12
13
летикой. Наличие «мотоциклетной» гари не ухудшило, а улучшило состояние дорожки. Достаточно сказать, что с вводом ее в строй было обновлено 8 республиканских рекордов в беге на различные дистанции и показаны результаты, приближающиеся ж нормативам мастера спорта. Таким образом, надо считать несостоятельным мнение «авторитетов» о том, что в пределах одного стадиона невозможно совместить легкую атлетику, футбол и мотоспорт. Дирекция стадиона имеет теперь воз-' можность более полно загрузить его, рентабельно использовать спортивные сооружения и содержать их в лучшем состоянии, ибо 25 процентов сборов от продажи билетов на мотоциклетные соревнования остаются в кассе стадиона. На строительство гаревой дорожки и ее оборудование было израсходовано свыше 100 тыс. руб. Однако надо прямо сказать, что успех дела решили не деньги, а инициатива. И если бы такой инициативы было побольше на местах, то, несомненно, сегодня в стране насчитывались десятки мотоспортивных сооружений. Нам кажется, что неудача москвичей во многом объясняется отсутствием в столице гаревой дорожки. Первенство было проведено на полной самоокупаемости. Свыше 100 тыс. рублей, вырученных от продажи билееждународная шестидневка, ежетов, покрыли все расходы на организа| годно проводимая ФИМ , является, цию соревнований: транспортировку мапожалуй, самым трудным из всех шин, содержание гонщиков, оплату их видов мотоциклетных соревнований. Не проезда и т. д. Оставшиеся деньги были случайно ее называют мотоциклетной израсходованы на покупку спортивных олимпиадой, подчеркивая тем самым мотоциклов для уфимских гонщиков. значение « сложность этих состязаний. Тем самым еще раз была доказана жизМотоолимлиада требует от участниненность и перспективность принципа ков железной выдержки и искусного самоокупаемости в развитии мотоспорта. вождения машин по сложным трассам в условиях больших и длительных наА. ИВЛИЕВ, грузок. Многодневка предъявляет чрезпредседатель Союза спортивных вычайно высокие требования ик мотообществ и организаций циклам. Они должны безотказно рабоБашкирской АССР. тать в течение всех шести дней, так как возможности замены неисправных детаМ. ТЕЛЕГИН. лей или даже ремонт их крайне ограни(Наш спец. корр.) чены жесткими условиями и правилами соревнований. В этом году очередная XXXIV многоВ закрытом парке на одной из центральдневка проходила с 14 по 19 сентября ных площадей Готвальдова. в Чехословакии в районе Готвальдова. 4>-i . ^ - : ' % ^ y ^ Как и всегда, основная борьба развернулась за Международный приз. Претендовать на него могут только страны, выставившие команду из шести спортсменов на мотоциклах отечественного производства (по две машины в трёх различных классах). В борьбе за этот почетный трофей участвовали команды восьми стран: Великобритании, ГДР, Италии, Польши, ФРГ, Чехословакии, Швеции и Советского Союза. На второй приз — Серебряную вазу претендовали команды 12 стран: Бельгии, Болгарии, ГДР, Голландии, Италии, Польши, Румынии, Финляндии, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии и СССР. В соответствии с международным спортивным Так стартовали около 250 спортсменов. кодексом каждая страна выставила две команды (по четыре спортсмена на мотоциклах двух—трех классов производства любых стран); Бельгия и Швейцария имели по одной команде. Кроме названных двух призов, разыгрывались первенства клубов (25 команд) и мотоциклетных заводов (24 команды), причем число команд от каждого предприятия и клуба не ограничивалось. Международный приз и Серебряная ваза присуждались командам, набрав-МОТОЦИКЛЕТНАЯ ОЛИМПИАДА13 золотых медалей советских гонщиковшим наименьшее количество штрафных очков за опоздания на пункты контроля времени или другие нарушения условий соревнований; при равенстве штрафных очков победители определялись в заключительных скоростных соревнованиях. Клубные команды, все участники которых прошли дистанцию без единого штрафного очка, получали дипломы ФИМ, а заводские команды награждались золотыми медалями ФИМ «За первенство заводской марки». В личном зачете все участники, прошедшие дистанцию «на нулях», удостаивались золотых медалей, набравшие не более 25 очков—серебряных и окончившие шестидневку (независимо от числа штрафных