Изучаем„Моснвоч-407"ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧИнж. Б. КУНЯВСКИЙ ближайшее время Московский завод малолитражных автомобилей начнет устанавливать «а все выпус каемыеиммодели автомобилей четырехступенчатую коробку передач. К акиежепреимущества обеспечивает она посравнениюсприменяемойв нас тоящее вреМя трехступенчатой? Вопервых, более высокуюэкономичность автомобиля придвижениивгородских условиях ипреодолении подъемов. Д о ­ стигается это за счет меньшегопереда ­ т очного числа третьей передачи (1,45) по сравнению с передаточным числом второйпередачи трехступенчатой ко ­ р обки (1,74). Во-вторых, л учшую динам ику автомобиля при Обгонах благодаря наличию третьей передачи, п озволяю ­ щ ей разгоняться доскорости 80 км/час. Четырехступенчатая коробкапередач ( с м . р исунок ) состоит из первичного вала, п ромежуточного вала в виде блока шестерен 2, в торичного вала 11сше ­ стернями и оси сблоком паразитных шестерензаднего хода 12. Ш естернипервичного вала, а также шестерни третьей 7и второй 8передач на вторичном валу находятся впостоян ­ н ом зацеплении сшестернямипроме ­ ж уточного вала. Ш естерни7и8свобод ­ н о вращаются на вторичном валу. Все шестерни , за исключением шестер енпервой передачи 9изаднего хода 12, в целях уменьшенияшумаиповы ­ шения износостойкости выполнены ко созубыми. Для обеспечения безударного включения передачи облегчения управлением автомобилем вторая, третья и четвертая передачивключают ­ ся спомощью синхронизаторов. Назначение синхронизатора — в ырав ­ нивать угловыескорости вводимых в зацепление шестерен. Работает он след ующимобразом . Муфта 4синхрониза ­ тора своими внутренними шлицами си ­ д ит на наружных шлицах ступицы 3, а внутренние шлицы последней — н ашли ­ цованном переднем конце вторичного вала 11. П риперемещениимуфты вдоль шлиц ступицыодновременнопереме ­ щ аются сухари 5, к оторые упираются своими концамивблокирующееколь ­ цо 6 синхронизатора. О но изготовлено из латуни и имеет « а венце шлицевые выступы. Под давлением сухарей внутренняя коническая поверхность блоки ­ р ующего кольца прижимаетсяккони ­ ч еской поверхности основания шестерни включаемой передачи. В озникающаяотприжима сила тре ­ ния выравнивает угловыескоростимуф ­ ты синхронизатораи шестерни. П осле этого создается возможность ввести в зацепление шлицы муфты синхронизатора сблокирующимкольцоми затем сзубчатымвенцом шестерни включаемой передачи. Механизм переключения передач, смонтированный «а боковой крышке коробки, имеет оригинальную констр укцию . П ереключение осуществляется следующимобразом . При включенииВп ервойпередачи ( с м . с хему 1) н ижний трехплечий рычаг 25 управления пере ­ к лючателем , р асположенный на наруж ­ ной сторонекрышкикоробки , п оверты ­ вается избирательной тягой 26 вокруг оси. С воимвторымконцом , связанным снижнимрычагом 23 переключателя , он перемещает ось кулака 18 во внутрь коробкии вводит длинный конецпо ­ следнего в паз поводка вилки 15 пере ­ к люченияпервойи второй передач . При повороте рычага переключателя, приводимого в движение тягой перек лючения , кулак, повертываясь вправо, п еремещает вилку 15, а вместе с ней ишестерню9по ступице 10 вправо доза ­ цепления с малой шестерней промежу ­ т очного вала 2. К ак видно из рисунка, первая передача включается без синхронизатора. Его сухари удерживаются от перемещения вправо шайбой . Вторая передача ( с м . с хему 1) в клю ­ чается спомощью синхронизатора притомжеположении рычага 25 поворо ­ т омрычага 23 влево. В этом случае ше ­ стерня первой передачи 9 работает в качестве муфтысинхронизатора . Вилка 15, п еремещаяшестернюпервойпере ­ дачи по ступице 10, вводит ее внутренние шлицы в зацепление сблокирую ­ щ имкольцомизатемсзубчатым венц ом шестерни