14
15
16
Больше внимания соревнованиям индивидуальных владельцев автомобилей.—Есть все возможности сделать ралли массовым видом спорта.—Какой город дальше от Кавказа — Таллин или Орджоникидзе?—Приз журнала «За рулем»—у рентгенотехника В. Н. Соколоваапыленная машина вынырнула из-за поворота и, не останавливаясь перед желтым флагом, проехала к судейскому столику. Хотя водитель приехал явно без запаса времени, но, выскочив из машины и протягивая судьям маршрутную карту, он не удержался от того, чтобы не поделиться с ними своими впечатлениями: — Красота-то какая! Еще лучше, чем в ралли «Севастополь»! Этот эпизод из проведенных в конце июля всесоюзных ралли «Кавказ» очень хорошо подчеркивает ту преемственность, которая, безусловно, имела место между двумя названными соревнованиями. И не только потому, что в пейзажах Кавказа много общего с красотами Крыма, а степные дороги, приводящие от Пятигорска к горным серпантинам Теберды, напоминают заключительные этапы ралли «Севастополь». Основная и самая важная черта обоих соревнований состоит в том, что они были организованы специально для индивидуальных владельцев машин, автомобилистов-любителей. Автомобилей в нашей стране сотни тысяч; это значит, что соревнования типа ралли лежат на главном направлении развития отечественного автомобильного спорта и требуют пристального внимания со стороны организаций нашего обороннопатриотического Общества. Необходимо изучать и анализировать опыт проведения таких соревнований, разнообразить их формы, искать пути наиболее широкого привлечения участников с тем, чтобы превратить ралли в истинно массовый вид спорта.ЗШАГ ВПЕРЕДВо многих отношениях ралли «Кавказ» явились более серьезным спортивным мероприятием, чем ралли «Севастополь». Если в мае речь шла о соревнованиях, проводимых в рамках агитационно-туристского пробега, то участники ралли «Кавказ» приехали в Пятигорск специально из Москвы, Таллина, Риги, Куйбышева, 'Баку, Киева и Таганрога, уже проделав самостоятельно дальние пробеги, порой по весьма напряженному графику. Трасса ралли проходила по равнинным и горным автомобильным дорогам Северного и Центрального Кавказа, а программа соревнований предусматривала не только гораздо более жесткий скоростной режим, но и целый ряд трудных скоростных состязаний (гаревая дорожка, подъем на холм, фигурное вождение), которые были на этот разне дополнительными,' как обычно, а основными, входившими в зачет наравне с дорожными соревнованиями. Да и состав участников значительно отличался по уровню своей спортивной квалификации. Здесь были уже умудренные опытом «сеаастопольцы», успевшие получить третий и второй спортивные разрядыг и некоторые участники первенства страны, в том числе 6 перворазрядников м даже один спортсмен, ранее выполнивший норму мастера спорта. Характерно, что перворазрядникам отнюдь не пришлось вести борьбу только между собой; с первых же этапов им оказали серьезнейшее сопротивление другие участники; весьма удачно выступили и некоторые безразрядники, сумевшие занять призовые места. Возможно, что это обстоятельство даст кому-нибудь повод говорить о несовершенстве существующей системы спортивной классификации в автомобильном спорте, либо о чересчур либеральном начете очков для присвоения спортивных разрядов. Но, на наш взгляд, это свидетельствует прежде всего о наличии огромных не тронутых еще резервов в автомобильном спорте. Когда рабочий, вырубщик Пятигорской обувной фабрики В. П. Истомин, впервые участвующий в соревнованиях, проходит на своем автомобиле 523-километровую дистанцию с одним штрафным очком и на фигурном вождении показывает третье время дня, когда рентгенотехник Таллинской районной поликлиники безразрядник В. Н. Соколов выигрывает приз журнала «За рулем» за лучшее прохождение горных участков трассы, когда безразрядник шофер пятигорской «скорой помощи» Е. Д. Зюзин два раза подряд занимает второе место в своей группе и побеждает всех в состязаниях по фигурному вождению, — то это заставляет задуматься. Огромное количество спортивных талантов таится еще в недрах местных автомотоклубов, многие из которых (чего греха таить!) еще ни разу не проводили автомобильных соревнований на регулярность движения!