ПРИНЦИПА60 км/vac КВ-7 — 60 кн/час 60 км/час 72 км/час 80 кн/час ; 65 км/час liо просыорганизациии судейства ралли неоднократно освещались на страницах журнала «За рулем». Н о рассматривались они главным образомв общих чертах. На наш взгляд, настало время детально обсудить основные по л ожения , х арактеризующие этот вид автомобильных соревнований, обобщить опыт их проведенияв нашей стране и за рубежом . Сейчас уже четко определились три принципа проведения ралли, т ри систем ы соблюдения расписания, о пределяю щ ие различный характер движения автомобилей. Основные признаки различных вариантов ралли приведеныв таблице. ри- Основной ан- принцип ты АБ Система соблюдения расписанияВДвижение Скоростное Равномерное РегулярноеПостоянство Принудирасписания тельная Постоянство С ограническорости нием В Два расСвободная писанияКВ-4-Разобраться в особенностях того или иного варианта могут помочьграфикидвижения , соответствующие каждому из тр.ех указанных в таблице принципов .\ \ \Вариант А Анализ классификационных признаковудобно начать с этого варианта, к ак наиболее простого с точки зрения организации и судейства. К томуже он приме няется на многих зарубежныхсоревно ваниях, входящих в зачет чемпионата Европы по ралли. Д опустим , что участник соревнований прошел третий пункт контролявремени (КВ-3) точно по расписанию, а на пункт КВ-4 прибыл сопозданием на 30 минут и за это был оштрафован. Рассматриваемый принцип организа ции ралли характеризуется тем , что ни при каком отклонении от расписания, и в частности опоздании, а строномическое время, установленное для прибытия на последующие пункты KB, не изменяется. Расписание остается постоянным. П о э тому спортсмену приходится считаться сдвумяследующими нежелательными факторами. Во-первых, в ремядопускае м ого максимального опоздания уменьшилось с1 часа до 30 минут, что припо с ледующих опозданиях может повлечь за собой исключение из соревнования. Во-вторых, и это главное, участник будет повторно штрафоваться за опоздание на каждомпоследующемпункте КВ. Следовательно, принцип постоянства расписания вынуждает спортсмена стремиться какможно быстрее «войти в график». Соблюдение расписания в этом случае становится принудительным, ибо, как показано на графике А, п рилюбойско рости, пока не ликвидировано опозда ние, линии движения (перечеркнуты двойными штрихами) проходят в «штрафной зоне». Стремление ликвидировать опоздание в кратчайший срок вынуждает участника развивать чрезмерно высокие скорости , п оройне считаясь ни счем . В результате движение приобретает характер ско ростных гонок . А это значит, что ралли по принципу постоянства расписания, с тимулирующемудвижениес большими скоростями , следует проводить только на дорогах, г де обеспечена безопасность, п ричемв них могут участвовать/cs-зiГрафики движения при различных вариантах (Л, Б, В) проведения ралли. Сплошные жирные вертинальные линии характеризуют заданный режим движения ; тонкие вертикальные линии — движение по смещенному, новому расписанию, обязательному для участника,. а пунктирные — по новому расписанию , необязател ьному; наклонные штркхпунктирныелинии указывают фактическое движение с отклонением от расписания и заданной скорости: наклоном влево обозначается движение со скоростью, меньшей, чем заданная, что приводит к опозданию: наклоном вправо — движение с повышенной скоростью, что дает возможность полностью или частично ликвидировать опоздание («догнать» расписание}; чем круче наклонена линия вправо, тем зыше скорость; сеткой заштрихован диапазон скоростей, при которых участи ин подвергается пенализации («штрафная зона»); л инии , перечеркнутые деойными штрихами , показывают движение, невыгодное в условиях вариантов Аи Б, но приемлемое при варианте ГР АЛ ЛИ лишь мастера спорта иперворазряд ники. В нашей стране такой принципвпер вые был применен при розыгрышепер венства СССР по ралли в 1959 г. О нже является основой финского ралли «Тысяча озер», в которомв 1958 и 1959 го дах принимали участие советские коман д ы . Н еобходимо отметить, о днако , что в этих соревнованиях весьма напряжен ное движение