12
13
МОТОТРЕК ДОСААФговно.M0T0TPEK-3A ДВА МЕСЯЦА!ПЕРВЫЙ В СТРАНЕЮ. КОРХОВ, председатель Ровненского областного комитета ДОСААФ Подготовленное «корыто» дорожки на 15—20 см было заполнено слоем песчаника (всего на это требовалось немногим более 1000 м3 ) и хорошо утрамбовано тяжелыми катками. По укатанной поверхности произвели засыпку гари на 3—5 см. По краю дорожки была сделана внутренняя бровка в виде сплошной асфальтированной полосы шириной 40 см. По внешней границе дорожки соорудили деревянный предохранительный барьер. Кроме того, на дорожке сделали асфальтированную стартовую плиту размером 3X12 м. Первые же дни гонок, проведенных на новом мототреке, собрали огромное для нашего города количество зрителей. Не только местные жители, но и любители мотоциклетных соревнований из многих других городов и сел республики прибыли в Ровно. С интересом следили они за ходом борьбы. Тогда было решено сделать ограждение мототрека, установить плату за вход и тем самым перейти на самоокупаемость соревнований. Это вполне нам удалось. Проведенные после сооружения ограды гонки между сборными командами СССР и Чехословакии полностью окупились. На трибунах мототрека имеется 4000 мест для сиденья, а общая вместимость их достигает 12.000. В дальнейшем мы рассчитываем значительно увеличить вместимость мототрека. Для гонщиков построены специальные помещения, где можно отдохнуть перед очередным заездом и принять душ.Зто был настоящий праздник досаафовцев Ровно — большой и радостный. Одиннадцатого июля на мототреке ДОСААФ состоялись гонки мотоспортсменов Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов. Сам по себе приезд в Ровно сильнейших гонщиков страны явился большим событием, но не менее примечательным было и то, что помериться силами им предстояло на гаревой дорожке первого в стране мототрека. Сама жизнь, интересы развития мотоспорта подсказали досаафовцам города идею строительства этого сооружения. С чего мы начали? Прежде всего предстояло найти приемлемую схему мототрека. Было просмотрено немало рекомендаций и проектов. В конце концов мы остановились на простейшем мототреке, рекомендованном ЦК ДОСААФ СССР. Гаревая дорожка этого мототрека имеет следующую харакТак выглядит Ровненский мототрек с самолета.теристику: длина по внутренней бровке — 440 м, по внешней — 490 м, ширина на прямых участках — 12 м, на виражах — 16 м. Такие размеры полностью удовлетворяют требованиям проведения международных мотосоревнований и одновременно позволяют использовать дорожку под автомобильные гонки. По предварительным расчетам, сметная стоимость самой гаревой дорожки не должна бы быть высокой. Однако мы не все предусмотрели. Из-за того, что выбор места для строительства был произведен без приборов, нам не удалось точно учесть рельеф местности, и это вызвало дополнительные затраты на земляные работы. Но на последующих стадиях строительства мы смогли намного сократить запланированные расходы. Так, дорогостоящие щебенка и гравий, которые по проекту предназначались в качестве подстилающего слоя дорожки, были заменены местными материалами — песчаником и ракушечником. Последние обладают хорошими дренажирующими и связывающими свойствами. Подобрав местный строительный материал, мы решили важную задачу — ликвидировали «наборность», многослойность дорожки. Отпала необходимость на местный грунт последовательно укладывать суглинок, щебень, шлак и гарь, как это требовалось по первоначальному проекту.. Ликвидация многослойное™ не только значительно удешевила стоимость гаревой дорожки, но и резко сократила время на ее постройку.12 СТАРТОВОЕ УСТРОЙСТВО И СИГНАЛИЗАЦИЯ Особо следует рассказать о стартовом устройстве и сигнализации, которые в гаревых гонках играют первостепенную роль. На мототреке по предложению заслуженного мастера спорта В. И. Карнеева оборудовано электростартоустройство. Принцип его работы несложен. На противоположных сторонах гаревой дорожки перед стартовой линией установлены деревянные брусья, в которые вмонтированы пустотелые трубы на растяжках. Внутри каждой трубы на авиамодельной резине, играющей роль пружины, свободно двигается деревянный стержень с крючками, которые выступают наружу (см. рис.). Они перемещаются в пазах труб. Между крючками через всю дорожку натягивается два шнура с резиновыми концами. Последние при фальстарте амортизируют, предохраняя шнуры от обрыва. Во «взведенном состоянии» оба стержня вместе со шнуром находятся внизу на уровне оси колеса мотоцикла. Когда судья-стартер на пульте управления нажимает кнопку, срабатывают два реле (мы использовали стартерные реле ЗИС-150), освобождающие взведенные стержни. Под действием