24
25
P. ВИТ И О. ХАЛУПА^ %БУДАПЕШТБЕЛГРАД...И вот наступает финиш подготовки: упаковка, приобретение последних необходимых принадлежностей, основного и дополнительного фото- и кинооснащения (его много, куда больше, чем то, что брали с собою Ганзелка и Зикмунд в первое путешествие). Огромные чемоданы постепенно исчезают в чревах машин под диванами, вдоль бортов, в нижних ящиках и под сиденьями. Упаковывается обмундирование участников. В машины вносят подсобные материалы: книги, журналы, множество карт и, наконец, «канцелярию» — путевые дневники, технические дневники, копировальную бумагу, конверты, штемпели, тушь, циркули, линейки, сшиватели и пр. Картотека набита так, что едва не разваливается. Зикмунд берет на себя ведение всех дел, связанных с паспортами и карнетами, и является главным бухгалтером экспедиции. Целые тома учетных бумаг исчезают в его объемистом портфеле. Чемодан для кухонных принадлежностей пока еще зияет пустотой. Отправляемся в Старый город и возвращаемся с полным комплектом предметов для кухни, словно молодожены. Кастрюли и кастрюльки, крышки к ним самых различных размеров, спиртовка, молоток для отбивания мяса, дуршлаг и терка — целое царство для Роберта Вита, который утвержден по совместительству в качестве повара экспедиции. В машину перекочевывают оружие, рыболовные принадлежности, аккумуляторы для кинокамер, лампы-вспышки к фотоаппаратам, магнитофоны, радиопередатчики «Телемат», аппараты для зарядки аккумуляторов от сети, электропринадлежности, проволока, инструмент, кабели. Количество вещей все растет, и соответственно увеличивается вес 'Машин и прицепов. Большая и тяжелая телескопическая антенна выводит из себя Халупу, и он готов снять ее тут же в Праге, чтобы облегчить прицепы. Но прежде, чем избавляться от лишнего Грузла, все оснащение необходимо проверить в походе, особенно в тяжелых дорожных условиях Албании. Поездка по этой стране окончательно решит, что следует нам брать в Азию, а что будет запаковано в ящики и отослано домой. Вес каждой груженой машины с прицепом достигает почти 5000 кг. Нашим моторам в 75 л. с. придется попотеть. В последние две недели не имеем ни минуть! отдыха. Встаем в5 утра, ложимся глубоко за полночь. В секретариате экспедиции телефон звонит непрерывно...ОТЪЕЗДНаконец едем на наших машинах к месту официального старта, у здания Центрального автоклуба на Оплетэловой улице. Нас встречают звуки военного духового оркестра, приветствуют пионеры, поднимает тост приматор Праги товарищ Свобода. Много знакомых, милых лиц, мокрые глаза, сердечные рукопожатия. Давка такая, что приматору едва удается перерезать стартовую ленточку. Выехать почти невозможно. Со всех сторон к нам тянутся руки за автографами, для последнего рукопожатия, слышатся пожелания счастливого пути.У моста Ирасека бросаем последний взгляд на Прагу и через Вышеград выезжаем за город. Перед нами стелется шоссе Прага — Венешов — Табор. Через 182 километра мы видим селение Гмюнд по ту сторону границы. Машины въезжают в пространство между нашим и австрийским шлагбаумом. Ганзелка Включает радиопередатчик и устанавливает связь с... Эритреей и Саудовской Аравией. Через них он сообщает миру, что передавать из Австрии не удастся, так как радиопередатчики будут опломбированы. Сперва мы совершенно не чувствуем, что пересекли границу. Вроде бы вокруг ничего и не изменилось. Здешний пейзаж напоминает южную Чехию. Но затем впечатление меняется. Похоже будто на этой стороне жизнь остановилась в своем развитии. Повсюду вывески мелких ремесленников и частных предприятий, по пути встречается много мелких трактиров. Затемно въезжаем в городок Горн и узнаем, что свободных мест в гостинице нет. Направляемся в кэмпинг. Ставим обе машины рядом, достаем спальные мешки и укладываемся спать. Перед тем, как уснуть, успеваем «поймать» по радио последние известия, из которых узнаем, что мы в самом деле отправились в путешествие.