Недавно из поездки вКитайскую Народную Республику, отмечающую 1 октября 10-летие со дня своего провозглашения, возвратилась большая группа советских мотоциклистов. Мы попросили членов делегации поделиться своими впечатлениями о пребывании в великой братской стране В этом номере публикуются статьи руководителя делегации Н Телегина и чемпиона СССР по мотоспорту Б. Панферова, в следующем номере журнала будут помещены заметки заслуженного мастера спорта А. Силкина и мастера спорта Н. Михайлова. ' FМОЛОДОЙ СПОРТ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫНаш ТУ-104 приземлился на пекинскомаэродроме , и мы, еще не успев ступить на землю , попадаем в обстановку сердечности лдружбы . М ы — это группа советских мотоциклистов, п ри ­ глашенных в Китай Народнымоборонноспортивным обществом КНР, или, как его сокращенно называют, Н ОСО . Среди встречающих и наши старые знакомые — участники международных соревнований вМосквеиЛенинграде Чжан Хуа-тан, Пан Чжи-цзе, Ф ан Ваньхай. По дорогев гостиницу узнаем : в Пекин съехались мотоциклисты со всех 24 китайских провинций — более ста человек. Нам предстоит поделиться с ними опытомтренировоки подготовки техники, выступить в товарищеских соревнованиях. Двадцать пять дней провели мысре ­ ди китайских товарищей, испытывая все это время чувство большого душевного подъема. Радушные хозяева познакоми ­ ли нас сжизнью своей страны. Надо знать недавнее прошлое Китая, чтобы по-настоящему оценить все новое, что встречается здесь на каждом шагу. О дним из ярких проявлений этого нового является приобщение многих миллионов трудящихся к занятиям физической культурой испортом . О собен ­ но поразил нас размах и развитие мото ­ циклетного спорта в стране. Китайцы называют мотоцикл «железным конем». Он пришел сюда вместе с Народно-освободительной армией .В Китае сейчас ведется огромное строительство — с ооружаются сотни заводов, фабрик, электростанций, ш ирокое кооперативное движение охватило дер евню . Это требует огромных затрат. И все же государство находит средства на развитие мотоциклетного спорта. Китайская промышленность наладила выпуск мотоциклов . Большое количество машин закупается в Чехословакии, СССР, Венгрии и других странах. Это создает самые широкиевозможности для овладения мототехникой. Руководит мотоциклетным спортом Народноеоборонно - с портивное общество. Оно имеет свои низовые организац ии — к омитеты — на всех предприятиях, в народных коммунах , учебных заведениях. Комитеты, представляющие собой основу НОСО , отвечают за развитие всех военно-прикладных видов спор ­ та, в том числе имотоциклетного . Председатель Народного оборонноспортивного общества генерал Ли Да предоставил нам возможностьознако ­ миться с работой низовых организаций НОСО на радиоламповомиШадиншанскомметаллургическом заводах, в Пек инском университете иГорном институте, в коммуне «Синличжунь» под Тяньцзином, на текстильной фабрике и авторемонтном заводе. И везде мы встречали молодежь , л ю ­ б ящуюизнающую мотоциклетный спорт. Товарищ Мао Дзэ-дун несколько лет назад выразил от имени Коммунисти ­ ческой партии три пожелания молоде ­ ж и , к оторые известны в Китае под названием «Три хорошо ! » : х орошо закаляться физически, х орошо трудиться ихорошо учиться. Народное оборонно спортивное общество помогает молоде ­ ж и претворить эти пожелания вжизнь . Мотоциклетные секции комитетов НОСОорганизуют обучение мотоцикли ­ стов, начиная с первоначального курса вожденияи кончая подготовкой разрядников. Из лучших мотоциклистов секцииформируютсякоманды , к оторые выступают на различных соревнованиях. Наиболее крупные первичные органи ­ зации НОСОрегулярно проводят свои внутренние соревнования, спартакиады, показательные выступления мотоспортсменов. Знакомясь с работой комитетов НОСО , м ы обратили внимание на то, что, как правило, каждая низовая организация имеет для тренировочных занятий специальный стадион с искусственными пре ­ пятствиями в виде рвов, земляных валов, трамплинов, мостов идр . Большое впечатление произвело нанас посещение радиолампового завода. Комитет НОСО на