По страницам зарубежных журналов библиографияНИ ПОСОБИЕ, НИ УЧЕБНИККстати сказать, и правила эти имеют в Всем известно, как велика нужда автокаждой области свои особенности, котолюбителей в хорошем пособии. Ведь не рые, конечно, нельзя предусмотреть в одсекрет, что за руль собственного автоной книге. Но допустим, что издательство мобиля часто садятся люди, профессия и авторы все-таки решили внести этот которых не имеет ничего общего с автомобильной. К сожалению, вышедшее нераздел в пособие. И в этом случае был необходим элементарный отбор. В самом давно «Пособие автолюбителя» (авторы Г. Е. Нагула, В. С. Калисский, А. И. Ман- деле, зачем автолюбителю знать «обязанности лиц, отвечающих за транспорт», зон. Гостехиздат УССР, Киев, 1958), или читать указание о том, что «...водина мой взгляд, не удовлетворяет требованиям широкого круга начинающих автели должны иметь путевой лист, перед каждым рейсом записывать в него...» томобилистов. и т. д. Авторы неправильно спланировали и Заняв правилами движения и описаподобрали материал. Совершенно излишнием общего устройства автомобиля 2/3 не включать в справочники и пособия книги, авторы самому важному и нужноописание общего устройства автомобиля. му разделу — «Проверка работы и регуВ пособии этот раздел занимает более лировка основных механизмов автомобиi/з книги и написан сухим, сложным и ля» отвели слишком скромное место. не всем понятным языком. Об этом гоНеудивительно, что материал этого раз' раздо лучше и полнее сказано в любом учебнике. Зато о самом главном—• типичдела не систематизирован, мало интересен в техническом отношении, беден по ных неисправностях и способах их устрасодержанию. нения — сказано очень мало. Приведу несколько примеров. О кривоТак, например, на стр. 26—27, где речь шипно-шатунном механизме в пособии идет об основных неисправностях газораспределительного механизма, расскасказано буквально пять строк — в какой последовательности затягивают гайки гозано только о двух неисправностях — плохом прилегании клапана к гнезду и ловки блока. В другом месте авторы рекомендуют проверять степень заряжено неполном открывании клапана. А разности аккумуляторной батареи нагрузочве других неисправностей в газораспреной вилкой, а плотность электролита — делительном механизме не бывает? ареометром. А что делать тем автолюНо дело и не только в этом. Посмотрите, как пишут авторы пособия: «Признабителям, у кого этих приспособлений нет? Список таких примеров, к сожалению, ком неполного открывания клапана слуможно было бы намного увеличить. Посожат стуки в двигателе и падение мощбие изобилует глаголами неопределенной ности» (!?). Вряд ли это что-нибудь говорит начинающему автолюбителю, котоформы — «залить», «замерить», «устранить», «проверить» и т. п., а как это сдерый совсем недавно сел за руль. лать — об этом авторы умалчивают. И далее: «Обнаруженные неисправноАвтолюбителям нужна хорошая спрасти следует устранить так: образоваввочная литература, дающая максимум шийся нагар удалить; клапаны, имеющие материала по ремонту, эксплуатации, незначительные раковины, притереть; переоборудованию автомобиля и изготовполоманную пружину заменить». Ну а лению несложных приспособлений для как это сделать? Об этом автолюбитель ухода и профилактики. Таким требовадолжен догадаться сам или справиться в ниям книга «Пособие автолюбителя» не изданиях, написанных более добросовестотвечает. Трудно сказать, чем руководными авторами. Совершенно неоправданным является ствовалось издательство, выпуская подобную книгу. включение в пособие правил уличного н. пынин, движения. Это только загромождает книавтолюбитель, член автомотоклуба. гу, так как правила движения выпущены отдельными изданиями в разных городах. ' Калинин.