20
21
'#*йй^Чемпион СССР Л. Дробязко.(лично-командное первенство СССР)ПРАВА ГРАЖДАНСТВА историю было разыграно лично-командное первенство СССР по ипподромным гонкам. Честь проведения этих соревнований была предоставлена Одессе — городу, имеющему славные мотоциклетные традиции. Здешние старожилы хорошо помнят время, когда мотогонки собирали больше зрителей, чем встречи футбольной команды одесского «Динамо». Надо отдать должное организатору первенства — Одесскому областному комитету ДОСААФ (председатель — П. Ф. Логачев). Работники комитета сделали все, чтобы соревнования прошли торжественно и на высоком спортивном уровне. Но не в их силах оказалось провести гонки в воскресный день. Случай этот далеко не единственный. Из года в год устроители соревнований почти во всех городах сталкиваются с непреодолимыми трудностями при организации гонок на ипподроме. Под любыми, порой самыми смехотворными предлогами хозяева ипподрома не хотят пускать туда мотоциклистов. Очевидно, теперь, когда эти соревнования получили полные «права гражданства» в виде первенства СССР, вопрос об использовании ипподромов должен быть решен централизованно в Министерстве сельского хозяйства СССР. Несмотря на то, что многие любители мотоспорта не смогли прийти в рабочий день на ипподром, трибуны его были переполнены. Соревнования прошли нередкость напряженно и доставили зрителям большое наслаждение. МОЛОДЫЕ ТЕСНЯТ ВЕТЕРАНОВ Уже в первый день почти не встречалось заездов, где победителя можно было назвать заранее. До последней секунды не прекращалась упорная борьба на дистанции. И тон в ней задавала молодежь. Многое ли говорят пока любителям мотоспорта имена гонщика В. Авраменко из Кировограда, приморских спортсменов Р. Богданова и В. Успенского, одессита В. Видлоги, ужгородца В. Моисеева, М. Каллинда из Таллина? А между тем именно эти перворазрядники и даже второразрядники стали победителями многих заездов, потеснив признанных мастеров. Соревнованиям в Одессе предшествовало несколько этапов: гонки на первенство городов, областей, краев, автономных республик и, наконец, на первенство тридцати трех зон. На различных ипподромах стартовало несколько тысяч спортсменов. И теперь в поединке сильнейших должна была решиться судьба первенства. Одесситы не скрывали, что собираются дать командному призу постоянную прописку в своем городе^ ПриБолее четырех десятилетий отделяет нас от того дня, когда впервые на ипподроме одного из российских городов зрители увидели не скачки и не рысистые испытания, а старты «железных коней». Многое изменилось с тех пор. На смену одиночкам-гонщикам пришли тысячи волевых, технически грамотных мотоспортсменов. Давно забыты «Триумфы» и «Санбимы», «Руджи» и «Премьеры» с ременными передачами, на которых выступали первые рыцари мотоспорта. Неизменным осталось только одно — любовь зрителей к гонкам на ипподроме. Где бы сегодня ни проходили эти соревнования — в городе целинников Барнауле или в Ашхабаде, в подмосковном Раменском или в далеком Благовещенске-на-Амуре — везде они собирают тысячи людей, остро переживающих все перипетии захватывающей борьбы. В связи с этим может показаться странным, что свое официальное признание гонки на ипподроме получили совсем недавно. Долгое время бывший Комитет по физической культуре и спорту игнорировал этот вид скоростных мотоциклетных соревнований, считая его «второсортным». И лишь в нынешнем году впервые за многолетнюю20 этом они рассчитывали не только на то, что «дома и стены помогают». За последнее время в Одессе воспитано немало сильных спортсменов. Но, как это часто бывает, надежды их рухнули в первом же старте машин класса до 125 см 3 . Один из членов команды мастер спорта В. Себов, начав гонку вторым, не смог выдержать высокого темпа и финишировал предпоследним. Это сразу лишило одесситов шансов на победу. Неудача постигла и москвичей. Победитель ипподромных гонок 1957 г. В. Силуянов плохо подготовился к соревнованиям и не показал хорошего результата. .