КЭМПИНГ И ДОРОГА НА ВЕНУУтром в ресторанчике кэмпинга получаем воду, кофе, чай; здесь можно сварить все, что нужно автотуристу. М ы готовим завтрак из своих запасов, чтобы подвергнуть первой проверке одну из составных частей нашего оснащения. Некоторую зависть к здешним автолюбителям вызвали у нас австрийские дорожные знаки. Они установлены удобно и окрашены в красный и синий цвета ярко люминесцирующими красками, отчего очень хорошо видны издалека. И не только знаки, но и дорожные указатели. На некоторых придорожных столбиках и деревьях нанесены люминесцирующие ромбы. Совершенно неприметные днем, ночью они ярко светятся — слева белые, справа красные. Такой способ обозначения намного дешевле стеклянных отражателей. При подъезде машины к перекрестку вечер ом или же ночью весь он сверкает так, что не возникает никаких сомнений в том, куда какая дорога ведет. Эти меры обеспечения безопасности движения содействуют оживлению автомобильного туризма и привлечению иностранцев. Интенсивность движения на австрийских периферийных дорогах примерно такая же, как иу нас. Но как только машина приближается к Вене,Старт экспедиции в Праге, у Центрального автомотоклуба СВАЗАРМ. поток транспорта возрастает настолько, что приходится кореннымобразом перестраиваться, подлаживаясь к новому, совершенно немыслимому для нас тем ­ пу движения. В городах Австрии скоро ­ сти движения намного выше, ч ему нас, число рядов больше. Ездят здесь попиратски: кто как умеет. О бгоняюти слева и справа, где свободнее. М ногие перекрестки движения регулируются только желтыми «мигалками». На перекрестках не зевай, иначе тебе не да ­ дут тронуться с места. П роездчерезбольшую часть оживленных перекрестков регулируют чаще всего полицейские, р еже — светофоры. Весьма редко практикуется левый поворот с выездом из крайнего ряда. И нтереснуюи полезную службу несет автомотоклуб. О н организовал ремонтные посты первой помощи на мотоцик ­ лах с колясками. П о сравнению сПрагой движение в Вене более интенсивное. Это приводит к тому, что в центре города на ожив ­ ленных улицах машину поставить негде. О т Мария-Хильфештрассе отходит ряд более спокойных улочек, но чтобы отыскать местечко, где можно было бы ненадолго оставить машину, зачастую требуется настоящее искусство. Приходится несколько раз выезжать на глазную улицу, снова и снова поворачивать вбоковуювнадежде , что за это время кто-то освободит место. Венцы научились въезжать вщелимежду стоящими машинамис ходу, б ез маневрирования и осаживания. М есто берется с бою, быстротой и натиском. Человек, привыкший к уличному движ ениюПраги или Брно, высоко оцени ­ вает отсутствие большого количества светофоров в Вене. О ни сильно тормо ­ зили бы движение транспорта. Обычно на перекрестке мелькает желтый свет, на который каждый едет, как умеет. На оживленных перекресткахсдвижениемв три ряда и более стоят улыбающиеся венские регулировщики, которые очень напоминают дирижеров, управляющих движущимся уличным оркестром ; они пользуются большим авторитетом. М ы ни разу не видели, чтобы кто-нибудь с « и ми спорил или же торговался. Регулировщик здесь, как судья на футболе: свистнул — выполняй указание беспре ­ кословно.На границе Чехословакии с Австрией.В чем причина? М еханикуОльдржиху Халупе предстояло разгрызть крепкий орешек. Было решено начать с устранения всех возможных причин, которые могут вести к вибрации колес. У же на следующий день нашего пребывания в Вене обе машины оказались в специальной мастерской, г деспомощью простых и точных приспособлений выверяется ди ­ намическое равновесие колес. Колеса ивсамом деле нуждались в такой выверке. Добавили противовес и снова подвергли машины испытанию. Вибрация несколько уменьшилась, но все же была еще значительной. Морщины Ольдржиха разгладились только в Будапеште. И менно здесь, последовательно проверив все части системы управления, мы нашли подлинную причину вибрации. О на крылась в пруж ине гасителя колебаний системы управления. Достаточно было чуть растянуть пружину, и вибрация полностью прекратилась. П отом она снова изредкапо ­ являлась, но диагноз был уже поставлен и средства лечения известны.