специализировались на этом виде мото соревнований. Систематически пополняя и обновляя эту группуновымимо лодыми опортсменами, необходимо обеспечить условия для ее круглогодич ной тренировки , так же , к ак это делается, н апример , у легкоатлетов или уна ших коллег — польских и чехословацких мотоспортсменов. «Жужелисты» Польши выступают всо ревнованиях с апреля по ноябрь. З им ние месяцыу них заняты интенсивными тренировками, которые способствуют развитию физическойискоростнойвы носливости спортсменов . Д ля этого гон щ икибегают на коньках, и граютв хоккей, ходят на лыжах, занимаются в спортзале. Подобная программа заслуживает самого пристального внимания, особенно если учесть, что в наших ус ловиях ееможно дополнить трениров к ами на ледяной дорожке . О днако само по себе проведение трен ировокне обеспечит еще воспитание мотоспортсменоввысокого класса. Н е о бходимокакможно чаще встречаться в соревнованиях, и босамымлучшимметодом постижения техники вождения гаревых мотоциклов является непосредственное участие в гонках. На при мере способного одесского гонщика Леонида Дробязкои других «гаревиков» — В. Кузнецова, А. Дежинова, Г. Плешакова можно видеть, к акотсо ревнования ксоревнованию , о т заезда к заезду крепнет их мастерство, п рояв ляется большая тактическая зрелость. Чаще мериться силами другсдругомисзарубежнымиспортсменами , обладающими опытом международных встреч, — таков другой вывод из про шедших соревнований. Небезынтересно в связи с этим отметить, что польскиеи чехословацкие гонщики участвуют во встречах со спортсменамидругих стран не менее 30 разв году. На первых порах нам, очевидно, след ует организовывать встречи с заграничными клубнымикомандами , а затем ис сильнейшими гонщиками Европы. Но главное — н ужнобольше таких встреч, так как успех вмотогонкахпогаревойдорожкенеможет прийти без освоения опыта лучших зарубежныхспортсменов .тоциклов. Их привозят туда только в| канун больших соревнований, ведь ма- ( териальной части едва хватает для осн овного состава «гаревиков». Следовательно, самой первоочереднойзадачей ' является увеличение парка машин. I Пришла порасерьезно подумать о , создании отечественных гаревых мото циклов и об организации производства этих очень простых по своей конструк - ' ции машин. Но на это потребуется вре мя. Пока женужно обеспечить наших спортсменов мотоцикламимарокЭСОиФИС . Последние на гонках вУфе , проходивших всыруюдождливуюпого ду, имели некотороепреимуществопе ред ЭСО. На грязноймягкой трассе они оказались более «тяговитыми» и позво ляли быстрее замедлять скоростьдви ж енияпри закрывании ручки газа.ПЕРВЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙМотокросс в ХабаровскеО ГАРЕВЫХ ДОРОЖКАХ И МОТОТЕХНИКЕП раведение круглогодичныхтрениро •• в ок , организация встреч мотогон щ иков — в ажное , н о не единственное условие, к отороедолжно обеспечить подъем гаревого мотоспорта. К рометого , н еобходимо иметь еще достаточн ое количество дорожеки специальных мотоциклов . Без них все разговорыо развитии этого вида мотоспорта — п у стые слова. Досаафовцы г. Ровно доказали, что при сравнительно небольших затратах ивкороткийсрокможно построить про стейший мототрек. Спортивные идоса афовские организации Башкирии при способили один из стадионов Уфы для гонокпо гаревой дорожке . Этим они показали еще один путь решения про блемы мотосооружений . М ожно надеяться, что число гаревых дорожек будет теперь неуклонно увеличиваться. О днако сегодня большую часть вре м ени пустуют дажеготовыесооруже ния. Объясняется это тем , что ни вУфе , ни в Ровно нет специальных гаревых мо к аждым годом все больше расширяется география нашего мотоспорта. Давно ли ведущими спортсменами были гонщики Москвы и Ленинграда, а теперь чемпионы и рекордсмены СССР имеются в самых различных городах страны. В Сибири и на Дальнем Востоке появилось так много мотоспортсменов, что встал вопрос об организации там круп н ых соревнований. Ведь очень сложно и дорого каждый раз отправлять спортсменов и мотоциклы, с кажем , из Владивостока в Ленинград или Киев. Так возникла идея проведения большого мотокросса в Хабаровске. Кроме советских гонщиков Хабаровского и Приморского краев, Магаданской и Читинской областей, а также Бурятской АССР, на соревнования прибыли мотоциклисты Срочныемерыдолжны быть приняты из Монгольской Народной Республики. т акжекполучению запасных частей В качестве наблюдателей на них присутствовали представители мотоциклетной для мотоцикловЭСО , и боимеющиеся общественности Китая и Корейской Нау нас машины эксплуатируются на из родно-Демократической Республики. нос. Характерный