На озере Мальтазеро Мальта, где проходили соревнования, расположено на окраине Познани (Польша). Почти со всех сторон озеро, закрыто лесом, поэтому вода в нем всегда спокойна. Участники должны были пройти серию из трех гонок по 8 миль каждая (длина круга 1609,3 м — одна английская миля). Линия старта располагалась в средней части большой прямой. Судейская вышка и стартовые часы находились у уреза воды. Причал размером 70 X3м был устроен на сваях. Предстартовая зона занимала 100 ми ограничивалась четырьмя буями, расположенными вне гоночного круга. Многочисленные зрители (до 35 000 человек) были свидетелями острой спортивной борьбы. Даже на поворотах спортсмены не сбавляли скорости своих судов, преодолевая виражи по плавной кривой без резкого изменения направления. Ход соревнований непрерывно ком ментировался по радио, причем комментатор тут же объявлял и результаты победителей. Интересно отметить, что большинство судов после предварительного сигнала не сразу выходило в предстартовую зону, а лишь за 1—1,5 минуты до старта. Это объясняется тем, что у спортсменов хорошо отработана заводка двигателя и они абсолютно уверены в ее надежности. Старт спортсмены берут на максимальной скорости, но через 5—7 секунд после выстрела, чтобы полностью исключить возможность фальстарта (за него участники дисквалифицируются на все соревнование, а не на один заезд, как принято у нас). в соревнованиях на первенство Европы участвовали 22 гонщика. Средняя скорость трех лучших была равна 77,6, 77,9 и 75,6 км/час. Таким образом, и рекорд СССР {68,2 км/час) и результаты чемпиона нашей страны (66,4 км/час) в аналогичных гонках еще далеко отстают от достижений лучших зарубежных спортсменов. Победитель первенства Ади Бадерле (ФРГ) один из кругов (1609,3 м) прошел со скоростью 82,8 км/час, тогда как рекорд СССР на дистанцию в 1000 м составляет 76,8 км/час. Судейство соревнозаний было организ овано четко. Все сигналы давались по хронометрув точно указанноепрограм мой время . П редставляют интерес стартовые часы спростым механическим приводом (гиревой механизм ) и электрическим пуском. Любопытна и конструкция буев, где в качестве плавучести йена рисунке вверху: 1, 2. 3, 4 — поворотные буи; 5 — судейская вышка; 6 — техническая база; 7 — причал; АБВГ — стартовая зона; АБ — линия старта.В 1960 году советские водномоторники должны впервые встретиться на водяных дорожках с зарубежными гонщиками. Недавно представители Федерации водно-моторного спорта СССР в качестве наблюдателей присутствовали на первенстве Европы по водно-моторному спорту в классе судов типа СА-250. Мы печатаем их заметки об организации первенства и спортивной технике, представленной на этих соревнованиях.Щ£Чемпионы СССР 1959 г,Заметки спортивных наблюдателейОпользованы камеры тяжелых грузовых автомобилей. Почти все участники (англичане, итальянцы, немцы, венгры и болгары) выступали на первенстве Европы на моторах «Кёниг» и пользовались топливом, состоящим из метанола (17—19 частей), бензола (2) и касторового масла (1). Большинство гонщиков применяло запальные свечи с калильным числом 280—290. Подводные части моторов были обычные, с редукцией 1 : 1 . Но гребные винты итальянской фирмы «Радиче» имели оригинальную конструкцию. У них своеобразный профиль, и изготовляются они из специальных сортов высококачественной стали. Бинты «Радиче» начинают вытеснять ныне популярные американские винты «Мичиган». Как мы убедились, зарубежные гонщики много внимания уделяют доводке и регулировке фирменных гоночных двигателей. С появлением мощных Подвесных моторов, позволяющих получать Скорости порядка 90—120 км/час, во многих странах была проделана большая экспериментальная работа по созданию скутера, который мог бы устойчиво держать курс на прямых и не опрокидывался бы на поворотах. Пока с лучшей стороны зарекомендовали себя скутера «Пфениг» (ГДР), американские «Свифты» и итальянские «Молинари», На этих скутерах достигают высоких скоростей в любых условиях. Строятся они по трехточечной схеме, но несколько отличной от той, что принята в СССР. Для изготовления их используется красное дерево. Длина, ширина и вес скутеров немного больше, чем у наших, а обшивка примерно в два раза толще. Готовые суда не красятся, а лакируются и полируются. В кокпите ставятся мягкие подлокотники, а на елани кладется подушка-мат. Спонсоны в районе смачиваемой поверхности не имеют килеватости, а киль от реданов до кормы сделан вогнутым на 3 мм. Внутренняя вертикальная скула спонсона на днище не обрывается у заднего обреза, а продолжается с плавным сходом на нет (примерно на 60—80 см в корму). Этим увеличивается продольная жесткость корпуса, отпадает надобность в установке металлических плавников на спонсонах. Самое основное в этих скутерах — обеспечение работы гребного винта практически в невозмущенном от спонсонов потоке. Зарубежные специалисты считают, что нельзя сделать легкий скутер прочным. На днище судов ставится многослойная фанера 6—10 мм, поэтому они имеют повышенный вес. Прочное и жесткое днище обеспечивает ровную и гладкуюпо водно-моторномуспортуС леванаправо : Г. ВОИНОВА (судно класса СИ. дистанции 10 км и3X5 км), А. ПРИВЕЗЕНЦЕВ (СИ. 10 км). Г. ГОРБАЧЕВ (СИ. 3 X5 км), Г. ПЕНЬКО (СА. 10 км), В. СТЕПАНЧИКОВ (СА. 3 X5 км). X. ХЕЙНСАЛУ и М. ХЕЙНСАЛУ (МА. 10 км и3XX5 км), О. ГАВРИЛОВ (ГА, 50 км), Н. ВАСИЛЬЕВ и А. КЛОСС (К-3. 50 км). поверхность, что очень важно для получения максимальной скорости. У штурвальной панели некоторых скутеров на мягкой подвеске смонтирован манометр до 3—5 атм. с дистанционной трубкой, установленной на транце и выступающей под днищем на 1—2 см. С помощью манометра можно лучше регулировать и доводить мотор, а также подбирать корпус и гребной винт. В тот же день, когда разыгрывалось первенство, состоялись гонки на призы различных организаций Польской Народной Республики. В них приняли участие спортсмены ряда стран на судах с моторами до 175, 350 и 500 см 3 . Наивысшая средняя скорость, показанная на судах класса И (175 см 3 ), составила 72,6 км/час, на судах класса В (350 см 3 )—83,5 км/час, на судах класса С (500 см 3 )—85,6 км/час. Рекорд дня и трассы составил 90,102 км/час. Его установил на судне класса С польский спортсмен Анатоний Якубовский. Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ, председатель Федерации водно-моторного спорта СССР. В. ЖИРОВ, мастер спорта.29