Лучшее время в этом классе было у мастера спорта Бориса Панферова. Шесть кругов (9600 м) он прошел за 6 мин. 40,3 сек. Серьезное сопротивление победителю оказала таллинка Ы. Казеорг, единственная женщина, выступавшая в этих соревнованиях, причем наряду с мужчинами. Несмотря на повреждение мотоцикла в ходе гонки, она пришла к финишу второй. Ее выступление послужило живым укором тем, кто по непонятным причинам не предусмотрел в положении о соревновании розыгрыша первенства женщин. В итоге заездов на легких мотоциклах определились первые лидеры в командном зачете. Ими стали киевляне. Мастер спорта В. Моисеев и перворазрядник В. Сахнов заняли в этом классе машин третье и четвертое места, набрав 165 очков. Старты спортсменов на мотоциклах с рабочим объемом до 350 см 3 обострили борьбу. Вначале в захватывающем поединке с иркутянином М. Сорокоумовым таллинец Э. Пиппер показывает хорошее время (5 мин. 50,6 сек.), а затем его товарищ по команде Э. Кююнемяэ проходит дистанцию за 5 мин. 36,4 сек., закрепляя лидирующее положение эстонцев. Этот результат не смог улучшить даже Л. Шадрин, выступавший на экспериментальном мотоцикле ИЖ-58«Юпитер». Так команда эстонцев вышла на первое место. Двести пятьдесят очков, набранных таллинцами, можно было рассматривать, как серьезную заявку на победу. Но предстояли еще заезды тяжелых машин, где стартовал третий представитель киевлян, в то время как эстонцы уже закончили состязания. Соревнуясь только со временем, так как достойных конкурентов в заезде не оказалось, украинский мастер спорта Г. Лихогоденко сумел занять общее третье место, и команда Киева набрала то же количество очков, что и эстонцы. Кто же из них стал победителем? Прошли сутки, уже на старт вышли те, кто накануне в напряженной борьбе показал лучшее время и получил право продолжать борьбу, а судейская коллегия хранила упорное молчание о результатах первого дня гонок. Перед самым Линишем Р. Богданов вырвал победу у Б. Панферова. п нвпмммнНННВ8ЙЯЯННТем временем борьба вступала в решающую фазу. В трех финалах должно было определиться, кому достанутся самые почетные награды — золотые медали чемпионов. Так же, как ив первый день, заключительные встречи характерны были наступлением молодежи. Судьба первого места в заезде на мотоциклах до 125 см 3 , казалось, была предопределена. Старт под № 17 принимал неоднократный победитель первенства страны по кольцевым гонкам и кроссу, чемпион СССР по гонкам ' на ледяной дорожке Борис Панферов. Но случилось так, что золото обернулось серебром. И виной тому был молодой мало кому известный гонщик из Владивостока Рудольф Богданов. Его выступление произвело впечатление грома среди ясного неба. Уже на первом круге он обошел чемпиона. Об этом заезде еще долго будут вспоминать одесские любители мотоспорта. Стрелка весов спортивной удачи склонялась то в одну, то в другую сторону: вот несколько метров выигрывает Панферов, затем впереди Богданов, но тут лидеры опять меняются местами. Трудно передать, что творилось на трибунах. Последний вираж — и на финишную прямую выходит москвич. И в этот самый напряженный и ответственный момент поединка владивостокский спортсмен проявил удивительную находчивость и изобретательность. Приподнявшись на седле, он стал рывками бросать машину вперед и на самых последних метрах вырвал победу. Спортсмен ДОСААФ, старший инженер Приморского совнархоза, недавно защитивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, Рудольф Богданов стал первым чемпионом СССР по ипподромным гонкам. На втором месте был Б. Панферов, на третьем — В. Моисеев (Киев). Зрители надеялись, что столь же напряженной будет борьба между таллинцем Э. Кююнемяэ и чемпионом нынешнего года по кольцу Леонидом Шадриным в классе