случай произошелво Исключительно удачно было выбрано место проведения кросса. Недалеко отвторой день соревнований с чехословацплощади Ленина в центре Хабаровска кими спортсменами. К последнему пред расположен стадион «Динамо», занимаюварительному заезду наши лучшие мо щ ий большую огороженнуютерриторию тоциклисты Л . Д робязко , Г. Плешаков, с оврагами, к рутыми холмами и даже неширокой речкой . Здесь удалось разВ. Кузнецов иА . Д ежинов отставали от бить сложную по своему характеру кольчехов Ф . Рихтера и С. Свободы всего цевую трассу протяженностью в 2,5 км . на 1—2 очка. С о старта каждый из них Вход на мотокросс был платный. Это позволило частично компенсировать рас . возглавил свой заезд и получил реальходы. ные шансы войти в четверку финалиПосмотреть на соревнования пришло стов. Н оименнов этот момент начаболее 10 тысяч зрителей. лось «фатальное невезение». У Л . Д ро Самыми массовыми и интересными были заезды на мотоциклах класса до бязко соскакивает изношенная цепь, у 350 смЗ. Оба дня соревнований на трасГ. Плешакова срезается гайка сцеплесе велась напряженная борьба. Побения и, наконец, у А. Д ежиноваотказы дителями стали мастера спорта из Хабаровска А. Поздняков и А. Ш илов ; тревает свеча, и он финиширует с машиной тье место занял мастер спорта С. Ч ирв руках. Такое неблагополучное стечецев ( И ркутск ) . . Хорошо выступали не ние обстоятельств былов значительной только лидеры, но почти все спортсмемере закономерным. О но явилось ны. Особое внимание обращает на себя успех монгольского спортсмена Ц. Болследствием отсутствия запасных частей да. Неуклонной волей к победе он завоек мотоциклам ЭСО-500 и недостаткам вал горячие симпатии зрителей. свечей ВКС-32. В классе мотоциклов до 500 смЗ победил мастер спорта из Хабаровска Ю. Пол яков , вторым был иркутянин мастер Анализируя итоги прошедших встреч, спорта Э. Воловиков, третьим — второприходишь ещекодномувыводу — наразрядник Ю. Ш арупич . ш е спортивное обмундированиедля Среди спортсменов, выступавших на гонщиковне отвечает требованияммеж мотоциклах класса до 250 смЗ, призовые места заняли спортсмены из Хабаровска дународных соревнований. Поэтому не перворазрядники В. Федотов, Л . Панчено бходимо довести до конца начатую ко и молодой гонщик из МНР Ц. Миеработу по организации пошива иизго эгомбо. В классе мотоциклов до 125 смЗ Р. Абтовления специальных жилетов, к ожа драхимов ( И ркутск ) уверенно занял перных костюмов , мотобот, шлемов, масок, вое место. За ним был второразрядник очков, к озырьков , перчаток, стальных из Хабаровска Ю. Веслополов, третьим башмаков идр . пришел кфинишуего земляк мастер спорта В. Солодов. Следует отметить в общем удачное вы* * ступление наших гостей из МНР. Они * у же могут быть серьезными конкурен тами в состязаниях сгонщикамидругих стран. Участие наших мотоспортсменов в После закрытия соревнований было проведено нечто вроде конференции международных встречах показало, что участников . Спортсмены из разных райу них есть все возможностиужев блионов Дальнего Востока поделились своим жайшиегоды добиться высоких резульопытом тренировок и подготовки мотоциклов. Эта дружеская встреча, на ко татов. И зпораженийнужно извлечь торой раскрывались все личные «секреправильные уроки , учесть всеошибки ты» спортсменов, оставила у всех хорои упорно тренироваться. П ри этом нельшее впечатление. На ней завязались новые знакомства, установились дружезя забывать, что успех приходит только ские контакты между спортсменами разна благодатной почве массовости. н ых городов. Во встрече принимали Там, г деещенет специальных гаре участие наши гости из КНР , МНР и КНДР, которые особенно интересовались вых мотоциклов класса до 500 см3 , вопросами организации различных сон ужно для этих целей приспособить ма ревнований. шины срабочимобъемомдо 350 см3и Единодушное пожелание и спортсменов и зрителей сводилось к тому, чтобы проводить на них соревнования. В каж подобные кроссы стали традиционными , д ой области, в каждомгороде , г де заежегодными. Для организации следуюнимаются мотоспортом , м ожно найти щей встречи есть хороший повод: в 1960 году жители Владивостока будут отмеспособных гонщиков . И чем больше их чать столетний юбилей своего города. выйдет на гаревые дорожки , тем скорееВ программу торжеств включается ряд мы добьемся успехов в этом виде мо с портивныхмероприятий . Одним из них , на наш взгляд, может быть Второй мототоциклетных соревнований. кросс дальневосточников с участием гон щ иков Китая, Кореи и Монголии. В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта. Хабаровск. в. ШАРОНОВ.С15