А.ЧЕМПИОНЫ СССР 1959 ГОДА Класс СИ-175. 10 км гR Пркаезенцев ш £ А ^ В . О ИНадЛ [ДОСААФ, Воинова км В. Сте-НОВЫЕ РЕКОРДЫ СССР Класс! - ! ! (KMJДистКм/часгсм-ш> » .=а актten г*"-' -• « "• • " <•« ч А. клосс («Динамо») — 50.991.л*'; FСИ-175 СИ-175 СВ-350 СВ-350 ГАГДК-0( К-02 К-02 К-3- Пенько А. Левин А - Привезенцец *• Добрынин А - Добрынин В. Зельгер О. Га ври лов Я. Сейлер В. Ж иров Г. Ж ироваи"• Васильев А. Клосс52.173 «9.230 61.942 88.452 83.060 68.702 59.512 34.924 47.306 41.222 50.991Победа номанды ДОСААФ • Успех назансного нонструктора • Галина Воинова приходит на помощь # Супруги Хейисалу—дважды чемпионыПРИЗНАНИЕ епосвященный может подумать, что гонки скутеров, глиссеров, мотолодок и катеров — еще молодой в нашей стране вид спорта. Но это не так. Уже в 1938 году было проведено всесоюзное первенство по водно-моторному спорту. Однако тогда это начинание не стало традицией; на следующий год такой встречи не 'было. А без состязаний, без борьбы трудно поддерживать интерес даже к самому увлекательному спорту. в 1952 году состоялось второе первенство СССР. Но и на этот раз потребовался четырехлетний перерыв, после чего всесоюзные соревнования водномоторников стали ежегодными. Нынешнее, шестое лично-командное первенство знаменательно тем, что призеры впервые были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Прежде они получали лишь дипломы и алые майки. Теперь с этой «дискриминацией» покончено. Союз спортивных обществ и организаций отныне полностью признал водно-моторный спорт. Перед всесоюзным первенством состоялись соревнования внутри ДСО и ведомств. Во время этих состязаний был установлен ряд всесоюзных рекордов. Но многие из них продержались всего несколько недель. На всесоюзном первенстве в Киеве в таблицу рекордов СССР 19 раз вносились существенные поправки. Причем в гонках на 10 км скутеров класса СИ-175 семь человек показали скорость, превышающую прежний рекорд страны. Отрадно, что среди чемпионов наряду с уже известными, заслуженными гонщиками появились новые имена. Таковы супруги Майе и Хиллар Хейнсалу из Тарту («Калев»), Галина Воинова из Москвы (ДОСААФ), Анатолий Привезенцев из Тулы (ДОСААФ) и другие. В общем лично-командное первенство 1959 года было подлинным праздником водномоторников. Оно выявило много нового, поучительного, интересного. Но не только «орошим отличались эти соревнования. ФЛАГ ПОДНЯТ Закончилось торжественное открытие соревнований: поднят флаг, отгремела мелодия гимна, спортсмены и судьи строем прошли круг по площадке, расположенной у самого берега Матвеевского залива. Дан первый старт. Стремительно понеслись по заливу легкие скутера класса СИ-175. Им предстоит пройти четыре круга. Вот один за другим скутера уже финишируют. И тут оказывается, что все результаты заезда нужно аннулировать: под конец гонкиН22 сорвало поворотный буй № 3, в результате — некоторые суда прошли удлиненную дистанцию, а одно из них даже село на мель. Вскоре старт был дан повторно. Но на втором круге сорвался поворотный буй № 4. Только третий заезд закончился без инцидентов, и судьи смогли,наконец, определить спортивные результаты. Так, из-за возмутительной безответственности начальника дистанции судьи первой категории В. Сурпина гонка на 10 км превратилась в своего рода серию 3X10 км . Беспрецедентный на всесоюзных соревнованиях случай! В организации первенства были и другие недочеты. Поскольку водно-моторный спорт стал массовым, видимо, настала шора подумать о модернизации некоторых элементов стартового оборудования. В частности, традиционные деревянные стартовые часы, стрелки которых по команде стартера переводит рукой один из судей, следовало бы заменить электрическими. Из-за естественной неточности этих «часов» (несовпадения движения стрелки с