31
32
По страницам зарубежных журналов библиографияНИ ПОСОБИЕ, НИ УЧЕБНИККстати сказать, и правила эти имеют в Всем известно, как велика нужда автокаждой области свои особенности, котолюбителей в хорошем пособии. Ведь не рые, конечно, нельзя предусмотреть в одсекрет, что за руль собственного автоной книге. Но допустим, что издательство мобиля часто садятся люди, профессия и авторы все-таки решили внести этот которых не имеет ничего общего с автомобильной. К сожалению, вышедшее нераздел в пособие. И в этом случае был необходим элементарный отбор. В самом давно «Пособие автолюбителя» (авторы Г. Е. Нагула, В. С. Калисский, А. И. Ман- деле, зачем автолюбителю знать «обязанности лиц, отвечающих за транспорт», зон. Гостехиздат УССР, Киев, 1958), или читать указание о том, что «...водина мой взгляд, не удовлетворяет требованиям широкого круга начинающих автели должны иметь путевой лист, перед каждым рейсом записывать в него...» томобилистов. и т. д. Авторы неправильно спланировали и Заняв правилами движения и описаподобрали материал. Совершенно излишнием общего устройства автомобиля 2/3 не включать в справочники и пособия книги, авторы самому важному и нужноописание общего устройства автомобиля. му разделу — «Проверка работы и регуВ пособии этот раздел занимает более лировка основных механизмов автомобиi/з книги и написан сухим, сложным и ля» отвели слишком скромное место. не всем понятным языком. Об этом гоНеудивительно, что материал этого раз' раздо лучше и полнее сказано в любом учебнике. Зато о самом главном—• типичдела не систематизирован, мало интересен в техническом отношении, беден по ных неисправностях и способах их устрасодержанию. нения — сказано очень мало. Приведу несколько примеров. О кривоТак, например, на стр. 26—27, где речь шипно-шатунном механизме в пособии идет об основных неисправностях газораспределительного механизма, расскасказано буквально пять строк — в какой последовательности затягивают гайки гозано только о двух неисправностях — плохом прилегании клапана к гнезду и ловки блока. В другом месте авторы рекомендуют проверять степень заряжено неполном открывании клапана. А разности аккумуляторной батареи нагрузочве других неисправностей в газораспреной вилкой, а плотность электролита — делительном механизме не бывает? ареометром. А что делать тем автолюНо дело и не только в этом. Посмотрите, как пишут авторы пособия: «Признабителям, у кого этих приспособлений нет? Список таких примеров, к сожалению, ком неполного открывания клапана слуможно было бы намного увеличить. Посожат стуки в двигателе и падение мощбие изобилует глаголами неопределенной ности» (!?). Вряд ли это что-нибудь говорит начинающему автолюбителю, котоформы — «залить», «замерить», «устранить», «проверить» и т. п., а как это сдерый совсем недавно сел за руль. лать — об этом авторы умалчивают. И далее: «Обнаруженные неисправноАвтолюбителям нужна хорошая спрасти следует устранить так: образоваввочная литература, дающая максимум шийся нагар удалить; клапаны, имеющие материала по ремонту, эксплуатации, незначительные раковины, притереть; переоборудованию автомобиля и изготовполоманную пружину заменить». Ну а лению несложных приспособлений для как это сделать? Об этом автолюбитель ухода и профилактики. Таким требовадолжен догадаться сам или справиться в ниям книга «Пособие автолюбителя» не изданиях, написанных более добросовестотвечает. Трудно сказать, чем руководными авторами. Совершенно неоправданным является ствовалось издательство, выпуская подобную книгу. включение в пособие правил уличного н. пынин, движения. Это только загромождает книавтолюбитель, член автомотоклуба. гу, так как правила движения выпущены отдельными изданиями в разных городах. ' Калинин.ПОКУПАТЕЛЬ НЕДОВОЛЕН«Что за человек — покупатель импортных автомобилей в США? Вокруг этой «персоны» до сих пор было немало толков и создано множество мифов», — пишет швейцарская газета «Аутомобиль ревю», к омментируя ревнивые попытки американских автомобильных концернов исказить действительные причин* роста спроса на европейские автомобили вСША . Газета приводит официальные результаты проведенного Союзом американс ких автомобильных торговцев опроса 10.000 лиц, к упивших за последние два года автомобили европейского производства. свете общего кризиса сбыта, приведшего к резкому сокращению производства автомобилей, этот рост импорта из европейских стран (в том числе из народной Чехословакии и ГДР) выглядит поистине зловеще для хозяев и руководителей