и третьим — ветеран мотоспорта армеец В. Кулаков. На второй день состязались мотогонщики на мотоциклах с рабочим объемом до 350 см 3 . Это был первый заезд, где победил досаафовец — таллинский перворазрядник. К. Оопкауп. Каждый круг он проходил почти в равные отрезки времени со средней скоростью 115,49 км/час. Вторым пересек линию финиша Б. Агапитов («Труд», Ижевск) и третьим — досаафовец В. Ваадерпас. Заездом «неравных возможностей» можно назвать выступление мотоциклистов в классе машин до 500 см 3 . Удмуртские мотогонщики Л. Кубасов и В. Медведев выступали на экспериментальных мотоциклах Ижевского мотозавода и были вне конкуренции. Победитель в классе мотоциклов до 500 см3 ижевский спортсмен Леонид Кубасов проходит один из поворотов Рижской трассы. Фото Ж. ГРАУБИЦА.