очков)—бронзовых. Трассы дорожных соревнований проходили в окрестностях Готвальдова по резко пересеченной местности с перепадом высот, достигавшим 1100 м. Общая протяженность шестидневной дистанции составляла 1724 км , из которых 972 км приходилось на участки кроссового характера (горные и лесные дороги с каменистым и мягким грунтом) и 752 км — на шоссейные дороги. Трассы второго и третьего, а также четвертого и пятого дней соревнований повторялись, но гонщики проходили их сперва в одном, а затем — в противоположном направлении. Трасса первого и шестого дней совпадала частично (в по ­ следний день она была укороченной135 км). Заключительные скоростные соревнования — часовая гонка — проводились по уличному кольцу в самом Готвальдове. Длина кольца была равна 4,7 кмс перепадом высот в 26 м ; количество кругов колебалось от пятнадцати (класс до 125 см 3 ) до двадцати (класс до 500 см3и выше). Всего стартовало 237 спортсменов, представлявших 16 стран. Окончили соревнования 179 гонщиков; из них 118 были удостоены золотых медалей, 42 — серебряных и 19 — бронзовых. В XXXIV многодневке стартовал 21 советский спортсмен. Команда в составе Н. Севостьянова, Э. Кирсиса (ИЖ-250),12 В. Адояна, Н. Григорьева (К-175), Р. Решетникса и Ю. Дудорина (ИЖ-350) оспаривала Международный приз. Две команды боролись за Серебряную вазу: первая — А. Белкин и Е. Субботин (ИЖ-250), Н. Соколов и Б. Иванов (ИЖ-350); вторая — А. Егоров, А. Карнеев, С. Старых (Ява-250) и Э. Крузе (ИЖ-350). В соревнованиях участвовали две клубные команды: Удмуртского автомотоклубаГ. Чащипов и Ю. Васев (ИЖ-250), В. Семин (К-175) и Раменского автомотоклуба — Л. Воронович (Ява-250), Б. Мальчиков и А. Заболотский (ИЖ-350). Три команды Ижевского завода были укомплектованы теми же участниками, которые боролись за Международный приз и Серебряную вазу (параллельный зачет); 1-я команда — Н. Севостьянов, Е. Субботин, Э. Кирсис; 2-я — Н . Соколов, Ю. Дудорин и Б. Иванов; 3-я — А. Белкин, Р. Решетнике, Э. Крузе. В личном зачете участвовал В. Платыч (ИЖ-350). В течение первых трех дней советские гонщики, заявленные в розыгрыше Международного приза, были лидерами соревнований. Они прошли половину дистанции «на нулях», в то время как команды Чехословакии и Италии имели по одному штрафному очку, ГДР — 4 очка, Швеции — 201 очко, Великобритании и ФРГ — по 400 очков и Польши500 очков. Пожалуй, не было большей сенсации на многодневке, чем этот успех наших мотоциклистов. Однако на четвертый день положение резко изменилось. Из-за поломки рамы выбыл из соревнований В. Адоян, и команде за все оставшиеся дни начислялось по 100 очков. Эта неудача была тем более досадной, что все остальные советские гонщики прошли шесть дней без единого штрафного очка и имели все шансы стать победителями. Никогда еще советская команда не была так близка к достижению заветной цели — выигрышу главного трофея, как в этот 'раз. _ Обладателем Международного приза, как ив прошлом году, стали чехословацкие мотоспортсмены, имевшие в комплексном зачете (дорожные и скоростные соревнования) только одно штрафное очко. Эта победа наших друзей не случайна. В команде-победительнице были закаленные в многодневных соревнованиях спортсмены, выступавшие на превосходно подготовленных и хорошо зарекомендовавших себя во всех отношениях мотоциклах — «Ява» и «Чезет». ___ На втором месте оказались итальянцы (206 штрафных и 3428,7 положительных очков), на третьем — команда Германской Демократической Республики (206 штрафных и 2673,9 положительных очков). Наша команда заняла четвертое место, опередив спортсменов Англии, Польши, ФРГ и Швеции (см. табл.).