•••ЮН•mamp*сть что-то величественное и торжественное в наступлении человека на непокоренный Енисей. Огромные, под стать реке, самосвалы метр за метром все дальше продвигают перемычку. Грохочут, ссыпаясь из кузовов, увесистые глыбы. Под ударами камня белым пламенем вспыхивает зеленоватая енисейская вода. Идет строительство Красноярской гидроэлектростанции.«Ж&*dLЕ***.Около семидесяти лет назад по пути на Сахалин, переправившись близ этих мест через Енисей, А. П. Чехов записал:«...В своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... И кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!». И жизнь такая пришла на Енисей. Ее дыханием полон Красноярский край. В Саянских хребтах благоустраивается Усинский тракт — автомобильная маги-Начальник автобазы Н. Рябков еще недавно служил в танковой части, а шофер А. Жуков обучал военных водителей. Теперь бывшие воины строят Красноярскую ГЭСстраль в Туву; сквозь вековую тайгу прокладываются из Абакана в Тайшет стальные пути поездам; около черного зева Назаровского угольного разреза закладываются фундаменты крупнейшей в СССР тепловой электростанции. Новые заводы и комбинаты строятся в самом Красноярске ив других местах необъятного края. Сразу целыми кварталами растут многоэтажные дома в чудо-городе Заполярья — Норильске. А близ безвестной деревушки Шумихи бурными темпами сооружается Красноярская ГЭС — первая из каскада енисейских электростанций. Она не будет иметь равных себе в мире по мощности и технико-экономическим показателям. На сто метров поднимется уровень Енисея у плотины, на триста километров протянется новое море — Красноярское, достигая двадцатикилометровой ширины. Турбины станции будут уникальными, а электроэнергия, вырабатываемая ими, станет обходиться в 36 раз дешевле, чем на теперешних электростанциях края. Проектная мощность Красноярской ГЭС определена в 4,2 миллиона киловатт. Что ж, река—богатырь, по ней и станция.***Рано утром у пристани близ поселка Дивногорск — будущего города строителей — швартуются катера. Их палубы заполняют шоферы, трактористы, бульдозеристы, подрывники, рабочие с экскаваторов и плавучих кранов — с ме ­ на тем , к то трудился ночью . Катера отваливают и, с усилием преодолевая течение, плывут вверх кперемычке . Д о нее несколькокилометров . Слева, на правомберегу , видны но ­ вые гаражи автобазы, строй только что полученных с завода самосвалов, складские постройки . К перемычке пока ни ­ к акихдорог , к роме Енисея, нет. Река сжата скалистыми холмами , п оросшими тайгой. К месту будущей ГЭС автомобили были завезены на баржах. Так жепри ­ ходится доставлять имибензин , а в случаях ремонта ипрофилактикимаши ­ ны «сплавляются» на автобазу. Это, к о ­нечно, н еудобно , т ем более, что фронт наступления на Енисей расширяется. Надо перекинуть черезреку мост. И он строится. Ж елезобетонные устои уже встали шеренгойпоперек Енисея. Катера плывут мимо них и причаливают прямоккаменнойперемычке , шагнувш ей от берегав створ реки метров на двести пятьдесят. По насыпи движутся самосвалы. Ш о ­ ф еры , сбросив каменные глыбы вре ­ к у , п одруливаютпоближек катерам. Сменщики обмениваются короткими фразами — как работалось ночью , как вела себя машина, с колько сделано рейсов — и расходятся: одни — в ка ­ бины, другие — к катерам.Здесь будет сооружена плотина. Каменная гряда, насыпанная самосвалами, все дальше продвигается в глубь Енисея.Тяжело гудя , катит по отвалу десятитонная махина — г руженый ЯАЗ. Нес мотря на прохладу, ш офер без кепки , одет легко . Видно, ж арко спорится у него работа. У веренно осаживает он автомобиль. Кажется — мгновение, и машина сорвется скаменнойгряды . И тогда авария или катастрофа неизбеж ­ на. Но водитель резкотормозит . И вот уже сползают, летят в воду розоватые куски гранита. , На самосвале этом — В Ш 11-40 — трудится ударник стройки Валентин Петрович Филатов, высокий, ш ирокоплечий , с крупными чертами лица илегкойпро ­ с едью на висках. По пути к экскаватору, что стоит уподножияразвороченнойаммоналом скалы, он рассказал о себе. Шофером Филатов работает двадцать восьмой год, имеет первый класс. Раньше жилв Нальчике, ездил по дорогам Кабарды и Осетии. — П очему меня потянуло в Сибирь? Знаете ли, влез в меня червь, точит и точит. К ругом такие огромные дела творятся. К акойжея буду коммунист , если не примув них участия!.. Оставил дом , сад, к урортный климат и двинулся с семьей на Братскую ГЭС. А там посоветовали ехать на Енисей. Сначала работал механиком , п отомво ­ зил на ЗИЛелюдей на строительство дороги Красноярск—Дивногорск, а когда принял МАЗ , стал доставлять на до ­ р огу грунт. — Наездил я на МАЗе сто семьдесят тысяч, поблагодарили меня за пере ­ п робег , а машину списали. Тогда решил я восстановить один из ЯАЗов. Время затратил на это немало, но не жалею , лихо он теперь ходит... В дальний ли карьер или вближний Валентин Петрович успевает сделать обычно раза в два больше рейсов, ч ем требует норма . М еждуделом обучил он управлению дизельным автомобилем своего бывшего сменщика Геннадия Данилова. Теперь Данилов работает самостоятельно. Как и его учитель, он изо дня в день перевыполняет задания. И много здесь таких, как Филатов и Данилов. Недавно демобилизованный из армии комсомолец Георгий Иваненко, Д митрий Коночев из Иванова при ­ няты на стройке впартию . У веренно водят автомобили на перемычку Николай Вахрушев, Д митрий Третьяков, Николай Кочетков — п ередовыелюдистройки . Разные у «их судьбы, но объединяет всех одно : г орячее желание какможно раньше ввести станцию-гигант в строй. Н. БОБРОВ. (Наш спец. корр.). Ф ото автора.