американских автомобильных концернов. В поисках объяснений они и выдвинули целый ряд надуманных версий, которые, однако, лопнули, подобно мыльным пузырям , к ак только пришлив соприкосновение с действительностью. Прежде всего выяснилось, что европейские автомобили покупаютв США отнюдь не «легкомысленные» юноши голливудского типа или сезонные рабочие — к ак это пытались изобразить некоторые нью-йоркские газеты, получающие дотац ию от Форда и «Дженерал Моторс», — а главы семей, люди среднего возраста и относительно' в ысоких заработков. Из 4 230 покупателей , давших ответы на вопрос о своем «положении в семье», ву семьи» и лишь iz процентов пришлось на долю «членов. семей». По полученным статистическим данным, «средним покупателем» европейских автомобилей оказался 37-летний отец семейства с годовым доходом выше 8 000 долларов, и ными словами, к ак раз тот американец «средней упитанности » , с которым автомобильные концерны всегда связывали свои основные расчеты. Из всех опрошенных 37 процентов составляют представители интеллигенции, 23 процента — директора, руководители или владельцы различных контор и предприятий и лишь 13 процентов — квалифицированные рабочие. Развеян также миф о том. что европейские автомобили покупаются чаще всего, к ак «второй автомобиль з семье». 68 процентов покупателей перед тем , к аккупитьевропейскуюмашину , продали имевшуюся у них американскую . 86 процентов покупателей заявили, что и следующий автомобиль, к оторый они купят , будет европейским. 88 процентов ответивших мотивируютпокупку импортного автомобиля его экономичностью, 64 процента — лучшей маневренностью, особенно припаркировании (что становится вСША острой проблемой), 62 процента — меньшими эксплуат ационными расходами. Более половины всех опрошенных покупателей заявили, что они , разумеется, не покупали бы европейские автомобили, если бы в США «выпускалось чтолибо подобное». Опрос, проведенный Союзом американс ких автомобильных торговцев в связи с « у грожающим ростом импорта» европ ейских автомобилей, выявил фактичес киширокое мотивированное недовольство потребителей американской автомобильной продукцией.ПРАКТИКОЙ НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯВ книгах «Техника вождения автомобиля» С. Певзнера, «Индивидуальное обучение вождению автомобиля» И. Плеханова, С. Пампеля и других дается много ценных методических указаний. Но рекомендуемый прием переключения передач (рис. 1), на наш взгляд, не имеет практического значения. Он не облегчает работу водителя, не улучшает и чистоту включения. При включении скорости кончиками пальцев рука шофера находится как бы в висячем положении. А ведь автомобиль движется не только по ровному асфальтированному шоссе. При езде по плохой дороге ввиду тряски водителю не удается быстро и безошибочно взяться за головку рычага, так, как это рекомендуют авторы пособий. Кроме того, даже достаточно сильному человеку очень трудно переключать таким образом передачи на автомобилях средней и большой грузоподъемности, особенно при др liжении рычага вперед. Следовательно, рекомендуемый методистами способ захвата рычага необходимо пересмотреть и изменить с таким расчетом, чтобы после сдачи экзаменов в ГАИ водитель не выискивал новых способов переключения передач, а пользовался всю жизнь теми, которые он усвоил во время учебы. По-моему, значительно лучшим является положение руки на рычаге, показанное на рис. 2. И. САЗОНОВ, преподаватель автошколы. ст. Раздольное, Приморский край.МОПЕД «СИМСОН» В СШАЖурнал «Крайтфарцойгтехнин» сообщает о предстоящем экспорте в США мотороллеров и мопедов, в ыпускаемых народным предприятием Симеон в Зуле (ГДР). «На весенней ярмарке в Лейпциге все мы были свидетелями большого успеха малолитражных мотороллеров «Симеон КР-50» и мопедов «Симеон СР-П», — п и ­ шет журнал . — Представители торговых фирм из Финляндии , Западной Герман ии , Голландии и Польши активно оформляли свои заказы на поставку этих машин . И все же сообщение о большом заказе, поступившем из США , явилось неожиданностью». Международное признание продукции народного предприятия Симеон свидетельствует о больших производственных успехах молодого коллектива этого предприятия,Рис. 1.