шшО СВОЕМ «ДОБРЕ» И ЧУЖДЫХ ВЗГЛЯДАХВ этой связи хотелось бы сказать несколько слов ио системе привлечения участников к соревнованиям на личных автомобилях. Незачем скрывать: на старте в Пятигорске, особенно в первый день, собралось автомобилей втрое меньше, чем было заявлено. Некоторые скептики решили даже, что сорев-Шй14 наиболее сильные участники; в-третьих, нования будут отменены якобы ввиду победителей, получивших новую резину, «несостоятельности» самой идеи провене устрашила бы дальность расстояния дения соревнований на собственных авдо Пятигорска, томобилях. — Ну, еще бы: кто же станет свое Но некоторые работники из комитедобро на игрушки переводить, — растов ДОСААФ не хотят заниматься этим суждали они, обнаруживая довольно трудоемким делом (ведь фонды надо темные глубины собственнической пси«выбить», а с торгующими организахологии.— Это вам но «казенная» мациями поддерживать постоянный коншина автомотоклуба или гаража!.. такт) и пытаются даже подвести под Разумеется, подобные взгляды не свою бездеятельность «теоретический» имеют ничего общего с мнением набазис: дескать, не следует вносить в стоящих любителей автомобильного спорт личную заинтересованность. Таспорта. Но следует осудить и другую кое отношение к делу, несомненно, крайность, когда организаторы соревнотормозит развитие автомобильного ваний полностью игнорируют насущные спорта. и справедливые запросы спортсменов — В городе Орджоникидзе, например, владельцев машин. Ведь не секрет, что по данным, полученным от начальника приобретение нового автомобиля, неГосавтоинспекции, насчитывается свыкоторых агрегатов и запасной резины ше тысячи владельцев автомобилей. Ни связано сейчас с трудностями; благодаодин из них не принял участия в ралли ря тому, что общий рост благосостоя«Кавказ». Более того, когда мы пытания советского народа опережает увелились выяснить причины столь странного чение выпуска легковых автомобилей, явления у начальника местного автомоони являются дефицитной продукцией, токлуба А. А. Пенкина, то оказалось, так же как и некоторые запасные части что большинство любителей-автомобилик ним. Так почему бы не пойти навстрестов даже не являются членами клуба. чу спортсменам в этом отношении, Что же предпринял т. Пенкин, чтобы предоставив им определенные льготы привлечь к работе клуба такую огромпо срокам износа машин, возможноную силу — тысячу советских людей? стям приобретения дефицитных детаПрактически ничего. Поэтому ему и лей и резины, поощряя таким образом пришлось краснеть перед начальником тех, кто наиболее активно участвует в Бакинского автомотоклуба Исмаилом автомобильном спорте? Разве это было На пункте KB в Теберде. Зейналовым, эстонскими, латвийскими и бы несправедливо и явилось бы чем-то куйбышевскими спортсменами, которые вроде нарушения принципов советской же не полным ло вине самого спортсприбыли на соревнования из мест приторговли? мена. Отлично выполнив восемь (из демерно в 10 раз более удаленных от Почему бы вместо «традиционных» вяти!) упражнений завершающего соПятигорска, чем Орджоникидзе. радиол, биноклей, ваз, кубков, набостязания по фигурному вождению, он... ров ложек и вилок, вручаемых обычно не остановил, как положено, автомобиль ПЕРИПЕТИИ БОРЬБЫ в качестве призов, не поощрять лучших на линии финиша, а «проскочил» ее. И спортсменов равноценными агрегатами, (столь желанная всегда для спортсмеПервый день ралли был по заданноприборами (например, упрощенными на!) отмашка клетчатым флагом фиксиму маршруту самым легким. Трасса «спид-пилотами») и даже... наборами, ровала не только победу Васильева, но «степного кольца» проходила по равно не ножей и вилок, а инструментов и... его первые штрафные очки в этом нинным дорогам, через Суворовскую, для регулировки карбюратора и элексостязании. Черкесск, Ольгинское, Невинномысск, трооборудования, выпускаемых трестом В группе автомобилей «Победа» Курсавку, Ставрополь и лишь в районе ГАРО? судьба свела молодого московского инЖелезноводска имела горные участки. Представим себе, что за несколько женера, победителя «ралли СевастоТем не менее именно в первый день месяцев до ралли «Кавказ» было бы поль» Игоря Ракова с такими сильными соревнований произошел наибольший объявлено, что к этому соревнованию противниками, как перворазрядники отсев участников, причем никому, даже допускаются лишь победители предваВ. Сало и Я. Каш из Таллина, киевский победителям, не удалось закончить дирительно проведенных местных (областперворазрядник А. Невзгляд и др. Мостанцию «на нулях». ных, краевых) ралли индивидуальных лодой москвич сразу же «заявил» о владельцев, которым в порядке поощВ группе автомобилей «Москвич» несвоем намерении повторить севасторения будет предоставлено право на ожиданно победил третьеразрядник мопольский результат, хорошо пройдя внеочередное приобретение новой ресквич Б. Ф. Васильев, который набрал (первый раз в своей жизни!) гаревую зины. Какой простор для проявления наименьшее количество штрафных очдорожку (70,2 сек.) и скоростной подъместной инициативы открыло бы такое ков за дорожные соревнования (кстати, ем на холм. Результаты дорожных сообъявление, подкрепленное, конечно, не только по своей группе, но и среди ревнований подтвердили, что в лице договоренностью с торговой сетью! Вовсех участников) и показал хорошее Ракова перворазрядники — участники первых, были бы проведены соревновремя скоростного прохождения гарепервенства страны имеют достойного вания ка местах; во-вторых, выявлены вой дорожки. Успех Васильева был все противника: он набрал наибольшее коВ низу (слева направо): Пройдя на большой скорости гаресоревнований каждого дня проводится еще одно состязание — вую дорожку, участник должен с хода взять свою маршрутную скоростной подъем на холм (2). Встречаются на кавказских карту (1\. С этой минуты начинается собственно ралли — дотрассах и такие «дорожные препятствия» (3). Самое неприятрожное соревнование на регулярность движения. На трассе ное в ралли — сбиться о пути (4). Пройдя последний пункт KB в Пятигорске, участники в заключение выполняют программу упражнений по фигурному вождению.личество очков и, опередив А. Невзгляда на 2,5 очка, вышел на первое место, В группе автомобилей «Волга» п ер ­ венствовал (на... автомобиле ЗИМ) Э. Д амбис , В этой группепроизошел наибольший отсев участников, п ричем , к сожалению , не только по причине выхода машин из строя, н ои сю капри ­ з ам отдельных, недостаточно дисципли ­ нированных спортсменов. Так, выступавш ий за командуМосквы В. Туникас, п роскочив желтый флаг на- KB, «обиделся» на судей и... сошел с дистанции, Также «отличился» куйбышевский спортсмен Б. Пасхин, к оторый , получив первые же штрафные очки , не счел «целесообразным» п родолжатьв этот день соревнование. О чевидно , что в наших автомотоклубах следует уделять большое внимание вопросам спортивной морали . О собенно это касается раллистов — владельцев автомобилей, фактически лишь впервые сейчас приобщаемыхкспортуи не знающих еще некоторых, порой элементарных, к орм советской спортивной этики. В группе автомобилей « М осквич » для Р. К укумсагораздо опаснее, ч емпобе ­ дитель первогодня Васильев, был пя ­ т игорскийспортсмен Е. З юзин , занявший во второй день ралли второе место. И действительно, удачно преодолевга ­ р евуюдорожкуиподъем на холм , З ю ­ зин взаключительном соревновании по фигурномувождению показал лучшее время дня. Пока не были собраныпротоколы от судей с трассы, м ного ­ численные пятигорцы , собравшиеся в последний день на стадионе ( г депрохо ­ дили состязания по фигурномувожде ­ нию), горячо приветствовали своего земляка, к аквозможного победителя ралли. Но подсчет очков не подтвер ­ дил этих предположений . Р. К укумссо ­ хранил за собойпервое место и, следовательно, о бщее первенство вгруппе автомобилей « М осквич » . На третье ме ­ сто вышел «севастополец» Г. М ощинский из команды Риги, а Б. Васильев оказался лишь четвертым. В группе автомобилей «Победа» И. Раков решил во чтобы-то ни стало вернуть утраченные позиции и действительно очень хорошо провел дорожные соревнования. Этого было вполне до ­ статочно для победы , н есмотря на то, что по скоростнымвидам состязаний победитель занял... последнее место. Набрав вобщей сложности 5,2 штрафных очка , Раков оказался впереди Б. Пасхина и Я. Каша, испортивших свои хорошие результаты пенализацией по дорожным соревнованиям. Еще более это относится к киевлянину А. Невзгляду, к оторый , проявив незаурядноема ­ стерство вскоростномподъеме на холмив гонках по гаревой дорожке , набрал штрафные очки на секретных пунктах КВ. В судьбе первогоприза по группе автомобилей «Волга» б ольшую роль сыграл элемент случайного. Первое место в третьем ралли здесь выиграл , как и следовало ожидать, сильнейший перворазрядник П. К азьмин , ч емпионМосквыпофигурномувождению . Рижский спортсмен - п ерворазрядник Э. Д ам ­ бис оказал ему упорное сопротивление, причем программу фигурного вождения закончил на 20 секундбыстрее , ч еммо ­ с ковскийчемпион . Но оба они участвовали не во всех трех ралли ипоэтому из общего зачета