БпблшографняНОВЫЕ КНИГИ В 1960 ГОДУплане издательства «Физкультура и спорт» на 1960 год моторные виды спорта — автомобильный и мотоциклетный — представлены несколькими названиями нниг. Одна из них — «Искусство ездить» — написана чешским инженером Зденеком Трейбалом (перевод с чешского И. Ивановой). Н ужно обладать большим талантом юмориста и незаурядными способностями популяризатора, чтобы так увлекательно рассказать об искусстве ездить на автомобиле, к ак это сделал Зденек Трейбал. Не удивительно поэтому, что его книга пользуется в Чехословакии исключительным успехом и выдержала за короткое время три издания. В больш ой степени успеху этой книги способствуют остроумные рисунки . Большая группа автомобилистов и мотоциклистов, исколесивших всю нашу страну, подготовила второе издание кни г и «Автомобильный и мотоциклетный туризм» (редколлегия: П. П. Берг, А. Б. Визенталь, Г. М. Соловьев). Помимо конкретных указаний по подготовке автомобиля и мотоцикла к путешествию, в книге содержится описание маршрутов путешествий, исторические сведения о районах, по которым проходят маршруты, и т. д.По страницам зарубежныхжурналовВКнига С. В. Глазунова и А. А. Сабинина «Скоростные автомобили за рубежом» знакомит читателей с принципами организации автомобильного спорта в Европе, конструкциями скоростных автомобилей и правилами проведения соревнований. Готовится вторым изданием «Справочн ик мотоциклиста» К. И. Дементьева и Н. Н. Юмашева. В справочнике содержатся технические характеристикии эксплуатационные данные мотоциклов отечественных марок, рассказывается о средствах повышения проходимости и техническом обслуживании машин. Здесь можно найти ответы на множество различных вопросов, возникающих перед мотоциклистом какв первое время после приобретения мотоцикла, т акив процессе его дальнейшей эксплуатации. Судьи всесоюзной категории А. В. Карягин и Б. Ф. Конев на страницах книги «Судейство соревнований по автомотоспорту» делятся богатым опытом, накопленным ими более чем за четверть века судейства различных автомобильных и мотоциклетных соревнований. Эта книга содержит материал, интересный не только для организаторов соревнований и судей, но и для широкого круга любителей спорта. А. ДОБРОВ.«КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД» В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СШАПрошло не более двух лет с тех пор, к ак американская пресса весьма помпезно рекламировала правительственный план дорожного строительства. План этот, действительно, весьма внушительный: к 1972 году должно быть построено 41 000 миль (около 65 000 км) новых современных дорог, соединяющих между собой почти все средние и маленькие города страны. Недаром в некоторых газет ах комментаторы этого плана ссылались на «русский пример», имея в виду при этом наличие элементов государственного планирования и размах намечаемого строительства. На осуществление всего плана строительства дорог запланирована колоссальная сумма в 46 млрд. долларов. Такое большое внимание объясняется ещеи тем, что многие экономисты рассматривают план дорожного строительства как существенную меру снижения безработицы в стране, связывая с ним весьма оптимистические расчеты по повышению общей занятости. Ж изнь показывает, однако, что следовать «русскому примеру» в условиях капиталистической экономики не таи-то легко. К ак пишет Эрнст Берендт в швейцарской газете «Аутомобиль Ревю», «дорожный план, ассигнования на него и связанные с ним расчеты на уменьшение безработицы остались на бумаге». Поначалу все шло более или менее хорошо. В начале 1958 года ассигнования на дорожное строительство резко увеличились, и это действительно помогло в течение некоторого времени обеспечить занятость не только на самом строительстве, но и на предприятиях, поставляющ их сталь, бетон и дорожно-строительные материалы. Однако за первыми ша гами наступило «топтание на месте». В июле 1959 года правительство США решило предпринять распределение заказов в соответствии с предусмотренными на 1961 год расходами на дорожное строительство в сумме 2,5 млрд. долларов. На практике оказалось, однако, что правительство в состоянии покрыть эти расходы лишь на '.';, часть (т. е. на 500 млн. долларов) путем увеличения федерального налога на бензин на 1,5 цента за галлон. Для того чтобы план дорожного строительства не провалился полностью (по крайней мере, в течение «критического периода» б лижайших2 — 3 лет), пишет Берендт в своей статье с характерным названием «Кризис американской дорожно-строительной программы», было необходимо найти дополнительные источники финансовых поступлений. Президент Эйзенхауэр высказался за повышение налога на бензин до 3 центов за галлон, конгресс США после долгих дебатов принял «компромиссное» решение увеличить налог до... 0,5 цента на галлон. Но и эта жалкая подачка государству показалась чересчур «чувствительной» для некоторых концернов. Агенты «сильных мира сего», заседающие в «Комитете местных дорог и магистралей» конгресса постарались замариновать оформление решения. В результате ассигнования на 1961 год подверглись «усечению» на две трети, а срок окончания программы дорожного строительства перенесен с 1972 на 1976 год. «Дальнейшая судьба всей дорожностроительной программы США, — пишет газета, — поставлена под серьзную угрозу».