осложнялось ещетем , что разнообразные дополнительные ско ростные состязания (их было 19) п рово дились за счет времени , отведенного для прохождениядорожных этапов. П о скольку задержки, неизбежные при скоростных состязаниях, н е нейтрализовались, ралли «Тысяча озер» носили характер интенсивной дорожнойгонки по пе ресеченной местности. Не случайно ме стные жителиназывают эти соревнования «Большие гонкиЮвяскюля » . Вариант Б Условия движения те же , что ив варианте А. Но всвязисопозданием на пункт КВ-4 астрономическое время расписания дальнейшего движения «сдвигается» на 30 минут. Так как здесь в отличие от варианта А соблюдение установленной средней скорости дви ж ениястрого обязательно, «сдвинутое» новое расписание приобретает силу осн овного , и спортсмен не имеет права отклоняться от него больше , ч ем это допускается размерами льготы (обычно ± 3 минуты). Такая ограничительная система со б людения расписания исключает необ ходимость развивать опасные скоростидвижения . Больше того , к аждая попытка ликвидировать опоздание влечет за собой штраф (см. п еречеркнутые линии на графике Б, п роходящие внутри заштрихованной «штрафной зоны»). Благодаря запрещению погашать опо здание движение по своему характеру должно быть равномерным , без существенных отклонений от средней величины. В ралли, организованных по так ому принципу, обеспечивается безо пасность движения . М ожет показаться, что лишение участника права «наверстывать упущенное» делает соревнования менее интересным и . Это ошибочный взгляд; спортивный критерий ралли заключается именно встрогомсоблюдении расписания. Ведь, если спортсмен , независимо от того , по какомупринципуорганизовано ралли, заканчивает соревнование без штрафных очков , то в этом и состоит егоспор тивное достижение . Д вижениепоново м у расписанию, с мещенному во време ни после опоздания , ничего в существе соревнований не меняет. Равномерность движения автомобилей, т. е. строгое соблюдение принципа постоянства скоростиспеременой расписания, наиболее приемлема для начинающих спортсменов, а такжевсо ревнованиях на горных дорогах ивзим нее время . П ринцип постоянства скорости был основнымв туристских ралли, п рове денных в 1959 году по маршрутуМо сква — Севастополь — М осква . Эти со ревнования, в которых участвовали водители, не имеющие спортивного стаж а , оказались для них очень интересными ив то же время не повлекли за со бой никаких дорожных происшествий. Во всесоюзных ралли «Кавказ» для автолюбителей также применялась опи санная выше система соблюдения расписания. Различие заключалось лишь втом , что если возникали опоздания, то они могли постепенно ликвидироваться на каждом этапе в пределах допускае м ого льготным временем трехминутного опережения «сдвинутого» расписания. П ринцип постоянства скорости вполне оправдал себя ив Первых зимних ралли (Тарту, февраль 1959 г.). Вариант В Исходные условия приняты такие же , к ак для описанных выше вариантов. Участнику, прибывшему на пункт КВ-4 сопозданием , астрономическое время расписания дальнейшего движе ния «сдвигается» на время опоздания. Таким образом , е му не угрожаетпо вторный штраф, как это имело бы ме сто в варианте А. Вместе стемв отличие от варианта Бспортсмен не лишен права ликвидировать опоздание пол ностью или частично сучетомдорожныхидругих условий. На графикеВ показано, что участник соревнований осмотрительно подошелкрешению этой задачи. К пункту КВ-5 он вел автомобиль хотя ис « п ревышен ной», но с не очень опасной скоростью , лишь на 10 процентов больше заданной. На пункте КВ-5 астрономическое время расписания движенияему было вновь «сдвинуто», но ужевсторону приближ ениякосновному расписанию. Следовательно, н овое расписание, защищая спортсмена от повторного штрафа, не является постоянным иобяза тельным для участника — оно изменяет ся в соответствии свыбираемымводи телем режимомдвижения . Такая свободная система соблюдения расписания позволяет спортсмену прой ти этап между пунктами КВ-5 и КВ-6 со скоростью 80 км/час, в данных кон кретных условиях вполне допустимой . П риэтомон имеет возможность со скоростью 72 км/час