этом предприятии — один из лучших в Пекине. На заводе мы задержались до конца дневной смены . После сигнала, возвестившего оконцерабочего дня, м ногиеюношиидевушки направились в заводс койДворецспорта , на спортивные площадки. М ы последовали за ними. На занятиях мотоциклетной секции было более 20 спортсменов на машинах разных классов. П рограмматренировки включала езду спреодолением искусственных препятствий — рвов, трамплинов и др., езду по кругус акробатичес киминомерами . По команде тренера мотоциклисты вставали ногой на си ­ денье и, вытянув вверх другую ногу, п родолжали двигаться. Еще одно упраж ­ нение заключалось а том, что мотоцик ­ лист должен был вести машину, присев на подножке . Спортсмены на трехко ­ лесных мотоциклах разучивали интересный номер : в резко наклоненном полож ении мотоцикла колясочник на ходу должен снять колесо с коляски и затем быстро поставить его на место. М ы подошли круководителю занятий. Разговорились. Общественный тренер Ван Бао-лан — лучшая мотоспортсменка завода и одна из сильнейших в Китае. Она победительница в соревнованиях покроссу среди столичных гонщиц , второй призер первенства страны. В другой низовой организации НОСО — Горного института — нам показали больш ой список студентов, и зучающих устройство мотоцикла. Наплыв вмото ­ циклетную секцию так велик, что прини ­ мают туда только наиболее успевающих. В вузе созданы все условия, чтобы мотоциклетный спорт был массовым. Силами общественности построены учебные классы и мастерские. На территории института сооруженмотодром , где про ­ водятся регулярные тренировки . Как мы убедились, о дним из главных условий широкого развития мотоспорта в Китае является наличие достаточного количества техники в комитетах НОСО . Председатель Народного оборонноспортивного общества Пекина т. Л о Венфан, с которыммы имели продолжительную беседу, рассказал, что поступающая в Общество техника в основн ом направляется в низовые организации. А втомотоклубы подготавливают инстр укторови тренеров-общественников, готовят спортсменов к получению спор ­ тивных разрядов — ю ношеского , третьего, в торого , п ервогои мастера спорта. Сборные командыгородови провинций,8 ф ормируемыеиз лучших мотогонщиков коллективов предприятий и вузов, трен ируютсяв автомотоклубах. Здесь же подготавливают и судей-общественников по автомотоспорту. Наивысшее суд ейское звание — судья республики , з а ­ т ем —. п ервой , второй и третьей категории. Всем спортсменам - р азрядникамисудьям выдаются соответствующие удо ­ стоверения изначки . (Лы осмотрелитакже Центральный автомотоклуб, р асположенныйвПекине . С-образное здание с асфальтированн ойплощадкойв середине, гараж, п ро ­ с торные классы. Неподалеку — о горо ­ ж енноеземляноеполе , г де обучают вождению . Условия для занятий — сам ые благоприятные. Правда, е ще не хватает оборудования для мастерских и учебных классов, но оно постепенно при ­ обретается. А втомотоклубы созданы >во всех про ­ винциях ивкрупныхгородах КНР. Не будет преувеличением сказать, что мотоциклетный спорт в Китае стал од ­ н им из любимых . В октябре , к огда страна будет отмечать 10-летие КитайскойНародной Республики, состоится Всекитайская спартакиада. В программу ее включены соревнования по 42 видам спорта, в том числе и военно-прикладн ым : планерному, п арашютному , м ото ­ ц иклетному , с трелковому , радио, м ор ­ с комуи авиационному моделизму . В Китае восновном культивируются кроссыи шоссейные кольцевые гонки . П о этим видам соревнований разыгрываются первенства городов , п ровинцийиреспублики . М ы присутствовали на крос ­ се мотоциклистов Народно-освободительной армии Китая. Никто из нас неожидал увидеть такуюсложную трассу со множеством холмов, крутых подъемов испусков . А рмейскиегонщикисме ­ ло и уверенно преодолевали препятствия. Правила соревнований здесь несколь ­ к о отличаются от наших, особенно это касается порядка старта. С портсмены стоят в трех метрах от стартовой линии, а мотоциклыв это времядержатпред ­ ставители судейской коллегии. По команде судьи на старте гонщикигруп ­ пами по 6—8 человек