выстрелом стартера) иногда бывают вынужденные фальстарты участников. Право, в этом отношении водномоторникам стоило бы поучиться у мотоциклистов. Руководители отдельных команд, как это ни странно, «не успели» хорошо ознакомить участников с правилами соревнований, разосланными в организации еще в начале года. В результате имел место ряд курьезных случаев. Так, в одном из заездов серии 3X5 « и гонщица на скутере класса СИ-175 П. Вихлянцева («Труд»), заканчивая дистанцию, перед самым финишным створом вдруг развернулась и пошла к бонам. Буи предстартовой зоны она приняла за финишные. Разумеется, прохождение дистанции гонщице не было зачтено, и команда «Труда» потеряла на этом не менее 40 очков. Вызывает также недоумение, почему на всесоюзном первенстве совершенно не было радиоинформации. Ведь ныне не только на стадионе, «о и на мотоциклетных кроссах диктор сразу же после финиша объявляет результаты участников. Здесь же из-за отсутствия такой информации немногочисленные зрители и сами спортсмены иногда по нескольку дней не знали скорости, показанной в заездах. Кстати, о зрителях. На всесоюзном первенстве водномоторников их было позорно мело — несколько десятков человек. А ведь киевляне — большие любители этого увлекательного вида спорта. Свидетельство тому — несколько тысяч личных катеров, которыми буквально заполнен левый берег Днепра (здесь даже устроена специальная база, куда их сдают на хранение). Нам кажется, лишь просчеты организаторов привели к тому, что в дни таких больших соревнований берега Матвеевского залива поражали своей пустынностью. В этом виновна также и украинская печать. Кроме досаафовской газеты «Патриот БатьК1вщины», ни одна городская или республиканская газета не поместила отчета о соревнованиях. Были лишь краткие и нередко путаные сообщения. А вот «Комсомольская правда» и особенно «Советский спорт» нашли возможным уделить первенству водномоторников весьма значительное место.СВЕТ И ТЕНИ Тот стремительный заезд СИ-175 на 10 км, когда семь человек показали скорости, превышающие прежний рекорд страны, примечателен не только своими результатами. В этом заезде произошел захватывающий поединок между лидерами гонки А. Привезенцевым и В. Жуковым. Оба досаафовца выступали на совершенно одинаковых моторах «Дельфин», но корпуса у них были разные. А. Привезенцев выступал на скутере, сконструированном казанским инженером К. Золотько, а В. Жук ов — н а скутере, привезенном из-за рубежа. Несмотря на отчаянные попытки В. Жукова, ему не удалось обойти соперника. Этот успех досаафовского гонщика с полным правом может разделить и инженер-конструктор. И правильно поступила судейская коллегия, наградив его грамотой. Самым увлекательным зрелищем, но и самым серьезным испытанием для спортсмена и подготовки его техники является серия из трех гонок по пяти километров — этот своего рода водномоторный марафон. А. Привезенцев и здесь оказался героем. И только случайность помешала ему победить второй раз. Судно тульского спортсмена попало на волну, нос скутера резко подбросило вверх, и А. Привезенцев вылетел в воду. Однако, падая, находчивый гонщик успел выключить мотор, и судно остановилось; так была предотвращена неизбежная авария. Несмотря на принятую холодную ванну (в то время в Киеве уже никто не купался), А. Привезенцев не выбыл из строя. Он участвовал в двух последующих пятикилометровках; оба раза гонщик приходил к финишу четвертым. И все же, когда на закрытии соревнований главный судья вызвал на пьедестал почета досаафовку Галину Воинову, наиболее горячие аплодисменты выпали именно на ее долю. Объясняется это не только тем, что, завоевав две золотые медали, она стала абсолютной чемпионкой страны в гонках на судах класса СИ-175. Спортсмены, судьи, тренеры и механики от