были исключены . Такая же участь постигла перворазрядни ­ ка бакинца А. А рзуманова , м осквичей A. Сергееву, В. Кагана и В. Туникаса, рижанина А. Р ибовского , пятигорца B. Истомина и спортсмена из Таганрога Л . А никеева . Лишь один Зейналов участвовал в соревнованиях три дняподряди в результате был объявлен победител ем , хотя и занимал довольно скромные места (2-е, 3-е и 5-е). М ы вовсе не имеемв виду брать под сомнение решение судейской колл егии , но, о чевидно , следует подумать об уточнении и совершенствовании си ­ стемы начета очковпокомплекснымитогам ралли. П очемубы не использо ­ вать, н апример , довольно распростра ­ н еннуюв чемпионатах систему, п окото ­ р ойочки начисляются за первые шесть мест (8, 6, 4, 3, 2, 1) и суммируютсяпотем этапам", в которыхспортсменпри ­ нимал участие? В этом случае дажеодно удачное выступление можетока ­ заться гораздо более ценным (как вспортивном , так ивморальномотно ­ шении), ч ем три безцветных выступления по «полной» п рограмме .ПРОВЕСТИ РАЛЛИ «КАВКАЗ» В БУДУЩЕМ ГОДУ!О бщеекомандное первенство выиграли эстонцы. В прочем , этот исход был ясен ужевпервый день соревнований, когда некоторые спортсмены Москвы , Риги и Баку сошли с дистанции, не обе ­ спечив зачета своимкомандам . Но, н есмотря на это инекоторые «неувязки» с первенством по группе автом обилей «Волга», спортивные результаты соревнований ралли «Кавказ» в об ­ щ ем радуют. У ровеньспортивногома ­ стерства любителей , еще так недавно стоявших далеко от спорта, значительно повысился. О собенно это видно на примере тех, к то участвовал дотогов ралли «Севастополь». И менно «севастопольская школа» п омогла И. Ракову пре ­ одолеть трудности кавказской трассы, Г. М ощинскому проявить настоящее спортивное упорствовдостижениице ­ ли ( к огдаон , н есмотря на неисправность двигателя, сумел закончить ди ­ станцию), а ШуреСергеевой пройти «на нулях» весь второй этап. Д ругой положительной особенностью кавказских соревнований был удачный выбор трасс, п роизведенный опытными тренерамиЦАМК СССР Ю. Г офманоми А. К лопковым . Не слишкомтрудные , но и не чересчур «скучные», п роходя ­ щ иепокрасивым местам, эти трассы были как бы специально предназначены для раллистов-любителей. М ожнобылобы , н апример , дать вмаршрутнойкар ­ те от Нальчика доОрджоникидзе направление через Беслан —i идорога лучше, и путь короче , — но трасса про ­ ходила черезАрдон — А лагир , и участник и были вознаграждены за этот не ­ с колько более длинный маршрут велик олепными видами кавказскихпредго ­ рий. Н есколькоспорным нам представляется принцип «лепестковости», п оло ­ ж енныйв основу схемы трасс. На Кавказе, где каждыйуголок так красив , накладывание одной трассы на другую — это своего рода расточительство, неэкономное обращение с дарами природы. Д аи водительское мастерство лю ­ бителей, к аквидим , растет от соревно ­ вания ксоревнованию . Так не проло ­ жить ли трассу ралли «Кавказ» б уду ­ щ его года через Крестовый иСурам ский перевалы, протянув полуторатысяч екилометровое ее кольцотакжеипо Военно-грузинской дороге, Черноморс комупобережьюикубанским степям? Ю. КЛЕМАНОВ. (Наш спец. корр.). 'Фото автора.ПЕРВОРАЗРЯДНИКИ ПОЗАДИ...Трасса второгодня соревнований — «Карачаевское направление» была уже более трудной , так как включала в себя горнуюдорогу , в едущую от Черкесскадо Теберды. Но, как ни странно, на этой трассе было получено наименьшее количество штрафных очков — более половины участников сумело закончить дорожные соревнования «на нулях». О собенно здесь отличился таллинский спортсменперворазрядник Я. К аш , з а ­ нявший первое место вгруппе автомобилей «Победа» с абсолютно наименьш им (среди участников всех групп ) к о ­ личеством штрафных очков . В торымв этой группе был Б, Пасхин, а В. С око ­ лов и В, Сало оттеснили победителя первого дня И. Ракова на пятое место. Смена лидеров произошлаив двух других группах. На автомобиле « М о ­ сквич» первенствовал рижанин спортсмен 2-го разряда Р. К укумс , к оторыйпо итогам первого дня соревнований занимал второе место. В группеавтомоби ­ лей «Волга» лучшие результаты пока ­ зал В. Туникас, на второе место вышел А. Рибовский, выступавший на автомобиле ЗИМ . Тем более острая борьба разгорелась в третий день ралли, на « О сетинском направлении». Трасса вела через Нальчик, Л ескен , Чиколу, А рданиАлагир на Орджоникидзе , а оттуда через Дарь яльское ущелье к « з амкуцарицы Тамары».16