мотоциклов до 350 см 3 . Этого, однако, не произошло: у ижевского гонщика на старте заглох экспериментальный мотоцикл, и ему пришлось проститься с надеждой сделать золотой дубль. Первое место легко завоевал эстонский спортсмен. И все же заезд был интересен той дуэлью, которая разгорелась за второе место между мастером спорта Э. Пиппером и одесским перворазрядником В. Видлогой. Серебряная медаль досталась таллинцу. В третьем финальном заезде (класс до 750 см 3 ) тоже мерились силами молодые и ветераны, и снова победа была на стороне первых. Молодой одесский гонщик Леонид Дробязко, о котором впервые заговорили в нынешнем году после его удачных выступлений на гаревой дорожке, встретился с многократным призером первенств страны Владиславом Платычем. Одессит сразу развил такой темп, который оказался не под силу его сопернику. Продемонстрировав отличную технику езды, особенно на поворотах, Л . Дробязко показал лучшее абсолютное время (средняя скорость 111,6 км/час) и заслуженно завоевал золотую медаль. В. Платычу пришлось вести упорный поединок с другим молодым одесскимгонщиком Н. Максюковым, который на протяжении четырех кругов как тень следовал за мастером спорта. Однако, не рассчитав возможностей, он перенагрузил двигатель и еле добрался до финиша, пропустив вперед Г. Лихогоденко. СУДЕЙСКИЕ «НАКЛАДКИ»Соревнования закончились. Настало, наконец, время объявить результаты двухдневной борьбы. Но тут-то выявилось, что «за кулисами» — в главной судейской коллегии происходит поединок, не менее горячий, чем на трассе ипподрома. Вызван он был пробелами и неточными формулировками в Положении о соревнованиях. Так, в примечании к §12 сказано, что при равенстве очков победа в командном зачете присуждается по числу лучших мест. Такая редакция дала повод одесским судьям (они составляли главную судейскую коллегию) поставить под сомнение общепринятую в таких случаях практику, когда победителя определяют по количеству первых мест, при равенстве ихвторых и т. д. Вместо этого было предложено признать чемпионом ту команду, которая имеет больше призовых мест. Даже когда представитель ЦК ДОСААФ дал письменное разъяснение по спорному параграфу положения, дебаты не кончились. В этой обстановке по меньшей мере странное впечатление производило поведение главного судьи соревнования т. Качанова. Пользуясь любым поводом, он старался уйти от решения вопроса. То он предлагал провести голосование, то считал, что последнее слово должно быть за представителями Москвы и Киева. Главный судья не проявил ни принципиальности, ни глубокого знания правил и умения ими пользоваться. В результате победа была присуждена не таллинцам, имевшим первое место в классе мотоциклов до 350 см 3 , а киевлянам, занявшим два третьих места. Думается, что в данном случае судейская объективность отступила перед симпатиями к «своим» украинским гонщикам. Нельзя пройти мимо того, что это решение было принято под нажимом заместителя председателя Украинского республиканского комитента ДОСААФ К. Тимчика. Факт, достойный сожаления! В ходе гонок имели место и другие «накладки», свидетельствовавшие о слабой подготовленности судей к проведению таких ответственных соревнований. Особенно «отличился» старший судья на старте — финише т. Михальский. Он разрешил стартовать грузинскому спортсмену Цалколаманидзе, не включенному в ведомость, так как команда Грузии опоздала на соревнования. Из-за плохой работы секретариата соревнований (главный секретарь М. Лейзеровский) корреспонденты и представители команд не имели возможности своевременно получить необходимые материалы; в ходе гонок не регистрировались рекорды ипподрома, средние скорости и скорости лучшего круга. И все же нужно подчеркнуть, что эти досадные срывы не испортили в общем хорошего впечатления от прошедших соревнований. М. ТЕЛЕГИН. (Наш спец. корр.). Фото В. Наумова. Одесса.21