Недавно из поездки вКитайскую Народную Республику, отмечающую 1 октября 10-летие со дня своего провозглашения, возвратилась большая группа советских мотоциклистов. Мы попросили членов делегации поделиться своими впечатлениями о пребывании в великой братской стране В этом номере публикуются статьи руководителя делегации Н Телегина и чемпиона СССР по мотоспорту Б. Панферова, в следующем номере журнала будут помещены заметки заслуженного мастера спорта А. Силкина и мастера спорта Н. Михайлова. ' FМОЛОДОЙ СПОРТ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫНаш ТУ-104 приземлился на пекинскомаэродроме , и мы, еще не успев ступить на землю , попадаем в обстановку сердечности лдружбы . М ы — это группа советских мотоциклистов, п ри глашенных в Китай Народнымоборонноспортивным обществом КНР, или, как его сокращенно называют, Н ОСО . Среди встречающих и наши старые знакомые — участники международных соревнований вМосквеиЛенинграде Чжан Хуа-тан, Пан Чжи-цзе, Ф ан Ваньхай. По дорогев гостиницу узнаем : в Пекин съехались мотоциклисты со всех 24 китайских провинций — более ста человек. Нам предстоит поделиться с ними опытомтренировоки подготовки техники, выступить в товарищеских соревнованиях. Двадцать пять дней провели мысре ди китайских товарищей, испытывая все это время чувство большого душевного подъема. Радушные хозяева познакоми ли нас сжизнью своей страны. Надо знать недавнее прошлое Китая, чтобы по-настоящему оценить все новое, что встречается здесь на каждом шагу. О дним из ярких проявлений этого нового является приобщение многих миллионов трудящихся к занятиям физической культурой испортом . О собен но поразил нас размах и развитие мото циклетного спорта в стране. Китайцы называют мотоцикл «железным конем». Он пришел сюда вместе с Народно-освободительной армией .В Китае сейчас ведется огромное строительство — с ооружаются сотни заводов, фабрик, электростанций, ш ирокое кооперативное движение охватило дер евню . Это требует огромных затрат. И все же государство находит средства на развитие мотоциклетного спорта. Китайская промышленность наладила выпуск мотоциклов . Большое количество машин закупается в Чехословакии, СССР, Венгрии и других странах. Это создает самые широкиевозможности для овладения мототехникой. Руководит мотоциклетным спортом Народноеоборонно - с портивное общество. Оно имеет свои низовые организац ии — к омитеты — на всех предприятиях, в народных коммунах , учебных заведениях. Комитеты, представляющие собой основу НОСО , отвечают за развитие всех военно-прикладных видов спор та, в том числе имотоциклетного . Председатель Народного оборонноспортивного общества генерал Ли Да предоставил нам возможностьознако миться с работой низовых организаций НОСО на радиоламповомиШадиншанскомметаллургическом заводах, в Пек инском университете иГорном институте, в коммуне «Синличжунь» под Тяньцзином, на текстильной фабрике и авторемонтном заводе. И везде мы встречали молодежь , л ю б ящуюизнающую мотоциклетный спорт. Товарищ Мао Дзэ-дун несколько лет назад выразил от имени Коммунисти ческой партии три пожелания молоде ж и , к оторые известны в Китае под названием «Три хорошо ! » : х орошо закаляться физически, х орошо трудиться ихорошо учиться. Народное оборонно спортивное общество помогает молоде ж и претворить эти пожелания вжизнь . Мотоциклетные секции комитетов НОСОорганизуют обучение мотоцикли стов, начиная с первоначального курса вожденияи кончая подготовкой разрядников. Из лучших мотоциклистов секцииформируютсякоманды , к оторые выступают на различных соревнованиях. Наиболее крупные первичные органи зации НОСОрегулярно проводят свои внутренние соревнования, спартакиады, показательные выступления мотоспортсменов. Знакомясь с работой комитетов НОСО , м ы обратили внимание на то, что, как правило, каждая низовая организация имеет для тренировочных занятий специальный стадион с искусственными пре пятствиями в виде рвов, земляных валов, трамплинов, мостов идр . Большое впечатление произвело нанас посещение радиолампового завода. Комитет НОСО