П о площади он почти вдвое больше Праги. О бширные прекрасные парки, великолепный Непстадион, бесподобный остров Маргит. В городе две главные артерии, по ко ­ т орым проходит все движение : Больш ое кольцо и кольцо Хунгария. П ервое служит магистралью, связывающей отдельные районы города ипересекаю ­ щ ей все главные будапештские улицы. Второе кольцо — это практически окружная дорога, д ающая возможность транспорту миновать центр горо ­ да. Главные улицы лучеобразно пересе ­ кают Большое кольцо и по большей части разделяют город на отдельные райсны. Если приезжий знает этот принцип расчленения города, то он внем не заблудится. В Будапеште ездят осторожно, д виже ­ ние несколько слабее, ч емвПраге . Большую сеть троллейбусов и автобусов дополняет старейшая в Европе подзем ­ ная дорога. Нравятся нам и жители Будапешта, очень милые, внимательные и на редкость гостеприимные хозяева. О ни пом огаютнамвчем только могут, з ада ­ ривают нас сувенирами. Цель нашей экспедиции близка и понятна всем люд ямдоброй воли. Ы\ы раздаем автографы, вписывая их на бумагу, в книги, на флажки, паспорта, клубные удостоверения идаже на... партбилеты.ОБЛЕГЧЕНИЕ «ТАТРАМ»Вибрация колес, довольно большая нагрузка на прицеп и первый полученный в пути опыт заставили нас ужев Будапеште, а затемив Белграде освободиться от части оснащения. Лишние постельные принадлежности, химикалии, некоторые запасные части к аппаратам, часть библиотеки — около полутора центнеров груза было выгружено и упаковано в ящики для отправки в Чехословакию. Здесь все это имущество будет лежать до тех пор, когда оно нам по-настоящему понадобится. В Будапеште проводим новую рационализацию внутри машин. П окупаемпе ­ нистую резину и тщательно укладываем ее под всю оптику и точные при ­ боры, чтобы избавить их от возможных повреждений. По-новому размещаем чемоданы и ящики, стремясь облегчить себе труд при открывании нижних вместилищ. Но размещение менялось после этого по меньшей мерееще трижды, пока нам, наконец, удалось найти «оптимальный» вариант. Всю дорогу от Будапешта до границы мы едем под проливным дождем . П о ­ токи дождяс ветром хлещут по гладкой поверхности машин , колеса расплескивают лужи, в Шегеде преодолеваем чуть ли не озеро ! На шоссе у самой венгро-югославской границы разбиваем лагерь. А дождь, не переставая, хлещет в окна, по крышам ибортаммашин . Ганзелка до глубокой ночи шлет в эфир сообщения радиолюбителям всего мира о том, что завтра он не выйдет на диапазон, потому что и югославы, по примеру австрийцев, не дали разрешения пользоваться радиостанциями. Ночное интермеццо с венгерскими пограничниками, которые проверяют нас в зоне границы, и вскоре наш мок ­ рый лагерь тонет во тьме.ВТОРОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ШЛАГБАУМД орога , ведущая из Вены на восток, покрыта великолепным асфальтом. Вскоре мы оказываемся в Бруке на Ли таве, в прославленном месте похожде ­ ний бравого солдата Швейка. Отсюда ужерукой подать до Никкельсдорфа, пограничной деревушки возле венгер ­ ской границы. Т аможенники быстро выполняют формальности, и вверх поднимается второй пограничный шлагбаум на нашем пути. Над голубой машиной появляется антенна. Ганзелка посылает в эфир сообщ ениео том, что после распломбирования радиостанции мы снова можем вести передачи. Равнина тянется через всю Венгрию и прерывается лишь у самой столицы. И здесь имеются люминесцентные дорож ­ ные указатели. Ж алко только, что надписи на них нередко сделаны мелкими буквами и поэтому издали плохо читаются. Надвигаются сумерки. К вечеру автомобильное движение на дороге уменьшается, но приходится быть очень внимательным — множество велосипедистов и конных повозок движется без света, поэтому обнаруживаешь их обычно в последний момент. На всем пути нас провожают друже ­ любные взгляды и взмахи рук, улыбки девчат и приветственные крики парней. На каждомкилометре пути чувствуем, что мы в стране друзей.ПЕРВЫЕ ХЛОПОТЫУ же во время погрузки машин вПра ­ ге мы проявляли беспокойство по поводу каждогограмма груза. Как оказа ­ лось, предчувствия нас не обманули. Вскоре после отъезда появились неко ­ торые симптомы, которые не наблюдались ни в период испытаний, ни впе ­ риод обкатки машин. П ри скорости 20 — 4 0 км/час начиналась сильная вибрация колес, которая на большей скорости прекращалась.И. Ганзелка и О. Халупа в кабине «Татры».НАМ НРАВИТСЯ БУДАПЕШТБудапешт производит очень сильное впечатление. О громная дуга широкогоДуная разделяет город на две части.(Продолжение следует)25