души приветствовали девушку, которая показала себя не только замечательной гонщицей, но и человеком высокого долга. В третий день первенства проводились серии гонок 3X5км . Во втором заезде случилась беда. У скутера под № 35, который только что вырвался вперед, оторвалась подводная часть. Скутер начал тонуть. По существующим у нас правилам первый, кто идет за потерпевшим бедствие, должен остановиться и оказать помощь. Однако три судна стремительно пронеслись мимо. Мастер спорта Г. Жирова (ВМФ), перворазрядники В. Бурмицкий и В. Чумаченко (оба — ДОСААФ) не пожелали терять драгоценные секунды. И лишь мчавшаяся следом Г. Воинова остановилась, чтобы помочь товарищу. И правильно поступила судейская коллегия, которая йе зачла результата Жировой, Бурмицкого и Чумаченко, а Воиновой предоставила возможность стартовать повторно. Тепло встретили спортсмены также победу супругов Майе и Хиллара Хейнсалу, которые ив гонке на 10 км , и в серии 3X5 км неизменно были первыми. Эстонские гонщики выступали на мотолодке, корпус которой сконструировал мастер спорта Георг Ванамельдер.Вместе с супругами Хейнсалу судейская коллегия наградила и конструктора. Розыгрыш первенства занял три дня. Но самым скучным, пожалуй, был второй день соревнований, когда проводились заезды глиссеров и катеров классов ГА, К-01, К-02 и К-3. Гонку на 50 км начало всего пять глиссеров. К финишу же пришли лишь два судна. И хотя оба они показали скорости, превышающие рекорд СССР, их победу вряд ли можно назвать радостной. Еще скучнее был заезд на 50 км катеров класса К-3. Казалось бы, он должен быть одним из самых массовых. Ведь К-3 — это обычные серийные катера, в большом количестве выпускаемые заводами. Ими пользуются везде и всюду. А на первенстве СССР таких катеров было всего пять штук. И хотя один из них показал рекордную скорость, все же эта гонка также вызвала чувство неудовлетворенности. В итоге трехдневной борьбы команда ДОСААФ вышла победительницей (второе место завоевали спортсмены «Трудовых резервов», третье — ВМФ). Однако грамотами за хорошую подготовку и организацию команд были награждены К. Ишанов, Е. Грингаут («Трудовые резервы») и К. Кивастик («Калев»), 8 чем же дело? Команду ДОСААФ на протяжении всего первенства буквально лихорадило от различного рода происшествий, ответственность за которые во многом ложится на ее руководителя В. Братина. В ЦК ДОСААФ пришлось создать специальную комиссию, разбиравшую «киевские инциденты». Думается, водномоторники оборонного Общества только выиграют, если впредь представлять их на ответственных соревнованиях будет другой, более достойный руководитель. На торжественной церемонии награждения произошел еще один чрезвычайный случай. На пьедестал почета были вызваны женщины —победительницы серии гонок 3X5 км Г. Воинова, Л. Плющева и Г. Жирова. Однако последняя, по-видимому не удовлетворенная третьим местом, не спешила выйти из строя. Наконец Жирова соизволила подняться на ступеньку, нехотя взяла диплом ив то время, как представитель Союза спортивных обществ и организаций И. Емельянов хотел вручить ей бронзовую медаль, демонстративно ушла. Напрасно Емельянов окликал ее по имени и отчеству; медаль так и осталась у него в руках. Поведение зазнавшейся спортсменки глубоко возмутило присутствующих. Президиуму федерации водно-моторного спорта следует обратить внимание на серьезные признаки звездной болезни в среде ведущих гонщиков.*Итак, первенство водномоторников закончено. Одним из важных его итогов является создание сборной команды СССР, руководителем которой назначен заслуженный тренер СССР мастер спорта В. Орлов. Команда будет готовиться к ответственным встречам. Скоро наши спортсмены выйдут на международные водные дорожки. В добрый путь, друзья! М. СИНИЦЫН.Киев.23