26
27
S*b&J£44sl€^l€sАВТОМОБИЛЬ С РОМБОИДАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ КОЛЕСВ инженерной школе Белградского университета группой конструкторов под руководством профессора М. Несторовача разработана оригинальная конструкция отечественного югославского автомобиля, имеющего ромбоидальное расположение колес, эллипсовидный кузов и ряд других конструктивных особенностей. Построенный опытный образец этого автомобиля рассматривается, как прототип одной из будущих моделей автомобилей. которые должны выпускаться в Югославии.кузова с наиболее эффективными, с точки зрения аэродинамики, формами. Так, при двухместном варианте (рис. 2) удается создать яйцевидный кузов, приближающийся по форме (в плане) к идеальной форме «падающей капли». Расположенный перед ведущей осью двигатель развивает мощность 14 л. с. Особого внимания заслуживает подвеска автомобиля (рис. 3). Оба отдель-; ных колеса (переднее и заднее) у прав : ляются трубчатыми балками, сочлененными с центральной ведущей осью (при помощи золотников) и обладающими осе-«УСИЛИТЕЛЬ» ЗАЖИГАНИЯВнимание европейских технических журналов привлекло новое приспособление. улучшающее работу системы зажигания .автомобильного двигателя. Приспособление. получившее название «усилитель зажигания», вставляется в центральное гнездо крышки распределителя зажигания или индукционной катушки и соединяется трубкой с впускным трубопроводом двигателя. Действие «усилителя зажигания» основано на создании дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения, меняющегося в зависимости от разряжения во впускном трубопроводе. т. е. от нагрузки двигателя. По данным испытаний, это существенно улучшает работу двигателя на малых и средних оборотах, увеличивает срок службы свечей зажигания и аккумуляторной батареи и снижает расход топлива (до 10 процентов).Рис. 3. Подвеска автомобиля. вой упругостью. Благодаря этому перед. нее и заднее колеса могут при наезде на неровности дороги перемещаться не только вверх, но также ив горизонтальной плоскости назад. Кузов покоится на несущей платформе, которая опирается на две продольные листовые рессоры. Эти рессоры соединяют кронштейны переднего и заднего колеса. Вес кузова распределяется, таким образом, равномерно на рессоры всех четырех колес. Четыре телескопических амортизатора устраняют возникновение упругих колебаний Одновременное координированное управление передним и задним колесами способствует повышению маневренности автомобиля; радиус его поворота равен всего 3,5 метра. Автомобиль весит 385 кг. Он развивает максимальную скорость 90 км/час. В специальной европейской печати отмечается. что описанная конструкция автомобиля является не первой попыткой подобного рода. Так, в тридцатых годах известный французский конструктор Габриэль Вуазен спроектировал автомобиль с ромбоидальным расположением колес, который, однако, не оправдал возлагавшихся на него надежд. Решающим недостатком такой конструктивной схемы является прежде всего, несмотря на большое расстояние между передним и задним колесами я вполне достаточную ширину колеи, плохая устойчивость. Нормальная четырехугольная схема расположения колес автомобилей обеспечивает гораздо лучшие их ходовые качества. В то же время отмечается, что югославская конструкция представляет собой очень интересный объект для дальнейшего практического изучения ромбоидальной схемы.Рис. 1. Югославский автомобиль с трехместным кузовом. Автомобиль (рис. 1) имеет одно управляемое колесо впереди, одно управляемое колесо сзади и два опорных ведущих колеса посредине. Такое расположение колес весьма способствует созданиюПри пуске холодного двигателя и при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой дополнительный искровой промежуток отсутствует. Новое приспособление может быть легко установлено на всех легковых и грузовых автомобилях.ИНДУКЦИОННЫЙ АМПЕРМЕТРНовый портативный амперметр индукционного типа выпущен американской фирмой «Верто-Роджерс». Такой прибор не требуется включать в электрическую цепь. Достаточно прижать амперметр к прямому участку провода, и он покажет величину тока в цепи. Прибор очень удобен для измерения зарядного тока автомобильных генераторов.Рис. 2. Двухместный ля (вид сверху).