Рис. Рис. 2.31 ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМПоскольку розыгрыш Большого приза США, который должен был быть официально включен в программу мирового чемпионата по гоночным автомобилям, Не состоялся, традиционные американские гонки на 500 миль в Индианополисе рассматриваются ив 1959 году как второй этап мирового чемпионата, хотя на результаты его они по-прежнему влияния не оказывают. И на этот раз гонки явились типично американским спортивным мероприятием, отмеченным печатью большого ажиотажа (из-за огромного денежного приза в сумме 300 000 долларов) и не привлекшим ни одного участника из-за границы. Стартовало 32 гонщика. Уже на первом . круге произошла авария с машиной Эдди Закса, перевернувшейся несколько раз через «голову». Это, однако. нисколько не ослабило темпа гонки. Вырвавшиеся вперед Томсон, Ратман, Флагерти и Уорд идут в сильной борьбе, причем Томсон, уступивший временно лидерство Ратману, вновь вырывается вперед. После прохождения 200 миль средняя скорость у этой лидирующей группы составила 220,094 км/час. Новая авария — на этот раз с гонщиком Леном Сутонсм — вынудила прервать гонку на... 5 минут. Затем опять бешеная скорость, причем Томсон проходит лучший круг со скоростью 233 км/час. Сильная жара сменилась проливным дождем, что еще более повысило опасность езды с такой скоростью, но гонки не были приостановлены. В результате новые аварии — столкновение МакГилла с Шеком Вейантом, пожар автомобиля Рэя Кроуфорда, налетевшего на стенку, вывих плеча у Гримма, неосторолшо высунувшегося на такой скорости из-за ветрового Щита, и т. д. В группе лидеров также произошла авария — Флагерти на прямом участке потерял управление автомобилем. Вперед вырвался Уорд, который уже не уступил лидерства преследовавшим его Ратману и Томсону и был на финише первым. Ратман пересек линию финиша всего на 23 секунды позднее. Из 3'2 стартовавших закончили гонку только 16 участников. Результат Уорда (218,6-1 км/час) явился новым рекордом трассы. Большой приз Голландии Третий этап розыгрыша чемпионата мира по гоночным автомобилям — гонки на Большой приз Голландии ознаменовались довольно неожиданной победой шведского гонщика Иоакима Бонньера. Гонки проходили в Зандвоорте на дистанции 315 км (75 кругов по 4,2 км) и привлекли более 40 000 зрителей. Бонньер показал себя очень хорошо уже на тренировке и поэтому стартовал в первом ряду, вместе со Стирлингом Моссом и Джеком Брэбхемом. Он сразу же захватил лидерство. Мосс держался первые 10 кругов, в некотором отдалении, но затем, последовательно обогнав всех, приблизился к лидерам. Сначала Мосс вынудил сдаться Брэбхема, который уступил ему второе место, а затем в течение 12 кругов преследовал Бонньера и сумел даже выйти на некоторое время вперед. Но затем в «Купере», на котором выступал Мосс, отказала коробка передач, и он сошел с дистанции. Технические неполадки были также и на всех автомобилях «Феррари»; шедшие на машинах этой фирмы Тони Брукс, Жан Бера и Филипп Хилл были вынуждены сойти с дистанции, а Алисой вышел лишь на 9-е место. Победитель гонок И. Бонньер, выступавший на английском автомобиле БРМ, прошел дистанцию со средней скоростью 150,406 км/час. На второе место вышел Джек Брэбхем, шедший на «Купере». Любопытно, что эти два спортсмена, а ' также Стирлинг Мосс прошли «лучший круг» с совершенно одинаковой скоростью — за 1 минуту 37,2 секунды (155,292 км/час). После трех этапов розыгрыша чемпионата мира впереди австралийский спортсмен Джек Брэбхем (14 очков). На втором месте — Уорд (9 очков), на третьем — Бонньер (8). далее — Брукс. Ратман (по 6 очков) и др.НОВЫЙ МИРОВОЙ РЕКОРД СКОРОСТИ НА ВОДЕ Известный английский гонщик, мировой рекордсмен Дональд Кэмпбэлл предпринял недавно новую попытку улучшить свой абсолютный мировой рекорд скорости на воде, установленный в прошлом году. Заезды производились на озере Конистон в Англии на реактивной гоночной лодке «Синяя птица». В одну сторону Кэмпбэлл прошел контрольный километр с небывалой еще на воде скоростью — 442,716 км/час. При заезде в обратную сторону, однако, Кэмпбэлл вынужден был дросселировать двигатель из-за поднявшейся поперечной волны и прошел дистанцию со скоростью 395,090 км/час, то есть ниже прошлогоднего достижения. Тем не менее результат, выведенный в среднем из двух заездов (418,990 км/час), значительно превышает показанную в прошлом году скорость (400 км/час) и является новым абсолютным мировым рекордом скорости на воде.