ЧТО ТАКОЕ „ТУРИСТ-ТРОФИ£«Дорогая редакция! Не раз на страницах вашего журналая читал огонках «Турист-трофи». Расс кажите , пожалуйста, подробнее об этих соревнованиях. Читатель Л. ГЛАЗОВ. После первой мировой войны программа TT включала тригонки : «Лайтуэйт» — до 250 емз, «Юниор» — до 350 емз и «Сениор» — до 500 емз. Кроме того, в двадцатых годах вгонках стали принимать участие легкие мотоциклы — до 125 емз и мотоциклы с колясками. В течение многих лет гонки на острове Мэн способствовали развитию конструкции и улучшению динамических качеств дорожных мотоциклов. К началу тридцатых годов конструкции этих мотоциклов под влиянием все возрастающей быстроходности становятся все более специфическими, в результате чего они постепенно теряют свои универсальные качества и превращаются в машины специального назначения. После второй мировой войны ТТ были впервые проведены в 1947 году. С 1951 года в программу соревнований включены гонки для мотоциклов пяти классов: 125, 250, 350, 500 см 3и 500 смЗ с колясками. Вследствие большой длины кругаи наличия многочисленных поворотов, подъемов и спусков (см. рисунок) гонки • Турист-трофи» считаются одними из труднейших. Е. РЫБАКОВА.Шоссейно-кольцевая гонка «Туристтрофи», или, к ак ее сокращенно называют, ТТ, проводится на острове Мэн в Ирландском море. Это первое соревнование мотоциклистов, получившее международное признание. Теперь оно входит врозыгрыш мирового чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам. Прежде гонка преследовала иные цели — всестороннее испытание дорожных, «туристских», мотоциклов при напряженных режимах рабрты двигателя. Впервые соревнование было проведено в 1907 году в двух классах мотоциклов: «Сениор» (старшая) — для двухцилиндровых мотоциклов и «Юниор» (младшая) — для одноцилиндровых. Рабочий объем двигателей не ограничивался, но расход топлива на 100 км не долж ен был превышать 3,8 литра для двухцилиндровых двигателей и 3,1 литра для одноцилиндровых. В 1909 году ограничения в расходе топлива были отменены, и «Турист-трофи» стал скоростной гонкой. В 1911 году разделение на классы производилось уже по рабочему объему двигателей. По следам наших выступлении«БУДЕТ ЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ В ГОРОДЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЕЙ!»В корреспонденции под таким названием («За рулем» № 9, 19S9 год) были подвергнуты критике руководители Горьковсиого областного автомотоклуба, Горьковского автозавода и областного комитета ДОСААФ за равнодушное отношение к автомобильному спорту в г. Горьком. К ак сообщает председатель Горьковского областного комитета ДОСААФ т. Колобовников, корреспонденция обсуждалась на совете автомотоклуба, заседании автозаводского комитета ДОСААФ и на президиуме обнома Общества совместно с представителями областного комитета ВЛКСМ и совета Союза спортивных обществ и организаций области. Вопрос об автомобильном и мотоциклетном спорте обсуждался танже на V пленуме обкома ДОСААФ. На пленуме намечены пути улучшения спортивно-массовой работы в Горьковской области. Бывший начальник АМК А. А. Уханов постановлением президиума обкома от занимаемой должности отстранен. Принято решение организовать работу автомотоклубов области по субботам и воскресеньям, систематически проводить автомобильные и мотоциклетные соревнования, занятия со спортсменами и общественными инструкторами. Спортсмены клубов будут выезжать в районы области для организации соревнований с участием сельской молодежи и показательных выступлений. Руководителям автомотоклубов дано указание регулярно проводить соревнования на мастерство вождения автомобилей, экономию топлива, а также по правилам уличного движения. Предполагается в 1960 году провести ралли с привлечением индивидуальных владельцев автомобилей. Будут возрождены традиционные соревнования по мотоциклетному кроссу имени В. П. Чкалова. При областном автомотоклубе намечено отнрыть мастерскую для ремонта автомобилей и мотоциклов любителей.ВОСТОК И ЗАПАДЗападногерманский журнал «Дас Моторрад» сообщает, что выпуск мотоциклов в Западной Германии упал настолько, что не составил в прошедшем году и 20 000. Комментируя это сообщение, выходящий в ГДР журнал «Моторспорт» пишет, что лишь один крупный мотоциклетный завод в республике выпускает больше мотоцинлов, чем все мотоциклетные предприятия Западной Германии. «А о перспективах и говорить нечего, — добавляет журнал. — Достаточно ознакомиться с семилетним планом развития народного хозяйства ГДР в 1959 — 1965 годах».31