подбегаюткмо ­ т оциклам , заводят их 'и стартуют. Такие старты даютчерезкаждые 20—30 сек унд , в каждом классе мотоциклов . Во Всекитайской спартакиаде должны участвовать команды мотоциклистов 24 провинций, а также Пекина, Шанхая и Народно-освободительной армии. К аж ­ дая командабудет состоять из спортсм енов , выступающих на Мотоциклах трех классов. Чтобы лучше подготовиться к этому крупнейшему мотоциклетному соревнованию, руководители НОСО устроили сбортренеров , механиков и ведущих спортсменов. В работе этого сбора при ­ няла участие игруппа советских спортсменов. С механиками проводили занятия зас луженный мастер спорта А. Силкин и 2. «За рулем» № 8.мастер спорта Н. Михайлов. Занятиями тренеров и спортсменов руководил мастер спорта В. Л укини заслуженный мастер спорта В. Кулаков. С портсмены Б. Панферов, А. Савельев, А. Платыч, А. Л еонови П. Н ежутин показывали ки ­ тайским гонщикамприемы вождения мотоцикловвсложных условиях. После каждогодня подводились итоги. И всякий раз китайские товарищи от души благодарили нас за оказаннуюпо ­ м ощь . В том , что наши старания принесли плоды , м ы убедились на совместных выступлениях, в которых китайские спортсмены показали хорошие результаты. О б этих выступлениях следует сказать особо . Первое такое выступление состоялось 10 мая на Наныоанскомаэродромев районе Пекина. Здесь была сделана им ­ провизированная шоссейно-кольцевая трасса сомногимиповоротами . Н есмотря на то, что из Пекина доаэродроманужно ехать 20 километров , посмотреть соревнования собралось бо ­ лее 20 тысяч зрителей. О нибурнопри ­ ветствовали советских гонщиков . На со ­ ревнованиях присутствовал заместитель премьера Государственного совета КНР товарищ Бо Ти-бо и председатель НОСО генерал ЛиДа . Вначале стартовали все наши гонщики , затем — китайские спортсмены. Большой интерес у местных любителей мотоспорта вызвало выступление заслуженного мастера спорта В. Кулакова и мастера спорта В. Платыча на специальных спортивных мотоциклах Ирбитского завода, с обтекателями 3 (класс до 500 см ). ". Отличный результат в гонках показал мастер спорта Б. Панферов. На мото ­ ц иклев классе 125 см3он достиг более высокойскорости , ч ем все участники на 33 мотоциклах 175 сми 250 см . Второе наше выступление было по кроссу , и состоялось онов районе Ла онаш, в 25 км от Пекина. В нем участвовали 6 советских и 30 китайских крос систов. Трасса длиной 48 км проходила покаменистому грунту и сыпучему песк уи имела большое количество подъемов испусков . Наши спортсмены финишировали пер ­ в ыми , но борьба на дистанции в ряде случаев была очень острой . Достаточно сказать, что китайский спортсмен Не Цзинь-тин на мотоцикле «Ява» в классе 350 см3 пришел к финишу только на 12 секундпозже П. Нежутина. К россмена . м ивысокого класса показали себя такж еМаоЦзэ - ц оуи Не Дин-день. Среди зрителей был председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей товарищ ЧжуДэ . После окончания со ­ ревнований т. Ч жуДэ поздравил советских спортсменов схорошим выступлением. ' Третья и последняя наша встреча про ­ ходила в Тяньцзине, г девближайшеевремя начнется строительство мотоци ­ клетного завода.Трасса шоссейной кольцевой гонки проходила по аэродрому . К аки на пер ­ вых соревнованиях, л учшеевремяв своих классах машин показали В. Платыч и Б. Панферов. На мотоциклах3 350 см нашим спортсменамА . Л еоновуи П. Н ежутину пришлось вести упорнуюборьбусгонщиками КНР. Во время пребывания в Китае советс киемотоциклисты постоянно ощущали внимание и заботу. Китайские газеты по ­ святили ряд статей и отчетов выступлен иям наших спортсменов . П оездкавКитайскуюНародную Респ ублику оставила незабываемое впечатление. Она еще больше укрепиладруж ­ б умежду спортсменами великих братских народов. Н. ТЕЛЕГИН, руководитель делегации. Председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей тов. Чжу Дэ и его супруга с увлечением следили за выступлениями советских и китайских спортсменовМастер спорта В. Лукин показывает, как лучше брать старт.Заслуженный мастер спорта А. Силкин среди китайских спортсменов.9