второй передачи 8. Когда включается третья передача, рычаг 25 перемещаетнаружу ось кула ­ ка 18 до тех пор , п ока второй конец рычага 25 не дойдет доупора 24. П риэтом длинный конец кулака вводится в паз поводка вилки 16 переключения третьей и четвертой передач . С поворотом рычага 23 вправо вилка 16 перемещаетмуфту4 синхронизатора до соединения ее сзубчатымвенцом шестерни тре ­ тьей передачи 7. ( С м . схему 2). Четвертая (прямая) п ередача включается поворотом рычага 23 влево притомжеположении рычага 25. Д лявключенияпередачизаднего хода ( с м . с хему 3) рычаг 25 перемещает ось кулака наружу , вводя короткийко " нец последнегов паз рычага 20 пере ­ ключателя заднего хода. П риэтом длинный конец кулака выходит из паза вилк ипереключения третьей и четвертой передач. П риповоротерычага 23 вправо ко ­ р откийконец кулака нажимает на стенк у паза рычага 20 и повертывает влево вал 14 переключениязаднего хода,_а вместе сними вилку 13, ступица кото ­ р ой сидит «а шлицах вала 14. Закрепленная в верхней части вилки 13 дуга, заходящая впроточку блока шестерен 12, п еремещаетего влево. При этом малая шестерня входит вза ­ цепление с шестерней первойпереда ­ чи 9, а большая — с малой шестерней промежуточного вала 2. Во избежаниенепроизвольноговклю ­ чения заднего хода вместо третьей пе ­ редачи необходимо , п реодолевсопро ­ тивление пружиныупора 24, утопить по -следний вкрышку . Д ляпредотвраще ­ ния одновременного включения двух передач служит замок 19, к оторыйпе ­ ремещается длиннымконцомкулака 18 вдоль оси 22 замка. При попадании кон ­ ца кулакав паз одной из вилокзамок стопорит другую вилку и рычаг 20. К огдажекороткийконец кулака по ­ падает в паз рычагапереключения заднего хода, з амок стопорит обе вилки включения передач. Д ляудержания шестерен в зацеплении предназначенышариковыефикса ­ торы 17, р асположенныев ступицах вилки. Ф иксатор 21 заднего хода, выполненный в виде стакана сполусфери ­ ческим дном, размещен в боковой крышкекоробки . Его полусфераупи ­ рается ввыемку на плоскостирычага 20. М еханизм управления четырехступен ­ чатой коробкой состоит изрычагапере ­ к люченияпередач , находящегося под рулевым колесом ; вала управления, п роходящего вдоль рулевой колонки ; рычага 27, с идящего на валу ( п ереклю ­ чение передач), и рычага 28, р азме ­ щ енного на кронштейне рулевой колон ­ ки (управление переключателемпере ­ дач). От механизма управления крычагам идут тяги 26. П риперемещении вала и связанного сним рычага управления 27 вдоль рулевой колонки происходит качание верхнего рычага 28. Это вызывает всвою очередь качание нижнего рычага 25, и темсамым осуществляется выбор передачи. При повороте рычага, расположенного под рулевым колесом, повертываются рычаги 27 и 23 ивклю ­ чается выбранная передача. В левомверхнем углу рисунка изоб ражена схема включения передач . В нейтральном положении рычаг, находящийся подрулевым колесом, отжимается пружиной книзу. Как включать ту или иную передачу? Достигается это следующимобразом . П ервую включают, потянув рычаг на себя доупораи продвинув его вверх; в торую — п еремещая рычаг к себе и вниз; т ретью — п ереводя рычаг из нейтральн огонижнегоположения вверх; четвертую — п еремещая рычаг из нейтрального нижнегоположения вниз; передачу заднего хода — продвигая рычаг, находящийся внижнем нейтральн омположении , от себя (при этом заметно ощущается сопротивление пру ­ ж ины упора) и вверх. ввиду изменения конструкции втор ичного вала и длины коробки соответственно измененыконструкцияиразме ­ ры удлинителя. Новая четырехступенчатая коробка передач может быть смонтирована на шасси автомобилей «Москвич» м оделей 402 и 407 безкаких - л ибопеределок за исключением замены деталей привода, закрепленных на рулевой колонке .17