ПОКУПАТЕЛЬ НЕДОВОЛЕН«Что за человек — покупатель импортных автомобилей в США? Вокруг этой «персоны» до сих пор было немало толков и создано множество мифов», — пишет швейцарская газета «Аутомобиль ревю», к омментируя ревнивые попытки американских автомобильных концернов исказить действительные причин* роста спроса на европейские автомобили вСША . Газета приводит официальные результаты проведенного Союзом американс ких автомобильных торговцев опроса 10.000 лиц, к упивших за последние два года автомобили европейского производства. свете общего кризиса сбыта, приведшего к резкому сокращению производства автомобилей, этот рост импорта из европейских стран (в том числе из народной Чехословакии и ГДР) выглядит поистине зловеще для хозяев и руководителей американских автомобильных концернов. В поисках объяснений они и выдвинули целый ряд надуманных версий, которые, однако, лопнули, подобно мыльным пузырям , к ак только пришлив соприкосновение с действительностью. Прежде всего выяснилось, что европейские автомобили покупаютв США отнюдь не «легкомысленные» юноши голливудского типа или сезонные рабочие — к ак это пытались изобразить некоторые нью-йоркские газеты, получающие дотац ию от Форда и «Дженерал Моторс», — а главы семей, люди среднего возраста и относительно' в ысоких заработков. Из 4 230 покупателей , давших ответы на вопрос о своем «положении в семье», ву семьи» и лишь iz процентов пришлось на долю «членов. семей». По полученным статистическим данным, «средним покупателем» европейских автомобилей оказался 37-летний отец семейства с годовым доходом выше 8 000 долларов, и ными словами, к ак раз тот американец «средней упитанности » , с которым автомобильные концерны всегда связывали свои основные расчеты. Из всех опрошенных 37 процентов составляют представители интеллигенции, 23 процента — директора, руководители или владельцы различных контор и предприятий и лишь 13 процентов — квалифицированные рабочие. Развеян также миф о том. что европейские автомобили покупаются чаще всего, к ак «второй автомобиль з семье». 68 процентов покупателей перед тем , к аккупитьевропейскуюмашину , продали имевшуюся у них американскую . 86 процентов покупателей заявили, что и следующий автомобиль, к оторый они купят , будет европейским. 88 процентов ответивших мотивируютпокупку импортного автомобиля его экономичностью, 64 процента — лучшей маневренностью, особенно припаркировании (что становится вСША острой проблемой), 62 процента — меньшими эксплуат ационными расходами. Более половины всех опрошенных покупателей заявили, что они , разумеется, не покупали бы европейские автомобили, если бы в США «выпускалось чтолибо подобное». Опрос, проведенный Союзом американс ких автомобильных торговцев в связи с « у грожающим ростом импорта» европ ейских автомобилей, выявил фактичес киширокое мотивированное недовольство потребителей американской автомобильной продукцией.ПРАКТИКОЙ НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯВ книгах «Техника вождения автомобиля» С. Певзнера, «Индивидуальное обучение вождению автомобиля» И. Плеханова, С. Пампеля и других дается много ценных методических указаний. Но рекомендуемый прием переключения передач (рис. 1), на наш взгляд, не имеет практического значения. Он не облегчает работу водителя, не улучшает и чистоту включения. При включении скорости кончиками пальцев рука шофера находится как бы в висячем положении. А ведь автомобиль движется не только по ровному асфальтированному шоссе. При езде по плохой дороге ввиду тряски водителю не удается быстро и безошибочно взяться за головку рычага, так, как это рекомендуют авторы пособий. Кроме того, даже достаточно сильному человеку очень трудно переключать таким образом передачи на автомобилях средней и большой грузоподъемности, особенно при др liжении рычага вперед. Следовательно, рекомендуемый методистами способ захвата рычага необходимо пересмотреть и изменить с таким расчетом, чтобы после сдачи экзаменов в ГАИ водитель не выискивал новых способов переключения передач, а пользовался всю жизнь теми, которые он усвоил во время учебы. По-моему, значительно лучшим является положение руки на рычаге, показанное на рис. 2. И. САЗОНОВ, преподаватель автошколы. ст. Раздольное, Приморский край.МОПЕД «СИМСОН» В СШАЖурнал «Крайтфарцойгтехнин» сообщает о предстоящем экспорте в США мотороллеров и мопедов, в ыпускаемых народным предприятием Симеон в Зуле (ГДР). «На весенней ярмарке в Лейпциге все мы были свидетелями большого успеха малолитражных мотороллеров «Симеон КР-50» и мопедов «Симеон СР-П», — п и шет журнал . — Представители торговых фирм из Финляндии , Западной Герман ии , Голландии и Польши активно оформляли свои заказы на поставку этих машин . И все же сообщение о большом заказе, поступившем из США , явилось неожиданностью». Международное признание продукции народного предприятия Симеон свидетельствует о больших производственных успехах молодого коллектива этого предприятия,Рис. 1.Рис. Рис. 2.31