вариант автомобиАВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА «ФОРД»)В США закончены испытания нового газотурбинного двигателя, выпущенного концерном Форда для установки на грузовые автомобили, тягачи, тяжелые тракторы, бульдозеры и другие транспортные машины. Результаты испытаний показали. что достигнутые на данном этапе качества турбины позволяют использовать ее также и на легковых автомобилях. Наиболее существенной особенностью газовой турбины Форда является то. что в ней достигнута топливная экономичность. превосходящая соответствующие параметры обычных бензиновых двигателей на всем диапазоне рабочих режимов двигателя. В известных до сих пор газотурбинных двигателях удавалось добиться приближения к экономичности карбюраторных двигателей лишь на режиме больших нагрузок; на малых же нагрузках бензиновые двигатели, как правило, несравненно экономичнее газовых турбин. В новом газотурбинном двигателе Форда, как это подтвердили испытания, достигнуто вполне благоприятное протекание кривой топливной экономичности, характерное для современных поршневых двигателей. Более того, удельный расход топлива новой турбины почти на всех режимах ниже, чем у известных поршневых двигателей той же фирмы. Так, на номинальном режиме при максимальной мощности 300 л. с. удельный расход топлива равен 254 г/л. с. ч., при нагрузке равной 50 процентам от номинальной он падает до 218 г/л. с. ч.. а при 25-процентной нагрузке возрастает до 263 г/л. с. ч. Все это позволяет рассматривать создание новой турбины, как важный этап в развитии техники газотурбинных автомобилей. Газотурбинный двигатель «Форд», модель 704, работает на бензине, керосине и легком дизельном топливе. Его высокие эксплуатационные качества обеспечиваются применением двухступенчатого сжатия воздуха в центробежных компрессорах. Конструкция и принцип действия двигателя ясны из рисунка. Компрессор первой ступени 1, колесо которого вращается со скоростью 46 500 об.'мин, засасывает воздух, повышая его температуру До 232 градусов. Эта низшая ступень турбины выполняет роль компрессора наддува. Отсюда воздух проходит через промежуточный охладитель 2, где понижает температуру до 104 градусов. Охладитель представляет собой теплообменник, продуваемый атмосферным воздухом с помощью вентилятора 3, который приводится от вала компрессора, имеющего 19 000 об/мин. Далее воздух повторно сжимается в центробежном компрессоре второй ступени, колесо которого делает 91 500 об/мин. Степень повышения давления обеих ступеней компрессора доходит до 16 : 1. Температура воздуха повышается сначала до 268 градусов (по другим данным, до 330 градусов. — Ред.), а затем, при прохождении через выпускной теплообменник 9, возрастает (за счет тепла отработавших газов) до 535 градусов. Нагретый до такой температуры воздух. попадает в основную камеру сгорания 5, где смешивается с подающимся сюда топливом. Образующиеся в результате сгорания топлива газы, выходя из камеры сгорания, приводят в движение турбину 4 компрессора второй ступени. Температура газов, достигшая при выходе из основной камеры сгорания 925 градусон. снижается до 735, но вскоре вновь повышается до того же уровня, так как газы поступают во вторую камеру его-26 ЕВРОПЕЙСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ «ЭКСТРАКЛАССА»На фоне повсеместного увлечения микролитражными двигателями выделяется последняя новинка английского автомобилестроения — восьмицилиндровый V-образный 6,2-литровый двигатель «Ролльс-Ройс», являющийся самым мощным среди выпускаемых в Европе двигателей для легковых автомобилей. В то же время он многим отличается от принятых в США норм конструирования двигателей большого литража. Фирма «Ролльс-Ройс» известна своим консерватизмом в автомобильной технике: она вводит конструктивные новшества лишь после длительного экспериментирования и тщательной эксплуатационной проверки. До перехода на V-образную схему она спроектировала и построила 17 вариантов восьмицилиндрового двигателя рядной конструкции, испытывая их на автомобилях модели «Фантом» (которые обычно имеют шестицилиндровый двигатель). Затем было дополнительно построено более 10 вариантов V-образных двигателей. В результате новый восьмицилиндровый V-образный двигатель «Ролльс-Ройс» представляет собой зрелую конструкцию, объединяющую в себе многие конструктивные совершенства. Фактически сама конструкция является своеобразным критерием успеха тех новшеств, которые появлялись в мировой автомобильной технике за последние годы, и, о этой точки зрения, представляет определенный интерес. нием). Балансировка осуществляется путем специальных испытаний коленчатого вала в блоке цилиндров. В результате либо навариваются противовесы на картер сцепления, либо подкладываются дополнительные шайбы под болты маховика, либо снимается материал с гасителя крутильных колебаний на коленчатом валу. Благодаря такой индивидуальной подгонке и балансировке достигается исключительно мягкая работа двигателя. Бесшумности работы двигателя весьма способствует очень развитый по габаритам сухой воздушный фильтр (с фильтрующим элементом из водонепроницаемой бумаги и глушителем шумов всасывания), соединенный с карбюраторами широким гибким шлангом. Характерным в этом двигателе является отказ от традиционной для «Ролльс' Ройса» схемы противонаправленных клапанов, когда впускной клапан выполнялся подвесным, а выпускной — нижним. На двигателе установлена верхняя система распределения с подвесными клапанами большого сечения, гидравлически регулируемыми толкателями и