на этом предприятии — один из лучших в Пекине. На заводе мы задержались до конца дневной смены . После сигнала, возвестившего оконцерабочего дня, м ногиеюношиидевушки направились в заводс койДворецспорта , на спортивные площадки. М ы последовали за ними. На занятиях мотоциклетной секции было более 20 спортсменов на машинах разных классов. П рограмматренировки включала езду спреодолением искусственных препятствий — рвов, трамплинов и др., езду по кругус акробатичес киминомерами . По команде тренера мотоциклисты вставали ногой на си денье и, вытянув вверх другую ногу, п родолжали двигаться. Еще одно упраж нение заключалось а том, что мотоцик лист должен был вести машину, присев на подножке . Спортсмены на трехко лесных мотоциклах разучивали интересный номер : в резко наклоненном полож ении мотоцикла колясочник на ходу должен снять колесо с коляски и затем быстро поставить его на место. М ы подошли круководителю занятий. Разговорились. Общественный тренер Ван Бао-лан — лучшая мотоспортсменка завода и одна из сильнейших в Китае. Она победительница в соревнованиях покроссу среди столичных гонщиц , второй призер первенства страны. В другой низовой организации НОСО — Горного института — нам показали больш ой список студентов, и зучающих устройство мотоцикла. Наплыв вмото циклетную секцию так велик, что прини мают туда только наиболее успевающих. В вузе созданы все условия, чтобы мотоциклетный спорт был массовым. Силами общественности построены учебные классы и мастерские. На территории института сооруженмотодром , где про водятся регулярные тренировки . Как мы убедились, о дним из главных условий широкого развития мотоспорта в Китае является наличие достаточного количества техники в комитетах НОСО . Председатель Народного оборонноспортивного общества Пекина т. Л о Венфан, с которыммы имели продолжительную беседу, рассказал, что поступающая в Общество техника в основн ом направляется в низовые организации. А втомотоклубы подготавливают инстр укторови тренеров-общественников, готовят спортсменов к получению спор тивных разрядов — ю ношеского , третьего, в торого , п ервогои мастера спорта. Сборные командыгородови провинций,8 ф ормируемыеиз лучших мотогонщиков коллективов предприятий и вузов, трен ируютсяв автомотоклубах. Здесь же подготавливают и судей-общественников по автомотоспорту. Наивысшее суд ейское звание — судья республики , з а т ем —. п ервой , второй и третьей категории. Всем спортсменам - р азрядникамисудьям выдаются соответствующие удо стоверения изначки . (Лы осмотрелитакже Центральный автомотоклуб, р асположенныйвПекине . С-образное здание с асфальтированн ойплощадкойв середине, гараж, п ро с торные классы. Неподалеку — о горо ж енноеземляноеполе , г де обучают вождению . Условия для занятий — сам ые благоприятные. Правда, е ще не хватает оборудования для мастерских и учебных классов, но оно постепенно при обретается. А втомотоклубы созданы >во всех про винциях ивкрупныхгородах КНР. Не будет преувеличением сказать, что мотоциклетный спорт в Китае стал од н им из любимых . В октябре , к огда страна будет отмечать 10-летие КитайскойНародной Республики, состоится Всекитайская спартакиада. В программу ее включены соревнования по 42 видам спорта, в том числе и военно-прикладн ым : планерному, п арашютному , м ото ц иклетному , с трелковому , радио, м ор с комуи авиационному моделизму . В Китае восновном культивируются кроссыи шоссейные кольцевые гонки . П о этим видам соревнований разыгрываются первенства городов , п ровинцийиреспублики . М ы присутствовали на крос се мотоциклистов Народно-освободительной армии Китая. Никто из нас неожидал увидеть такуюсложную трассу со множеством холмов, крутых подъемов испусков . А рмейскиегонщикисме ло и уверенно преодолевали препятствия. Правила соревнований здесь несколь к о отличаются от наших, особенно это касается порядка старта. С портсмены стоят в трех метрах от стартовой линии, а мотоциклыв это времядержатпред ставители судейской коллегии. По команде судьи на старте гонщикигруп пами по 6—8 человек