прийти на пункт КВ-7 во время , п редусмотренноеоснов н ым расписанием, то есть полностью ликвидировать опоздание . Так как опоздания могут возникать неоднократно, д вижение является регул ярным , то есть периодически повторяется прибытие на пункты KB точно во время, предусмотренное основным расписанием, п ринеравномернойско рости на смежных этапах, выбираемой участником по своему усмотрению . Свободная система соблюдения расписания приемлема во всех ралли, о р ганизуемых для спортсменов - р азрядни ков. О днакоъсложныхдорожных условиях ( н апример , в зимнее время) к про ведению соревнований по этому прин ципу следует подходить осторожно. К рометого , в соревнованиях со свободной системой соблюдения расписания несколькоосложнен подсчет штрафных очков . Но все это не может , конечно, скомпрометировать принцип, применяемый во многихзарубежных соревнованиях. Подводя итоги сказанному, м ожно так охарактеризовать пенализацию отклонения от расписания движения : при варианте А участник штрафуется за то, что в кратчайший срок не «вошел» в расписание; п ри варианте Б штраф налагается за попытку «войти» в старое расписание; при варианте В участник свободен от повторных штрафов за одно и то же отклонение.С пенализацией тесно связан порядок применения льготы при отступлениях от расписания; он должен соответствовать принципу и степени трудности ралли. Вопрос о пенализации отклонений от расписания движенияио применении льготы на пунктах KB, особенно на секретных пунктах (СКВ), требует подроб н ого специального разбора . О днаконе к оторыеобщиеположения следует рассмотреть в непосредственной связи с темой данной статьи. Льготное время при отклонениях от действующего расписания движения дается участникам во всех отечественных ивподавляющем большинстве зар убежных ралли. О но колеблется вдо статочно широких пределах, н о чаще всего составляет 6—10 мин. В отечественных ралли принято предоставлять льготу как приопережении , так и при опоздании против расписания. Это упрощает обработку результатов, но несколько усложняет штурманские расчеты. Н апример , во всех ралли, п роводи мых в скандинавских странах, в том числе в ралли «Тысяча озер » , не пенализируется 10-минут«ое опережение расписания, а опоздание, хотя бы на 1 сек., влечет за собой штраф. Это, п о существу, то же самое, что и установление льготы по5мин . к ак за опережение , так и за опоздание. Но такой порядокме нее удобен для участников. Поэтому они, как правило, составляют для себя условное, штурманское расписание, «сдвинутое» назад на 5 мин., и придер ж иваютсяего , чтобы иметь запас льготы. Практически, к онечно , выгоднее вести автомобиль с максимально безопасным опережением, резервируя возможно больше времени на опозданияпо объективным причинам. В большей части зарубежных ралли льгота применяется на каждом пункте KB независимо от того, пользовались ли ею на предыдущих пунктах. В отечественных соревнованиях принято право на льготу при опозданиях ставить в зависимость от соблюдения режимадви ж ения . В соответствии с той или иной системой соблюдения расписания наи более приемлемыследующиепринци пы применения льготы. В ралли соскоростнымхарактеромдвижения принудительная система со б людения расписания должнаподчер киваться порядком пенализации. О по здавший участник лишается права на льготу в течение всего времени , п ока он идет сопозданием против расписания. В соревнованиях, п роводимыхпоприн Ч^ипу тгастскянства скорости , льготное времядолжно предоставляться на каж д омпункте KB, п оскольку участник по ставлен вжесткиерамки ограничительной 'системы соблюдения расписания. При свободной системе соблюдения расписания опоздавшего спортсмена следует временно лишать права на льготу до тех пор , пока он не пройдет хотя бы один этап междусмежными пунктами KB со скоростью , заданной или несколько превышающей ее, то есть пока не будет прекращен рост опоздания или не уменьшится его величина. Думается, что положения , рассмотренные в данной статье, п рименимы также и для мотоциклетных многоднев ных и однодневных соревнований на регулярность движения . Г. СОЛОВЬЕВ21