центральным кулачковым валом, размещенным между двумя четырехцилиндровыми блоками; в алюминиевых головках блоков гнезда клапанов выполнены из аустенитной стали. Приготовление смеси обеспечивается двумя горизонтальными карбюраторами, каждый из которых питает два крайних цилиндра одного блока и два средних цилиндра другого блока. Впускной трубопровод подогревается водой системы охлаждения, а карбюраторы оборудованы пусковыми приспособлениями. Такое приспособление состоит из заслонки. расположенной непосредственно за сухим воздушным фильтром и управляемой биметаллическим термостатом, находящимся у колена выхлопной трубы. По сравнению с прежней системой облегчения пуска двигателя (с регулировкой соответственно температуре воды в системе охлаждения) эта конструкция действует быстрее и надежнее. Вместо ранее применявшейся гидравлической системы привода заслонки пускателя применяется специальная спиральная пружина, снабженная термоэлектрическим регулятором и не допускающая открытия заслонки под влиянием разряжения в цилиндрах. Размеры цилиндров двигателя: диаметр — 111,14 мм, ход поршня —91.44 мм. Степень сжатия — 8 : 1 . По давней традиции фирма не публикует данные о мощности двигателя. Специалисты считают, что она превышает 200 л. с. при 4000 об/мин. Максимальная скорость серийного лимузина «Фантом V» с новым двигателем достигает 180 км/час.$+Ш^1£44у1е^1японский СПОРТИВНЫЙ мотоциклНедавно пущенный в производство спортивный мотоцикл «Ямаха» является самым мощным японским серийным мотоциклом с двигателем класса 250 смз. Двухцилиндровый двигатель этого мотоцикла развивает мощность 20 л. с. при 7500 об/мин. На двигателе установлены два карбюратора и два воздухоочистителя (по одному на каждый цилиндр). Коробка передач мотоцикла — 5-ступенчатая. причем ГУ иV передачи являются повышающими. На корпусе фары мотоцикла установлен спидометр, тахометр и счетчик километров пробега. Передняя и задняя подвески имеют гидравлические амортизаторы. Вес мотоцикла — 151 кг. Он развивает максимальную скорость до 140 км/час.УДОБНАЯ ТЕЛЕЖКАВ Англии выпускается специальная тележка для работы лежа под автомобилем. Тележка выполнена из полиэфирной смолы, усиленной стекловолокном, и имеет углубления, обеспечивающие удобство размещения механика и инструмента. Тележка установлена на 4 поворачивающихся колесиках: высота ее 75 ммБлок цилиндров двигателя выполнен из алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния (как известно, на заводах «Ролльс-Ройс», выпускающих авиационные моторы, накоплен богатый опыт в этой области). Стальные гильзы «мокрого» типа. Пятиопорный коленчатый вал. изготовляемый из хромо-молибденовой стали, подвергается весьма тщательной балансировке (вместе с кривошипно-шатунным механизмом и гидравлическим сцеплерания 6, куда для промежуточного подогрева подается дополнительное топливо. Из второй камеры сгорания газы направляются в силовую турбину 8и на два турбинных колеса, которые приводят в движение первую (низшую) ступенькомпрессора. Вал силовой турбины 7 вращает приводной вал через передаточное устройство, обеспечивающее при максимальной мощности двигателя 4 600 оборотов приводного вала в минуту. Отработавшие газы проходят через выпускной теплообменник 9, где, как уже указывалось, отдают свое тепло воздуху. поступающему из компрессора второй ступени. Затем отработавшие газы отводятся в атмосферу, имея температуру 390 — 394 градуса, т. е. такую же. как у обычных двигателей. Двигатель «Форд-704» весит 300 кг. Его максимальная мощность превышает 300 л. с.СВЕЧА С ВРАЩАЮЩИМИСЯ ЭЛЕКТРОДАМИАмериканская фирма «Спарк-О-Матик» начала производство новых свечей зажигания с шестью боковыми электродами, вращающимися вокруг центрального электрода. Такая конструкция обеспечивает более равномерный износ электродов и самоочистку их от нагара, благодаря чему срок службы этих свечей в несколько раз превышает срок службы обычных свечей. Кроме того, по заявлению фирмы, свечи с вращающимися электродами облегчают пуск холодного двигателя, позволяют существенно увеличить степень сжатия и снизить расход топлива. Способ вращения электродов фирма не раскрывает.СТЕКЛОПРОМЫВАТЕЛЬ «БОШ» С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ1 — Компрессор низшей ступени; 2 — промежуточный охладитель; 3 — центробежный вентилятор; 4 — турбина компрессора второй ступени; 5 — основная камера сгорания: 6 — камера сгорания промежуточного подогрева; 7 — вал силовой турбины; 8 — силовая турбина; 9 — выпускной теплообменник. Новый стеклопромыватель фирмы «Бош» изготовлен почти целиком из пластических материалов, в том числе форсунка и резервуар емкостью 1,3 литра. Электродвигатель промывателя может работать при напряжении 6и 12 вольт. Бесклапанный насос центробежного типа сразу же после включения развивает давление 0.6 атмосферы, причем струя воды достигает до верхней кромки ветрового стекла.27