силы натянутой резины оба они вместе со шнуром устремляются вверх. Таким образом дается старт. Электросигнализационная система, оборудованная на мототреке, служит для вызова участников очередного заезда на предстартовую линию (зеленый свет) и сигнализации о запрещении въезда на гаревую дорожку (красный свет). Она дает также сигнал о фальстарте (красный свет) и указывает на нумерацию дорожки (слева направо по ходу движения): 1-я дорожка — красный свет, 2-я — синий, 3-я — белый, 4-я — желтый. В зависимости от места на старте каждый гонщик надевает на шлем колпачок из материи соответствующего цвета. Это облегчает наблюдение за ходом спортивной борьбы и помогает не только зрителям, но и судьям. Управление электростартером и электросигнализацией осуществляется с одного пульта на старте-финише. СТРОИТЕЛИ МОТОТРЕКА Мототрек мы построили всего за два месяца. Это стало возможным благодаря большой помощи, оказанной нам партийными и советскими организациями области и города. Секретарь областного комитета партии т. А. Казаков и заведующие отделами обкома тт. А. Литовченко и Н. Трошин много внимания уделяли строительству. Для сооружения мототрека потребовалось выполнить довольно большой объем работ: земляных, строительных, подсобных, и, конечно, если бы все это пришлось делать вручную, строительство затянулось бы на неопределенные сроки. Ровненский обком КПУ принял специальное решение о сооружении мототрека: нам в помощь была выделена строительная организация, отпущены необходимые материалы. На сооружении мототрека с энтузиазмом трудились строители — работники машинодорожной станции № 27. Несмотря на непрекращающиеся ливни,-Ж,Л,,Р„,ИЛУ нА • • Т " Е Г/1 10ПЛАН МОТОТРЕКА 1 — ограда, 2 — предохранительный барьер, 3 — душевая, 4 — помещение для спортсменов. 5'— предстартовая горка, 6 — выезд мотоциклов на старт, 7 — въезд мотоциклов после финиша, 8 — служебный вход на гаревую дорожку, 9 — служебный вход на мототрек, 10 — электр/юигнализация, 11 - электростартовое — устройство, 12 — стартовая плита. большую занятость механизмов на других объектах, они сделали все от них зависящее, чтобы сдать гаревую дорожку в установленные сроки. Решением Президиума областного комитета ДОСААФ начальник МДС № 27 т. С. Немичев и техник этой станции т. Федоров были награждены знаком «За активную Разрез гаревой дорожки работу». 1 — рартительный слой, 2 — внутренняя Теперь мы подошли к тому главному, бровка, 3 — слой гари (3'—5 см), 4 — что решило судьбу строительства, — песчаник (15—20 см), 5 — естественный активному участию в сооружении могрунт под «корытом» дорожки, 6 — внешний край дорожки, 7 — предохратотрека досаафовцев города. нительный барьер. Планировка участка, погрузочно-разгруэочные и подсобные работы — все это было выполнено нашим активом. Личный состав курсантов областного автомотоклуба, штатные работники обкома ДОСААФ, члены Дубновского самодеятельного клуба трудились с большим подъемом. Около четырехсот кубометров леса и других строительных материалов перегрузили и вывезли на строительную площадку четыре человека — старший инспектор обкома Ф. Левченко, Htf&ffr рист спасательной станции Раевский, и Предохранительный барьер. водители машины Опанасюк и,л..Ба6,ав, Строительство трибун выполнили-рабоьг ники ДОСААФ во главе с заместителем председателя обкома Н. Захаренковым и инструктором тира А. Самойловым. В общей сложности общественность оборонного Общества выработала на сооружении мототрека более 10 000 человеко-часов. Характерной чертой нашего строительства явилась широкая инициатива абтореле активистов ДОСААФ и любителей мотоциклетного спорта. Они не только строили трибуны и ограждения, но и внесли большой вклад в проектирование сооружения. Активист ДОСААФ инженер-строитель П. Суринов в свободное от работы время спроектировал трибуны мототрека. Досаафовцы Г. Жижкун и Н. Левченко сконструировали электростартовую установку, а работник автостартоЬая плита мотоклуба Е. Малявский — электросигнализацию с пультом управления. Электростартовое устройство. Широкое участие общественности в строительстве позволило сэкономить Для дорожки нужно смело применять при сооружении мототрека значительместные материалы. Большие трудноную сумму. Таким образом, общая стоисти вызывает обычно подбор верхнего мость его оказалась меньшей, чем предусматривалось сметой. слоя гари. Наш пример и опыт эксплуатации мототреков в странах народной Опыт строительства Ровненского модемократии показывает, что в этих цетотрека прежде всего говорит о том, лях можно использовать широкую ночто это дело посильно любой областменклатуру материалов. ной и городской организации ДОСААФ.13