Менее удачным было выступление наших гонщиков в розыгрыше Серебряной вазы. 8 первой команде Б. Иванов получил 23 штрафных очка в дорожных соревнованиях и 60 очков — за неучастие в скоростных, а во второй команде после первого дня выбыл из-за травмы Э. Крузе. В результате этих происшествий обе наши команды оказались отброшенными на 11 и 16-е места. Нужно отметить выдержку и силу воли нашего спортсмена Э. Крузе, который отказался от немедленной медицинской помощи и проехал еще семь километров, чтобы закончить дистанцию и не принести лишних 100 штрафных очков команде. Так же поступил и Р. Решетнике, получивший значительные ушибы при дорожной аварии, происшедшей, кстати сказать, не по его вине. Р. Решетнике продолжал соревнования в течение оставшихся дней. За проявленную выдержку и волю к победе Э. Крузе и Р. Решетнике награждены особыми дипломами СВАЗАРМ. Без штрафных очков в розыгрыше Серебряной вазы пришли к финишу обе команды Чехословакии, Румынии и Финляндии, но так как чехословаки показали лучшие результаты в скоростных соревнованиях, то они выиграли и этот приз (1 и 2-е места). Третье место заняла команда Румынии, четвертое—'Финляндии и пятое — Польши. Нужно отметить блестящее выступление чехословацких гонщиков. Все 46 стартовавших спортсменов закончили дорожные и скоростные соревнования, получив 34 золотые медали, 8 серебряных и4 бронзовые. В командных зачетах они, ломимо двух призов, завоевали 5 из 7 золотых медалей ФИМ за первенство заводской марки и2 диплома ФИМ из 3 за успехи клубных команд. В соревнованиях клубных команд хорошо выступили гонщики Удмуртского АМК, не получившие ни одного штрафного очка. Они награждены дипломом ФИМ. Не имела штрафных очков и первая команда Ижевского завода. Ей присуждена золотая медаль ФИМ «За первенство заводской марки». На результатах 2и 3-й заводских команд сказались штрафные очки, полученные Б. Ивановым и Э. Крузе. в итоге из 18 советских гонщиков, окончивших соревнования, 13 получили золотые медали, двое — серебряные и трое — бронзовые. Эти результаты можно рассматривать как крупный успех наших мотоспортсменов, всего в четвертый раз выступающих в таких сложных международных соревнованиях. Назовем имена тех советских участников, которые в этом трудном неофициальном первенстве мира завоевали золотые медали: А. Белкин, Ю. Васев, Л. Воронович, Н. Григорьев, Ю. Дудорин, А. Егоров, Э. Кирсис, Р. Решетнике, Н. Севостьянов, В. Семин, Н. Соколов, Е. Субботин, Г. Чащипов. О хорошей подготовленности советских мотогонщиков и их материальной части свидетельствует также и то обстоятельство, что из 21 стартовавшего не окончили соревнования только три человека. Между тем из 38 представителей ФРГ выбыло 11, из 24 польских спортсменов—10, и з 13 англичан — 8 (см. табл.). Это свидетельствует не только о безусловном росте мастерства из-ших спортсменов, но и об успехах советских конструкторов, механиков и тренеров, которые внесли немалую лепту в достижение хороших результатов.о Страны0.О3Получено медалейдо5 Л5 о зол от. сереб. бронз. Бельгия Болгария Великобрн. тания ГДР Голландия Дания Ирландия Италия Польша Румыния СССР Финляндия ФРГ Чехословакия Швейцария Швеция 48 13 20 13 24 16 24 9 21 4 38 46 96455 17 10 13295797 13 4 18 34 242117111214— —13' 14 8 18 4 27 46 44— —— —6 412—8 81— — — 1 — 3 .— —14 1—Однако было бы ошибкой успокаиваться на достигнутом. Необходимо совершенствовать навыки, приобретенные нашими спортсменами в ходе этих соревнований, а главное — серьезно поработать над улучшением мотоциклетной техники. Недостаточна прочность рамы у спортивных машин Ковровского завода. У всех мотоциклов неудовлетворительны конструкция и качество ободьев, неудачно крепление баков. Общим недочетом является сравнительно малая мощность двигателей. Между тем высокие динамические качества мотоциклов имеют большое значение при прохождении шоссейных участков в дорожных соревнованиях и исключительно важны в дополнительных скоростных гонках. Говоря о недостатках, нужно подчеркнуть все же, что советские мотоциклострсители и спортсмены стоят на верном пути. Если вновь будут приложены известные усилия, то наши спортсмены смогут уже в ближайшем будущем рассчитывать не только на хорошие общие результаты, но и на выигрыш главного приза. Советская делегация была очень тепло принята руководящими работниками СВАЗАРМ, организаторами соревнований. Чешские спортсмены оказали нам товарищескую помощь, делясь своим богатым спортивным опытом. Пользуюсь возможностью, чтобы от имени всех членов советской делегации сердечно поблагодарить наших чешских друзей через журнал «За рулем». А. КАРЯГИН, спортивный комиссар XXXIV международных шестидневных соревнований. На дистанции...Команда Чехословакия Италия ГДР СССР Швеция ФРГ Великобритания ПольшаМесто 12345678Штрафные очки 1 206 206 300 801 1000 1301 164013