подбегаюткмо т оциклам , заводят их 'и стартуют. Такие старты даютчерезкаждые 20—30 сек унд , в каждом классе мотоциклов . Во Всекитайской спартакиаде должны участвовать команды мотоциклистов 24 провинций, а также Пекина, Шанхая и Народно-освободительной армии. К аж дая командабудет состоять из спортсм енов , выступающих на Мотоциклах трех классов. Чтобы лучше подготовиться к этому крупнейшему мотоциклетному соревнованию, руководители НОСО устроили сбортренеров , механиков и ведущих спортсменов. В работе этого сбора при няла участие игруппа советских спортсменов. С механиками проводили занятия зас луженный мастер спорта А. Силкин и 2. «За рулем» № 8.мастер спорта Н. Михайлов. Занятиями тренеров и спортсменов руководил мастер спорта В. Л укини заслуженный мастер спорта В. Кулаков. С портсмены Б. Панферов, А. Савельев, А. Платыч, А. Л еонови П. Н ежутин показывали ки тайским гонщикамприемы вождения мотоцикловвсложных условиях. После каждогодня подводились итоги. И всякий раз китайские товарищи от души благодарили нас за оказаннуюпо м ощь . В том , что наши старания принесли плоды , м ы убедились на совместных выступлениях, в которых китайские спортсмены показали хорошие результаты. О б этих выступлениях следует сказать особо . Первое такое выступление состоялось 10 мая на Наныоанскомаэродромев районе Пекина. Здесь была сделана им провизированная шоссейно-кольцевая трасса сомногимиповоротами . Н есмотря на то, что из Пекина доаэродроманужно ехать 20 километров , посмотреть соревнования собралось бо лее 20 тысяч зрителей. О нибурнопри ветствовали советских гонщиков . На со ревнованиях присутствовал заместитель премьера Государственного совета КНР товарищ Бо Ти-бо и председатель НОСО генерал ЛиДа . Вначале стартовали все наши гонщики , затем — китайские спортсмены. Большой интерес у местных любителей мотоспорта вызвало выступление заслуженного мастера спорта В. Кулакова и мастера спорта В. Платыча на специальных спортивных мотоциклах Ирбитского завода, с обтекателями 3 (класс до 500 см ). ". Отличный результат в гонках показал мастер спорта Б. Панферов. На мото ц иклев классе 125 см3он достиг более высокойскорости , ч ем все участники на 33 мотоциклах 175 сми 250 см . Второе наше выступление было по кроссу , и состоялось онов районе Ла онаш, в 25 км от Пекина. В нем участвовали 6 советских и 30 китайских крос систов. Трасса длиной 48 км проходила покаменистому грунту и сыпучему песк уи имела большое количество подъемов испусков . Наши спортсмены финишировали пер в ыми , но борьба на дистанции в ряде случаев была очень острой . Достаточно сказать, что китайский спортсмен Не Цзинь-тин на мотоцикле «Ява» в классе 350 см3 пришел к финишу только на 12 секундпозже П. Нежутина. К россмена . м ивысокого класса показали себя такж еМаоЦзэ - ц оуи Не Дин-день. Среди зрителей был председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей товарищ ЧжуДэ . После окончания со ревнований т. Ч жуДэ поздравил советских спортсменов схорошим выступлением. ' Третья и последняя наша встреча про ходила в Тяньцзине, г девближайшеевремя начнется строительство мотоци клетного завода.Трасса шоссейной кольцевой гонки проходила по аэродрому . К аки на пер вых соревнованиях, л учшеевремяв своих классах машин показали В. Платыч и Б. Панферов. На мотоциклах3 350 см нашим спортсменамА . Л еоновуи П. Н ежутину пришлось вести упорнуюборьбусгонщиками КНР. Во время пребывания в Китае советс киемотоциклисты постоянно ощущали внимание и заботу. Китайские газеты по святили ряд статей и отчетов выступлен иям наших спортсменов . П оездкавКитайскуюНародную Респ ублику оставила незабываемое впечатление. Она еще больше укрепиладруж б умежду спортсменами великих братских народов. Н. ТЕЛЕГИН, руководитель делегации. Председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей тов. Чжу Дэ и его супруга с увлечением следили за выступлениями советских и китайских спортсменовМастер спорта В. Лукин показывает, как лучше брать старт.Заслуженный мастер спорта А. Силкин среди китайских спортсменов.9