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО МОТОКРОССУШестой тур розыгрыша первенства Европы по мотокроссу — Большой приз Польши — выиграл Яромир Чижек, который этой победой значительно укрепил свое положение лидера. Так же, как и на соревнованиях в Праге, он не стремился в первом заезде к первому месту и удовлетворился вторым, пропустив вперед шведа Тибблина. Во втором заезде, однако, он лидировал до линии финиша, в результате чего и добился общей победы и получения Большого приза Польши. В обоих заездах в лидирующую группу входили также чехословацкие гонщики Рон и Кмох, вышедшие в общем зачете на 2-е и 3-е места. Четвертым был швед Рикардссон и пятым — поляк Фрелих. Менее удачно сложился для Чижека седьмой тур розыгрыша _ кросс на Большой приз ФРГ. В обоих заездах он занял соответственно седьмое и девятое места: первенствовал же в обоих заездах Тибблин. Чехословацкий гонщик Я. Кмох в обоих заездах был четвертым, что обеспечило ему общее третье место в розыгрыше приза. Несмотря на неудачу в ФРГ, Яромир Чижек продолжает оставаться лидером турнира, набрав в общей сложности 28 очков (4, 8, 8. 8). На три очка меньше имеет Ярослав Кмох (6, 6. 3, 2, 4, 4), равно выступающий в чемпионате; третье место с 19 очками занимает англичанин Стонбридж, далее Рикардсон (15), Соучек (13), Рон и Дален (по 12), Тибблин (11).ПЕРВЕНСТВО МНРА ПО СПОРТИВНЫМ АВТОМОБИЛЯМАвтомобильные гонки «Тарга Флорио», традиционно проводящиеся с 1906 года на горных дорогах Сицилии, лишь впервые в прошлом году были включены в программу розыгрыша «Кубка конструкторов», то есть первенства мира по спортивным автомобилям. Соревнования 1959 года на этой трассе, являющиеся вторым этапом розыгрыша первенства мира, ознаменовались большой неудачей фирмы «Феррари», все четыре экипажа которой (Бера и Брукс, Хилл и Гендебьен, Гурней и Алисой на трехлитровых машинах и Кабианка — Скарлати на двухлитровой машине) потерпели жестокое поражение. Тяжелые испытания этой гонки лучше всего выдержали автомобили «Порше», хотя и среди них был отсев. Так, шедшие впереди в течение всей гонки И. Бонньер и Б. Трипе были вынуждены в 20 км от финиша сойти с дистанции. из-за поломки дифференциала. Победа благодаря этому досталась Э. Барту и Г. Зейделю, прошедшим всю дистанцию со средней скоростью 91,310 км/час. Следующие два места заняли также спортсмены, выступавшие на автомобилях «Порше». Третьим этапом розыгрыша первенства мира по спортивным автомобилям были 1000-километровые гонки на Нюрбургском кольце (ФРГ). Эти гонки прошли с преимуществом Стирлинга Мосса, показавшего на автомобиле «АстонМартин» высокое личное мастерство. Благодаря успешному старту Мосс, имевший далеко не лучшее тренировочное время, уже к третьему кругу шел с отрывом от ближайшего конкурента в 30 секунд. В дальнейшем он никому не уступил лидерства и, проведя за рулем 37 кругов из 44, уверенно привел машину к финишу (его напарником был Джек Фэрман). На второе и третье места вышли Гендебьен—Хилл и Брукс—Бера, выступавшие на автомобилях «Феррари» (модель «Теста Роса»), Американцы Гурней и Алиссн, также шедшие на «Феррари», были вынуждены уступить четвертое место спортсменам «Порше» — Герману и Маглиоли, которые оказались также победителями в своем классе (до 2000 см3). После 3' туров лидирует фирма «Порше» (15 очков), на втором месте — «Феррари» (14 очков), затем «Астон-Мартин» (8 очков) и «Мазерати» (2 очка).НОВЫЕВ конце мая на автостраде близ Милана известный итальянский спортсмен Джино Кавана предпринял ряд удачных попыток улучшить международные рекорды скорости на автомобилях собственной конструкции с рабочим 3объемом цилиндров двигателя до 250 см . В заезде на дистанцию 1 км со стартом с хода Кавана развил скорость 232,108 км/час, что превышает не только существующий до сих пор рекорд скорости в классе до 250 см 3 , но и реР ЕКОРДЫкорд в классе 350 см 3 . С еще лучшим результатом Кавана прошел 1 милю — он развил скорость 232,116 км/час. Побиты рекорды на те же дистанции ив заездах со стартом с места. Так, 1 км со стартом с места Кавана прошел со скоростью 126,715 км/час. а 1 милю — со скоростью 146,599 км/час. Эти результаты превышают также соответствующие рекорды в классе до 350 см 3 .Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ {главный редактор), А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (научный редактор), А. М. КОРМИЛИЦЫН, А. В. МЕШКОВСКИИ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ. Корректор Н. И. Хайло. Художественно-технический редактор Л . В. Терентьева.Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 4-60-02. Рунописи не возвращаются. Сдано в набор 11.VII.59 г. Бум. 60X92/8 2,25 бум. л. 4.5 усл. печ. л. 3,5 уч.-изд. л. + вклейка. Цена 3 руб. Г-53959 Тир. 125 000 экз. 3-я типография Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. Подп. к печ. 1.VIII.59 г. Зак. 1181.